Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс
Оценка 4.7

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
16.04.2018
Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс
Урок рассчитан для обучающихся 11 класса. Построен с учетом требований к выпускникам. Задания предлагаются разного уровня, рассчитаны на подготовку к ЕГЭ. В начале урока проверяются знания (цифровой диктант и индивидуальные задания разного уровня). На уроке создаются проблемные ситуации (форма- ролевая игра). Вторая часть практиро- ориентированная "правила цитирования".
цитата.doc
ТЕМА 11 КЛАССА: «Цитата. Основные правила цитирования, пунктуации». ЦЕЛЬ   УРОКА:  актуализировать   знания   учащихся   о   понятии   «цитата»,   формировать   навык охарактеризовать   основные   способы   цитирования, орфографической и пунктуационной грамотности. ЗАДАЧИ: образовательная:  повторение   ранее   изученного   материала,   систематизация изученного материала; воспитательная:  воспитание   самоконтроля,   аккуратности,   эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности; развивающая: развитие   речи,   навыков   работы   в   группе,   творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания. ФОРМА УРОКА: комбинированный.  ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   ТЕХНОЛОГИИ:  технология   сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии. ПРИМЕНЯЕМЫЕ   МЕТОДЫ: модельный   метод   (элементы   ролевой   игры), метод   конструирования   правил,   исследовательский   метод,   самооценивание, рефлексия. ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, интерактивная доска. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент     2. Цифровой диктант. Если утверждение верно, то ставится цифра 1, если нет, то ставится цифра 0.  1. Верно ли, что синтаксис изучает строение словосочетаний, предложений и текста? – 1 2.   Чужая   речь,   переданная   в   форме   придаточного   предложения,   называется прямой речью? – 0 3. Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию – 1 4. Способ присоединения косвенной речи зависит от цели высказывания – 1 5. Диалог – это речь одного лица – 0 Проверка цифрового диктанта.10110 3. Проверьте свои знания на практике: карточки с заданиями разного уровня  сложности (курсивом выделены правильные ответы)» 1 вариант 2 вариант 3  вариант Задание:   поставьте   знаки препинания. 1.   Нет   ничего   здоровее 1.   Кто   тебя   научил   этой 1.   Что   вы   говорите Задание:   поставьте   знаки препинания. Задание: поставьте знаки препинания. как говорил   отец   просыпаться  на заре. «Нет   ничего   здоровее,   ­ говорил   отец,   ­     как просыпаться  на заре». 2.   Ты   не   обманешь   меня спросил Алексей. «Ты не обманешь меня?» ­ спросил Алексей.   спросил премудрости Алексей. «Кто   научил   тебя   этой премудрости?»   ­   спросил Алексей. воскликнула Лиза. «Что   вы   говорите!»   ­ воскликнула Лиза. 2. Дай мне слово сказала она наконец  что  ты  никогда  не будешь     искать     меня     в деревне. «Дай мне слово, ­   сказала она   наконец,   ­       что     ты никогда  не будешь  искать меня  в  деревне».   не     нужны 2.   Мне   клятвы     сказала     Лиза довольно   одного   твоего обещания. «Мне     не   клятвы,   ­   Лиза,   ­     одного   обещания».   нужны   сказала   довольно твоего 4. Блиц­опрос класса (фронтальная работа). Целеполагание.                            ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОПРОСЫ 1)Где и когда нам потребуются знания  правильного оформления прямой речи? 2) Какую функцию выполняют  предложения с прямой речью в текстах? 3) Что такое цитата? 4) Для чего нужны цитаты? 5) Понадобится ли умение цитировать  на итоговой аттестации (ЕГЭ)? Сделайте вывод: Сочинение, доклад, реферат, научная  работа. Речь героев в художественных  произведениях или цитаты. Включаемая в устное выступление или  письменную работу чужая речь,  переданная дословно. В качестве аргумента, для  подтверждения или опровержения  какого­либо факта, мнения,  утверждения. Умение   цитировать   понадобится   при написании части С1 (сочинения). Надо знать основные правила  цитирования. ТЕМА УРОКА: Цитата. Основные правила цитирования, пунктуации Цель   нашего   урока   –   (обучающиеся   называют   цель   самостоятельно)­     освоить основные правила цитирования. 5. Слово учителя.  Немного об истории слова «цитата». Оно произошло от латинского  слова citatum «приводить, провозглашать» В русском языке употребляется с 20­ х XIX века. В толковых словарях появилась в 1861 году [1, С. 178]. Вы хорошо знаете, что такое цитата, для чего нужно цитирование. Давайте  выясним, какие требования мы выдвигаем к цитате?  