Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 9 имени В.Т.Степанченко города Ржева Тверской области
Урок по теме
«Откуда в снежках грязь? »
УМК «Школа России»
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях.– М.: Просвещение, 2015.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1
Тип урока: урок - практикум
Тема |
Откуда в снежках грязь? |
Цель |
Исследовать качество снежного покрова на территории школьного двора |
Задачи
|
- познакомить детей с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты окружающей среды от загрязнений; - учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; - продолжать обучение практическому исследованию природных объектов. |
Формируемые УУД
|
Личностные УУД: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; - ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения. Регулятивные УУД: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; - вырабатывать способность различать способ и результат действия; - в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные УУД: - развивать способность смыслового восприятия окружающей действительности; - осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; - адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности. |
Планируемые результаты
|
Предметные: - получат в ходе исследования усвоение того, что весь снег является загрязненным; - осознают необходимость защиты природы от загрязнений. Метапредметные: - освоение приёмов поиска нужной информации через практическую деятельность; - умение высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром; - развитие умения анализировать итоги (результаты) своей деятельности. |
Методы |
словесный, наглядный, исследовательский. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир, чтение
|
Ресурсы:
|
1. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015. 2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2015. 3. Цветные карандаши. 4. Оборудование для опыта: сливной сосуд с талой водой, вата, воронка, салфетки для рук. 5. Смайлики. 6. Тест. 7. |
Предварительная работа: Дети приносят снег, кладут его в сливной стакан и наблюдают.
|
Сценарий урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
||||||||||||||||||||
I. Организационный момент Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне; создание благоприятной обстановки.
|
Организационный момент, положительная мотивация к уроку |
Настраиваются на учебную деятельность |
(Учитель начальных классов) -Мир природы удивителен! Сколько интересного можно узнать! Сколько тайн разгадать! Но самое замечательное, что все наши открытия позволят нам лучше узнать окружающий мир, а значит сделать его для нас полезным, интересным и безопасным. - Мы желаем вам удачи и новых открытий! |
||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.
|
Диалог с целью актуализации знаний.
Демонстрирует отливной сосуд с талой водой.
|
Отвечают на поставленные учителем вопросы.
Представляют фотографии и рисунки (совместная работа детей и родителей)
Выполняют тест. Взаимопроверка.
|
(Учитель начальных классов) - Распахнул я настежь двери, - Не драгоценный камень, а светится. (Лед) - Вспомните изученные свойства льда и снега. - Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах). - А ещё бывают ледники и айсберги. - Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур. - Лепят различные фигуры и из снега. - Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо? - Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, это отдых - Сейчас мы побываем на фотовыставке «Снег и лед».
(Учитель физики)
- В конце прошлого урока, мы с вами принесли в класс сосуд со снегом. Давайте посмотрим, что с ним произошло?
Вывод: В тепле снег и лед тают. Образуется вода.
- А теперь проверим, как вы усвоили свойства снега и льда. Вы должны будете ответить на вопросы, а ответы записать на листе исследований: да – зелёный кружочек, нет – красный, не знаю – синий.
|
||||||||||||||||||||
III. Самоопределение к деятельности. Цель: организовать постановку цели урока учащимися. |
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. |
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. |
– Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег? – Как вы думаете, правильно ли это? - Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. - Какие учебные задачи мы поставим? |
||||||||||||||||||||
IV. Практическая работа. Цель: в ходе практической работы исследовать снег. |
Проводит лабораторно-практическую работу. |
Отвечают на вопросы учителя, анализируют, сравнивают.
Работа проводится по заданиям рабочей тетради.
Составляют правила (парная работа). |
(Учитель физики) - Мы продолжаем свою работу в научно - исследовательской лаборатории. Будем снова работать в кабинете физики. Практическая работа «Исследуем снежки и снеговую воду». Цель работы: выяснить, содержится ли в снежках грязь. - Какого цвета был снег, который мы принесли в класс? - Снег был чистым, а вода стала …? (Грязная) - Почему? (кошки, собаки, машины, предприятия….) - Профильтруем полученную воду, используя ватный фильтр.
- Какой стала ватка? - Откуда на ней появилась грязь?
