Технологическая карта урока
Тема урока: Среднее арифметическое
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: Создать условия для системизации, обобщения и углубления знаний учащихся
при решении упражнений на среднее арифметическое и нахождения средней скорости.
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать определение следующих понятий:" среднее арифметическое нескольких чисел", "правило нахождения среднего арифметического", формулу "средней скорости" и умения решать задачи .
личностные: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия среднего арифметическое ; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
.Задачи урока:
Образовательные: обеспечить повторение и систематизацию материала темы; провести диагностику усвоения знаний и умений по теме урока; создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений;
Развивающие: развивать умение обобщать полученные знания, уметь рассуждать о проблемах экологии, применять приемы сравнения, переноса знаний в измененную ситуацию; развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность.
Воспитательные: -вырабатывать у школьников любовь, уважение к окружающей среде, чувство гордости и ответственности за природу,активности, организованности.
Методы и формы обучения: фронтальная, группавая , индивидуальная
Оборудование: Доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с тестом, карточки для рефлексии и самооценивания.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
2. Актуализация знаний Цель этапа: актуализировать знания о правиле нахождения среднего арифметического, использование формулы нахождения средней скорости; выполнить тест; зафиксировать задания, вызвавшие затруднение.
|
1/32 маршрута (работаем устно) (слайд4,5.) 1.Вычислите и запишите ответы в тетрадь.(слайд) а)0,36:9 б)0,8+0,002 в)2,5:1/2 г)3,25+3/4 д)1/2:0,5 е)1/4+0,35+1/10 1. Найдите среднее арифметическое чисел: а) 5,3; 4,8;6,4. б) 2,4,6+4,6+5,1+5,1+5,1 – Сформулируйте алгоритм нахождения среднего арифметического n чисел. На доску вывешивается алгоритм. Определение среднего арифметического:
. 2. Лыжная трасса 1,2 км идёт на подъём, 1,6 км — на спуск, а остальные 2,6 км – по ровной дороге. Лыжник прошёл всю трассу за 2 ч. С какой средней скоростью он шёл?» – Как найти среднюю скорость движения? – Как вы будете решать задачу? На доске вывешивается формула. Формула средней скорости:
|
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Вычисляют,записывают результаты вычислений
Один из учащихся проговаривает алгоритм действия: «Чтобы найти среднее арифметическое трёх чисел, надо найти их сумму и результат разделить на 3».
Чтобы найти среднее арифметическое n чисел, надо найти их сумму и результат разделить на n.
Надо всё расстояние разделить на всё затраченное время. Сначала мы найдём весь пройденный путь, а затем результат разделим на время
|
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: структурирование собственных знаний. Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
Устные и письменные ответы |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
|
-Где в жизни нам необходимо использовать этот математический термин и для чего? -Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? --Каких целей мы должны достичь в конце урока? Чему новому мы должны научиться ? Тема нашего урока: Среднее арифметическое Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Среднее арифметическое" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач |
- при решении задач ( вычислить средний рост, средний вес, среднюю оценку за выступление и т.д.)
- Мы будем решать задачи, связанные со средним арифметическим. -Совершенствовать умение решать задачи, связанные с понятием среднее арифметическое, Учащиеся формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока
|
|
Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
|
4.Решение теста с самопрверкой по эталону Цель: Выяснить знание ,умение и навык нахождения среднего арифметического.
|
1/16 маршрута (слайд6.)
Контроль за правильностью выполнения теста Критерии оценивания: Всего 6 вопросов Если нет ни одной ошибки-"5" баллов,1 ошибка-"4" балла,2 ошибки-"3" балла, более3 ошибок- "0" баллов. |
Учащиеся решают тест, сверяют ответы. |
|
Познавательные:планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Регулятивные:контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Личностные:нравственно- этическая ориентация. |
Письменная работа. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации Цель этапа: тренировать навыки решения задач с использованием правил .
|
Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. (слайд7.) Через закаты с рассветами В степь морозную молча идут. Харанорскую землю согретую, Черным золотом люди зовут. В Забайкалье, на Дальный Восток Харанорский идет уголек. 1/8 маршрута Задача1: Харанорский угольный разрез добыл угля 2014г. 2790200,96т, 2015г 2889157,38т, а 2016г 3240960,92т. Сколько в среднем было добыто угля ? (слайд8,9) 2. Автомобиль двигался 3,2 ч по шоссе со скоростью 90 км/ч, затем 1,5 часа по грунтовой дороге со скоростью 45 км/ч, наконец, 0,3 ч по проселочной дороге со скоростью 30 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля на всем пути.
|
-посчитать среднию добычу угля.