Проблемный вопрос: «Какой должна быть цитата?» Основных правил цитирования пять. Попробуйте назвать их самостоятельно и  объясните. Работа у доски  и  в тетрадях (Таблица получается в результате  совместной работы обучающихся  при помощи учителя) ПРАВИЛО 1) Точность 2) Уместность 3) Необходимость 4) Минимальный объем 5) Правильная пунктуация Рассмотрим все эти правила. ОБЪЯСНЕНИЕ Цитата должна подходить по смыслу. Цитата должна подходить по стилю,  назначению текста. Употребление цитаты должно быть  оправдано. Небольшая по объему цитат легче  запомнится.  Дает правильный смысл и избавляет от  ошибок. Постараемся применить  на практике первое правило: цитата должна быть точной. Очень часто  в своих сочинениях и других работах  учащиеся  нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу. Ролевая   игра:  вы   ­   студент   вуза,   успешно   сдавший     год   назад   ЕГЭ.   Вас пригласили   в   вашу   бывшую   школу   для   выступления   перед   выпускниками, которым   предстоит   этот   экзамен.   Они   не   уверены   в   себе,   боятся,   что   не справятся.  Подберите цитату для речи (работа с карточками):      Начните работу с определения  того, какой смысл должен быть у цитаты. Работа в карточках (анализ дается письменно). Все цитаты представлены на экране.      Совместная проверка.  Самооценка.  ЦИТАТА 1) «Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». Герцен 2) «Хочешь быть счастливым?  Выучись сперва  страдать». И.С. Тургенев 3) «Ты можешь, потому что ты должен». Кант 4) «Порой и мудрецу расчет глупцом  прикинуться».  Эсхил 5) «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Пословица  АНАЛИЗ (работа обучающихся) Цитата   не   подходит,   так   как   она относится к другой теме. Цитата   не   подходит,   так   как   она относится к другой теме. Цитата подходит, так как напоминает об ответственности, долге, а также придает веры в свои силы: «Ты можешь…» Цитата   не   подходит,   так   как   она относится к другой теме. Эта   цитата   скорее   навредит,   так   как может быть понята как призыв к поиску 6) «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки».                                                   Лессинг Проблемный   вопрос:   Каким требованиям должна соответствовать цитата для данной темы?   возможности избежать испытания. Цитата слишком жесткая, но может быть использована с объяснением ее смысла. У цитаты, необходимой для указанной темы,   должен   быть   акцент   на   долг, мобилизацию     и возможностей. всех сил   Рассмотрим на практике соблюдение второго  правила.  Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но  использовать ее нельзя по  этическим или стилевым     нормам.   И   в   части   С   ЕГЭ   одним   из   критериев   является   отсутствие этических ошибок.  Ролевая   игра:   Вы   с   коллегой   представляете   Россию   в   ООН.   В   мире сложная ситуация.  Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит перерасти   в   третью   мировую.   Вы   должны   произнести   пронзительную   речь против войны, подобрать точные и уместные  аргументы. Подберите цитату для речи (работа по карточкам): Работа   в   карточках   (анализ   дается   письменно).   Работа   в   парах.   Все   цитаты представлены на экране.      Взаимопроверка, самооценка. № ЦИТАТА п/п 1 АНАЛИЗ Эта   цитата   точная,   подходит   к теме,   но   она   может   показаться оскорбительной. Не подходит. Жалкий  человек! Чего он хочет!...небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он –зачем?                       М.Ю. Лермонтов «Война  не  терпит    никаких  возражений. Оружие   и   законы   не   уживаются   друг   с другом».                        Кай Юлий Цезарь «На   армию   я   всегда   смотрел,   как   на сборище     актеров   героического   амплуа, которые   упорно   отказываются   стать взрослыми людьми».                       Джеймс Олдридж «Для   чего   мы   пишем   кровью   на   песке? Наши письма не нужны природе».                          Булат Окуджава «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно  будет».  2 3 4 5 Цитата   точная,   но   она   слишком агрессивна. Ее автор известен как великий завоеватель. Не подходит. Эта цитата скорее всего покажется оскорбительной. Не подходит. Цитата   точная,   но   она   не   будет уместной,   так   как   слишком поэтична. Не  подходит.  Цитата   может   быть   использована только в качестве опровержения. Наполеон Бонапарт «Самый   великий   маршал   тот,   кто   не начнет войны».                      