УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс. Тема урока : Письмо заглавной буквы «М».
Данный урок по типу является уроком «открытия» нового знания.
Цель урока: Сформировать в памяти обучающихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «М». Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода.
.
Тема: Письмо заглавной буквы «М»
Цель урока: Сформировать в памяти обучающихся четко дифференцированный зрительнодвигательный образ заглавной буквы «М»
Задачи :
совершенствовать умения анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями;
продолжить формирование умений перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот;
учить анализировать предложение и составлять схему предложений;
развивать речевые умения; закреплять умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);
упражнять обучающихся в выполнении основных мыслительных операций (анализсинтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в
процессе практического конструирования буквы из элементовшаблонов и при решении логических заданий с буквами.
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями);
научатся: правильно писать заглавную букву «М»; выполнять виды соединений букв в слове;
получат возможность научиться: анализировать слово, предложение, соотносить их со схемами и моделями; перекодировать
звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; анализировать предложение и составлять схему предложений;
Метапредметные (компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
Познавательные овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать,
сравнивать, группировать и обобщать при решении логических заданий с буквами; соотносить изученные понятия с примерами из реальной
жизни;
Коммуникативные развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Основные понятия Звук, буква; заглавная письменная буква «М»; заглавная буква в именах, кличках животных; схема предложения.
Формы обучения индивидуальная, фронтальная
Межпредметные связи Литературное чтение, изобразительное искусство
Образовательные ресурсы Элементы – шаблоны букв, рабочая тетрадь, ИКТ (слайды презентаций)Организационная структура урока
Этапы
урока
Время
1.Организац
2 мин
ионный
момент
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Эмоциональная,
психологическая и
мотивационная
подготовка
обучающихся к
усвоению
изучаемого
материала
2.Актуализа
ция знаний
3 мин
Подведение детей к
формулированию
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Универсальные учебные
действия
Приветствую обучающихся,
Приветствуют учителя,
проверяют свою готовность
к уроку.
Слушают, проговаривают,
выполняют упражнение.
проверяю готовность
обучающихся к уроку,
создаю эмоциональный
настрой на изучение нового:
Ребята, посмотрите на
солнышко. (На доске
изображение солнышка)
Скажите, у кого из вас такое
же настроение? Каким бы
вы хотели видеть наш урок?
Повернитесь друг к другу.
Положите ладошки.
Скажите: «Я желаю тебе
сегодня добра. Ты желаешь
мне сегодня добра. Если
будет трудно, я тебе
помогу».
Провожу игру
«Доскажи словечко».
Личностные: понимают
значение знаний для человека и
принимают его; имеют желание
учиться; стремятся хорошо
учиться; правильно
идентифицируют себя с
позиций школьника.
Личностные: осознают свои
возможности в учении;темы и постановке
задач урока.
*Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной …
(медведь)
*Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
Разгадывают загадки,
слушают и обсуждают тему
урока.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?... (май)
*Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (муравей)
Что объединяет все эти
слова? Произнесите первый
звук слова «медведь»?
(Звук [м])
Произнесите первый звук
слова «май» и слова
«муравей». (Звук [м])
Сегодня на уроке будем
учиться писать и соединять
Повторение звуков
[м], [м], изученных
на уроке чтения.
способны адекватно судить о
причинах своего успеха или
неуспеха в учении, связывая
успехи с усилиями,
трудолюбием.
Познавательные:
общеучебные – извлекают
необходимую информацию из
рассказа учителя;
логические дополняют и
расширяют имеющиеся знания
и представления о новом
изучаемом предмете.
Познавательные:
общеучебные – выстраивают
осознанное речевое
высказывание в устной форме
по теме;
логические – анализ объектов с
целью выделения признаков.в словах заглавную букву
«М», которая нужна нам
для обозначения согласного
твердого [м] и
мягкого[м]звуков в первом
слове предложения или в
собственном имени.
Дайте характеристику
звуку [м]. (Согласный
Характеризуют звук [м].
Отвечают на вопросы
учителя.
твердый звук)
Назовите цветы, в названии
которых есть звук [м]. (Мак,
ромашка, мальва,
маргаритки)
Дайте характеристику
звуку [м]. (Согласный
мягкий звук).
3.Изучение
10 мин
новых
знаний
Формирование
зрительного образа
заглавной буквы
«М» в памяти
обучающихся.
Обратите внимание на
условное обозначение
мягкости звука [м] с
помощью апострофа.
Назовите животных, в
названии которых есть звук
[м]. (Медведь, медуза)
Демонстрирую таблицу
четырех форм буквы «М»:
малой и большой печатных,
строчной и заглавной
письменных.
Сравните большую
печатную и заглавную
Познавательные:
общеучебные выделение
необходимой информации;
логическиевыбор оснований и
критериев для сравнения;
Регулятивные: ориентируются в
рабочей тетради.
Сравнивают буквы.
Отвечают на вопросыписьменную буквы «М».
Чем они похожи? Чем
отличаются?
На магнитной доске
конструирует заглавную
букву «М»
Назовите элементы, из
которых состоит заглавная
буква «М» (Полоска в
форме плавной линии и две
полоски в форме прямой
линии с закруглением с
одной стороны.)
Рассмотрите элементы
письменных букв, данные в
тетради, и обведите те, из
которых состоит заглавная
буква «М».
Формулирую задание,
провожу выборочную
проверку
Выполните
конструирование заглавной
буквы «М» на доске
Проверьте правильность
выполнения задания на
конструирование буквы с
помощью «ключа» (тетрадь
№2, с. 32)
Провожу пальчиковую
Формирование
зрительно
двигательного
образа буквы в
памяти
обучающихся.
