Урок по теме; "Кислоты"
Оценка 4.9

Урок по теме; "Кислоты"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
05.02.2017
Урок по теме; "Кислоты"
Публикация является частью публикации:
урок Букарь Н.В..docx
Урок химии в 8 классе по теме : Кислоты. Цели урока :  1) сформировать понятия о кислотах 2)познакомить  учащихся с составом, классификацией и представителями кислот. Воспитательные задачи урока : продолжить обучение учащихся  работе с лабораторным оборудованием, формирование умений  экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать  выводы, обогатить их представления об общем, особенном и  единичном в составе и свойствах кислот, показать связь между  свойствами веществ, их получением и применением. Оборудование: растворы важнейших неорганических и  органических кислот: соляной, серной, азотной , уксусной ,  лимонной. Индикаторы. Стеклянная химическая посуда.   Ход урока 1. Организационный момент. 2. Постановка учебной задачи.      1. Анализ ситуации.   Учитель: Какие классы неорганических соединений вы знаете? Ответ: Оксиды, основания. Учитель: Какие вещества называют оксидами?  ( ответы учащихся) Учитель: Какие вещества называются основаниями?   Слайд №1 Из данного списка выпишите в столбик оксиды и основания, в  вашем распоряжении 3 мин  Слайд №2 Обмениваемся тетрадями, проверяем и ставим друг ­ другу оценки А сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать еще один класс  неорганических соединений. Это – кислоты.  Слайд № 3    Это – кислоты.  Записываем в тетради тему урока. После изучения данной темы  Слайд №4 вы должны знать что такое кислоты, какие они бывают, как их  классифицируют, уметь называть кислоты, распознавать их среди  других соединений, знать правила техники безопасности при работе  с кислотами.  наш план будет включать в себя 5 „шагов”:      1ШАГ­ Информационный               2 ШАГ­ Исторический                        3 ШАГ­ Дегустационный                                 4 ШАГ­ Индикаторный                                           5 Шаг – Творческий Учитель : Прежде чем сделать первый шаг к пятёрке , необходима  информация о веществах, которые нас будут окружать.  Приготовьтесь внимательно слушать и записывать. Слайд №5  Итак, 1 ШАГ­ Информационный  Кислоты бывают органические Слайд №6 №7     и неорганические Слайд  Правила техники безопасности: Слайд № 8,9 Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так  как можно получить ожог или отравление. При попадании  кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.   Не смотря на это некоторые кислоты содержатся в организмах  животных Слайд № 10 , применяются в медицине Слайд № 11   Учитель : Информация вами воспринята правильно, разрешаю  сделать второй шаг – Исторический. Слайд № 12  ( выходят 5 учеников, заранее подготовивших исторические  справки о кислотах) 1.Уксусная кислота ( около 3 тысяч лет) – самой первой кислотой , которую научился добывать и использовать человек была, видимо,  уксусная. Почему уксусная оказалась первой догадаться несложно.  С древнейших времён люди разводили виноград и запасали впрок  виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось  вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Уксусную  кислоту на рубеже17­18 веков в России называли„ кислой  влажностью” или „древесной кислотой.” 2 .Серная кислота ( 10 в) – с серной кислотой люди познакомились  значительно позднее, примерно в 10 веке. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса и соответственно назвали купоросным маслом. Серную кислоту получали нагреванием железного купороса в глиняной реторте. 3.Соляная кислота ( 15в) – Соляную кислоту называли соляным  спиртом. В 17 веке в русских аптеках среди лекарство обязательно  было и вещество по имени – дух из солей­( по латыни­ спиритус  салис) или кислый спирт. Соляную кислоту получали  в аптеках  прокаливанием смеси поваренной соли с железным купоросом. 4. Азотная кислота (15в) – В России азотную кислоту называли в  старину „зияющей красным гасом кислотой” или „селитряной  дымистой водкой”. Когда Иоганн Рудольф Глаубер получил  азотную кислоту, он обнаружил её необычайную химическую  активность. Она растворяла все металлы, и железо и медь и серебро, только золото оставалось в этой кислоте неизменным. 5. Угольная кислота (18в) – Угольную кислоту впервые получил  Джозеф Пристли. Для этого он растворял в воде углекислый газ,  этот раствор он назвал содовой водой, а так как она получила  широкое применение в качестве напитка, за это открытие Д.  