Урок по теме: " Среды жизни. Водная среда". Биология, 5-й класс.
Оценка 4.7

Урок по теме: " Среды жизни. Водная среда". Биология, 5-й класс.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
27.06.2017
Урок по теме:  " Среды жизни. Водная среда". Биология,  5-й класс.
Урок - открытия новых знаний по теме: " Среды жизни. Водная среда" ( биология, 5 класс) проведен в форме игры- путешествия. Учащиеся , согласно маршрутному листу, посещают несколько станций: «А, ну-ка вспомни!», «Новая», «Привал», «Подумай!». В конце урока подводятся итоги путешествия.
Водная среда.docx
Урок по теме:  " Среды жизни. Водная среда". Биология,  5­й класс. Подготовила и провела: Белоногова И.А., учитель биологии, химии  МБОУ "Русско­Акташская средняя общеобразовательная школа " Альметьевский  муниципальный  район Республика Татарстан Тип урока: Урок открытия новых знаний. Форма проведения урока: Урок­ путешествие. Цели  урока:  Образовательные – продолжить развитие знаний учащихся о среде  обитания организмов; об экологических факторах как свойствах среды  обитания организмов; познакомить обучающихся с особенностями  водной среды обитания, с различными водными животными и  растениями, простейшими, приспособленностью организмов к жизни в  воде.  Развивающие – способствовать развитию у учащихся системного  мышления, умения анализировать и обобщать, развитие речи, памяти.  Воспитывающие – содействовать формированию мировоззренческого  понятия: познаваемости мира и природы; воспитание бережного  отношения к природе, ответственного отношения к труду и учебе,  самостоятельности в действиях, усидчивости и внимания.      Планируемые результаты:  Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности  условий водной среды обитания; распознавать по рисункам учебника  (слайдам) черты приспособленности живых организмов к данной среде,  описывать их; уметь устанавливать взаимосвязь организма со средой  обитания; приводить примеры обитателей водной среды жизни.       Метапредметные: Регулятивные УУД:   самостоятельно  определять цель учебной  деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;  участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим  мнением, высказывать свое;   Коммуникативные УУД:  уметь  работать индивидуально и в группе;  организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом); уметь аргументировать свое мнение и  позицию,  устно и письменно выражать свою мысль. Познавательные УУД:    уметь ориентироваться в своей системе знаний,  отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке, уметь перерабатывать полученную информацию,  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,  устанавливать причинно­следственные связи; делать выводы в результате  совместной работы всего класса.  Личностные УУД:  создать условия для саморазвития и  самообразования на основе мотивации к обучению и самопознанию;  осознавать  неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;  оценивать собственный вклад в работу всего класса (группы), уметь  обмениваться информацией с одноклассниками; сознавать единство и  целостность окружающего мира; знать правила отношения к живой  природе и основы  здоровьесбережения. Методы: словесный, наглядный, информационный, самостоятельная работа с  рисунками. Оборудование: маршрутные листы,  учебник, компьютер, мультимедийный  проектор. Ход урока ­ Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие: нам предстоит  вспомнить изученное, освоить новую среду обитания и запомнить её жителей. У каждого из вас есть маршрутный лист сегодняшнего путешествия, который  вы сами будете заполнять на каждой станции. Когда путешествие подойдёт к  концу, я поставлю вам оценки, на основании набранных баллов.  (Максимальное кол­во баллов на каждой станции – 5). Фамилия, имя учащегося Станция «А, ну­ка вспомни!» Станция «Новая» Станция «Привал» Оценка   Станция  «Подумай! » ­ Итак, вперёд! Желаю удачи! Первая станция на нашем пути называется « А, ну­ка вспомни!»  На этой  станции вам предстоит ответить на вопросы по теме домашнего задания  «Среда обитания. Факторы среды». 1. Как называется наука о связях живых организмов между собой и с  окружающей средой? (Экология)  2. Что такое среда обитания? (Среда обитания – это все то, что  окружает живой организм: неживая и живая природа.) 3. Какие среды обитания вам известны?  Сколько их? (Водная, наземно­ воздушная, почвенная, организменная. Всего 4 среды обитания.) 4. Что такое экологический фактор? (Экологический фактор – это  фактор,  прямо или косвенно влияющий на организм.) 5. Какие экологические факторы вы знаете? (Абиотические, биотические, антропогенные.) 6. К какой группе факторов относятся  лиса, цапля, лягушка, птица,  трава?  (К факторам живой природы – биотическим.) 7. К какой группе факторов относят свет, температуру, влажность  воздуха, ветер, радиоактивность, состав воды? (К факторам неживой  природы – абиотическим.) 8. Я прочитаю Вам стихотворение Р. Рождественского, а вы подумайте, о  каком факторе идет в нем речь?   Кромсаем лед, Меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот… Но мы ещё придем просить прощенья У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода,  У самого мельчайшего малька… Пока об этом думать неохота. Сейчас нам не до этого. Пока. Аэродромы, пирсы и перроны Леса без птиц и земли без воды… Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды. (Речь идет об антропогенном факторе.) 9. А какой фактор называют антропогенным? (Антропогенный фактор –  это влияние на природу хозяйственной деятельности человека.)  10.Приведите примеры воздействия на природу хозяйственной  деятельности человека. Примерные ответы учащихся:  охота  строительство городов  развитие автомобильного транспорта  осушение и вспашка болот  переселение растений и животных  строительство промышленных предприятий Вторая станция «Новая». Ребята, чтобы определить тему сегодняшнего  урока внимательно прослушайте стихотворение.  