Предмет: математика
Класс: 2 класс
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Технология: проблемно-диалогическое обучение, исследовательская деятельность
Тема урока: «Вместимость. Литр»
Цель:ученики получат возможность познакомиться с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра.
Задачи:
• формировать у учащихся представление об единице измерения вместимости – литре;
• помочь обучающимся применять мерку «литр» при решении практических задач, определять вместимость предметов в литрах и других мерках.
Ф. И. О. педагога: Ясько Ирина Юрьевна
Предмет: математика
Класс: 2 класс
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Технология: проблемнодиалогическое обучение, исследовательская деятельность
Тема урока: «Вместимость. Литр»
Цель: ученики получат возможность познакомиться с новой величиной – ёмкостью и её измерением с
помощью литра.
Задачи:
формировать у учащихся представление об единице измерения вместимости – литре;
помочь обучающимся применять мерку «литр» при решении практических задач, определять
вместимость предметов в литрах и других мерках.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
В ходе урока у обучающихся сформированы:
Личностные УУД:
доброжелательность, внимательность, готовность к сотрудничеству при работе в группах,
оказанию помощи друг другу;
стремление к успешности в учебной деятельности;
позитивная самооценка.
Регулятивные УУД:
понимать цель и смысл выполняемых заданий;
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
осуществлять первоначальный контроль своих действий и действий своих товарищей.
Познавательные УУД:
формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию объектов;
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы и отвечать на вопросы;
проявлять интерес к общению и групповой работе;
уважать мнение собеседников;
преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
Оборудование: карточки со словами, сосуды разных объемов с водой, мерные стаканчики,
маршрутные листы для исследовательской работы, маршрутный лист самооценки, кружочки для
рефлексии.
Методический комплекс: И.И. Аргинская, С. Н. Кормишина. Математика: учебник для 2
класса, ч.1. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.– Посмотрите на доску.
Сценарий урока.
1. Актуализация знаний.
На доске карточки: 5 кг, 10 кг, 19 см, 15 кг, 13 см
– Что вы можете о них рассказать?
(именованные числа, их еще называют величинами.)
– На какие две группы вы разобьете эти величины?
(в одну группу единицы измерения веса, а во вторую группу – единицы измерения
длины.)
1. Запишите единицы измерения массы в порядке возрастания.
2. Начертите отрезок, в котором 1дм 3 см
Обратитесь к маршрутному листу и оцените работу.
– Молодцы, ребята! Впереди нас ждет интересная практическая работа.
2. Постановка учебной проблемы. «Открытие» нового знания.
Беру стакан с водой.
– Что у меня в стакане? (вода)
Какая она? (прозрачная, без цвета, без запаха, жидкая).
Выливаю часть воды на пол.
– Что произошло с водой? (она растеклась)
– Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? (Сосуд)
– Массу мы узнаём взвешиванием, длину – измерением. А как быть с
жидкостью?
– Как измерить количество воды?
– Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо
знакомы: это стакан, стеклянная кастрюля.
– Для чего мы используем эти предметы в жизни?
(чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…)
– Можно ли измерить количество воды знакомыми нам инструментами?
(Нужно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой)
Измеряем высоту. Вот у меня есть линейка, давайте попробуем измерить
количество воды с её помощью.
– В сосудах одинаковое количество воды? (Нет, этим измерением мы не смогли
доказать, только измерили высоту столбика воды)(В кастрюле меньше, чем стакане. Переливаю из кастрюли во 2 стакан.
Получается одинаковое количество воды)
– Смогли мы выполнить задание?
– Почему не смогли?
Вывод: линейка не тот инструмент для измерения.
3. ПРОБЛЕМА: КАК ИЗМЕРИТЬ КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ?
– А какие способы предложите вы? (Нам нужна какаянибудь мерка.)
ЧЕМ мы займемся на уроке?
(Измерить количество воды в сосудах какой– ни будь меркой)
Каковы цели урока?
Узнать, что такое вместимость?
Узнать, с какой величиной связано измерение вместимости.
Научиться сравнивать меры.
Называть единицы измерения новой величины.
ФИЗМИНУТКА
Смотрит вправо – никого
Смотрит влево – никого.
Раздва, раздва –
Закружилась голова.
Глазки закрывали,
Глазки отдыхали.
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим, дадада.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза,
Отдыхать пришла пора.
4. Проектирование и фиксация нового знания.
– Предлагаю вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться
исследованием.
– Вам необходимо разделиться на 6 групп и измерить количество воды в каждой
ёмкости определёнными мерками. Выберете мерку и перелейте воду в пустую
ёмкость, считая количество мерок.
Помним правила работы в группе.
– Подумайте, кто будет распределять задание в группе, кто будет отвечать?
– Назовите обязанности каждого ученика в группе.
Распределение заданий внутри группы (1 – Контролёр, 2 – Считает, 3 – Пишет,
4 – Отвечает, 5 – Наливает)
(На парте у каждой группы сосуды, различные мерки и вода. Каждая группа
измеряет, сколько жидкости помещается в этом сосуде . Каждая емкостьзакрыта цветной бумагой, сосуд у каждой группы одинаковый. 1 и 3 группа
измеряет воду стаканом, 2 и 4 – стопкой, а 5 и 6 – кружечкой.)