Пристли наградили золотой медалью.  Учитель: После небольших  исторических справок о кислотах   Слайд № 13   Сделаем третий шаг­ Дегустационный. Напоминаю , что в  химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус.Это  грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю  продегустировать кусочек лимона.      Учитель : какой вывод вы сделали после дегустации образцов? Ответ: Большинство кислот кислые на вкус.  Учитель: какие кислоты применяются в кулинарии? Ответ: уксусная и лимонная   Слайд № 14 Учитель: Поспешим сделать четвертый шаг­ Индикаторный.  Слайд № 15  Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах. Слайд № 16 Оборудование и реактивы:  пробирка с соляной и  пробирка с лимонной кислотами,   универсальный индикатор. Проведение опыта и оформление результатов: 1) Перепишите в тетрадь представленную таблицу,   2) Добавьте в растворы соляной и лимонной кислоты (HCl)    универсальный индикатор. Результаты наблюдений (изменение  окраски ) запишите в таблицу.  3) Какой можно сделать вывод? 4) С чем же это связано? Изучим их состав Слайд № 17  ? Прочитайте формулы кислот. (HCl, H2SO4, H3PO4).  ? Что общего во всех этих формулах? (Все содержат элемент Н). СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, в том числе  изменение окраски индикаторов, связаны с элементом водородом. ? На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода?  (На первом). Если закрыть водород, то остальная часть молекулы  называется кислотным остатком. ? В кислотах разные кислотные остатки? (Да). СЛЕДОВАТЕЛЬНО, специфические свойства каждой кислоты  связаны с наличием в них разных кислотных остатков. ? Прочитайте кислотные остатки. ? Сколько частей можно выделить в молекулах кислот? (Две). Слайд №18 ? А сколько видов ионов содержится в этих кислотах? (Два: один ­  ион Н, другой ­ ион кислотного остатка). КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из ионов  водорода и кислотных остатков. ? А чем еще кроме разных кислотных остатков отличаются  формулы этих кислот? (Числом атомов водорода). ? Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать  кислоты? (Да). Слайд № 18   (Число атомов водорода называется основностью кислоты.  Признак классификации – основность).  ? Какие бывают кислоты по основности? (Одноосновные,  двухосновные, трехосновные). ? Чем ещё отличаются кислоты ? Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать  кислоты? (Да). Слайд № 19 Номенклатура кислот ? Как называть бескислородные кислоты Слайд № 20,22 ? Как называть кислородсодержащие кислоты Слайд № 21,23 Учитель : 4 шага уже позади, теперь вы, ребята , вооружены  некоторой информацией о кислотах, можно переходить на  творческий шаг Слайд № 24 и применить здесь свои знания.! „Химические страсти” Слайд № 25 Задание 1. Лакмус был страстно влюблён в Кислоту и в её  присутствии всегда краснел, а ревнивая Щелочь, которая была к  нему неравнодушна , раздражала Лакмуса до посинения.  Несчастный Фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щелочи,  но зная её едкий характер при малейшем к ней прикосновении весь  становился малиновым.       О каких химических явлениях идёт речь? Слайд № 26 Задание №2 Вздорная серная кислота всегда доводила Лакмус  до аллергического покраснения , причем до такой степени, что он вынужден на помощь звать Едкий натр, который нейтрализовал их  общение до получения Нормальной соли с водой, а что же  произошло с Лакмусом? Ответы: 1задание ( речь идёт об изменении цвета индикаторов  лакмуса и фенолфталеина в кислой и щелочной средах) 2 задание(лакмус в кислоте окрасился в красный цвет, но при  добавлении щелочи окраска его исчезла, потому что он не изменяет  цвета в щелочной среде) Учитель: Ребята, вот и сделали мы с вами 5 шагов до  заветной пятерки.  Итог урока Слайд № 27 Спасибо вам за то. что вы помогли себе на отлично усвоить  информацию о кислотах. Если вам понравилось, то напишите на  следующий урок сообщение – сказку о любой кислоте. Список литературы. 1. Э. Гроссе, X. Вайсмантель Химия для любознательных. Основы химии  и занимательные опыты. 2. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова Занимательные задания и эффектные  опыты по химии. 3.Б.В. Мартыненко Кислоты­Основания. 4. Ю. Кукушкин Химия вокруг нас

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"

Урок по теме; "Кислоты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017