Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)
Оценка 4.6

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
31.03.2017
Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)
Второй урок по теме "Кислоты, их классификация и свойства" в 8 классе. Урок - исследование. Учащиеся исследовали химические свойства кислот, работая в парах и в группах с использованием цифровой лаборатории, оборудования ХимЛаб, документ камерой. Каждая группа работа с инструкционной картой.Конспект урока. Урок- исследование 8 класс
Кислоты, химические свойства.docx
Кислоты, их классификация и свойства. (2 урок) Тип урока: изучение нового материала Форма урока: урок­исследование Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Задачи урока:  ­создать условия для расширения и углубления знаний о кислотах; ­научить   обобщать   и   интерпретировать   информацию,   представленную   в   текстовой   и знаковой форме; ­описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии  ­объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента, строить логические   рассуждения,  создавать обобщения, делать выводы Оборудование и материалы: таблица растворимости, карточки­инструктажи, карточки с домашним заданием;  Реактивы:   индикаторная бумага (универсальная, лакмусовая, фенолфталеиновая)  Кислоты: соляная и серная  Металлы: цинк, железо, медь.  Оксид кальция  Гидроксид натрия  Соли: сульфат меди (II), хлорид бария, карбонат натрия ТСО:   проектор,   документ   камера   компьютер,   цифровая   лаборатория  AFSTM (компьютерный интерфейс Vernier, датчик температуры) 1.Этап «Актуализация знаний и умений» Я хочу, чтобы наш урок начинался с эпиграфа: “Один  опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. Это изречение принадлежит великому русскому   учёному   М.В.Ломоносову.   Из   этих   слов   становится   ясно,   какую   значимость придавал он опыту. (Слайд1) Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, в которой будем проводить исследования. Учитель:  ­Обратите внимание на картинки на слайде (лимон, щавель) что объединяет их (слайд2) Учащиеся (возможный ответ): они кислые, содержат кислоты Слова   кислота   и   кислый   имеют   один   корень.   Вы   знаете,   что   уксусная,   лимонная кислоты кислые на вкус. (слайд3) Каждый пробовал эти кислоты, т. к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т. к. многие из них ядовиты.  Как вы думаете, как можно распознавать кислоты, не пробуя их? (учащиеся высказывают предположения) – с помощью индикаторов. «Кислоты   –   едкие   вещества,   вызывающие   сильнейшие   ожоги,   разрушают органические вещества» ­ данное высказывание можно часто услышать о кислотах. Так ли это? Демонстрационные опыты:  Надпись на бумаге.   Обугливание деревянной палочки. Я думаю, мы убедились, что кислоты действительно разрушают органические вещества.               А как ведут себя кислоты с неорганическими веществами?  Посмотрите,  что произошло со скорлупой яйца, которое было опущено в раствор уксусной кислоты…  Что могло произойти с куриным яйцом, что оно стало мягким? Но   прежде,   чем   решить   проблему   и   изучить   новый   материал,   необходимо   повторить некоторые понятия:      На   какие   группы   делятся   вещества   по   отношению   к   электрическому   току? (Электролиты и неэлектролиты.)  Дайте определение понятию “электролит”? (Это вещество, водный раствор или расплав, которого проводит электрический ток.)  Приведите   примеры   электролитов?   (Растворы   и   расплавы   солей   и   щелочей, растворы кислот.)  Дайте определение понятию “неэлектролит”? (Это вещество, водный раствор и расплав которого не проводит электрический ток.)  Приведите   примеры   неэлектролитов?   (Нерастворимые   соли   и   основания, оксиды, простые вещества, органические вещества.)  Дайте   определение   понятию   “электролитическая   диссоциация”?   (Это   распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)  Как называют положительные ионы? (Катионы)  А отрицательно заряженные?  (Анионы)  Дайте определение кислот, изученное ранее? (Это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.)  Игра   «Третий   лишний».  В   каждой   строчке   необходимо   найти   формулу   «лишнего» вещества. (слайд4)  Н2                Cl2               HCl CaO              HNO3           Fe2O3 H2SO4          KOH            Ca(OH)2 AlCl3             Na3PO4        H3PO4 Подчеркнуть формулы «лишних» веществ. Что общего у всех подчеркнутых веществ? К каким веществам они относятся? все кислоты имеют в составе молекул атомы водорода. Самооценка! За правильные ответы ставят 1балл. (слайд5) 2. Этап. Изучение нового материала      Тема: Кислоты их классификация и свойства (слайд6)  Чтобы   решить   нашу   проблему,   вам   всем   предстоит   на   некоторое   время   стать исследователями.   