Урок по русскому языку "Обращение".8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Урок Обращение 8 класс.docx
Русский язык.                                                                                                                               Дата: 26.02.16 Класс:  8   Г                  Тема урока: Обращение  и знаки  препинания  при нем. Цели урока: вспомнить  и обобщить  известные учащимся  сведения об  обращении;  расширить  имеющиеся  знания  об обращении  и  знаках  препинания  при  нем; формировать умение  находить   обращение в предложении и расставлять  знаки   препинания  при нем; развивать  умение  составлять  предложения с  обращением; воспитывать  ответственность  у  учащихся   за выполняемую  работу; прививать  интерес к  изучению  предмета.  Оборудование: компьютер, презентация, карточки, постер. Тип урока: урок изучения  нового  материала. Вид урока: комбинированный. Ход  урока: 1.Орг.момент Приветствие  детей  Стадия осмысления Слово  учителя: ­Сегодняшний  урок  я  хочу  начать  необычно, я хочу прочитать вам  письмо  Николая Островского. Послушайте.         ……!   Все  твои  письма  мне  прочли. Очень  рад, что  доставил  тебе хоть  малую радость. Я хочу  с  тобой  серьезно  поговорить.   Я прошу тебя, …. ,  очень прошу  и даже  требую, чтобы  ты  не  несла  никакой  тяжелой  работы. Выполни   мой  наказ, …..! Самое  главное – береги  себя,  ……, как ты  думаешь,  не  лучше  ли тебя  поехать  в санаторий? Подумай и сейчас  же  напиши. Все  будет  сделано так, как  хочешь  ты.   Крепко  обнимаю, …! ­Скажите , как вы  думаете,  к  кому  обращается  Николай Островский в своем письме? Ответы  учеников. ­Сколько  разных  мнений!  Почему вы  сразу не могли  догадаться? ( Потому  что не указан  адресат, не  называется лицо,  к кому  обращаются.) ­А теперь  давайте  посмотрим, кто же из вас прав: СЛАЙД        Милая  мама!   Все  твои  письма  мне  прочли. Очень  рад, что  доставил  тебе хоть малую  радость. Я хочу  с  тобой  серьезно  поговорить.   Я прошу тебя, моя   родная, очень прошу  и  даже  требую, чтобы  ты  не  несла  никакой  тяжелой  работы. Выполни мой  наказ, мамочка!  Самое  главное – береги  себя. Милая  мама, как ты  думаешь,  не лучше  ли тебя  поехать  в санаторий? Подумай и сейчас  же  напиши. Все  будет  сделано так, как  хочешь  ты.   Крепко  обнимаю, моя  славная  труженица! ­ Как  же  называются  выделенные  слова в письме , помогающие  узнать  к  кому   адресовано  письмо ? Обращение.  ­  Значит  тема  нашего  урока: «Обращение и  знаки  препинания  при  нем».  СЛАЙД  Запишите   тему  урока и , учитывая, что с обращением вы  уже  знакомились раньше, сформулируйте   цель урока.СЛАЙД,  Цель  урока: вспомнить, что  такое  обращение , расширить  имеющиеся  знания об обращении и знаках  препинания  при нем.  Давайте  вспомним  уже  известный  вам  материал  об  обращении. 1 группа. – Что  такое  обращение? 2 группа – Для  чего служат  обращения? 3 группа – Каковы  знаки препинания  в  предложении  с   обращениями? ­Все верно. Теперь  откройте  учебник на стр.170 и прочитайте  теоретический  материал (самостоятельно). Теперь  ответьте   мне  на вопросы.  Вопросы на Ромашке. За каждый  ответ 1 балл в оценочный лист.  Вопросы: 1.По  каким  признакам  можно  найти обращение  в предложении? Обращение в предложении можно найти  по   звательной интонации, по  форме  Именительного падежа, по  значению ­  называет  того , к кому  обращается  с  речью. 2.Какова  функция  обращений  в  устной   речи?    Обращение  служит  для   привлечения  внимания  собеседника  к  сообщению  и  для   выражения   отношения  говорящего к собеседнику. 3.Какую  роль  играют  обращения  в  письмах?  Обращения в письмах  служат  для  выражения  отношения  к адресату. 4.Как  могут  использоваться  обращения  в   поэтической  речи?  В поэзии  в  роли  обращений  могут  употребляться   неодушевленные   существительные. Это  один  из  приемов  олицетворения. 5. Какими  частями  речи  могут  быть  выражены  обращения?   