Ярослав Смеляков Подбирая цитату, нужно учитывать  назначение текста (речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной. Цитата точна и  уместна. 6 Вы вод : Когда пишется рецензия или  сочинение по тексту (как в ЕГЭ), уместно использовать  цитаты из самого текста.  Попробуем самостоятельно подобрать цитату для сочинения из текста. Текст Сочинение Добавление цитаты Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать ­  В Россию можно только верить.                                                        Ф.И. Тютчев В понимании Ф.И. Тютчева Россия – необычная страна, в которой всё и все руководствуются не разумом, а чувством, инстинктом. Поэт   долгое   время   прожил   за   границей   и   мог   сравнить разумность   и   педантичность   европейских   стран   с непредсказуемостью России, в которой  вера сильнее разума. Поэт   долгое   время   прожил   за   границей   и   мог   сравнить разумность   и   педантичность   европейских   стран   с   «особенной статью»,   непредсказуемостью России, в которой  вера сильнее разума.  ИЛИ  Поэт   долгое   время   прожил   за   границей   и   мог   сравнить разумность   и   педантичность   европейских   стран   с непредсказуемостью   России,   которую   «аршином   общим   не измерить». В требованиях к части С1  ЕГЭ  есть такое: «Избегайте чрезмерного цитирования».  Четвертое правило цитирования: «Цитата должна быть короткой». Представьте, что я беру у вас интервью. Очень коротко ответьте на вопрос: «Почему  цитата должна быть короткой?» Ответы: Легче запоминается. Легче воспринимается. Показывают умение точно выражать свою мысль. «Краткость – сестра таланта». А.П. Чехов Быстрее «попадают в цель». Очень   короткие,   но   емкие   по   смыслу   строчки   из   художественных   произведений уходят в народ, становятся крылатыми фразами. Их знают все и  используют в своей речи, часто не зная автора. Какие крылатые фразы знаете вы? Я буду начинать фразу, а вы попробуйте ее закончить. Устная работа.           Примеры : «И дым отечества нам сладок и приятен». А.С. Грибоедов «Счастливые часов не наблюдают». А.С. Грибоедов «Чем   меньше   женщину   мы   любим,   тем   легче   нравимся   мы   ей».   А.С. Пушкин «Красота спасет мир». Ф.М. Достоевский «А воз и ныне там». И.А. Крылов  «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».  Антуан де Сент Экзюпери 5. Повторим правила пунктуации при оформлении разных цитат. Работа на доске и в тетрадях. Учитель называет вид цитаты, один ученик рассказывает правила оформления цитаты, другой пишет на доске схему. Вид цитаты 1. Полная цитата Правила оформления (называется обучающимися) Пунктуация   как   при прямой речи. 2. Неполная цитата Пунктуация   как   при прямой где многоточие   указывает   на пропуск слов. речи,     3.Частичное цитирование   Стихотворная 4. цитата Цитата – несколько слов – включается в предложение, пишется со строчной буквы в кавычках.  Пишется   без   кавычек,   в центре     страницы,   каждая строка с прописной буквы. Схема (выполняется обучающимися) А: «Ц». «Ц», – а. В.И.Даль писал: «Язык   народа, бесспорно,   главнейший   родник   или рудник   наш,   сокровищница   нашего языка». «…ц….». [ ],что («ц»). Гогольписал, что «при имени  Пушкина тотчас осеняет мысль о  русском национальном поэте».  […… «ц»……. ]  В.Г. Белинского поражало  «разнообразие картин, образов и  чувств» в поэме «Мцыри». А:        Ц,        Ц –        Ц        Ц. Ф. И. Тютчев писал: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,  –         Любуйся ими – и молчи. 6.Задание: Исправь ошибку!  Карточки с примерами. Индивидуальные задания в 6 вариантах.   Все   цитаты   представлены   на   экране.   В   процессе   проверки   на   экране появляются правильные варианты. № варианта 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант 6 вариант Пример с ошибкой (задание варианта) Она   промолвила,   что   да,   я посещала этот дом. «Бабушка   пела   мне   песни»   ­ сказал мальчик. – «Спой и ты.» Он   прибавил,   понизив   голос, «что мне было  тяжело  с моим товарищем». Людовиг   «Государство­ это я».  Д.С. Лихачев говорил: человек должен   жить   в   сфере   добра, созданной им самим. «Здравствуйте,   телезрители»!:   ­   ведущая  программы.»   XIV   говорил   ­ дорогие   Сказала Правильный вариант (ответы обучающихся) Она промолвила: «Да, я посещала этот дом». «Бабушка   пела   мне   песни,   ­ сказал мальчик. – Спой и ты». Он   прибавил,   понизив   голос: «Мне   было   тяжело   с   моим товарищем». Людовиг   «Государство­ это я».  Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен   жить   в   сфере   добра, созданной им самим». «Здравствуйте,   дорогие телезрители!» ­  сказала ведущая программы.   XIV   говорил: 7.Сегодня   на   уроке   мы   повторили   правила   цитирования,   которые   вам обязательно пригодятся и на следующих уроках русского языка, и на уроках по другим предметам, и на экзаменах, и в дальнейшей жизни. Вопросы классу (фронтальная работа): ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ  ОБУЧАЮЩИХСЯ * Перечислите основные правила  цитирования. *   Какие   знания   необходимы   человеку, чтобы  правильно использовать и написать цитату? * Для чего нужны цитаты в тексте? * Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить нужную цитату? Точность,   уместность,   необходимость, минимальный   объем,   правильная пунктуация. Эрудиция, пунктуации, правил цитирования.   синтаксиса,   знание   Для аргументации, примера. Много читать, знать русский язык. Д.з Подберите цитаты на тему «Преемственность поколений» 1)Где и когда нам потребуются знания правильного оформления прямой речи? 2) Какую функцию выполняют предложения с прямой речью в текстах? 3) Что такое цитата? 4) Для чего нужны цитаты? 5) Понадобится ли умение цитировать  на  итоговой аттестации (ЕГЭ)? Проверка  знаний по теме «Прямая и косвенная речь» 1 вариант   поставьте   Задание: препинания. 1. Нет ничего здоровее  говорил отец  как  просыпаться  на заре. знаки 2 вариант   поставьте   Задание: препинания. 1. премудрости спросил Алексей.   Кто   тебя   научил   этой знаки 3  вариант Задание:   поставьте   знаки препинания. 1. воскликнула Лиза.   Что   вы   говорите 2.   Ты   не   обманешь   меня спросил Алексей. 2.   Дай   мне   слово   сказала   она наконец     что     ты     никогда     не будешь  искать  меня  в  деревне. 2. Мне   не   нужны   клятвы сказала     довольно одного твоего обещания.   Лиза   АНАЛИЗ (работа обучающихся) Таблица №1 ЦИТАТА 1)   «Разумное   понимание   своеволия   есть высшее понятие человека». Герцен 2) «Хочешь быть счастливым?  Выучись сперва страдать». И.С. Тургенев 3) «Ты можешь, потому что ты должен».     Кант 4) «Порой и мудрецу расчет глупцом  прикинуться».  Эсхил 5) «Умный в гору не пойдет, умный гору  обойдет». Пословица  6) «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки».                                                   Лессинг Проблемный   вопрос:     Каким   требованиям должна соответствовать цитата для данной темы? Таблица № 2 № п/п ЦИТАТА АНАЛИЗ 1 2 3 4 5 6 Жалкий  человек! Чего он хочет!...небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он –зачем?                       М.Ю. Лермонтов «Война не терпит  никаких возражений. Оружие и законы не уживаются друг с другом».                        Кай Юлий Цезарь «На армию я всегда смотрел, как на   сборище актеров   героического   амплуа,   которые   упорно отказываются стать взрослыми людьми».                       Джеймс Олдридж «Для   чего   мы   пишем   кровью   на   песке?   Наши письма не нужны природе».                          Булат Окуджава «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно  будет».                     Наполеон Бонапарт «Самый   великий   маршал   тот,   кто   не   начнет войны».                      Ярослав Смеляков Вывод: Таблица №3 Текст Сочинение Добавление  цитаты Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать ­  В Россию можно только верить.                                                        Ф.И. Тютчев В понимании Ф.И. Тютчева Россия – необычная страна, в которой всё и все руководствуются не разумом, а чувством, инстинктом. Поэт долгое время прожил   за   границей   и   мог   сравнить   разумность   и   педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, в которой   вера сильнее разума. Таблица №4 № варианта 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант 6 вариант Пример с ошибкой (задание варианта) Правильный вариант (ответы обучающихся)   тяжело   ­ Она промолвила, что да, я посещала этот дом. «Бабушка пела мне песни» ­ сказал мальчик. – «Спой и ты.» Он   прибавил,   понизив   голос,   «что мне   было     с   моим товарищем». Людовиг   «Государство­ это я».  Д.С.   Лихачев   говорил:   человек должен   жить   в   сфере   добра, созданной им самим. «Здравствуйте, дорогие телезрители»!:   ­     Сказала   ведущая программы.»   XIV   говорил

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс

Урок по русскому языку "Цитата. Правила цитирования" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018