С какими же веществами будут реагировать кислоты…   прежде чем провести экспериментальное исследование необходимо предположить ( выдвинуть  гипотезу ). С какими веществами могут реагировать кислоты. Вы   все   поделены   на   группы,   каждой   группе   определена   своя   область   исследования   и инструкция,   как   его   провести.   В   каждой   группе   есть   инструктор,   который   будет руководить работой каждой группы. Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, записать в тетради уравнения реакций, ответить на предложенные вопросы. После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, показывает результаты исследования.  К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради. Работу каждого члена группы оценивает инструктор на оценочном листе, затем с учетом этих оценок и работы на уроке каждый получит итоговую оценку в журнал.  Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями (щелочами) с использованием цифровой лаборатории AFSTM (температурный датчик). 1 группа: Взаимодействие кислот с металлами. 2 группа: Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 3 группа: Действие кислот на индикаторы 4 группа: Взаимодействие кислот с солями. Самостоятельная работа учащихся в группах по инструкциям  С какими же веществами будут реагировать кислоты…    прежде   чем   провести   экспериментальное   исследование   необходимо предположить ( выдвинуть  гипотезу ( что такое гипотеза?)  С какими веществами могут реагировать кислоты. Учитель.  Организует   проведение   лабораторных   опытов   по   инструкционным   картам   в группах   с   индивидуальным   заданием,   (   всего  4  группы   в   зависимости   от   количества учащихся   группы   дублируются)   ­   предлагает   вспомнить   правила   безопасной   работы   в химической лаборатории; и работе с кислотами  правила прикреплены к инструкционным картам,   организует   работу   в   группах   с   теоретическим   материалом   по   нескольким источникам Учитель : ­  Вы   провели   опыты,   подтверждающие   свойства   кислот,   о   которых   мы   делали предположения Представление результатов  Инструкционная карта для 1 группы Лабораторный опыт «Взаимодействие кислот с металлами» Задание: проверить, реагируют ли кислоты с металлами, провести реакции с  использованием соляной кислоты. Меры безопасности при работе с кислотами  1 Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами. 2 Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка  оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают  краем той посуды, куда наливается жидкость. 3 При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания  брызг или частиц на лицо или одежду. 4 После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на  место. 5 При нагревании пробирки не держать ее отверстием к себе или в сторону  товарищей. Порядок выполнения опыта 1. Планшетку устанавливают на белую сторону фонового экрана 2. В первую ячейку планшетки помещают одну гранулу цинка, во вторую ячейку на кончике   шпателя   вносят   железный   порошок,   в   третью   –2   кусочка   медной проволоки. 3. Во все три ячейки приливают по 8 ­10 капель соляной кислоты. 4.   Укажите признаки химической реакции. Запишите уравнения реакции, сделайте вывод: с какими металлами реагирует соляная кислота? 5. Расположите исследуемые металлы в порядке уменьшения активности. Запишите одну реакцию в ионной форме (полное ионное и сокращенное ионное уравнение). Выполняемые действия признаки реакции Уравнение реакции Вывод Zn + HCl Fe + HCl Cu + HCl НCl +Zn→ 1.Соляная кислота  реагирует с …, …. НCl +Fe  →  FeCI 2  + ? 2.Металлы в порядке  уменьшения их  активности: 1….2….3… НCl +Cu→ Инструкционная карта для 2 группы Лабораторный опыт «Взаимодействие кислот с оксидами металлов» Задание: проверить, реагируют ли кислоты с оксидами металлов, провести реакции с использованием соляной и азотной кислот. Меры безопасности при работе с кислотами  1. Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами. 2. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка  оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают  краем той посуды, куда наливается жидкость. 3. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания  брызг или частиц на лицо или одежду. 4. После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на  место. 5. При нагревании пробирки не держать ее отверстием к себе или в сторону  товарищей. Порядок выполнения опыта  Планшетку устанавливают на черную сторону фонового экрана.  В две ячейки планшетки вносят на кончике ложечки оксид магния. 1. 2. 3. В первую ячейку добавляют 8­10 капель азотной кислоты, во вторую 8­10 капель  серной кислоты и помешивают стеклянной палочкой.  4. Укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте  вывод: с какими оксидами реагируют кислоты?  Выполняемые действия признаки реакции Уравнение реакции Вывод MgO          HNO3                                └┘ Оксид магния  …...