систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
— формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
— развитие орфографических навыков;
цели развивающие:
— развитие навыков монологической речи,
— развитие навыков парной и групповой работы,
— развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
цели воспитательные:
— воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.конспект
Разработка урока по русскому языку. 8 класс Вид урока: изучение новой темы. Место урока в системе
уроков по теме: 3 урок по теме «Словосочетание». Использованная технология: «Развитие
критического мышления через чтение и письмо». Использованные приемы: — «мозговой штурм», —
таблица «Знаю – хочу знать — узнал», — объединение информации в блоки через сопоставление.
Оборудование: — раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал». Цели
образовательные: — систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме
«Словосочетание», — формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование
умений определять способы связи слов в словосочетании; — развитие орфографических навыков;
цели развивающие: — развитие навыков монологической речи, — развитие навыков парной и
групповой работы, — развитие навыков и способностей критического мышления (навыков
сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал,
процесс собственной учебной деятельности); цели воспитательные: — воспитание уважительного
отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей
работе. Ход урока I. Организационный момент. — Ребята, на прошлых двух уроках мы начали
знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами новая тема – «Связь
слов в словосочетании». (Запись даты, темы урока в тетради) — Цель нашей работы – узнать, какие
связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через
внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что
сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без
аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько
хорошо тема усвоена. Начнем с проверки знаний. II. Стадия вызова. Прием «мозговой штурм».
1. Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании.
Время на выполнение – 3 минуты. 2. Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему
рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или
приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3
минуты. 3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать — Узнал»
Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать — Узнал». Ученики по очереди озвучивают свои
записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются
при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».
Узнал
Знаю
1. Словосочетание – два или
несколько самостоятельных
слов, объединенных по смыслу
и грамматически. 2.
Словосочетание состоит из
главного слова и зависимого. 3.
В языке выделяется три общих
типа словосочетаний по
морфологическим свойствам
главного слова: глагольные,
именные, наречные. 4. Связь в
словосочетании –
подчинительная.
— Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу
знать». Поэтому приступим к следующему заданию. 4. Групповая работа (по 4 человека). Прием
объединения в блоки. Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы.
Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. Ч…тать книгу,
сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо,
слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар. Проверка. — Сколько блоков вы
получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания? (Учащиеся, объясняя
орфограммы, озвучивают свои предложения: по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться,
предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок; 2) касательная линия,
творящий художник, обжигающий жар. по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь,
Хочу знатьХочу знать
1. Как называется связь с
зависимым словом –
существительным? 2. Как
называется связь с зависимым
словом – прилагательным?
3. Как называется связь с
зависимым словом – наречием?
выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар; 3) слегка
прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно) — Как вы думаете, над каким вариантом
объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком? (Объединение по
первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному
слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
Объединение по зависимому слову незнакомо.) — Словосочетания в блоках второго варианта –
объект нашего изучения. (На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по
зависимому слову (3 блока).) — Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать
ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Знаю
1. Словосочетание – два или
несколько самостоятельных
слов, объединенных по смыслу
и грамматически. 2.
Словосочетание состоит из
главного слова и зависимого. 3.
В языке выделяется три общих
типа словосочетаний по
морфологическим свойствам
главного слова: глагольные,
именные, наречные. 4. Связь в
словосочетании –
подчинительная.
III. Стадия осмысления. 1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал». — Для того чтобы
найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 7 (стр.36 — 37). Запишите
ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты. Проверка
колонки «Узнал». В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:
Узнал
Знаю
Управление (такая связь, при
1. Словосочетание – два или
несколько самостоятельных
которой зависимое слово имя
существительное и все слова с
слов, объединенных по смыслу
признаками существительного)
и грамматически. 2.
Словосочетание состоит из
Согласование (связь, при
которой зависимое слово —
главного слова и зависимого. 3.
имя прилагательное и все
В языке выделяется три общих
типа словосочетаний по
слова с признаками
прилагательного)
морфологическим свойствам
Примыкание (связь, при
главного слова: глагольные,
которой зависимое слово –
именные, наречные. 4. Связь в
словосочетании –
наречие, деепричастие,
неопределенная форма
подчинительная.
глагола)
Узнал
Хочу знать
1. Как называется связь с
зависимым словом –
существительным? 2. Как
называется связь с зависимым
словом – прилагательным?
3. Как называется связь с
зависимым словом – наречием?
— Как вы думаете, почему так называются связи? (Согласование – так как главное и зависимое слова
согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым,
требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не
зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.) 2. Применение правила на
практике. Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с
зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи,
задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи — управление.Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование.
Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание. 3. Практическое закрепление
знаний. 1) Упражнение 68 (Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое
слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях. Сделать вывод, какие части речи могут
употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.) 2) Составить
по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему «Осень в моем городе», 3)
Проверка выполнения. IV. Стадия рефлексии — Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании? (Этапы: 1) вспомни ли то, что
известно, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали вопросы, требующие решения; 2)
при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы,
сформулированные на первом этапе; 3) закрепляли знания через применение их на практике.) — Что
было легко? — Что вам помогало в работе? — Как оцениваете свои действия? 5. Домашнее задание.
Написать сочинениеминиатюру на тему «Осень в моем городе», используя словосочетания,
составленные на уроке. Выписать из текста по 3 других примера на каждый