Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)
Оценка 4.7

Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
16.02.2017
Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)
Учащиеся учатся на уроке толковать значение слова разными способами, устанавливать связи, сходство и различие между толкованиями, свободно пользоваться словарями различных типов, анализировать, перерабатывать, систематизировать информацию. Развивают умения в области культуры речи, опирающихся на такие качества, как выразительность речи, ясность речи.
Способы толкования лексического значения слова.docx
МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа» Урок по русскому языку по ФГОС Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение Т.А.Ладыженской.) Класс:  5 Тема: Способы толкования лексического значения слова. Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В. Тема: Способы толкования лексического значения слова. 2016­2017г Тип урока. Урок развития умений.  Цели как деятельность учеников. М/п: свободно пользоваться словарями различных типов, перерабатывать, систематизировать  информацию и предъявлять её в разных формах. 6ЛР: толковать значение слова разными способами, устанавливать связи, сходство и различие  между толкованиями. 3ЛР: развитие умений в области культуры речи, опирающихся на такие качества, как точность,  выразительность, ясность речи; предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значений  слов. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно­нравственное воспитание I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Языковая  разминка. 1. Запись по  памяти.  Солнце спряталось за ситцевой  занавескою небес, чёрнобурою  лисицею  под горой улёгся лес.   (Д. Кедрин) 2. Подчеркнуть грамматическую основу,  составить схему предложения, дать устно  его характеристику. 3. Обозначить изученные орфограммы. 4. Разбор по составу слова    с / п р я т / а / л о с ь . Взаимооценка или самооценка (по  алгоритму) под контролем класса. 1. Письменный опрос выполняется на  листочках  – Закончите предложения: 1) Лексика – это … (словарный состав языка). 2) Лексическое значение слова – это … (смысл слова). 3) Грамматическое значение слова – это…  (признаки слова). 4) Раздел языкознания, который изучает  словарный состав языка (лексикология). – По лексическому значению определите  слово и запишите: ТОУУ Познавательные УУД  1. Вычитывать разные  виды информации  (фактуальную,  концептуальную). 2. Анализировать,  сравнивать, делать  выводы. III. Письменный  опрос с элементами проверки  домашнего задания. IV. Введение в тему урока и  формулирование  учебной проблемы. Словарный запас, который человек часто  употребляет в речи (активный). Словарный запас, который человек  употребляет очень редко (пассивный). Взаимопроверка.  2. Ученики показывают свои презентации  (слайды) со словами, которые они чаще  всего употребляют в речи. Можно  просмотреть  3–4 презентации, затем делается вывод о  характере предложенных слов (словах  активного словарного запаса, называющих  жизненно важные понятия, явления,  действия). 1. Актуализация изученного. Наблюдение по учебнику. а) Упр. 74 – проводится работа с толковым  словарём. – С каким словарём в учебнике вы будете  работать? – Как понимаете, что такое толковый словарь? – Прочитайте слова в рамке. Каким одним  словом их можно назвать? (Это синонимы;  слово интерпретировать имеет помету  (книжн.).)  При необходимости можно уточнить  лексическое значение отдельных слов.  (Например, интерпретировать текст – истолковать его смысл и дать свою оценку  прочитанному. Именно этому мы учимся на  уроках литературы). –  Зачем здесь приведены эти синонимы?  (Чтобы правильно понять значение слова  толковый.) – Как называются значения, которые вы нашли в  толковом словаре? – Какую ещё информацию о слове можно найти  в толковом словаре?  – Как называются признаки, которые указаны  рядом со словом? (Грамматическое значение.) Развёрнутый устный ответ на этот вопрос по  предложенному в упр. 74 началу (одиндва  ученика или по цепочке). 3. На слайде  представлены слова с  толкованиями значений. Счастье – это чувство высшего  удовлетворения. Счастье – это когда тебя понимают (из  кинофильма «Доживём до понедельника»). ТОУУ 3. Владеть средствами  цифровой обработки  информации  (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и  свободно ими  пользоваться). 4. Извлекать информацию  из словаря. 5. Владеть приёмами  отбора и систематизации  материала. Духовно­нравственное  воспитание Воспитание чуткого,  бережного обращения со  словом. Уважение к традициям и  культуре русского народа, V. Открытие новых знаний. хранителям русского  слова, русской речи. 6. Владеть разными  видами чтения  (ознакомительным,  изучающим,  рефлексивным). 7. Перерабатывать,  сравнивать,  систематизировать   информацию, предъявлять её в разных формах.  Регулятивные УУД 1.  Высказывать  предположения на основе  наблюдений. 2. Формулировать вопрос  (проблему) урока. 3. Искать пути решения  проблемы. 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Счастье – радость, благополучие,  блаженство. Счастье – буквально «хорошая часть,  доля» (из словаря, объясняющего  происхождение слова). – Как вы думаете, одно или разные значения у  слова счастье? – Как называется такое значение слова?  (Лексическое значение.) – Какое из определений нельзя найти в  словаре? – Какую учебную проблему будем решать на  уроке? Запись темы урока:  Как можно толковать лексическое  значение слова? – Как бы вы назвали способ толкования,  который наблюдали в упр. 327 (Словарный,  описательный.) а) Вопросы на выявление других способов  толкования.  – Как можно назвать слова насупиться и  нахмуриться?  – А слова лёгкий – тяжёлый; лёгкий –  трудный? – Как можно назвать слова бессменный,  сменить, заменить в 3м примере? б) Общий вывод о способах толкования  значений слов и завершение формулировок  определений.  Описательный – толкование (объяснение)  через описание признаков с опорой на  толковый словарь. Подбор синонимов и антонимов – через слова  с близким или противоположным  значением. Опора на состав слова, однокоренные слова  –  через значения частей слов – приставок,  корней, суффиксов. VI. Развитие  учебноязыковых и  речевых умений. 1. Упр. 330 – развивается умение  определять лексическое значение слов с  опорой на синонимы, выбирать наиболее  точные по лексическому значению слова из  Коммуникативные УУД  1. Свободно излагать свои  мысли в устной и синонимического ряда. VII. Итог урока. – Какую новую информацию получили на  уроке? – Что было самым интересным? А что  показалось трудным? письменной форме. 2. Соблюдать в практике  речевого общения нормы  культуры речи. 3. Находить и исправлять  речевые недочёты. 4. Адекватно использовать речевые средства для  решения  коммуникативных задач. Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и  результаты своей  деятельности. 2. Вырабатывать критерии  оценки и определять  степень успешности  работы. – Оцените свою работу на уроке, опираясь на  алгоритм   самооценки. ТОУУ – Прочитайте ключевые слова урока и  приведите к ним любую ассоциацию  (толкование, пример, схему, иллюстрацию). 1. Упр.336  VIII. Домашнее  задание.

Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)

Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)

Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)

Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)

Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)

Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)

Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)

Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)

Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)

Урок по русскому языку "Способы толкования лексического значения слова" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017