Урок химии в 8 классе по теме : Кислоты.
Цели урока : 1) сформировать понятия о кислотах 2)познакомить
учащихся с составом, классификацией и представителями кислот.
Воспитательные задачи урока : продолжить обучение учащихся
работе с лабораторным оборудованием, формирование умений
экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать
выводы, обогатить их представления об общем, особенном и
единичном в составе и свойствах кислот, показать связь между
свойствами веществ, их получением и применением.
Оборудование: растворы важнейших неорганических и
органических кислот: соляной, серной, азотной , уксусной ,
лимонной. Индикаторы. Стеклянная химическая посуда.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
1. Анализ ситуации.
Учитель: Какие классы неорганических соединений вы знаете?
Ответ: Оксиды, основания.
Учитель: Какие вещества называют оксидами?
( ответы учащихся) Учитель: Какие вещества называются основаниями?
Слайд №1
Из данного списка выпишите в столбик оксиды и основания, в
вашем распоряжении 3 мин
Слайд №2
Обмениваемся тетрадями, проверяем и ставим друг другу оценки
А сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать еще один класс
неорганических соединений. Это – кислоты.
Слайд № 3 Это – кислоты.
Записываем в тетради тему урока. После изучения данной темы
Слайд №4
вы должны знать что такое кислоты, какие они бывают, как их
классифицируют, уметь называть кислоты, распознавать их среди
других соединений, знать правила техники безопасности при работе
с кислотами.
наш план будет включать в себя 5 „шагов”:
1ШАГ Информационный
2 ШАГ Исторический
3 ШАГ Дегустационный
4 ШАГ Индикаторный
5 Шаг – Творческий
Учитель : Прежде чем сделать первый шаг к пятёрке , необходима
информация о веществах, которые нас будут окружать.
Приготовьтесь внимательно слушать и записывать. Слайд №5 Итак, 1 ШАГ Информационный
Кислоты бывают органические Слайд №6
№7
и неорганические Слайд
Правила техники безопасности: Слайд № 8,9
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так
как можно получить ожог или отравление. При попадании
кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Не смотря на это некоторые кислоты содержатся в организмах
животных Слайд № 10 , применяются в медицине Слайд № 11
Учитель : Информация вами воспринята правильно, разрешаю
сделать второй шаг – Исторический. Слайд № 12
( выходят 5 учеников, заранее подготовивших исторические
справки о кислотах)
1.Уксусная кислота ( около 3 тысяч лет) – самой первой кислотой ,
которую научился добывать и использовать человек была, видимо,
уксусная. Почему уксусная оказалась первой догадаться несложно.
С древнейших времён люди разводили виноград и запасали впрок
виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось
вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Уксусную
кислоту на рубеже1718 веков в России называли„ кислой
влажностью” или „древесной кислотой.”
2 .Серная кислота ( 10 в) – с серной кислотой люди познакомились
значительно позднее, примерно в 10 веке. Серную кислоту выделили
из купоросов, например из железного купороса и соответственно назвали купоросным маслом. Серную кислоту получали нагреванием
железного купороса в глиняной реторте.
3.Соляная кислота ( 15в) – Соляную кислоту называли соляным
спиртом. В 17 веке в русских аптеках среди лекарство обязательно
было и вещество по имени – дух из солей( по латыни спиритус
салис) или кислый спирт. Соляную кислоту получали в аптеках
прокаливанием смеси поваренной соли с железным купоросом.
4. Азотная кислота (15в) – В России азотную кислоту называли в
старину „зияющей красным гасом кислотой” или „селитряной
дымистой водкой”. Когда Иоганн Рудольф Глаубер получил
азотную кислоту, он обнаружил её необычайную химическую
активность. Она растворяла все металлы, и железо и медь и серебро,
только золото оставалось в этой кислоте неизменным.
5. Угольная кислота (18в) – Угольную кислоту впервые получил
Джозеф Пристли. Для этого он растворял в воде углекислый газ,
этот раствор он назвал содовой водой, а так как она получила
широкое применение в качестве напитка, за это открытие Д.
Пристли наградили золотой медалью.
Учитель: После небольших исторических справок о кислотах
Слайд № 13
Сделаем третий шаг Дегустационный. Напоминаю , что в
химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус.Это
грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю
продегустировать кусочек лимона.