учителя.
Анализируют из каких
элементов состоит буква
«М»
Регулятивные: осуществляют
контроль своих действий;
Познавательные:
общеучебныеизвлекают
необходимую информацию из
объяснения учителя;
логические дополняют и
расширяют имеющиеся знания
и представления о новом
изучаемом предмете.
Конструируют букву
Осуществляют
самопроверку.
Слушают, наблюдают.
Выполняют упражнения в
ритмичном чередовании
напряжения и расслабления
мышц руки под счет в
«воздухе»
Выполняют упражнения4.
2 мин
Физкультмин
утка
(пальчиковая
гимнастика
Письмо в тетради
двигательных
элементов и
заглавной буквы
«М»
гимнастику, используя ИКТ
«Ладошка»
Показываю пальчиковую
гимнастику
Выполняют пальчиковую
гимнастику
Принимают правильную
позу для письма и
соблюдают ее в течение
выполнения задания.
Регулятивные: осуществляют
пошаговый контроль своих
действий, ориентируются на
показ движений учителя.
Даю полное и краткое
объяснения образца
начертания заглавной буквы
«М» на доске мелом.
Иллюстрирую и объясняю
на доске технологию
начертания заглавной буквы
«М» под счет.
Демострирую на экране с
Объясняют написание слова.
использованием ИКТ
Выполняют задания в
тетради по образцу.
Выполняют упражнения.
Слайд. Написание
письменной заглавной буквы
«М»
Проверяю готовность
обучающихся к письму.
Примите правильную позу
для письма и соблюдайте ее
в течение выполнения
задания.
Оказываю индивидуальную
помощь.Провожу параллель с ранее
изученным материалом.
Прочитайте слоги –
соединения с буквой «М».
Какие виды соединений
здесь использованы?
(Верхнее соединение: Ми,
Му. Нижнее соединение –
Мо.)
Прочитайте слово,
написанное в тетради.
Объясните, почему слово
5.
Физкультмин
утка
6. Первичное
осмысление
и
закрепление
15 мин
Выполнение
речеязыкового
задания.
«Муму» написано с
заглавной буквы? (Клички
животных надо писать с
заглавной буквы.)
Выполняю двигательные
Выполняют разминку
упражнения
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
Организую подводящий
диалог, уточняю
правило
Рассмотрите иллюстрацию
в тетради. Кто здесь
нарисован?
– Что делает девочка?
Отвечают на вопросы
учителя. Приводят
примеры.
Познавательные:
общеучебные – выстраивают
осознанное речевое
высказывание в устной форме Придумайте имя девочки,
чтобы оно начиналось со
звука [м] или [м]. (Маша,
Марина, Мила)
С какой буквы надо писать
имена людей?
Придумайте кличку
собаки, чтобы она
начиналась со звука [м] или
[м]. (Муму, Мухтар)
С какой буквы надо писать
клички животных? (С
заглавной буквы.)
Проанализируйте схему
предложения в тетради.
Сколько в нем слов?
Используя данную схему,
составьте предложение по
иллюстрации в тетради.
(Девочка Маша гуляет с
собакой. Марина держит
собаку за поводок. Собака
хочет убежать от Милы.)
Наводящими вопросами
подвожу к выполнению
заданий.
Какие буквы написал
Выполнение
логических
заданий с буквами.
Почемучка?
Сравните буквы мМ А.
Впишите общий элемент в
окружность.
по теме
Коммуникативные: принимают
другое мнение и позицию,
допускают существование
различных точек зрения.
Познавательные:
общеучебные – выстраивают
осознанное речевое
высказывание в устной форме
по теме;
логические выбор оснований и
критериев для сравнения
объектов.
Называют правило.
Составляют предложения
по схеме.
Сравнивают буквы.
Вписывают общий элемент. Сравните буквы ауыим.
Чем они похожи? (В этих
буквах есть одинаковый по
форме и по размеру элемент
– полоска в форме прямой
линии с закруглением
снизу.)
Обведите данный элемент в
Рисование узора –
бордюра.
каждой букве данной
группы и впишите общий
элемент в окружность.
Сравните буквы МА. Чем
они похожи? Чем
отличаются?
Соберите из элементов
заглавную букву «М».
Переконструируйте
заглавную букву «М» в
заглавную букву «А».
Сравните буквы ИМ. Чем
Регулятивные: действуют с
учетом выделенных учителем
ориентиров
Собирают буквы.
Переконструируют буквы.
они похожи? Чем
отличаются?
Соберите из элементов
заглавную букву «И».
Переконструируйте
заглавную букву «и» в
заглавную букву «М».
Поясняет задание,
осуществляет контроль.
Какие элементы
письменных букв спрятаны
в этом узоре? (Полоска в
Рисуют узор бордюр3 мин
7. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщить
полученные на
уроке сведения.
Отвечают на вопросы.
Личностные: понимают
значение знаний для человека и
принимают его.
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения
изучаемого материала.
Определяют свое
эмоциональное состояние на
уроке.
форме прямой линии с
закруглением с двух
сторон.)
Проводожу беседу по
вопросам:
Чему учились на уроке?
Что понравилось? Что
больше всего запомнилось?
А что показалось вам
трудным?
– Улыбнитесь, кому урок
понравился.
– Дайте эмоциональную
оценку своей работе на
уроке.
На листе бумаги обведите
свою ладошку,
каждый палец – это какая
то позиция, по которой
необходимо высказать свое
мнение:
большой – для меня это
важно и интересно
указательный я
получил конкретные
рекомендации
средний мне было
трудно (не понравилось)
безымянный – моя
оценка психологической
атмосферы
мизинец для менябыло недостаточно
Благодарю всех за урок