Учащиеся решают предложенные задачи и записывают решение в тетради Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задач Алгоритм: «Найти сумму всех чисел» «Найти количество слагаемых» «Разделить сумму чисел на количество»
|
Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над задачами, обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. |
Познавательные: формирование интереса к данной теме; рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
|
Письменная работа |
6 Минутка для отдыха |
- Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. (слайд10.) Потрудились – отдохнем, Встанем – глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз, затем поднять, Руки плавно опустили, всем улыбку подарили. - Сели все ровно, продолжим работу. |
среднее арифметическое: -Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.) Апельсина и лимона. (Грейпфрут.) -Пианино и баяна. (Аккордеон.) -Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.) -Носка и чулка. (Гольф.) Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
|
|
|
7. Контроль усвоения знаний Работа в группах. Защита своих мини- проектов. |
Рассмотрим некоторые экологические проблемы нашего Харанорского разреза. Работаем в гру(слайд11.) ппах( задания даны заранее) 1 группа- Экология- это наука… 2группа-.ШУМ - это загрязнение невидимо для глаз, но его можно услышать. Его называют "медленный убийца". Он может привести к потере слуха, снижению памяти, стрессу, преждевременному старению. 3 группа- ПЫЛЬ - в её составе не только твёрдые частицы, но и микроскопические паразиты, клещи, бактерии, болезнетворные грибки, поражающие дыхательные пути и вызывающие аллергические заболевания. 4группа- СМОГ - это дымотуман - самая страшная форма загрязнения воздуха. Она вызывает тяжёлые заболевания со смертельным исходом. Солнечные лучи превращают газы смога в ядовитые вещества… 5 группа- Свалка бытового мусора. 6 группа- Статистик - это специалист, занимающийся… Ребята, вы готовы защищать свой проект? Над какими экологическими проблемами работает разрез "Харанорский" совместно с экологом? (слайд12.) Мы живем далеко за Байкалом, Добывают и золото здесь. Только уголь ценнее металла, Он шахтерская гордость и честь. Итак, в листах оценивания у вас четыри оценки, а пятую поставьте сами себе, учитывая то, как вы работали сегодня на уроке. Постарайтесь быть объективными и честными по отношению к себе и правильно оценить свою работу на уроке. У вас получилось пять оценок а теперь найдите средний балл этих пяти оценок и округлите до целых по правилам округления.
|
Учащиеся самостоятельно ищут ответ на свой вопрос, составляют задачи, решают предложенные задачи. Как решить эту проблему? На доске высраиваем "Дерево итогов" ( Прикрепляют на доске листочки с решением проблемы.)
-Учащиеся самостоятельно высчитывают средний балл и ставят оценку за урок, на листе оценивания |
Создание условий для решения творческих задач. Учащиеся выполняют решение заданных вопросов. По окончании работы над задачами, рассказывают, показывают решение задач ,высказывают свое мнение, дополняют друг друга,обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания Работа в группах; осуществляют взаимопроверку |
Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
Групповая работа. Стикеры,фломастеры, маркеры. |
8. Итоги урока. Рефлексия |
– Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы узнали на нём? Вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Мы рассмотрели только некоторые экологические вопросы и проблемы. Сюда можно добавит и проблему курения и многие другие. А закончить урок я хочу следующими словами: (слайд3.) Что мы можем поделать, кого в том винить? Кто-то должен наш мир изменить? Просто надо заметить нам каждый цветок, Собираются карточки самооценивания. |
Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение, сдают карточки самооценивания |
Фронтальная |
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка |
Устные ответы |
9. Информация о домашнем задании |
Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, (слайд4.) прочитайте п.38 на стр.226 и решите № 1531,1535(а) А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: определить среднюю стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3 магазинах, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать молоко. Спасибо за работу на уроке! |
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. Учащиеся внимательно слушают. Всем: п.38, с 226, выучить определение. По желанию: А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: вычислить среднюю стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3-х магазинах и подготовитьмини-отчет.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение:
Лист оценивания
Фамилия и имя учащегося _________________________
Задания |
1/32 |
1/16 |
1/8 |
1/4 |
1/2 |
Итог |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
Вычисления итоговой оценки:
Тест по теме: “Среднее арифметическое”
1в.
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
А) 1,9 Б) 3,8 В) 3
2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:
А) 3 Б) 6 В) 4
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки.
А) 3 Б) 4 В) 5
4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?
А) 12 Б) 5 В) 10
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
А) 23,78 Б) 19,24 В) 12,43
6. Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,8. Найдите второе число.
А) 3,45 Б) 3,6 В) 2,4
2В.1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,6 и 2,4
А) 2 Б) 3,8 В) 3
2. Среднее арифметическое чисел 8, 4, 8, и 0 равно:
А) 5 Б) 6 В) 4
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 4, 2, 4, 4, 5. Найдите среднюю оценку незнайки.
А) 3 Б) 4 В) 5
4. Вини - Пух съел 10 конфет, Пятачок - 5 конфет, Кролик - 6 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?
А) 12 Б) 5 В) 3
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 10,24и 18,26
А) 23,78 Б) 14,25 В) 12,43
6. Среднее арифметическое двух чисел равно 3,5 Одно число равно 1,8. Найдите второе число.
А) 3,45 Б) 5,62 В) 2,4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.