Урок по светской этике "Добро и зло"

Медиа
Разработки уроков
docx
Окружающий мир
4 кл
05.01.2017
Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло», воспитывается добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру. Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса, умение работать в группе, с источниками информации. Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу.

урок Добро и зло.docx

Тема урока Предмет Класс Федеральный округ России  Республика/край  Город/поселок Тип урока Продолжительность урока  Цель урока Задачи урока «Добро и зло» Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской  этики» 4 класс Российская Федерация Алтайский край   Ясная Поляна Методическая информация Урок получения новых знаний. 40 минут Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и  общения друг с другом, развивать у учащихся нравственные ценности. Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» .  Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе  представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.  Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою  нравственно оправданную позицию.  Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям,  совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.   Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать  собственные ошибки.  Воспитывать уважительное отношение  к окружающим. Знания,   умения,   навыки   и   качества, Учащиеся   познакомятся   с   новыми   понятиями   морали   «добро»   и   «зло»,
которые актуализируют,/приобретут,/ закрепят ученики в ходе урока Необходимое оборудование материалы   и   научиться различать морально добрые поступки  от аморальных.  Компьютер, проектор;  «Основы   светской   этики»   4­5   классы:   учебное   пособие   для общеобразовательных учреждений.­ М: Просвещение, 2010;    _  o  _  dobrote  Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики» 4­5;  Интернет ­ источники.  metcab/workshop/open  blog/  pritcha    Печатный раздаточный материал;   Толковый словарь С. И. Ожегова;  Индивидуальные листы рефлексии;  Рассказ В. Осеевой «Три товарища»;  Репродукции картины  А. Муха «Отмена крепостного права на Руси»,  И.  Виды деятельности Методический комментарий    обращение   к   личному   опыту   учащихся, Репин «Бурлаки  на Волге». Беседа,   работа   с иллюстрированным   материалом,   самостоятельная   работа,   участие   в учебном   диалоге,   групповая   работа,   проблемные   вопросы,   работа   в тетради. Данный урок  занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить  представление о понятиях «Добро» и «Зло», воспитывается  добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.  Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию  умений  практической деятельности, развитию самостоятельного  мышления и  познавательного интереса, умение работать в группе, с источниками  информации. Коллективная работа позволяет обучающимся получить  эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность  каждого
ребёнка  в   общую работу. 1. Организационный момент, включающий: ­ Здравствуйте! Возьмитесь, пожалуйста, за руки. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. Деятельность учащихся Приветствие учителя. Проверить  готовность  к уроку.  Деятельность учителя Примечание Приветствие учащихся.        Итак, друзья, внимание  –   Ведь позвенел звонок.       Садитесь поудобнее,       Начнём мы наш  урок! Деятельность учащихся Ответы детей 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.  Деятельность учителя Примечание 1. Что означает слово «мораль»? А) привычки        Б) обычаи                В) правила  поведения         Г) все верно 2. Что означает понятие «культура»?
А) правила поведения                        Б) хороший тон В) возделывание земли                 Г) манеры  3. Как называется наука, которая рассматривает  поступки и отношения между людьми с точки  зрения представлений  о добре и зле? А) эстетика        Б) этика               В)  философия                Г) история 4. Культуру иногда называют: А) первой природой                        Б) второй природой В) третьей природой                        Г) четвертой природой На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет»  Моральные нормы (правила) нигде не записаны.  В русский язык слово «культура» вошло в середине 18 века. Цель: формирование нравственных ценностей – добра и зла, скромности, милосердия, честности, дружелюбия,   прививать навыки общения между людьми и между собой.  3. Изучение нового учебного материала.
Задачи урока:  в области ценностей: ученики научатся совершать сознательно  добродетельные поступки, добровольно, повседневно,  бескорыстно, с чувством собственного достоинства; в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют  умения работать в группе,  не нарушая принципов толерантности; в области знаний:  ученики смогут дать определение добра и зла, какие качества необходимы добродетельному человеку,  как приобрести  эти качества;  в области умений и навыков:   ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека,  смогут  сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком. Деятельность учащихся Ответы детей.  Деятельность учителя Эпиграфы: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». Примечание Прочитайте эпиграфы   на экране. В.О.Ключевский. «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во  мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое  зло. То, что люди не любят во мне,­ вот это и есть  мои пороки». Древнекитайское изречение. Ответы детей. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Учитель: Сегодня на уроке будем говорить об  основных этических понятиях – добро и зло. ­  Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро?
