Урок по русскому языку «Правописание суффиксов -ЧИК- и -ЩИК- имен существительных» (6 класс)
Оценка 4.7

Урок по русскому языку «Правописание суффиксов -ЧИК- и -ЩИК- имен существительных» (6 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
25.08.2017
Урок  по русскому  языку «Правописание суффиксов  -ЧИК- и -ЩИК- имен существительных»  (6 класс)
В Приложении 1 представлен один из видов заданий, выполняемых обучающимися в процессе закрепления изученной темы.
Правописание суффиксов -ЧИК- и -ЩИК- .docx

Технологическая карта урока

 

Тема урока

 

«Правописание суффиксов –ЧИК- и -ЩИК- имен существительных»

 

 

Смирнова Зоя Борисовна,

учитель высшей категории

 

Тип урока: урок « открытия» новых знаний.

Цель: организация продуктивной деятельности для достижения результатов, отражающихся в задачах урока.

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

П: распознавать слова с суффиксом -чик (-щик); группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний, уметь отличать слова от них слова  с другим морфлогическим строением.  

Л: обогащать грамматический строй своей речи.

 

 

 

Ход урока

 

№п\п

Этапы урока

Использование ИКТ

Деятельность

УУД

№ слайда

Учителя

ученика

1.      

Оргмомент

 (цель:  мотивация к действиям на уроке, целеполагание

Слайд 1.

Читает наизусть:

С большим и трепетным волненьем

Вхожу сегодня я в ваш класс

И понимаю, что волненья напрасны:

Я вижу радость ваших глаз.

Приветствует.

Здравствуйте, ребята. Я рада с вами познакомиться. Этот урок русского языка мы проведем вместе, и я надеюсь, вы мне поможете.

Проверяет готовность к уроку. Выявляет отсутствующих.

-Запишите: число 23 ноября.

Классная работа.

Следующую строчку пропустите - она нам еще пригодится.

Слушают, готовятся к уроку

УУД личностные, коммуникативные

2.       

Актуализация знаний, проверку домашнего задания по пройденной теме

·         Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

·         Акцентирует внимание на недавно пройденном материале

·         - Послушайте стихотворение. О чем в нем говорится?

·         Познакомьтесь, это НЕ!

·         Хитра, умна, ловка вполне.

·         Тут может быть она частицей 

·         (не приятель, а враг),

·         А там - в приставку превратиться (неприятель),

·         А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (негодование)

·         Просит записать и прокомментировать правописание НЕ с сущ.

·         - Запишите и объясните правописание НЕ с именами существительными.

·         Видно (не)ряху по грязной рубахе.

·         Всякая (не)правда - грех.

·         (Не) штука дело, штука разум.

Слушают,

 

 

 

 

отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают  в тетрадь примеры, комментируют с места.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

 

Коммуникативные

УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуника-тивных задач.

3.       

Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 4

 

 

 

 

Слайд 5.

 Демонстрирует слайды на экране.

С помощью вопросов ставит перед учащимися проблему.

- От данных слов образуйте названия лиц по профессии:

рассказ - рассказчик

барабан - барабанщик

разносить - разносчик

сварка – сварщик

- Какое значение имеет выделенный суффикс? (Обозначает лицо по профессии).

 

 

 

 

Наблюдают, анализируют  языковое явление.

Образуют новые слова

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

 

4.       

Постановка учебной задачи

 

 

Слайд 6.

 

 

Слайд 7.

 

 

Просит понаблюдать за фонетической облочкой слов.

- Произнесите концовки слов, сравните с написанием.

- Что вас удивило?

- Сформулируйте проблему урока.

- Прочитайте слова. Какое условие является основным при выборе суффикса -чик-? (Конечная буква исходного слова).

 

 

 

 

Когда в суффиксах нужно писать Ч, а когда Щ?

 

Читают слова, наблюдают.

 

Регулятивные УУД

1. Формулировать вопрос (проблему) урока

5.       

Открытие новых знаний.

 

Слайд 8.

 

 

 

 

 Слайд  9.

ДоклаДчик       перепиСчик              

совеТчик         закаЗчик                    

         перебеЖчик                               

- После каких согласных пишется суффикс –ЧИК?

- Сравните свой вывод с текстом учебника на стр.153.

Делают вывод, опираясь на таблицу-подсказку

Регулятивные УУД

1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

6.       

