Цель деятельности учителя: создать условия для совершенствования навыков и умений решения задач на составление уравнений, на движение, на проценты, на пропорцию.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: осознают важность и необходимость знаний для человека.
Предметные: имеют представления о решении задач на составление уравнения, на проценты, на пропорцию, на движение; умеют создавать математическую модель реальной ситуации.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):
познавательные: осуществляют поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; проводят сравнительный анализ, презентацию решения;
регулятивные: различают способ и результат действия;
коммуникативные: контролируют действия партнера; умеют аргументировать решение, участвовать в диалоге.
У р о к №
ТЕМА: РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ
Цель деятельности учителя: создать условия для совершенствования
навыков и умений решения задач на составление уравнений, на движение, на
проценты, на пропорцию.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: осознают важность и необходимость знаний для человека.
Предметные: имеют представления о решении задач на составление
уравнения, на проценты, на пропорцию, на движение; умеют создавать
математическую модель реальной ситуации.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные
действия):
познавательные: осуществляют поиск информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы; проводят сравнительный анализ,
презентацию решения;
регулятивные: различают способ и результат действия;
коммуникативные:
контролируют действия партнера;
умеют
аргументировать решение, участвовать в диалоге.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Решение задач.
1. № 1073.
Р е ш е н и е :
Отношение массы ягод к массе сахара равно 1:1,5 = 1:
.
.
Ответ: 4,5 кг сахара.
2. № 1074.
– Решите задачу двумя способами, используя рис. 124.Р е ш е н и е :
1й способ:
Пусть пешеход прошел до встречи х км, тогда велосипедист – 4х км. По
условию задачи известно, что велосипедист до встречи проехал на 21,3 км
больше, чем прошел пешеход.
Составим и решим уравнение:
1) 4х = х + 21,3;
4х – х = 21,3;
3х = 21,3;
х = 7,1 (км) – прошел пешеход;
2) 7,1 ∙ 4 = 28,4 (км) – проехал велосипедист;
3) 28,4 + 7,1 = 35,5 (км) – весь путь.
Ответ: 35,5 км.
2й способ:
1) 4 части – 1 часть = 3 части – приходится на 21,3 км;
2) 21,3 : 3 = 7,1 (км) – прошёл пешеход, или одна часть;
3) 4 + 1 = 5 (частей) – всего или расстояние между пунктами;
4) 7,1 ∙ 5 = 35,5 (км) – весь путь.
Ответ: 35,5 км.
3. Задача Адама Риса (1492–1559 гг.).
Трое подмастерьев купили дом за 204 гульдена. На покупку первый дал втрое
больше денег, чем второй, в второй дал вчетверо больше, чем третий. Сколько
гульденов внес на покупку дома каждый из подмастерьев?
Р е ш е н и е :
1й подмастерье
2й подмастерье
3й подмастерье
12х
4х
х
Составим и решим уравнение:
1) х + 4х + 12х = 204;
17х = 204;
х = 204 : 17;
х = 12 (гульденов) – дал 3й подмастерье;
2) 12 ∙ 4 = 48 (гульденов) – дал 2й подмастерье;
3) 12 ∙ 12 = 144 (гульдена) – дал 1й подмастерье.
Ответ: 144, 48, 12.4. № 1075 (на доске и в тетрадях).
Р е ш е н и е :
1й способ:
– отношение возраста отца к возрасту сына.
1) 9 – 4 = 5 (частей) – приходится на 25 лет;
2) 25 : 5 = 5 (лет) –одна часть;
3) 5 ∙ 9 = 45 (лет) – отцу;
4) 5 ∙ 4 = 20 (лет) – сыну.
Ответ: 45 лет и 20 лет.
2й способ:
Пусть х – одна часть, тогда возраст отца – 9х, а возраст сына 4х. Так как
разница в возрасте 25 лет, то составим и решим уравнение:
1) 9х – 4х = 25;
5х = 25;
х = 5;
2) 5 ∙ 9 = 45 (лет) – отцу;
3) 5 ∙ 4 = 20 (лет) – сыну.
Ответ: 45 лет и 20 лет.
5. № 1094 (а) (на доске и в тетрадях).
Р е ш е н и е :
.
1)
;
2)
3) 20 – 3,5 = 16,5;
4) 110 : 5 ∙ 3 = 66;
5) 16,5 : 66 = 0,25;
;
6)
;;
7)
8) 6,125 : 10 = 0,6125;
9) 0,25 + 0,6125 = 0,8625.
II. Итог урока. Рефлексия.
– Виды каких задач повторили?
– Оцените степень самостоятельности при решении задач и примеров.
Домашнее задание: рабочая тетрадь, § 36.