Учитель : какой вывод вы сделали после дегустации образцов?
Ответ: Большинство кислот кислые на вкус.
Учитель: какие кислоты применяются в кулинарии?
Ответ: уксусная и лимонная Слайд № 14 Учитель: Поспешим сделать четвертый шаг Индикаторный.
Слайд № 15
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах. Слайд № 16
Оборудование и реактивы:
пробирка с соляной и пробирка с лимонной кислотами,
универсальный индикатор.
Проведение опыта и оформление результатов:
1) Перепишите в тетрадь представленную таблицу,
2) Добавьте в растворы соляной и лимонной кислоты (HCl)
универсальный индикатор. Результаты наблюдений (изменение
окраски ) запишите в таблицу.
3) Какой можно сделать вывод?
4) С чем же это связано? Изучим их состав Слайд № 17
? Прочитайте формулы кислот. (HCl, H2SO4, H3PO4).
? Что общего во всех этих формулах? (Все содержат элемент Н).
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, в том числе
изменение окраски индикаторов, связаны с элементом водородом.
? На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода?
(На первом).
Если закрыть водород, то остальная часть молекулы
называется кислотным остатком. ? В кислотах разные кислотные остатки? (Да).
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, специфические свойства каждой кислоты
связаны с наличием в них разных кислотных остатков.
? Прочитайте кислотные остатки.
? Сколько частей можно выделить в молекулах кислот? (Две).
Слайд №18
? А сколько видов ионов содержится в этих кислотах? (Два: один
ион Н, другой ион кислотного остатка).
КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из ионов
водорода и кислотных остатков.
? А чем еще кроме разных кислотных остатков отличаются
формулы этих кислот?
(Числом атомов водорода).
? Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать
кислоты? (Да).
Слайд № 18
(Число атомов водорода называется основностью кислоты.
Признак классификации – основность).
? Какие бывают кислоты по основности? (Одноосновные,
двухосновные, трехосновные).
? Чем ещё отличаются кислоты
? Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать
кислоты? (Да). Слайд № 19
Номенклатура кислот
? Как называть бескислородные кислоты
Слайд № 20,22
? Как называть кислородсодержащие кислоты
Слайд № 21,23
Учитель : 4 шага уже позади, теперь вы, ребята , вооружены
некоторой информацией о кислотах, можно переходить на
творческий шаг Слайд № 24
и применить здесь свои знания.!
„Химические страсти”
Слайд № 25
Задание 1. Лакмус был страстно влюблён в Кислоту и в её
присутствии всегда краснел, а ревнивая Щелочь, которая была к
нему неравнодушна , раздражала Лакмуса до посинения.
Несчастный Фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щелочи,
но зная её едкий характер при малейшем к ней прикосновении весь
становился малиновым.
О каких химических явлениях идёт речь?
Слайд № 26
Задание №2 Вздорная серная кислота всегда доводила Лакмус
до аллергического покраснения , причем до такой степени, что он вынужден на помощь звать Едкий натр, который нейтрализовал их
общение до получения Нормальной соли с водой, а что же
произошло с Лакмусом?
Ответы: 1задание ( речь идёт об изменении цвета индикаторов
лакмуса и фенолфталеина в кислой и щелочной средах)
2 задание(лакмус в кислоте окрасился в красный цвет, но при
добавлении щелочи окраска его исчезла, потому что он не изменяет
цвета в щелочной среде)
Учитель: Ребята, вот и сделали мы с вами 5 шагов до
заветной пятерки.
Итог урока Слайд № 27
Спасибо вам за то. что вы помогли себе на отлично усвоить
информацию о кислотах. Если вам понравилось, то напишите на
следующий урок сообщение – сказку о любой кислоте. Список литературы.
1. Э. Гроссе, X. Вайсмантель Химия для любознательных. Основы химии
и занимательные опыты.
2. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова Занимательные задания и эффектные
опыты по химии.
3.Б.В. Мартыненко КислотыОснования.
4. Ю. Кукушкин Химия вокруг нас
Урок по теме; "Кислоты"
Урок по теме; "Кислоты"
Урок по теме; "Кислоты"
Урок по теме; "Кислоты"
Урок по теме; "Кислоты"
Урок по теме; "Кислоты"
Урок по теме; "Кислоты"
Урок по теме; "Кислоты"
Урок по теме; "Кислоты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.