Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
Детсад—11 кл
27.01.2018
Урок предназначен для учащихся 11 класса и посвящен творчеству А.А. Блока. В нем поднимаются актуальные вопросы о том, как отразилось время в творчестве Блока и как поэт отразил в себе время, в чем видит Блок предназначение поэта. Практическая часть урока включает в себя анализ стихотворений. В конце занятия дети приходят к выводу о том, что трагедия Блока - это трагедия великого таланта.Урок для учащихся 11-го класса по творчеству Блока
Блок. Поэт и человек бесстрашной искренности.doc
Урок 24
Тема урока: «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Жизнь, творчество, личность А. А. Блока.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма проведения: урок встреча
Цели урока.
Образовательная: проследить путь становления А.Блока как поэта и
человека, показать своеобразие художественного мира
поэта, глубину его внутреннего мира, подчеркнуть, что
трагедия Блока – это трагедия великого таланта, жившего
на разломе двух веков, в период «неслыханных перемен,
невиданных мятежей, подчеркнуть значение творчества
поэта, который учит нас любить родину и тогда, когда она
«искалечена, сожжена смутой, разворочена разрухой», и
тогда, когда сияет в своей красе и с ней «невозможное
возможно».
Развивающая: на основе проблемных вопросов и заданий для
самостоятельной работы развивать образное логическое
мышление, умение выделять главное, аргументировать
свою позицию.
Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма,
формирование чувства собственного достоинства и
развитие национального самосознания, воспитание
бережного отношения к слову художника
Оборудование урока: тексты произведений А.Блока: (рукописные
тематические издания по теме любви, родины, о поэте
и поэзии), фотовыставка «А.А.Блок», выставка книг
А.Блока и о Блоке, компьютерная презентация
Опережающее задание: биографический материал, стихотворение по
выбору – наизусть с последующим анализом
Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке
Ход урока:
I.Знакомство с темой, целями урока и эпиграфом:
Блоку – верьте: это настоящий –
волею Божией – поэт и человек
бесстрашной искренности
М.Горький
План изучения нового материала:
1. Александр Блок – «чело века» (А.Белый)
2. Сценка «Поэт и его Муза»
3. Сообщение учащегося: « Первый поэтический сборник – «Стихи о Прекрасной Даме»
4. Чтение и анализ стихотворений
из сборника «Стихи о Прекрасной Даме»:
5. Вторая книга Блока «Нечаянная радость (1907)
6. Анализ стихотворения «Незнакомка»
7. Первое собрание сочинений: три тома лирических произведений,
пьес и статей о литературе
8. Чтение и анализ стихотворения «Рожденные в года глухие».
9. «Жизнь или смерть, счастье или погибель»
тема России для Блока
10. Блок в период Октябрьской революции поэма «Двенадцать»
11. Заключение: «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась –
изменилась душа революции» (Р.И.Иванов – Разумник, друг поэта)
Проблемные вопросы
Как отразилось в творчестве Блока время, и как время отразилось на
его жизни?
В чем видит Блок предназначение поэта?
Что дало основание А.Белому охарактеризовать Блока как «чело
века»?
1. Вступление: «Александр Блок – «чело века» (А.Белый)»
Сегодня мы поговорим о том, каким был А.А.Блок, что любил, что ненавидел…
Александр Александрович Блок – выдающийся поэт серебряного века. «Чело
века», так назовет его Андрей Белый. В его творчестве с гениальной самобытностью
воплотились проблемы и противоречия эпохи, а трагедия страны стала его личной
трагедией.
Каким был Блок?
По воспоминаниям М.Горького: «Блок был изумительно красив как поэт и как
личность. …Блок был невысокого роста, с шапкой темно – медных вьющихся волос и
малоподвижным античным лицом. В людных собраниях держался он обособленно и с
подчеркнутой корректностью. Стихи читал усталым медленным голосом с равными
паузами между словами, и это монотонное чтение в согласии с обликом поэта до
конца дней своих запоминали те, которым посчастливилось слушать его».