- Можно пить такую воду? (нет) - Снег нельзя пробовать, в нем много вредных веществ. (примесь бензина, сажа из труб, от этого может заболеть живот). И к тому же он холодный. (можно простудиться, заболеть ангиной, ОРЗ) - Какие необходимо знать правила ребятам, чтобы они не ели снег и сосульки, зная об их вреде для здоровья.
|
||||||||||||||||||||
V. Физминутка. Цель: снятие напряжения. |
Учитель произносит слова и показывает детям движения. |
Дети повторяют. |
Выпал беленький снежок, Ох и беленький снежок Мы потопаем, мы потопаем! Будем весело плясать, Будем ручки согревать. (Дети топают ногами) Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.) Будем прыгать веселей, Чтобы было потеплей. (Прыгают на месте)
|
||||||||||||||||||||
VI. Работа над новым материалом. Цель: получение знаний об источниках загрязнения снега. |
Организация деятельности учащихся. |
Дети отвечают на вопросы. Работа по учебнику. |
(Учитель начальных классов) - Откройте учебник. - Ой, ребята, кто это? - Прочитайте, что она хочет нам сказать? - Ребята, весной снег начнет таять и Злючка-Грязючка отправится в путешествие. Она попадет в реки и моря. Как же нам победить Злючку? -Злючка услышала все это, испугалась и сбежала. Если мы так будем поступать всегда, то Злючка-Грязючка и близко не приблизится к нашей планете. -А теперь давайте попробуем сочинить сказку о том, как ребята победили Злючку – Грязючку. Я начну, а вы мне помогайте. Жила – была Злючка – Грязючка. Она очень любила (мусор, дым, газы от машин). А весной она любила путешествовать по морям, рекам, озёрам. Узнали про Злючку ребята и решили остановить её. Если они выходили на природу, то уходя за собой (убирали мусор). На дымящиеся трубы люди пришли и установили (специальные ловушки, фильтры для дыма). А все машины отправились на техосмотр в ГИБДД. Пришли ребята к речке искупаться, но и там Злючка – Грязючка. Она уже в воде плавает и ребят к себе зовёт. Огляделись ребята и увидели, что от ближайшего завода по трубе в речку сливается грязная вода. Тогда дети вместе со взрослыми построили (очистные сооружения) Вот как ребята победили Злючку – Грязючку! За это были им благодарны звери и птицы, цветы и деревья, взрослые и детишки. - В нашем городе, на какие объекты надели очистительные сооружения?
|
||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель: - совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
|
Учитель предлагает детям оценить свою работу на данном учебном занятии. Подводит итоги урока.
|
Дети отвечают на вопросы, проверяют и оценивают себя (использование смайликов). |
(Учитель начальных классов)
- Давайте вернемся к учебной задаче нашего урока. Что же загрязняет нашу планету? (заводы, фабрики, автомобили) - Какой опыт мы провели? Что он показал? - Какой вывод вы сделали? - Оцените свои достижения на уроке. - А я могу сказать, что вы хорошо поработали сегодня. Я очень вами довольна. Вы большие молодцы!
|
||||||||||||||||||||
VIII.Рекомендации для занятий дома Цель: - обеспечивать понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
Задание на выбор и по желанию обучающих-ся.
|
|
(Учитель начальных классов) 1. Задание 2 страница 57 в рабочей тетради. 2. Вместе с родителями составляют и оформляют памятку «Снег – не еда, не ешьте его никогда»
|
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока/занятия
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. http://prosv.ru
2. Технология достижения планируемых результатов освоения начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». Раздел 2. Проверочные и учебно-методические материалы М: Просвещение, 2010 г.
3. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Плешаков, М. А. Ионова, О. Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
4. Тарасов Л.В. Физика в природе. — М. Вербум, 2002,
5. Серия "Человек и окружающая среда" Издательство "Наука"Сибирское отделение Новосибирск 1983
6. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка.- М. Педагогика-Пресс, 1993.
7. В.В.Остапенко, И.В.Остапенко Формирование экологической культуры младших школьников / ж-л « Начальная школа» //№2 2010 г.
8. И. Кеплер. О снеге и льде. // Пер. с латинского Ю. Данилова.- М.: Наука, 1983.
9. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5- 6 кл.; Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Снег
Приложение
1. Снег и лёд при таянии превращаются в воду. |
|
2. Если вода замерзает, она превращается в лёд. |
|
3. Снег бесцветный. |
|
4. Лёд прозрачный. |
|
5. У снежинки пять лучей. |
|
6. Снег рыхлый. |
|
7. Лёд хрупкий. |
|
8. Снег непрозрачный. |
|
9. Все снежинки одинаковые. |
|
10. Снег белый. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.