Урок занимает одно из главных мест в разделе «Части речи» в теме «Глагол».
Основная часть урока нацелена на систематизацию и закрепление З.У.и Н по теме «Правописание глагола»:
1. ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ПРАВИЛА ПО КАРТОЧКЕ.
Каждая группа получила задание: Выполнить практическую часть и сформулировать орфограмму правописания глагола.
2. СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОЙ СХЕМЫ. После этого на доске ребята составляли опорную схему данной орфограммы. В тетради записывались примеры.
3. ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?» На последующем этапе закреплялись знания по определению спряжения глагола, правило правописания безударного окончания и знание слов исключений. Этап прошел в виде игры. Каждый ряд получил карточку с записанными глаголами. Нужно было вставить нужную гласную в безударное окончание глагола и определить его спряжение.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Самостоятельное выполнение упражнения учебника с последующей фронтальной проверкой.
5.ИГРА «ДВА КРУГА» Учащиеся задавали вопросы по теме «Правописание глагола» друг другу.
Этап рефлексия:
На данном этапе урока были подведены итоги урока и произведена оценка своей деятельности
Правописание глаголов. 4й класс
1. Оргмомент:
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
Подарите улыбки друг другу и мне. Люди, которые улыбаются – меньше болеют. Кстати, слово
“болеют” к какой части речи мы отнесем?
Это действительно глагол, о нем и пойдет речь на нашем уроке.
2. Чистописание
Если не исправишь зло – оно удвоится.
(Древний Египет)
Прочитайте. Чему учит это изречение?
(Просите прощения у тех кого обидели, проявляйте милосердие и сострадание
ко всему окружающему , и тогда в будущем ваши дети и внуки будут
счастливы)
Прежде чем запишем древнеегипетское высказывание, объясните, какие орфограммы
спрятались?
(Объяснили и записали по памяти. Проверьте.)
А теперь посмотрите еще раз, и скажите, что объединяет все эти орфограммы?
3. Сообщение темы и целей урока.
Кто попробует сформулировать тему урока?
(правописание глаголов)
Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать изученные орфограммы правописания
глаголов, готовиться к предстоящему диктанту.
а) Орфограммы “Правописание не с глаголами”.
Восстановите правило.
Частица не с глаголами пишется _______________________________, кроме слов, которые
___________________________________________________________________.
Задание: по вариантам: Списать слова, раскрывая скобки
1вар. выписать слова, которые без не не употребляются
2 вар. выписать слова, где «не» пишется раздельно.(по 1 человеку у доски)
(не) доумевая, (не) волить, (не) узнает, (не) пойму, (не) встретил, (не) навидеть, (не) увидел, (не)
договорили, (не)здоровится, (не) звонил, (не) взлюбить,
Проверка: читает 1 учк Ваше мнение? Задайте дополнительный вопрос.(оценка)
читает 2 учк Ваше мнение? Задайте дополнительный вопрос.(оценка)
б) Орфограмма “Правописание безударных окончаний глаголов”.
Восстановите правило.
Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение определяется по
________________________________________________________________.
Ко 2му спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на ________
(кроме глаголов___________________________________) и 11 глаголовсключений
______________________.
К 1му спряжению относятся ________________________________________________.
Задание:
1 группа: Списать глаголы, вставить пропущенные буквы, указать спряжение
Мелька...т, выдерж...т , наскоч...м, стерп...м, куса...т, застел...м, затян...м,
стел...м, озябн...м.2 группа: Из предложений выписать только глаголы, определить спряжение.
Февраль холодом веет. Если вы посмотрите внимательнее, то узнаете удивительную
вещь. Вот видите холмик на припёке с тёмной проталиной? Дышит земля – весну
высматривает.
3 группа: Спишите глаголы, выделите их окончания, определите спряжение.
Смотрит, едем, ловишь, носит, вертят, рубишь, решают, бегаешь
Проверка: Ребята из 1 группы проверяют правильность выполнения работы по слайду.
Ребята из 2 группы 1 человек зачитывает ответ.
Ребята из 3 группы я показываю слово, учся указывают спряжение.
1 группа Почему глагол выдержит 1 спряжения?
3. Физминутка. (для глаз)
в) Орфограмма “Правописание тся и ться”.
Восстановите правило.
Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?), на
конце пишется _______.
Если глагол употреблён в формах 3го лица единственного или множественного числа (отвечает
на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?) на конце пишется
_____________________.
Задание:
Учебник стр.99, упр. 4. Прочитайте текст (задание заменить транскрипцию буквенной записью)
Ваша задача: показать сочетание, которое пишется в слове.
Текст упражнения:
Когда полоска горизонта отступает, она открывает нам новые пространства земли, она
открывает нам то, что раньше скрывала.
Хотя, если правду сказать, там вообще нет никакой полоски.
Нам только каже[ца], что она есть, потому что Земля круглая, и там, где Земля закругляе[ца],
каже[ца], что небо соединяе[ца] с Землей.
И хорошо, что так каже[ца], правда? Ведь Земле интересно соедини[ца] с небом, расспросить
его о других мирах, а небу полезно посмотреть, чем живет наша Земля и, может быть, чему
нибудь у нее поучи[ца].
Вывод: Когда пишется сочетание тся? ться? (карточки)
г) Орфограмма «Вид глагола»
Восстановите правило.
Если глагол отвечает на вопросы ________________________________________________
это глагол совершенного вида
Если глагол отвечает на вопросы ________________________________________________
это глаголы несовершенного вида.
Задание:
Надо определить вид глагола. Для этого выполнить упражнение «График».
(Детям раздаются листочки с системой координат)
Учитель:
Я читаю слова, а вы ставите точку на графике.Iсов. вид II несов. вид
1)Писать, 2)верить, 3)убрать, 4)написать, 5)петь, 6)вылететь, 7)лететь, 8)поверить, 9)запеть.
10)убрать,
Самопроверка:
Соедините точки. Проверьте график. Если вы правильно определили вид глагола, то график
должен выглядеть так:
Вывод: как определить вид глагола?
5. Физминутка.
Проведем физминку и проверим наши слова. Я показываю слова:
если сов. видподпрыгиваете,
если несов. вид присесть. Будьте внимательны.
1)Писать, 2)верить, 3)убрать, 4)написать, 5)петь, 6)вылететь, 7)лететь, 8)поверить, 9)запеть.
10)убрать,
д) Орфограмма “Мягкий знак после шипящих в глаголах”.
Восстановите правило.
Во _____________________глагольных формах после шипящих __________мягкий знак.
Задание: выписать глаголы, раскрывая скобки
Ноч(?),береч(?), луч(?),знаеш(?), чертиш(?), без туч(?), колюч(?), дремлеш(?)
Вз/проверка.
Поменяйтесь тетрадями, какие слова вы выписали?
(Зачитывает 1 ученик Ваше мнение?
Как вы их написали? Дополнительный вопрос. Оценка.
4. Итог урока.
Орфограммы какой части речи повторяли?
Проверочная работа.
Грамматическая игра « Да нет».а) Глагол обозначает действие предмета.
б) В слове качается пишется сочетание ться (с ь знаком)
в)
г)
е) Спряжение это изменение глагола по лицам и числам.
ж) Если у глагола безударное окончание, орфограмму можно проверить ударением
з) Перед глаголом никогда не бывает предлогов.
Передайте листочки.
5. Самооценка своей деятельности на уроке.
Оцените свою деятельность на уроке, подобрав глагол с подходящим для вас значением.