растворяется (не  растворяется) НNO3 +МgО→ Кислоты реагируют  с …   ….. MgO               HCl              └┘ НCl + МgО → Инструкционная карта для 3 группы Лабораторный опыт «Действие кислот на индикаторы» Задание: научиться определять наличие кислоты в растворе с помощью индикатора. Меры безопасности при работе с кислотами  1. Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами. 2. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка  оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают  краем той посуды, куда наливается жидкость. 3. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания  брызг или частиц на лицо или одежду. 4. После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на  место. 5. При нагревании пробирки не держать ее отверстием к себе или в сторону  товарищей. Порядок выполнения опыта 1 Планшетку устанавливают на белую сторону фонового экрана. 2 В четыре ячейки планшетки вносят 6­8 капель серной кислоты . 3 В одну ячейку помещают полоску фенолфталеиновой бумаги, в другую­ полоску  универсальной индикаторной бумаги, в третью­ метиловую оранжевую индикаторную  бумагу, в четвертую­ полоску лакмусовой бумаги. 4.Как изменяется цвет индикатора? Сделайте вывод: почему кислоты окрашивают  индикатор? Напишите уравнение диссоциации соляной, серной, фосфорной кислот.  Индикатор Цвет индикатора в нейтральной среде Окраска индикатора в кислоте Уравнение диссоциации. Вывод.   1.Фенолфталеин 1.Бесцветный 2.Лакмус 2.Фиолетовый 3.Метиловый  оранжевый ( М/О) 3.Оранжевый 4.Универсальная  индикаторная  бумага 4.Желтый  НCl ↔ Н2SO4 ↔ H3PO4  ↔ Кислоты изменяют  цвет лакмуса, м/о,  универсальной  индикаторной  бумаги  на………………..,та к как при их  диссоциации в  растворе  присутствуют  ионы……... Инструкционная карта для 4 группы Лабораторный опыт «Взаимодействие кислот с солями» Задание: исследовать, в каких случаях реагируют кислоты с солями.  Провести реакции с использованием соляной и серной кислоты. Меры безопасности при работе с кислотами  1. Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами. 2. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка  оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают  краем той посуды, куда наливается жидкость. 3. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания  брызг или частиц на лицо или одежду. 4. После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на  место. 5. При нагревании пробирки не держать ее отверстием к себе или в сторону  товарищей. Порядок выполнения опыта 1. 1.В чистую пробирку налейте1 мл раствора Na2СО3  и прилейте1мл НCl 2. 2.В другую пробирку налейте 1 мл раствора серной кислоты и прилейте 1 мл  хлорида бария. 3. 3.В третью пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и 1мл р­ра сульфата  натрия 4. Укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте  вывод: при каких признаках реакции реагирует кислота с солью?  Выполняемые действия  признаки реакции Уравнение реакции Вывод Реакция между  солью и кислотой   протекает в случае,  когда выпадает …  или  выделяется … НCl + Na2СО3 → Н2SO4 + BaCl2→ НCl + Na2SO4  →   НCl            Na2СО3                         └┘ Н2SO4         BaCl2                           └┘ НCl             Na2SO4            └┘ Инструкционная карта Лабораторный опыт «Взаимодействие кислоты с растворимыми основаниями» (реакция нейтрализации) Задание: Определить выделяется теплота или поглощается при взаимодействии кислот с растворимыми   основаниями   с   использованием   цифровой   лаборатории  AFSTM (температурный датчик). Последовательность выполнения опыта: 1. Включить аппарат(LabQuest). 2. Подключить датчик температуры в разьём. 3. Нажать на кнопку «График». 4. Прилить в лабораторный стакан 10 мл гидроксида натрия. 5. Поместить датчик в пробирку с веществом (гидроксид натрия). 6. Нажать на кнопку «пуск» на экране (левый нижний угол). 7. Прилить HCl  (соляную кислоту) в кол­ве 5 мл. 8. Посмотреть за изменениями температуры на графике. 9. После стабилизации кривой графика, ещё раз нажать кнопку «пуск». 10. После завершения работы оботрите щуп датчика бумажной салфеткой.  11. Сделайте выводы по графику и ответьте на вопросы:      1) Как меняется температурная кривая на графике в ходе реакции?   2) Какую реакцию вы наблюдаете: эндотермическую или экзотермическую? Схема заполняется после выполнения всех опытов. Вывод в схеме. (Слайд №7) Кислоты реагируют основания металлы до (Н) основные оксиды соли (слайд8) 3.Этап Рефлексия (слайд13) ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ: «СЕГОДНЯ НА УРОКЕ …» • было интересно…                              • было трудно… • я понял, что…                                    • я смог…

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)

Урок по теме "кислоты, химические свойства" (8 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017