Крнспект урока по ОБЖ
Учитель Тон О. Б.
Класс: 5 класс.
Тема: Безопасность на водоёмах.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся навыков безопасного поведения на водоёмах в разное время года.
Задачи урока:
• научить выбирать на водоёмах безопасные места для купания;
• научить определять прочность льда;
• познакомить с общими правилами безопасного поведения на воде и правилами передвижения по замёрзшим водоёмам.
Планируемые результаты:
• предметные:
- уметь оценивать места, опасные для купания;
- уметь определять прочность льда по ряду признаков;
- знать правила безопасного поведения на воде и при передвижении по замёрзшему водоёму;
- составлять алгоритм действий в опасных ситуациях на водоёмах;
• метапредметные:
- регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;
- познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;
- коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• личностные:
- уметь определять мотивы учебной деятельности;
- усваивать правила личной безопасности на водоёмах в разное время года.
Ход урока:
I. Организационный момент:
- Добрый день, ребята! Давайте подарим друг другу хорошее настроение и начнём урок. Присаживайтесь, пожалуйста!
- Давайте вместе, исходя из сегодняшней темы, сформулируем цель урока: «что хотим узнать?», «чему хотим научиться?».
- Цель урока: изучить правила безопасного поведения на водоёмах в разное время года.
II. Изучение нового материала.
2.1Вступительное слово учителя.
Жизнь человека была всегда связана с водой.2/3 поверхности Земли занимают океаны, моря, реки, озёра, пруды, различные водохранилища. Россия располагает огромными водными пространствами. Территория омывается водами 12 морей. Число больших и малых рек составляет до 2,5 млн., а количество озёр и прудов около 2 млн.
Жизнедеятельность человека всегда неразрывно связана с водой. Вода была надёжной преградой, защищавшей от нападения врагов, и в то же время служила удобной дорогой, обеспечивая многие стороны жизнедеятельности человека. Вода всегда способствовала расселению человека на Земле и удовлетворению его жизненных потребностей.
В то же время общение человека с водой требовало от него определённых умений и знаний по безопасному поведению на воде с учётом её свойств и повадок. Общение человека с водой заставило его прежде всего научиться плавать.
2.2Сведения статистики.( выступление учащихся )
2.3 Для обеспечения безопасности человека на водоёмах существует ряд правил безопасного поведения на воде в различных ситуациях.
Какие же существуют правила безопасного поведения на воде летом, знание и соблюдение которых уменьшает возможность несчастных случаев. Давайте, попробуем составить их, используя свой жизненный опыт
А теперь давайте проверим себя, правильно ли мы составили правила, найдём им подтверждение или опровергнем их, исходя из материала учебника и презентации, подготовленной вами.
2.4 Презентация «Безопасное поведение на воде летом»( Содержание: Летом, в жаркую погоду лучший отдых — на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться.
Таким образом, первое правило безопасного поведения человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья человека, где купание разрешено.
Есть и еще правила безопасного поведения на воде, знание и соблюдение которых уменьшает возможность несчастных случаев.
Дно водоема в месте купания должно быть пологим, ровным, плотным, лучше песчаным.
Скорость течения воды не должна быть более 10 м/мин. Не следует купаться в местах с быстрым течением.
Желательно, чтобы
температура воды была не ниже +18 °С. Глубина водоема для
неумеющих плавать
не должна быть более 1,2
м.
Если вы еще не научились плавать, то все упражнения в воде выполняйте около берега. Никогда не купайтесь в одиночку. Если вы решили совершить дальний заплыв, кто-нибудь должен сопровождать вас на лодке со спасательными средствами.
Не следует входить
в воду вспотевшим и разгоряченным,
сразу после приема солнечных ванн или
после подвижных игр. Прежде чем войти в воду, необходимо охладиться, отдохнуть в
тени. Не рекомендуется входить в воду сразу
после приема пищи. Сделайте перерыв не менее 1 ч.
Правилами запрещается:
нырять и прыгать в воду в незнакомых местах;
заплывать за буйки;
выплывать на судовой ход и приближаться к судам;
устраивать в воде игры, связанные с захватами; далеко заплывать
на надувных матрасах или камерах.
Самый лучший способ чувствовать себя уверенно в воде — это научиться плавать и постоянно поддерживать навыки безопасного поведения на воде. Если ногу в воде свело судорогой, нужно набрать в легкие воздух, наклониться к ноге, взять ее двумя руками за пальцы и сильно потянуть их к себе. После этого немедленно плыть к берегу.
Помните!
Необходимо научиться отдыхать на воде, не терять самообладания и правильно действовать в критической ситуации, не стесняться звать на помощь.)
2.5 Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, как вести себя, если у вас судорогой свело руки, ноги. (Показ правил поведения при судорогах учащимися)
судорога ног - вы делаете глубокий вдох, ныряете, хватаете себя за большие пальцы ног и сильно тянете на себя; судорога мышц бедра - вы сгибаете ногу в колене и руками прижимаете её к задней поверхности бедра; судорога мышц живота - подтягиваете согнутые в коленях ноги к животу; судороги мышц рук - сжимаете и разжимаете кулаки, сгибаете и разгибаете руки в локтях.
2.6 Не менее важно знать правила поведения на замёрзших водоёмах. Презентация учащихся.( Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замерзших водоемах.
Перемещаться по замерзшему водоему рискованно, тем более в одиночку.
Но в случае возникшей необходимости переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками.
Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лед.
Помните!
Для одиночных пешеходов лед считается прочным, когда его толщина не менее 7 см, для группы людей — 12 см. Прочность льда можно определить по ряду признаков:
• наиболее прочен чистый прозрачный лед, мутный лед ненадежен;
• на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;
• в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед.
Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости в туман, метель, сильный снегопад.)
2.7 Видео
- Какие ошибки допустили мальчики?
2.8 А бывают ситуации, когда человек может провалиться под лёд. Какие действия необходимо предпринять для спасения? Презентация учителя. (Если вы провалились под лед:
не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда;
• постарайтесь опереться локтем на лед и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, то есть возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу);
• осторожно вытащите на лед одну ногу, затем другую;
• постарайтесь выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли);
на твердом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.
Если вы провалились под лед:
не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда;
• постарайтесь опереться локтем на лед и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, то есть возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу);
• осторожно вытащите на лед одну ногу, затем другую;
• постарайтесь выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли);
на твердом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.)
2.9 Решение ситуации. На парте у каждого задание: дано начало рассказа, который нужно продолжить.
Решение заданий в электронном учебнике № 1-3
3. Подведение итогов. Выслушивание мнений учащихся об уроке. Выставление оценок.
- Какую цель мы ставили?
- Сегодня я узнал …
-Мне было интересно…
-Я доволен…
-Мы сегодня учились…
- Полученные знания можно применить
4. Домашнее задание.
П.3.2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.