Ответы   детей   на   поставленные вопросы. Обсуждение проблемы.  Ученик читает  стихотворение Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх.   Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет. Ответы детей. И что такое зло? Над этими вопросами люди  размышляют на протяжении всей истории. ­ Как бы вы смогли ответить на эти вопросы? ­ Ребята, как вы думаете какая главная мысль этого стихотворения? ­ Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как   существует   добро,   так     есть   и   зло,   которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в  сказках.  И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал
Ученик читает  стихотворение В доме добрыми делами занята,  Тихо ходит по квартире доброта.  Утро доброе у нас,  Добрый день и добрый час,  Добрый вечер, ночь добра,  Было доброе вчера.  И откуда спросишь, ты,  Что от этой доброты,  Приживаются цветы,  Рыбки, ёжики, птенцы?  Я отвечу тебе прямо:  Это — мама, мама, мама!!! Ответы детей.  Работа в группах:  каждая группа даёт   свои   ответы.   Идет   их обсуждение.  уникальный критерий для добра и зла. Учитель.  Мама  —  мир   подарила,   жизнь   подарила мне и тебе! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её тёплый взгляд. Добро – это ??? ­ Как вы понимаете понятие «Добро»?   применимое ко всем людям?  ­ В чем оно заключается? ­   Как   вы   думаете,   есть   ли   добро   общее, Работа со словарём С. Ожегова  (моё  понятие   ­ научное   понятие)     ­   слова   добро.   Зачитываются   и разбираются несколько понятий.  ­  Подберите однокоренные слова к слову добро.  ­ Что значит добрый человек?   ­ Как относятся к нему люди? Работа в тетради (задание №2)
Учитель:  К   доброму   человеку   тянутся,   ему радуются, с ним хотят дружить, его любят. Доброта   бывает   разная.   Существует   три   понятия доброты.  1. Самая   маленькая   доброта   –   пассивная. Человек  не  ударит  слабого,  не  заденет  самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. 2. Бывает   доброта   активная,   когда   человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? 3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает   себе   хозяина   –   человека   с   чувством   который   защитит обострённого   достоинства, Слабого,   по­настоящему посочувствует   несправедливость,   унижение   одного человека другим и способен бороться со злом.  Учитель.  Какого   же   человека   можно   назвать добрым?     поможет   в   беде, Дети называют однокоренные слова ­ Доброта,  добрый Ответы детей.  Ответы детей.  ­ Добрый человек — это тот, кто любит   людей   и   готов   в   трудную минуту   прийти   им   на   помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в  зимнюю   стужу.  Добрый  человек старается быть аккуратно одетым, вежливым   и   уважительным   в общении   с   товарищами   и взрослыми.
­ Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.   Никому   не   нравятся   совершающие   плохие люди, поступки.   Хорошие   поступки человека   говорят   о   том,   что   он хороший человек. Неприятно     когда человек   хвалит   себя,   выставляет перед   всеми.   Надо   стремиться всегда   и   во   всём   быть   полезным людям. смотреть, Ответы учащихся. Ученица читает стихотворение.  Не стой в стороне равнодушно,  Когда у кого­то беда.  Рвануться на выручку нужно,  В любую минуту всегда И если когда­то кому­то Поможет твоя доброта,  Улыбка твоя,  Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми? Учитель.   Ребята,   какие   добрые   поступки   вы совершили? ­ Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит,  Что годы живёшь ты не зря! Работа  в  группах: каждая группа даёт   свои   ответы.   Идет   их обсуждение. ­ Почему же добро всегда побеждает над злом? ­ Как вы понимаете понятие «Зло»? Работа со словарём С. Ожегова  (моё  понятие   ­ научное   понятие)     ­   слова   зло.   Зачитываются   и разбираются несколько понятий. Учитель:  Зло – это несовершенство, это незнание, это   невежество,   это   слабость,   и   поэтому   зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла   мало   друзей,  и  зло   осуждается   всем   миром,  и конечном результате всегда побеждает добро. Работа в тетради (задание №2) Цель учителя: Способствовать закреплению знаний о таких понятиях как добро и зло. 4. Закрепление учебного материала. Деятельность учащихся Работа в парах. Деятельность учителя Учитель: А сейчас проверим, как вы знаете  сказки, где   говорится   о   том,   что   добро   побеждает   зло   и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом. Примечание
Ответы   детей   ­   «Цветик   – семицветик»   В.Катаев. Лети, лети лепесток,  Через запад на восток, Через север через юг, Возвращайся, сделав круг Лишь   коснёшься   ты   земли,   быть, по­моему, вели. Ответы   детей   ­     Сказка   «Лиса   и журавль» Ответы детей Сказка «Морозко» 1.С грядки старушка цветок сорвала Девочке Жанне его отдала. В цветке, лепестках есть волшебная сила Их девочка Женя о чём­то просила Что надо сказать лепестки обрывая? Как называется сказка такая? 2 Колотил да колотил  По тарелке носом –  Ничего не проглотил И остался с носом. 3.Снег валил, клубились тучи Гнулись сосны до земли Злые люди в лес дремучий Сиротинку отвели. Замолчать заставили Замерзать оставили.
