урок по русскому языку "Правописание глаголов" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок занимает одно из главных мест в разделе «Части речи» в теме «Глагол». Основная часть урока нацелена на систематизацию и закрепление З.У.и Н по теме «Правописание глагола»: 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ПРАВИЛА ПО КАРТОЧКЕ. Каждая группа получила задание: Выполнить практическую часть и сформулировать орфограмму правописания глагола. 2. СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОЙ СХЕМЫ. После этого на доске ребята составляли опорную схему данной орфограммы. В тетради записывались примеры. 3. ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?» На последующем этапе закреплялись знания по определению спряжения глагола, правило правописания безударного окончания и знание слов исключений. Этап прошел в виде игры. Каждый ряд получил карточку с записанными глаголами. Нужно было вставить нужную гласную в безударное окончание глагола и определить его спряжение. 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Самостоятельное выполнение упражнения учебника с последующей фронтальной проверкой. 5.ИГРА «ДВА КРУГА» Учащиеся задавали вопросы по теме «Правописание глагола» друг другу. Этап рефлексия: На данном этапе урока были подведены итоги урока и произведена оценка своей деятельности
Иконка файла материала Правописание глаголов.doc
Правописание глаголов. 4­й класс  1. Оргмомент:  Прозвенел для нас звонок,  Начинается урок.  Ровно встали, подтянулись,  И друг другу улыбнулись. ­ Подарите улыбки друг другу и мне. Люди, которые улыбаются – меньше болеют. Кстати, слово “болеют” к какой части речи мы отнесем?  ­ Это действительно глагол, о нем и пойдет речь на нашем уроке. 2. Чистописание Если не исправишь зло – оно удвоится. (Древний Египет) ­ Прочитайте. Чему учит это изречение? (Просите прощения у тех кого обидели, проявляйте милосердие и сострадание  ко всему окружающему , и тогда в будущем ваши дети и внуки будут  счастливы) ­ Прежде чем запишем древнеегипетское высказывание, объясните, какие орфограммы  спрятались?  (Объяснили и записали по памяти. Проверьте.) ­ А теперь посмотрите еще раз, и скажите, что объединяет все эти орфограммы? 3. Сообщение темы и целей урока. ­ Кто попробует сформулировать тему урока? (правописание глаголов) ­ Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать изученные орфограммы правописания  глаголов, готовиться к предстоящему диктанту. а) Орфограммы “Правописание не с глаголами”. ­ Восстановите правило. Частица не с глаголами пишется _______________________________, кроме слов, которые  ___________________________________________________________________. Задание: по вариантам: Списать слова, раскрывая скобки 1вар.­ выписать слова, которые без не не употребляются  2 вар.­ выписать слова, где «не» пишется раздельно.(по 1 человеку у доски) (не) доумевая,  (не) волить, (не) узнает, (не) пойму, (не) встретил, (не) навидеть, (не) увидел, (не) договорили, (не)здоровится, (не) звонил, (не) взлюбить,  Проверка: читает 1 уч­к ­Ваше мнение? Задайте дополнительный вопрос.(оценка)                    читает 2 уч­к ­Ваше мнение? Задайте дополнительный вопрос.(оценка) б) Орфограмма “Правописание безударных окончаний глаголов”. ­ Восстановите правило. Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение определяется по  ________________________________________________________________. Ко 2­му спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на ________  (кроме глаголов___________________________________) и 11 глаголов­сключений  ______________________. К 1­му спряжению относятся ________________________________________________. Задание: 1 группа: Списать глаголы, вставить пропущенные буквы, указать спряжение                  Мелька...т, выдерж...т ,  наскоч...м, стерп...м, куса...т, застел...м, затян...м,                   стел...