Два места в России были поэту родиной: Петербург (…город неуловимый»), где он
родился в 1880г 16 (28) ноября в ректорском доме своего деда, ученого – ботаника
Андрея Николаевича Бекетова и подмосковное Шахматово, «благоуханная глушь».
«Шахматовские» просторы и стали колыбелью любви поэта к Родине… «Эти дороги,
деревни, дали Александр Блок словно бы получил в наследство с детства», писала
М.А. Бекетова, его тетка и биограф.
«Из года в год провожу здесь одни и те же летние месяцы <…>, вид из окна
великолепный – зеленый и тихий сад, розы, рябины, липы, сосна<…>, нет места, где
бы я не прошел без ошибки ночью или с закрытыми глазами» (А.Блок – З.Гиппиус 18
августа 1902 г Шахматово). Здесь происходило открытие мира, распахивались его «дали необъятные». Первые творческие опыты (1897 – 1900) появились «несомненно
под влиянием Шахматова (Бекетова) их основа яркая творческая атмосфера
культурных впечатлений семьи юного поэта, которую называли «семьей гениев»: и
мать и тетки занимались литературным трудом, отец – профессор Варшавского
университета – музыкант, знаток литературы и стилист (правда родители развелись
еще до рождения сына). На всю жизнь унаследовал Блок глубокую духовность и
высокий идеализм этой семьи.
Год 1898. Окончив гимназию, Блок поступает на юридический факультет
Петербургского университета (в 1901г. перейдет на историко – филологический
факультет и успешно закончит его в 1906г). И еще одно важное событие этого года –
встреча с любовью Л.Д.Менделеевой, дочерью знаменитого химика, будущей женой
поэта.
2. Сценка: «Поэт и его Муза»
Он: Встреча с девушкой в розовом платье, тяжелой золотой косой,
сидевшей на скамье».
Она: «слышу твердые, решительные шаги входившего в мою жизнь»
Он: Любительские спектакли в Шахматово и Боблово, где было имение
Менделеевых
Она: Ей суждено стать музой, женой, Прекрасной Дамой великого поэта России.
Он: Именно ей будет посвящено более 800 стихотворений А.Блока.
Юное лицо, ясные глаза, чистый лоб – фотография Менделеевой всегда стояла на
столике в комнате поэта:
Розовая девушка встала на пороге
И сказала мне, что я красив и высок
Влюбленность расцвела в кудрях
И в ранней грусти глаз
3. Сообщение учащегося: « Первый поэтический сборник «Стихи о
Прекрасной Даме»
Первый поэтический сборник «Стихи о Прекрасной Даме» появился под
влиянием двух важных событий – любви, глубокого чувства к Л.Д.Менделеевой
и увлечения философскими идеями Вл. Соловьева – о Софии Душе Мира или
Вечной Женственности, которые могут примирить «Землю» и «небо»,
способных изменить мир через духовное обновление. Любовь к миру открыта
через любовь к женщине. Идеи совпали с «острыми мистическими и
романтическими переживаниями» юного Блока.
4. Чтение и анализ стихотворений из сборника «Стихи о Прекрасной
Даме»:
«Мы встречались с тобой на закате…»,
«Предчувствую тебя, Года проходят мимо»
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди – на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто – то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
Кто же она Прекрасная Дама – реальность или вымысел? (ответы подтвердите
цитатами)
Какие эпитеты свидетельствуют о том, что перед нами реальная, земная
женщина?
В каких строках мы видим небесный мистический образ?
В чем художественное своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме?
Вывод: земное и божественное, реальное и мистическое сливаются в стихах
поэта. Лирическая героиня «Стихов о Прекрасной Даме» воплощение Вечной
женственности, которой суждено спасти мир.