А.С. Пушкин «Сказка  о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин   «Сказка   о   мёртвой царевне» Ответы детей. 4.Сейчас потолкуем о книге другой: Тут синее море, тут берег морской. Старик вышел к морю Он невод забросил. Кого­то поймает и Что­то попросит. 5.Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед. Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала. Учитель:  Через   сказки   воспитывается   душа человека,   пробуждаются   самые   лучшие   чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. В   сказках   все   получается,   а   вот   в   жизни   не   так. Недаром  говорится, что  скоро  сказка  сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. Работа в тетради (задание №1) Учитель:  Ребята,   подумайте   и   скажите,   как   вы понимаете смысл этих пословиц.   Не одежда красит человека, а его добрые дела,
На доске  прикрепить  данное  качество к  надписи  «Добро» или к надписи «  Зло».  Скромность украшает человека,  Доброе слово человеку, что дождь в засуху.  Ребята, а вы какие знаете пословицы о добре?  Работа в тетради (задание №4) Учитель: Ребята, у вас на партах лежат карточки с качествами человека. Ваша задача распределить их на две группы.  Качества ­ «помощники» добра.  Качества ­ «помощники» зла. Мужество, эгоизм, хвастливость, честь, скромность,  милосердие, жестокость, трусость, совесть,  жадность, зависть, тактичность, болтливость,  честность, хитрость, бестактность, правдивость,  малодушие, лживость, справедливость, выдержка. Работа в тетради (задание №3) Учитель:  Давайте   задумаемся,   а   что   мы   с   вами можем   сделать,   чтобы   избежать   зла,   чтобы   его   не прибавлялось в мире? Учитель.  Вот видите, ребята, как можно победить зло.   Так   и   в   жизни:   капельки   добра,     сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек Группам   раздаются   карточки   с качествами   человека.   Необходимо обсудить в группе.  Ответы детей.
На   партах   лежат   детали аппликации ― Ответы   детей.   Мир!   ― прекрасен   этот   мир!   побеждает зло. ― Как Добро   На доске чистый ватман оставляет   после   себя   добрый   след.   Один   мудрец заметил:   человек   прожил   жизнь   не   зря,   если построил   дом,   вырастил   сад   и   воспитал   ребёнка. Давайте   и   мы   с   вами   сейчас   тоже   сделаем   одно общее доброе дело. Рефлексия. Учитель: На доске висит чистый ватман, а у вас на партах   лежат     заранее   заготовленные   из   цветной бумаги   детали   аппликации:   дом,  деревья,  фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Ваша   задача  –  наклеить   детали,  чтобы   получилась общая красивая аппликация. Учитель. Ребята, как мы назовём эту картину? Учитель. Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? ­ Для чего люди должны знать, что такое  «добро» и «зло»?  ­ Что такое добро?  ­ Как должен делать человек добрые поступки? ­ Нужно ли знать человеку, что такое зло? ­ Что такое зло?   ­   Как   должен   вести   себя   человек,   чтобы   не допустить зла? 5. Задание на дом.
Цель ученика: закрепить полученные знания на уроке. Деятельность учащихся По желанию выполняют задание. Деятельность учащихся Результативность и  эффективность урока. Примечание Примечание Звучит песня ­  Как здорово,  что все мы  здесь сегодня  собрались Деятельность учителя  Опиши свой добродетельный поступок. Кому  он принёс пользу, почему ты его совершил.  Приготовь сообщение о знаменитых  добродетельных людях. 6. Итог урока. Деятельность учителя Мне было приятно работать с вами. Благодарю вас за работу   на   уроке.   Желаю   вам     Вы   ещё   дети,   но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. Ведь делать добро — это здорово! Спасибо за урок. Методическая цель урока – это создание условий для  проявления познавательной и творческой активности  учеников.  Формирование познавательной активности  возможно  при условии, что деятельность, которой  занимается ученик, ему интересна. Решению этой  проблемы способствует проведение нетрадиционных  уроков. На уроке используется  работа в группах.  Урок с  применением ИКТ  помогает сделать урок  эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее  наглядным, усиливает положительную мотивацию
обучения и активизирует познавательную деятельность  обучающихся, позволяет не только расширить и  закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в  значительной степени повышает творческий и  интеллектуальный потенциал учеников. При разработке  урока с использованием ИКТ особое внимание  обращается на здоровье обучающихся, используются  элементы здоровьесберегающих технологий.
Публикация обрабатывается. Зайдите на страницу позже.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

В течение дня возможны небольшие перебои в работе. Просим понять и простить :)