Урок по теме «Словосочетание».8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание», — формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; — развитие орфографических навыков; цели развивающие: — развитие навыков монологической речи, — развитие навыков парной и групповой работы, — развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); цели воспитательные: — воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Разработка урока по русскому языку. 8 класс   Вид урока: изучение новой темы. Место урока в системе уроков по теме: 3 урок по теме «Словосочетание». Использованная технология: «Развитие  критического  мышления через чтение и письмо». Использованные приемы: — «мозговой штурм», —  таблица «Знаю – хочу знать — узнал», — объединение информации в блоки через сопоставление.  Оборудование: — раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал». Цели  образовательные:  — систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме  «Словосочетание», — формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование  умений определять способы связи слов в словосочетании; — развитие орфографических навыков;  цели развивающие: — развитие навыков монологической речи, — развитие навыков парной и  групповой работы, — развитие навыков и способностей критического мышления (навыков  сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал,  процесс собственной учебной деятельности); цели воспитательные: — воспитание уважительного  отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей  работе.   Ход урока I. Организационный момент. — Ребята, на прошлых двух уроках мы начали  знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами  новая тема – «Связь  слов в словосочетании». (Запись даты, темы урока в тетради) — Цель нашей работы – узнать, какие  связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через  внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что  сегодня каждый  может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без  аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько  хорошо тема усвоена. Начнем с проверки знаний. II. Стадия вызова. Прием «мозговой штурм».  1.     Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании.  Время на выполнение – 3 минуты. 2.     Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему  рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или  приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3  минуты. 3.     Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать — Узнал»  Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать — Узнал». Ученики по очереди озвучивают свои  записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются  при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».   Узнал Знаю 1. Словосочетание – два или    несколько самостоятельных  слов, объединенных по смыслу  и грамматически. 2.  Словосочетание состоит из  главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих  типа словосочетаний по  морфологическим свойствам  главного слова: глагольные,  именные, наречные. 4. Связь в  словосочетании –  подчинительная.   — Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу  знать». Поэтому приступим к следующему заданию. 4. Групповая работа (по 4 человека). Прием  объединения в блоки. Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы.  Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. Ч…тать книгу,  сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар. Проверка.  — Сколько блоков вы  получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания? (Учащиеся, объясняя  орфограммы, озвучивают свои предложения: по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться,  предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок; 2) касательная линия,  творящий художник, обжигающий жар. по зависимому слову:  1) читать книгу, предложить помощь,  Хочу знатьХочу знать 1. Как называется связь с  зависимым словом –  существительным?         2. Как  называется связь с зависимым  словом – прилагательным?         3. Как называется связь с  зависимым словом – наречием?     выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар; 3) слегка  прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно) — Как вы думаете, над каким вариантом  объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком? (Объединение по  первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному  слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.  Объединение по зависимому слову незнакомо.) — Словосочетания в блоках второго варианта –  объект нашего изучения. (На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по  зависимому слову (3 блока).) — Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать  ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».   Знаю 1. Словосочетание – два или  несколько самостоятельных  слов, объединенных по смыслу  и грамматически. 2.  Словосочетание состоит из  главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих  типа словосочетаний по  морфологическим свойствам  главного слова: глагольные,  именные, наречные. 4. Связь в  словосочетании –  подчинительная.   III. Стадия осмысления. 1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал». — Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 7 (стр.36 — 37). Запишите  ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты. Проверка  колонки «Узнал». В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:   Узнал Знаю Управление (такая связь, при  1. Словосочетание – два или  несколько самостоятельных  которой зависимое слово имя  существительное и все слова с  слов, объединенных по смыслу  признаками существительного) и грамматически. 2.  Словосочетание состоит из  Согласование (связь, при  которой зависимое слово —  главного слова и зависимого. 3. имя прилагательное и все  В языке выделяется три общих  типа словосочетаний по  слова с признаками  прилагательного)  морфологическим свойствам  Примыкание (связь, при  главного слова: глагольные,  которой зависимое слово –  именные, наречные. 4. Связь в  словосочетании –  наречие, деепричастие,  неопределенная форма  подчинительная. глагола)   Узнал   Хочу знать 1. Как называется связь с  зависимым словом –  существительным?       2. Как  называется связь с зависимым  словом – прилагательным?        3. Как называется связь с  зависимым словом – наречием?       — Как вы думаете, почему так называются связи? (Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым,  требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не  зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)   2. Применение правила на  практике. Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с  зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи,  задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод:  способ связи — управление.Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование.  Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание.   3. Практическое закрепление  знаний. 1) Упражнение 68 (Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях. Сделать вывод, какие части речи могут  употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.) 2) Составить  по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему «Осень в моем городе», 3)  Проверка выполнения.   IV. Стадия рефлексии  — Что узнали о способах связи слов в словосочетании? — Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании? (Этапы: 1) вспомни ли то, что  известно, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали вопросы, требующие решения; 2)  при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы,  сформулированные на первом этапе; 3) закрепляли знания через применение их на практике.) — Что  было легко? — Что вам помогало в работе? — Как оцениваете свои действия?   5. Домашнее задание.  Написать сочинение­миниатюру на тему «Осень в моем городе», используя словосочетания,  составленные на уроке. Выписать из текста по 3 других примера на каждый

Посмотрите также