5. Слово учителя: Вторая книга Блока «Нечаянная радость (1907)
Выход первой книги возвел Блока в круг видных поэтов. Появляются его
новые книги: «Нечаянная радость» 1907,«Снежная маска» 1907,
«Земля в снегу». Лирические драмы: «Балаганчик» и «Незнакомка», имя поэта
стало популярным в читательских кругах
В душе Блока нарастают мучительные противоречия, поиски идеала завели в тупик,
но жажда гармонии продолжала питать поэзию, предопределив новое образное
воплощение.
6. Анализ стихотворения «Незнакомка»
НЕЗНАКОМКА
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг.
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino Veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены,
Мне чьето солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю, истина в вине.
1906
«In vino Veritas!» «Истина в вине!» (лат.)
На сколько частей можно разбить это стихотворение?
Какие детали преобладают в первой части? Какие – во второй?
По каким деталям видно одиночество лирического героя?
Как преображается мир с появлением незнакомки?
Какова она – незнакомка? (подтвердите выводы цитатами)
Как в звуковом отношении противопоставляются первая и вторая части ( 1ч
нестройное звучание, нагромождение звуков: гр, гл х , во второй части
– стройное звучание:
и каждый вечер в час назначенный…)
Вывод: духовность и бездуховность, добро и зло, пошлость и человечность
отрицают друг друга не только каждодневно (каждый вечер), но и всегда из века
в век. В грубый мир проникают мечта, воплощенная в образе прекрасной и
загадочной женщины, реальной – «девичий стан…» « в кольцах узкая рука», но
дышит она «духами и туманами». Незнакомка – символ чистой, одухотворенной
любви.
7. Слово учителя: Первое собрание сочинений: три тома лирических
произведений, пьес и статей о литературе
В 19101911 годах Блок, подготавливая к изданию первое собрание сочинений,
заново осмысливает свой путь. Как отмечает К.И.Чуковский «с ним случилось
чудо… Серафим из своего беспредметного мира упал прямо в петербургскую
ночь…» «Страшный мир», так он назовет один из циклов, появятся такие стихи, как
«Сытые», «Фабрика». Цикл стихов «Возмездие» наряду с циклом «Страшный мир» составили
основу третьего тома лирики трехтомного издания 1910 – х гг. Ощущение
неблагополучия мира, нищета и бедность, ставшие уделом большинства, всё это
переживалось Блоком как проявление неправильных общественных отношений,
которые рано или поздно будут устранены. Через несколько лет Блок назовёт себя
представителем «кающегося дворянства со сложностями».
1914 началась первая мировая война, он призывается в армию табельщиком
одной из строительных дружин, направляется на фронт, где ведет «бесцветную…
почти растительную жизнь».
После февральской революции Блок возвращается в Петербург, работает
редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии.
8. Чтение и анализ стихотворения «Рожденные в года глухие».
Что услышал Блок, что он предугадал?
Вывод: Блок обладал пророческим даром: он слышал голоса своей эпохи, остро
чувствовал историю: «Фабрика»
1905
«Сытые»
«Рождение в года глухие..»
1914 Ночь, улица, фонарь, аптека»
окт. 1917 «Двенадцать»
«Скифы»
9. Слово учителя: «Жизнь или смерть, счастье или погибель»
тема России для Блока
Путь «вочеловечения безличного», роста духа был для Блока путем к России. В
теме России для Блока все – «жизнь или смерть, счастье или погибель».
«Цикл «Родина», «На поле Куликовом». Стихотворения «Коршун», «Русь»,
«Россия». «Осенняя воля» это раздумья поэта о стране, ее прошлом, настоящем и
будущем. Этой теме мы посвятим следующий урок.
10. Слово учителя: Блок в период Октябрьской революции
поэма «Двенадцать»
Октябрьскую революцию Блок принял с энтузиазмом, увидев в ней очистительную
антибуржуазную силу. На волне творческого взлета были написаны «Двенадцать»,
«Скифы». Статья «Революция и интеллигенция, разъединившие его с собратьями по
перу.
Он охотно включается в активную деятельность по культурному
строительству: сотрудничает в горьковском издательстве «Всемирная литература»,
является председателем управления Большого драматического театра, членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение
Всероссийского союза поэтов.
