урок по теме «Вместимость. Литр»

  • Разработки курсов
  • docx
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предмет: математика Класс: 2 класс Тип урока: урок «открытия новых знаний» Технология: проблемно-диалогическое обучение, исследовательская деятельность Тема урока: «Вместимость. Литр» Цель:ученики получат возможность познакомиться с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра. Задачи: • формировать у учащихся представление об единице измерения вместимости – литре; • помочь обучающимся применять мерку «литр» при решении практических задач, определять вместимость предметов в литрах и других мерках.
Иконка файла материала урок по теме Литр..docx
Ф. И. О. педагога: Ясько Ирина Юрьевна Предмет: математика Класс: 2 класс  Тип урока: урок «открытия новых знаний» Технология: проблемно­диалогическое обучение, исследовательская деятельность Тема урока: «Вместимость. Литр» Цель: ученики получат возможность познакомиться с новой величиной – ёмкостью и её измерением с  помощью литра. Задачи:   формировать у учащихся представление об единице измерения вместимости – литре;  помочь обучающимся применять мерку «литр» при решении практических задач, определять вместимость предметов в литрах и других мерках. Планируемые результаты (универсальные учебные действия) В ходе урока у обучающихся сформированы: Личностные УУД:        доброжелательность, внимательность, готовность к сотрудничеству при работе в группах,  оказанию помощи друг другу; стремление к успешности в учебной деятельности; позитивная самооценка. Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий и действий своих товарищей. Познавательные УУД:  формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;  осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;  анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию объектов; Коммуникативные УУД:      задавать вопросы и отвечать на вопросы; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; Оборудование: карточки со словами, сосуды разных объемов с водой, мерные стаканчики,  маршрутные листы для исследовательской работы, маршрутный лист самооценки, кружочки для  рефлексии. Методический комплекс: И.И. Аргинская, С. Н. Кормишина. Математика: учебник для 2  класса, ч.1. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.– Посмотрите на доску. Сценарий урока. 1. Актуализация знаний. На доске карточки: 5 кг, 10 кг, 19 см, 15 кг, 13 см – Что вы можете о них рассказать? (именованные числа, их еще называют величинами.) – На какие две группы вы разобьете эти величины? (в одну группу единицы измерения веса, а во вторую группу – единицы измерения  длины.) 1. Запишите единицы измерения массы в порядке возрастания.  2. Начертите отрезок, в котором 1дм 3 см Обратитесь к маршрутному листу и оцените работу. – Молодцы, ребята! Впереди нас ждет интересная практическая работа.  2. Постановка учебной проблемы. «Открытие» нового знания. Беру стакан с водой. – Что у меня в стакане? (вода) Какая она? (прозрачная, без цвета, без запаха, жидкая). Выливаю часть воды на пол. – Что произошло с водой? (она растеклась) – Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? (Сосуд) – Массу мы узнаём взвешиванием, длину – измерением. А как быть с  жидкостью?  – Как измерить количество воды? – Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо  знакомы: это стакан, стеклянная кастрюля. – Для чего мы используем эти предметы в жизни?  (чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…) – Можно ли измерить количество воды знакомыми нам инструментами?  (Нужно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой) Измеряем высоту. Вот у меня есть линейка, давайте попробуем измерить  количество воды с её помощью. – В сосудах одинаковое количество воды? (Нет, этим измерением мы не смогли  доказать, только измерили высоту столбика воды)(В кастрюле меньше, чем стакане. Переливаю из кастрюли во 2 стакан.  Получается одинаковое количество воды) – Смогли мы выполнить задание? – Почему не смогли? Вывод: линейка не тот инструмент для измерения. 3. ПРОБЛЕМА: КАК ИЗМЕРИТЬ КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ? – А какие способы предложите вы? (Нам нужна какая­нибудь мерка.) ЧЕМ мы займемся на уроке?  (Измерить количество воды в сосудах какой– ни будь меркой) ­Каковы цели урока? ­ Узнать, что такое вместимость? ­Узнать, с какой величиной связано измерение вместимости. ­Научиться сравнивать меры. ­Называть единицы измерения новой величины. ФИЗМИНУТКА Смотрит вправо – никого Смотрит влево – никого.     Раз­два, раз­два –                 Закружилась голова.             Глазки закрывали,                Глазки отдыхали. Как откроем мы глаза,              Вверх посмотрим, да­да­да.     Вниз ты глазки опусти, Вверх опять их подними. Пальцами погладь глаза,  Отдыхать пришла пора.  4. Проектирование и фиксация нового знания. – Предлагаю вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться  исследованием.  – Вам необходимо разделиться на 6 групп и измерить количество воды в каждой  ёмкости определёнными мерками. Выберете мерку и перелейте воду в пустую  ёмкость, считая количество мерок.     Помним правила работы в группе.  – Подумайте, кто будет распределять задание в группе, кто будет отвечать? –  Назовите обязанности каждого ученика в группе.  Распределение заданий внутри группы (1 – Контролёр, 2 – Считает, 3 – Пишет,   4 – Отвечает, 5 – Наливает)  (На парте у каждой группы сосуды, различные мерки и вода. Каждая группа  измеряет, сколько жидкости помещается в этом сосуде . Каждая емкостьзакрыта цветной бумагой, сосуд у каждой группы одинаковый. 1 и 3 группа  измеряет воду стаканом, 2 и 4 – стопкой, а 5 и 6 – кружечкой.) – На эту работу у нас есть 5 минут. – Приступайте к работе, не торопитесь. Важно не пролить воду, иначе результат  будет не точен. Необходимо наливать полную мерка, а не половину. ПРОВЕРКА: – Давайте проверим, как вы измерили.  – Сколько вместилось воды? Данные заносим в таблицу на доске:  1 группа 3 группа 2 группа 6 группа 4 группа 5 группа 4 3 4 3 2 2 – У кого воды больше? – А теперь маленький фокус. – Что вы заметили? (Банки одинаковые, количество воды в банках получилось одинаковое, а  количество мерок получилось разное.) –  Почему так получилось? (Мы взяли разные мерки) – Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение?  – Что нужно сделать, чтобы мерок было поровну? (Нужно взять одинаковые мерки.) – К какому выводу мы пришли?  (Для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками.)  – Поэтому люди выбрали единую единицу измерения вместимости. – Может, кто­то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения  жидкости? (литр) – Единая единица измерения вместимости – ЛИТР.  Карточка: ЛИТР Символом литра является малая буква «л».  – Сколько же литров вмещает наша банка? – Посмотрите, как это надо записывать: 1 л – Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?  (В магазине продают сок в пакетах 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко,  кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему  автомат заливает 10 литров, 20 литров.) (Литр) – Что мы измеряли количество воды или вместимость? Попробуйте дать определение. Что же такое литр?  (Литр ­ единица измерения количества жидкости)– А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы. – Где эту информацию можно найти?  (в учебнике) – А как?  (по содержанию учебника) (Дети ищут тему урока, страницу и материал для запоминания) – Давайте прочитаем об этом в учебнике с.102 № 220 и прочитайте материал для  запоминания. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ – Давайте потренируемся записывать. № 220 Игра «Да, нет» (Ребята, если услышите новую единицу вместимости, приседаете 1 раз, если  какую­то другую единицу измерения делаете хлопок над головой)  ФИЗМИНУТКА  Килограмм конфет (хлопок)  Красная ленточка (хлопок)  Банка молока (приседание)  Пакет печенья (хлопок)  Бутылка кваса (приседание)  Ящик яблок (хлопок)  Канистра с бензином (приседание) 5. Применение нового знания. – А зачем мы изучаем эту тему?  – Для людей, каких профессий эти умения нужны? – Где пригодятся знания? Работа в парах. – Давайте попробуем применить новое знание на практике. Работать будете  продолжать в паре. Сигнал готовности покажет тот, кто будет представлять  результат совместной работы. В белой кастрюле можно сварить больше компота, чем в красной, а в зелёной  кастрюле – больше, чем в белой. В жёлтой кастрюле помещается меньше  компота, чем в красной. Раскрась кастрюли.6. Рефлексия учебной деятельности – Какую проблему решали? – В каких единицах   измеряется вместимость? – Кто может защитить свою отметку? (работа с маршрутными листами) – На доске сосуды. Назвала я свои сосуды так: Счастье, Раздумье, Грусть.  – А знаете, что я еще узнала, что в одном литре примерно 25 000 капель воды.  – А сейчас я предлагаю вам мои сосуды заполнить каплями своего настроения. – У меня тоже есть право и я помещаю свою «каплю» в сосуд Счастье, потому что я  сегодня счастлива от того, что светит солнышко и, что вы хорошо работали!  Помещают свои «капельки» в сосуды на доске. 7. Домашнее задание. Если вы желаете, то можете дома еще побыть в роли исследователей. Необходимо  измерить, сколько стаканов в 3­х литровой банке, в кастрюле или в чайнике. Маршрутный лист самооценки Фамилия, имя ______________________________________________ Работа в  группе. Я внес (ла)  большой вклад в  работу группы. Устные  ответы. На уроке я  отвечал  всегда устно  полным  ответом. Результаты в тетради.  Преодолевал  трудности,  добивался  достижения  результата.  Работа в паре.  Большинство  решений  предложено мной. Сумма баллов Оценка 1 балл По 1 баллу По 1 баллу 2 балла Норма оценки: 2 – 3 баллов – оценка «3» 4 – 5  баллов – оценка «4» Более 5 баллов – оценка «5» Маршрутный лист самооценки Фамилия, имя ______________________________________________ .Работа в  группе. Я внес (ла)  большой вклад в  работу группы. Устные  ответы. На уроке я  отвечал  всегда устно  полным  ответом. Результаты в тетради.  Преодолевал  трудности,  добивался  достижения  результата.  Работа в паре.  Большинство  решений  предложено мной. Сумма баллов Оценка 1 балл По 1 баллу По 1 баллу 2 балла Норма оценки: 2 – 3 баллов – оценка «3» 4 – 5  баллов – оценка «4» Более 5 баллов – оценка «5» .

Посмотрите также