– На эту работу у нас есть 5 минут.
– Приступайте к работе, не торопитесь. Важно не пролить воду, иначе результат
будет не точен. Необходимо наливать полную мерка, а не половину.
ПРОВЕРКА:
– Давайте проверим, как вы измерили.
– Сколько вместилось воды?
Данные заносим в таблицу на доске:
1 группа
3 группа
2 группа
6 группа
4 группа
5 группа
4
3
4
3
2
2
– У кого воды больше?
– А теперь маленький фокус.
– Что вы заметили?
(Банки одинаковые, количество воды в банках получилось одинаковое, а
количество мерок получилось разное.)
– Почему так получилось? (Мы взяли разные мерки)
– Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение?
– Что нужно сделать, чтобы мерок было поровну?
(Нужно взять одинаковые мерки.)
– К какому выводу мы пришли?
(Для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками.)
– Поэтому люди выбрали единую единицу измерения вместимости.
– Может, ктото уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения
жидкости? (литр)
– Единая единица измерения вместимости – ЛИТР.
Карточка: ЛИТР
Символом литра является малая буква «л».
– Сколько же литров вмещает наша банка?
– Посмотрите, как это надо записывать: 1 л
– Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?
(В магазине продают сок в пакетах 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко,
кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему
автомат заливает 10 литров, 20 литров.)
(Литр)
– Что мы измеряли количество воды или вместимость?
Попробуйте дать определение. Что же такое литр?
(Литр единица измерения количества жидкости)– А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы.
– Где эту информацию можно найти? (в учебнике)
– А как? (по содержанию учебника)
(Дети ищут тему урока, страницу и материал для запоминания)
– Давайте прочитаем об этом в учебнике с.102 № 220 и прочитайте материал для
запоминания.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ
– Давайте потренируемся записывать. № 220
Игра «Да, нет» (Ребята, если услышите новую единицу вместимости, приседаете 1 раз, если
какуюто другую единицу измерения делаете хлопок над головой)
ФИЗМИНУТКА
Килограмм конфет (хлопок)
Красная ленточка (хлопок)
Банка молока (приседание)
Пакет печенья (хлопок)
Бутылка кваса (приседание)
Ящик яблок (хлопок)
Канистра с бензином (приседание)
5. Применение нового знания.
– А зачем мы изучаем эту тему?
– Для людей, каких профессий эти умения нужны?
– Где пригодятся знания?
Работа в парах.
– Давайте попробуем применить новое знание на практике. Работать будете
продолжать в паре. Сигнал готовности покажет тот, кто будет представлять
результат совместной работы.
В белой кастрюле можно сварить больше компота, чем в красной, а в зелёной
кастрюле – больше, чем в белой. В жёлтой кастрюле помещается меньше
компота, чем в красной. Раскрась кастрюли.6. Рефлексия учебной деятельности
– Какую проблему решали?
– В каких единицах измеряется вместимость?
– Кто может защитить свою отметку? (работа с маршрутными листами)
– На доске сосуды. Назвала я свои сосуды так: Счастье, Раздумье, Грусть.
– А знаете, что я еще узнала, что в одном литре примерно 25 000 капель воды.
– А сейчас я предлагаю вам мои сосуды заполнить каплями своего настроения.
– У меня тоже есть право и я помещаю свою «каплю» в сосуд Счастье, потому что я
сегодня счастлива от того, что светит солнышко и, что вы хорошо работали!
Помещают свои «капельки» в сосуды на доске.
7. Домашнее задание.
Если вы желаете, то можете дома еще побыть в роли исследователей. Необходимо
измерить, сколько стаканов в 3х литровой банке, в кастрюле или в чайнике.
Маршрутный лист самооценки
Фамилия, имя ______________________________________________
Работа в
группе.
Я внес (ла)
большой вклад в
работу группы.
Устные
ответы.
На уроке я
отвечал
всегда устно
полным
ответом.
Результаты в
тетради.
Преодолевал
трудности,
добивался
достижения
результата.
Работа в паре.
Большинство
решений
предложено мной.
Сумма
баллов
Оценка
1 балл
По 1 баллу
По 1 баллу
2 балла
Норма оценки:
2 – 3 баллов – оценка «3»
4 – 5 баллов – оценка «4»
Более 5 баллов – оценка «5»
Маршрутный лист самооценки
Фамилия, имя ______________________________________________
.Работа в
группе.
Я внес (ла)
большой вклад в
работу группы.
Устные
ответы.
На уроке я
отвечал
всегда устно
полным
ответом.
Результаты в
тетради.
Преодолевал
трудности,
добивался
достижения
результата.
Работа в паре.
Большинство
решений
предложено мной.
Сумма
баллов
Оценка
1 балл
По 1 баллу
По 1 баллу
2 балла
Норма оценки:
2 – 3 баллов – оценка «3»
4 – 5 баллов – оценка «4»
Более 5 баллов – оценка «5»
.