ФИЗМИНУТКА

 

 

Предлагает выполнить несколько несложных упражнений

Игра «Знаешь ли ты свой класс?»

Учитель: «Положите ручки и закройте глаза. Я называю предмет, который есть в нашем классе, а вы показываете на него рукой, когда я скажу открыть глаза, вы увидите, правильно ли показали».

Выполняют упражнения.

 

7.       

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11.

Распределительный диктант.

Распределите в 3 колонки слова в зависимости от значения:

сборщик, заказчик, диванчик, выдумщик, сварщик, советчик, стаканчик, попутчик, зачинщик, лимончик.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу, поставьте отметку.

 

-ЩИК-

-ЧИК- со знач.лица

-ЧИК- с уменьш.знач.

сборщик

выдумщик

сварщик

зачинщик

заказчик

советчик

попутчик

 

диванчик

стаканчик

лимончик

 

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Осуществлять взаимный контроль.

 

8.       

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Слайд  12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14.

Предлагает  учащимся поработать с псевдотекстами.

 

-А теперь предлагаю Вам попробовать коктейль, но не молочный, а «Поэтический коктейль».

Этот «коктейль» будет для вас с одной стороны развлечением, а с другой стороны исследованием:  стихи известны вам с детства, осталось только восстановить отрывки и фамилии их авторов. Для того чтобы выполнить задание, вам нужно разбиться на группы и воспользоваться цветными карандашами. У вас должно получиться три самостоятельных текста.

-Что позволило вам вытащить» составляющие этот «коктейль» отрывки»?

-В одном из этих текстов найдите слова, в которых присутствуют элементы -чик и -щик. Выпишите эти слова, разберите их по составу.

 

-Что обозначают эти элементы в найденных вами словах?

 

 

 

 

Подходит ли  наше правило под объяснение этих слов?

 

 

 

 

 

 

-Кстати, что означает слово ЯМЩИК? Употребляется ли оно в СРЯ?

 

 

 

Анализируют и сопоставляют поэтические отрывки

Овладевают умениями практически выделять единые отрывки произведений.

 

 

Определяют средства связи между предложениями.

 

 

 

 

 

 

Формируют первоначальный текст, отгадывают автора.

 

 

Находят слова  ЯМЩИК, МАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, разбирают по составу.

Делают вывод, что  в слове ямщик -щик- - суффикс.

В слове мальчик Ч входит в корень, суффикс – ИК, а в слове пальчик  два уменьшительно-ласкательных суффикса – -Ч- и –ИК-.

Приходят к выводу, что частично, только при объяснении  правописания слова ЯМЩИК.

Дают толкование слова, отмечают, что оно устаревшее. 

 

Познавательные УУД

1. Извлекать инфор-мацию из текста.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Сравнивать между собой различные языковые явления.

 

Коммуникативные

УУД:

1. Сравнивать

структурные и семантические признаки понятия с признаками уже изученных понятий, выяснять  его роль в данной научной области, оформлять понимание в устной речи.

2. Давать толкование лексической единицы.

9.       

Рефлексия.

Итог урока

Слайд 15

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

Закончи предложение:

- Сегодня я узнал(а)…

- Было трудно…

- Теперь я могу…

- Я понял (а)…

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Мне захотелось…

Отвечают на вопросы.

 

Формулируют собственную позицию и мнение, отвечая на вопросы;

 

Дают самооценку деятельности на уроке, осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта, учатся правильно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

10.   

Домашнее задание

цель: дать установку на тренировку определенных умений)

Слайд 16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17.

Упражнение 297.  Придумать словосочетания со словами из упражнения. Распределить слова по видам орфограмм.

 ИЛИ

Написать сочинение-миниатюру о профессиях, используя имена существительные с суффиксами  -ЧИК, -ЩИК. Сочинение можно сопроводить иллюстрациями.

 

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Записывают домашнее задание

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

И понимаю, что волненья напрасны:

И понимаю, что волненья напрасны:

Слайд 3. Акцентирует внимание на недавно пройденном материале · -

Слайд 3. Акцентирует внимание на недавно пройденном материале · -

Слайд 8. Слайд 9

Слайд 8. Слайд 9

Слайд 10

Слайд 10

Слайд 13.

Слайд 13.

Рефлексия. Итог урока Слайд 15 -

Рефлексия. Итог урока Слайд 15 -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2017