Обращения  выражаются  формой  именительного  падежа   существительных,  прилагательных, причастий  в  значении  существительных,  прилагательных, причастий   в  значении существительных. 6.Какие  две  разновидности  обращений  вам  известны?  Обращения  бывают  распространенные  и  нераспространенные. 7. Какими  знаками  препинания  выделяется    обращения?   Обращение  в  предложении  выделяется  запятыми.  Если  обращение  произносится с  особым  чувством и стоит  перед  предложением , то  после  него  ставится   восклицательный  знак,  а  предложение   начинается  с  прописной  буквы. Спасибо! Не забудьте себя оценить! ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, Работа  в  группе.  Работа с учебником. Упр.331 1 группа   1­3 предложения. 2 группа   4­6  предложения. 3 группа  7­9  предложения. ПРОВЕРКА:  1.Отчизна                2.Домбра моя!                   3.О мой дом, моя юрта, 4.Иван Кузьмич      5.Матушка моя родная, ты  княгиня молодая       6. Моя  старушка 7.Кавказ  мой  величавый  8. О тонкая береза   9 Жизнь Назвать чем выражено обращение, определить вид  обращения.Проверять будем  таким  образом, 1 группа  зачитывает, остальные слушают. Если есть  ошибки, хлопаем. Затем поправляем.  Не забываем  оценивать! Если у  вас  все   правильно, ставим 1 балл. Давайте сделаем вывод: ­ В какой  части  предложения, могут  находиться  обращения? ­ Какими  знаками  препинания  выделяются  обращения  в  предложении? ­ В каком  случае  обращения  выделяются   восклицательным  знаком и как  при  этом   оформляется  предложение?  (Если  обращение  произносится с особым  чувством и  стоит  перед  предложением , то  после  него  ставится  восклицательный  знак,  а   предложение   начинается  с  прописной  буквы.) Работа по карточкам. Индивидуальная  работа.  Перед выполнением этого задания, ознакомьтесь   с  памяткой  «Отличие  обращения от  подлежащего».  1) Подлежащее  входит  в  грамматическую  основу, а  обращение  нет. 2) От  сказуемого  можно  задать  вопрос к  подлежащему, а к  обращению  нет. 3) Обращение  выделяется на письме запятой или  восклицательным  знаком. 4) Обращение произносится с особой  звательной  интонацией. Задание.  Определить чем являются в предложении   повторяющиеся слова. Расставьте   знаки  препинания. Карточка №1 Определить чем являются в предложении   повторяющиеся слова.  Расставьте  знаки  препинания. 1. Песню эту пронесем, друзья, по свету .­  Друзья познаются в беде. Карточка №2 Определить чем являются в предложении   повторяющиеся слова.  Расставьте  знаки  препинания. 2. Больные, разойдитесь по палатам .­  Больные  разошлись  по  палатам. Карточка №3 Определить чем являются в предложении   повторяющиеся слова.  Расставьте  знаки  препинания. 3. Мой друг, Отчизне посвятим души  прекрасные порывы!­   Мой друг  никогда ничего  не объяснял. Карточка №4 Определить чем являются в предложении   повторяющиеся слова.  Расставьте  знаки  препинания. 4. Провожающие  покинули вагоны .­  Провожающие,  покиньте вагоны. СЛАЙД.   ПРОВЕРКА,  Проверяем  по  слайду. У  кого  верно? Оцените  себя и поставьте  себе  1  балл. СЛАЙД  Работа в паре. Составить предложения по схемам. Составить предложения по схемам. 1 Обращение в середине  предложения.   …., О,   ……   . 2 Обращение  в  конце  предложения.   ….,  О .3 Обращение  в  начале  предложения.   О,….   . 4 Обращение  вне  предложения.  О!  ....   . 5 Обращение в середине  предложения .                            О, …О,…   . Проверка. Зачитываем, проверяем. Слушаем. Исправляем.  Не забываем оценивать!!! Работа в группах:  А теперь поработаем с литературными примерами. Я предлагаю вам определить, какой   вид  обращений вы  будете  выбирать  их целого ряда  предложений. Команды получают  конверт. В которых содержатся 16 предложений­ отрывков из литературных   произведений. Ученики  должны  выбрать из  них и  записать  только те, что  соответствуют  выбранному  им  виду обращений: «Официальному», «Неформальному»,  «Любовному». Примеры предложений.  