В трёх состояньях находиться  я могу: Когда на улице мороз – я стану льдом холодным, С весенними лучами – ручейком бегу, А, если солнце припечёт, то испаряюсь я свободно. Во мне живут и рыбы, и киты, Моллюски, иглокожие и раки, Простейших много, есть ещё моржи. И царство моё словно в полумраке. А глубже окунись – увидишь только ночь, Но и на дне есть жизнь, хоть нет там света, Светящиеся органы помочь Смогли передвигаться рыбам этим. Богата жизнь во мне и я горда! Вы знаете меня я – … среда. ­ О какой среде идёт речь в стихотворении? (О водной.) ­ О каких трёх состояниях воды шла речь в стихотворении? (Твёрдое,  жидкое, газообразное). ­ Итак, тема нашего урока «Водная среда обитания.»  Запишите тему урока в  своих рабочих тетрадях. Вода была  средой обитания первых  живых организмов на Земле. Именно в  ней зародилась жизнь. ­ Попробуйте охарактеризовать  условия жизни в водной среде по  следующему плану (план записан на доске). Условия жизни в водной среде: 1. Свет (недостаточно) 2. Кислород (недостаточно) 3. Температура (постоянная) 4. Давление (высокое) 5. Влажность (повышенная) Характеристику водной среды учащиеся записывают  в рабочих тетрадях. ­ А сейчас нам предстоит знакомство с водными жителями. О каких животных идет речь в загадках? 1. Не хожу и не летаю, А попробуй догони! Я бываю золотая. Ну­ка в сказку загляни! (Рыба.) 2. Выпуча глаза сидит, Не по­русски говорит. Этот маленький герой Все воюет с мошкарой. Родился герой в воде, Но скачет быстро по земле. (Лягушка.) 3. Работящие зверьки Строят дом среди реки. Если в гости кто придет, Знайте, что из речки вход. (Бобры.) 4. На мели речной сидит И усами шевелит. А гулять пойдет – Задом­наперед. (Речной рак.) 5. В реках Африки живет Злой зеленый пароход! Кто б навстречу не поплыл Всех проглотит… (Крокодил.) 6. Ты со мною не знаком Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Кто такой я ? (Осьминог.) 7. Зверь клыкастый Вместо ног – ласты. Хвост по льду волочится, Мороза зверь не боится. (Морж.) 8. Плывет чудо­великан, На спине везет фонтан. Пряча ус во рту, Растянулся на версту. (Кит.) Какие же особенности строения животных обеспечили их обитание в водной  среде ?  давайте обратимся к рисункам учебника на стр. 190­191.  Обратите  внимание на строение водных обитателей и назовите особенности их  строения, связанные с водной средой обитания. (Перечисляют.) Записи в рабочих тетрадях. Приспособления животных к жизни в воде: 1. Обтекаемая форма тела. 2. Приспособления для плавания: плавники (рыбы, киты, дельфины), ласты  (моржи, тюлени), перепонки между пальцами конечностей (лягушки, выдры,  бобры,  водоплавающие птицы), плавательные ножки, похожие на весла (жук­ плавунец). 3. Наличие слизи на теле, отсутствие шерсти. (Для снижения силы трения  при движении в воде.) 4. Толстый слой  подкожного жира. (Для сохранения тепла у животных,  обитающих в холодных водоемах.) 5. Специальные органы дыхания – жабры. ­ В воде обитают также и растения.  О каких растениях идет речь в  следующих загадках?   1. Под водой змея таиться, Над водой – краса­девица, В блузке белоснежной, Близ травы прибрежной. (Кувшинка.) 2. Есть змеи стометровые, Зеленые, бордовые, А капитану в море От них большое горе. (Морские водоросли.) ­ Почему растительный мир водоемов можно обнаружить на глубинах до 200  м?   (На большие глубины свет не проникает, а растениям для  фотосинтеза свет необходим.) ­ Какие растения преобладают в водоемах? (Водоросли.) ­ Почему растительный мир водоемов беден, его можно обнаружить на  глубинах до 200 м?   (На большие глубины свет не проникает, а растениям  для фотосинтеза необходим свет.) Кроме животных и растений в воде также обитают простейшие  (одноклеточные) и бактерии. Они в основном составляют планктон. Планктон (с греч.  – блуждающий) – пассивно плавающие организмы. Чтобы  удержаться в воде они имеют очень уплощенную форму тела или же  многочисленные шипы и выросты, действующие как парашют. ­ Какие простейшие, обитающие в водоемах вам известны? (Эвглена зеленая,  амеба обыкновенная, инфузория­туфелька, радиолярии, фораминиферы и  др. рис. с 177, 179 учебника.) ­Устали? Давайте сделаем привал! Третья станция «Привал». Физкультминутка. Давайте представим, что мы  водные обитатели и подвигаемся, как: ­ рыбы  ­ медузы ­ раки ­ лягушки Четвёртая станция «Подумай!». Наше путешествие подходит к концу.  Давайте подведём итог нашего путешествия.  Перечислите условия жизни в водной среде. (Недостаток света и  кислорода; нет резких перепадов температур; высокая плотность;  разнообразие животного мира, беден растительный.)  Назовите благоприятные и неблагоприятные условия для развития и  жизни живых организмов в водной среде. (Благоприятные: изобилие  воды, отсутствие резких перепадов температур;  неблагоприятные:  недостаток света и кислорода, высокая плотность.)  Почему в зимний период на реках делают проруби? (Во избежании  замора рыб, т.к. в воде мало кислорода.)  Назовите  организмы, которые живут в воде.   Как приспособились к жизни в воде рыбы? Моржи? Лягушки? Жук –  плавунец? А сейчас, ребята, в качестве итога урока составим синквейн по теме теме  «Чистая вода.» 1. Вода. 2. Дождевая, родниковая. 3. Течет, замерзает, испаряется. 4. Источник жизни на Земле. 5. Жидкость. ­ В завершении урока хотелось бы пожелать всем: Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода. Подсчёт баллов, выставление оценок. Рефлексия. Урок экологии был: – легкий – трудный; – интересный – скучный; – полезный – ненужный. Я ученик: – старательный – ленивый; – внимательный – невнимательный; – урок усвоил – не усвоил. Домашнее задание.  1. Выбрать себе любое водное животное, совершить с ним  небольшую  «прогулку». Зарисовать животное и подумать, как оно приспособилось  к жизни в воде. 2. Составить кроссворд по теме урока "Водная среда. Кто живет в воде?".