Однако подъем вскоре сменился разочарованием, депрессией. Горькая запись в
дневнике: «Жизнь изменилась. Она изменилась, но не новая…, вошь победила весь
свет…все будет меняться не в ту сторону, которую любили мы».
Послереволюционные годы, вплоть до смерти, стали для него временем
небывалых бытовых лишений. Поэт сам таскал дрова и стоял в очереди за мороженой
капустой. Он был вынужден поступить на службу и добывать продовольственные
карточки; на его иждивении находились жена, мать и тётя.
Это ускорило его смерть. Он умер от болезни сердца и нервного расстройства в
Петрограде 7 августа 1921 года, замолк «трагический тенор эпохи» (А.Ахматова).
11. Заключение: «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась –
изменилась душа революции» (Р.И.Иванов – Разумник, друг поэта)
Р.И.Иванов – Разумник, друг поэта: «Мы знаем теперь: не душа Блока
изменилась – изменилась душа революции: ни от чего Блок не отрекался, но он
задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова
отяжелел и сгустился».
В.Ходасевич: «В пушкинской своей речи, ровно за полгода до смерти, он
говорил: "Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармоний. Но
покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю,
не свободу либеральничать, а творческую волю, тайную свободу. И поэт умирает,
потому что дышать ему больше нечем: жизнь потеряла смысл ". Вероятно, тот, кто
первый сказал, что Блок задохнулся, взял это именно отсюда. И он был прав. Не
странно ли: Блок умирал несколько месяцев, на глазах у всех, его лечили врачи, и
никто не называл и не умел назвать его болезнь. Началось с боли в ноге. Потом
говорили о слабости сердца. Перед смертью он сильно страдал. Но от чего же он все
таки умер? Неизвестно. Он умер както "вообще", оттого что был болен весь, оттого
что не мог больше жить. Он умер от смерти».
В.Ходасевич. Гумилев и Блок. Из кн: Некрополь
Трагедия Блока – это трагедия великого таланта, жившего на разломе двух
веков, пытавшегося искренне осознать происходящее, нераздельность своей судьбы –
«человека бесстрашной искренности» с судьбой страны, нации. Он не покинул
родину в трудный для нее час, как это сделал другие, не представляя это возможным,
он принял новое время и …разочаровался в нем « Чело века», символ эпохи, первый
поэт начала ХХ века, взявший на себя наследие русского XIX века ( Лермонтов,
Гоголь, Некрасов). И все таки безошибочно узнаваемый. Он оставил нам
прекрасные образцы русской лирической поэзии. Его творчество было дневником
души, поэтической исповедью.
Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Вместе с Блоком в
наших душах навсегда поселились чеканные строчки:,
«…Только влюбленный
имеет право на звание человека» «И вечный бой! Покой нам только снится…»
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
«Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен!»
Еще, в 1908 году прозвучали строки:
«Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар»
Поэт – пророк, воспринимавший свой дар как «мученье и ад»:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый
Пусть задыхаюсь в этом сне,
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне.
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
Вместе с Блоком по жизни. Он учит нас любить родину и тогда, когда она
«искалечена, сожжена смутой, разворочена разрухой», и тогда, когда сияет в своей
красе и с ней «невозможное возможно».
Блок учит нас рыцарскому поклонению женщине, умению видеть и ценить
красоту человеческих отношений. Его стихи во многом трагичны, потому что
трагичным было и его время. «Мы умираем, а искусство остается», заметил Блок,
говоря о творчестве А.С.Пушкина. С нами осталась его поэзия… Чтобы и мы « … по
бледным заревам искусства узнали жизни гибельный пожар».
XII. Итоги урока
Домашнее задание:
Выучить одно из стихотворений по теме родины в творчестве Блока с последующим
анализом: «Русь», «Осенний день», «Осенняя воля», «Коршун», «Родина», «На поле
Куликовом».
Тесты: №1,2,3,4,5,6,11,14
Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.