1 Ты смотри, каналья, не утопи нас! (М. Е. Салтыков­Щедрин).  2 Быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою… (А. С. Пушкин).  3 Ваше благородие! Отдайте мне бедную мою Дуню. (А. С. Пушкин).  4 Подойди сюда, малец, ты тоже. (А. А. Фадеев).  5 Ты жива ещё, моя старушка? (С. А. Есенин).  6 Господин ты мой, Степан Парамонович, я скажу тебе диво дивное. (М. Ю.  Лермонтов).  7 Творец тебя мне ниспослал, Тебя, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец! (А. С. Пушкин).  8 Любимая, меня вы не любили! (С. А. Есенин)  9 Что вы, милостивый государь, не знаете, куда зашли? (М. Ю. Лермонтов).  10 Как же так, господин коллежский советник? (Н. В. Гоголь).  11 А поворотись­ка, сынку! (Н. В. Гоголь).  12 Старик! Я слышал много раз. Что ты меня от смерти спас. (М. Ю. Лермонтов).  13 Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин).  14 Дорогая, сядем рядом,  Поглядим в глаза друг другу. (С. А. Есенин).  15 Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился. (М. Е. Салтыков­ Щедрин).  16 Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! (Н. В. Гоголь). – “официальные”: 3, 6, 9, 10, 15. –“неформальные”: 1, 4, 5, 11, 12. – “любовные”: 2, 7, 8, 14, 16.  ПРОВЕРЯЕМ. Вывод. Ученики отмечают, что предложение № 13 не относится ни к одному виду из  предложенных (оно содержит обращение к городу, а не к человеку).Учитель: Что свойственно обращениям данного вида? Ученики из 1­й группы объясняют, что официальные обращения вежливы, почтительны,  содержат указание на дистанцию между говорящим и адресатом речи.  Ученики из 2­й группы отмечают, что неформальным обращениям свойственны  большая простота, фамильярность, уменьшительно­ласкательные суффиксы, суффиксы,  содержащие оценку.  Ученики из 3­й группы указывают, что любовные обращения более нежны,  эмоциональны, им свойственны также оценочные слова. Жизнь обращений сегодня. В большинстве стран традиционные, общепринятые  обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение  веков, например: в Польше – пан и пани, в Италии – синьор, синьора, во Франции –  мадмуазель, мадам, месье, в  Англии­мисс, мисис, мистер,  в Америке ­ Мисс, мисис,  сэр.) Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых  профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра,  няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам:  женщина, девушка;  молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной  системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма  обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как  пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д. В русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.  В 80­е годы в «Литературной газете» была напечатана юмореска В.Резниченко  «Несуществующее существительное», в которой автор рассказывал о том, какие  мытарства он перенес, покупая в магазине зубную щетку. Дело в том, что  продавщица не откликалась ни на одно обращение. Он называл ее «девушка»,  «женщина», «мадам», «сударыня», «хозяйка», «гражданка», «товарищ продавец»,  «мамочка», «мамаша», но она так и не откликнулась. Работа  в  группе. Приближается весенний  праздник,  и я  прошу   вас   написать поздравление к 8 марта.  Написать поздравление на  постере.  Самый дорогой  человек для  вас это  мама,  1 группа готовит поздравление  маме. А у каждой  мамы есть своя мама, а для  вас она бабушка, 2 группа  готовит  поздравление  бабушке. Ну, а  в школе для вас второй мамой считается учитель, 3  группа пишет поздравление  учителю. Кто  быстрее   и   оригинальнее?  Зачитываем и  вешаем на доску.  (После  каждого поздравления хлопаем).  Оцениваем , по баллу всем  членам группы. Все спасибо за теплые слова! Подведем  итоги  нашего урока, итоги  вашей работы. Подсчитаем  свои  баллы  и  узнаем,  кто  какую  оценку заработал. Посмотрите на критерии  оценок.  Озвучивают.Сообщение д/з упр. 325 Рефлексия. Учащимся  дается  индивидуальная  карточка, в которой  нужно   поставить  значок «+», в том месте, которое  отражает  их  отношение  к  занятию  и  степень   участия в уроке.