Урок по теме: " Среды жизни. Водная среда". Биология, 5-й класс.

Урок по теме:  " Среды жизни. Водная среда". Биология,  5-й класс.

Урок по теме: " Среды жизни. Водная среда". Биология, 5-й класс.

Урок по теме:  " Среды жизни. Водная среда". Биология,  5-й класс.

Урок по теме: " Среды жизни. Водная среда". Биология, 5-й класс.

Урок по теме:  " Среды жизни. Водная среда". Биология,  5-й класс.

Урок по теме: " Среды жизни. Водная среда". Биология, 5-й класс.

Урок по теме:  " Среды жизни. Водная среда". Биология,  5-й класс.

Урок по теме: " Среды жизни. Водная среда". Биология, 5-й класс.

Урок по теме:  " Среды жизни. Водная среда". Биология,  5-й класс.

Урок по теме: " Среды жизни. Водная среда". Биология, 5-й класс.

Урок по теме:  " Среды жизни. Водная среда". Биология,  5-й класс.

Урок по теме: " Среды жизни. Водная среда". Биология, 5-й класс.

Урок по теме:  " Среды жизни. Водная среда". Биология,  5-й класс.

Урок по теме: " Среды жизни. Водная среда". Биология, 5-й класс.

Урок по теме:  " Среды жизни. Водная среда". Биология,  5-й класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017