м, озябн...м.2 группа: Из предложений выписать только глаголы, определить спряжение. Февраль холодом веет. Если вы посмотрите внимательнее, то узнаете удивительную              вещь. Вот видите холмик на припёке с тёмной проталиной? Дышит земля – весну             высматривает. 3 группа: Спишите глаголы, выделите их окончания, определите спряжение.             Смотрит, едем, ловишь, носит, вертят, рубишь, решают, бегаешь Проверка:  Ребята из 1 группы проверяют правильность выполнения работы по слайду.                     Ребята из 2 группы ­ 1 человек зачитывает ответ.                    Ребята из 3 группы ­я показываю слово, уч­ся указывают спряжение.                    1 группа­ Почему глагол­ выдержит ­ 1 спряжения?  3. Физминутка. (для глаз) в) Орфограмма “Правописание тся и ться”. ­ Восстановите правило. Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?), на  конце пишется _______.  Если глагол употреблён в формах 3­го лица единственного или множественного числа (отвечает  на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?) на конце пишется  _____________________. Задание: Учебник стр.99, упр. 4. Прочитайте текст (задание ­заменить транскрипцию буквенной записью) Ваша задача: показать сочетание, которое пишется в слове. Текст упражнения:    Когда полоска горизонта отступает, она открывает нам новые пространства земли, она  открывает нам то, что раньше скрывала.    Хотя, если правду сказать, там вообще нет никакой полоски.    Нам только каже[ца], что она есть, потому что Земля круглая, и там, где Земля закругляе[ца],  каже[ца], что небо соединяе[ца] с Землей.    И хорошо, что так каже[ца], правда? Ведь Земле интересно соедини[ца] с небом, расспросить  его о других мирах, а небу полезно посмотреть, чем живет наша Земля и, может быть, чему­ нибудь у нее поучи[ца]. Вывод: Когда пишется сочетание тся? ться? (карточки) г) Орфограмма «Вид глагола» ­ Восстановите правило. Если глагол отвечает на вопросы ________________________________________________ это глагол совершенного вида Если глагол отвечает на вопросы ________________________________________________ это глаголы несовершенного вида. Задание: ­Надо определить вид глагола. Для этого выполнить упражнение «График».   (Детям раздаются листочки с системой координат)  Учитель:  ­ Я читаю слова, а вы ставите точку на графике.I­сов. вид   II­ несов. вид 1)Писать, 2)верить, 3)убрать, 4)написать, 5)петь, 6)вылететь, 7)лететь, 8)поверить, 9)запеть.  10)убрать, Самопроверка:  ­Соедините точки. Проверьте график. Если вы правильно определили вид глагола, то график  должен выглядеть так: Вывод: как определить вид глагола? 5. Физминутка. ­Проведем физмин­ку и проверим наши слова. Я показываю слова:  если сов. вид­подпрыгиваете,  если несов. вид ­присесть. Будьте внимательны. 1)Писать, 2)верить, 3)убрать, 4)написать, 5)петь, 6)вылететь, 7)лететь, 8)поверить, 9)запеть.  10)убрать, д) Орфограмма “Мягкий знак после шипящих в глаголах”. ­ Восстановите правило. Во _____________________глагольных формах после шипящих __________мягкий знак. Задание: выписать глаголы, раскрывая скобки    Ноч(?),береч(?), луч(?),знаеш(?), чертиш(?), без туч(?), колюч(?), дремлеш(?) Вз/проверка.  ­Поменяйтесь тетрадями, какие слова вы выписали?  (Зачитывает 1 ученик ­Ваше мнение?  ­Как вы их написали? Дополнительный вопрос. Оценка. 4. Итог урока. ­ Орфограммы какой части речи повторяли? Проверочная работа. Грамматическая игра « Да ­ нет».а) Глагол обозначает действие предмета.  б) В слове качается пишется сочетание ться (с ь знаком)  в)   г)  е) Спряжение­ это изменение глагола по лицам и числам. ж) Если у глагола безударное окончание, орфограмму можно проверить ударением  з) Перед глаголом никогда не бывает предлогов. Передайте листочки. 5. Самооценка своей деятельности на уроке. ­ Оцените свою деятельность на уроке, подобрав глагол с подходящим для вас значением.