Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Оценка 4.9

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
Детсад—11 кл
27.01.2018
Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Урок предназначен для учащихся 11 класса и посвящен творчеству А.А. Блока. В нем поднимаются актуальные вопросы о том, как отразилось время в творчестве Блока и как поэт отразил в себе время, в чем видит Блок предназначение поэта. Практическая часть урока включает в себя анализ стихотворений. В конце занятия дети приходят к выводу о том, что трагедия Блока - это трагедия великого таланта.Урок для учащихся 11-го класса по творчеству Блока
Блок. Поэт и человек бесстрашной искренности.doc
Урок 24 Тема урока: «Поэт и человек бесстрашной искренности».                          Жизнь,  творчество, личность  А. А. Блока. Тип урока:     формирование новых знаний Форма проведения:   урок ­ встреча  Цели урока.  Образовательная:  проследить путь становления А.Блока как поэта и                                     человека, показать своеобразие художественного мира                                   поэта, глубину его внутреннего мира, подчеркнуть, что                                   трагедия Блока – это трагедия великого таланта, жившего                                  на разломе двух веков, в период «неслыханных перемен,                                  невиданных мятежей, подчеркнуть значение творчества                                   поэта, который учит нас любить родину и тогда, когда она                                  «искалечена, сожжена смутой, разворочена разрухой», и                                  тогда, когда сияет в своей красе и с ней «невозможное                                   возможно». Развивающая:       на основе проблемных вопросов и заданий для                                 самостоятельной работы развивать образное логическое                                 мышление, умение выделять главное, аргументировать                                 свою  позицию. Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма,                                 формирование чувства собственного достоинства и                                  развитие национального самосознания, воспитание                                  бережного отношения к слову художника Оборудование урока:  тексты произведений А.Блока: (рукописные                                          тематические издания по теме любви, родины, о поэте                                         и поэзии), фотовыставка «А.А.Блок», выставка книг                                           А.Блока и о Блоке,  компьютерная презентация Опережающее задание: биографический материал, стихотворение по                                             выбору – наизусть с последующим анализом Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке                           Ход урока:       I.Знакомство с темой, целями урока и эпиграфом:                                                                                                                                        Блоку – верьте: это настоящий –                                                                  волею Божией – поэт и человек                                                                   бесстрашной искренности                       М.Горький                                          План изучения нового материала:  1.   Александр Блок – «чело века» (А.Белый) 2. Сценка  «Поэт и его Муза» 3. Сообщение учащегося:  « Первый поэтический сборник – «Стихи о Прекрасной Даме» 4. Чтение и анализ стихотворений          из сборника   «Стихи о Прекрасной Даме»:        5.  Вторая книга Блока «Нечаянная радость  (1907)        6. Анализ стихотворения «Незнакомка»        7. Первое собрание сочинений: три тома лирических произведений,              пьес и статей о литературе        8. Чтение и анализ стихотворения «Рожденные в года глухие».        9. «Жизнь или смерть, счастье или погибель»  ­                тема России для Блока        10. Блок в период Октябрьской революции ­ поэма «Двенадцать»        11. Заключение:  «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась –               изменилась душа революции»  (Р.И.Иванов – Разумник,  друг поэта)                               Проблемные вопросы  Как отразилось в творчестве Блока время, и как время отразилось  на его   жизни?  В чем видит Блок предназначение поэта?  Что дало основание А.Белому охарактеризовать Блока как  «чело                века»? 1. Вступление: «Александр Блок – «чело века» (А.Белый)»   Сегодня мы поговорим о том, каким был А.А.Блок, что любил, что   ненавидел…       Александр Александрович Блок – выдающийся поэт серебряного века. «Чело  века», так назовет его Андрей Белый. В его творчестве с гениальной самобытностью  воплотились проблемы и противоречия эпохи, а трагедия страны стала его личной  трагедией.                          ­  Каким был Блок?        По воспоминаниям М.Горького: «Блок был изумительно красив как поэт и как  личность. …Блок был невысокого роста, с шапкой темно – медных вьющихся волос и малоподвижным античным лицом. В людных собраниях держался он обособленно и с  подчеркнутой корректностью. Стихи читал усталым медленным голосом с равными  паузами между словами, и это монотонное чтение в согласии с обликом поэта до  конца дней своих запоминали те, которым посчастливилось слушать его».     Два места в России были поэту родиной: Петербург (…город неуловимый»), где он родился в 1880г 16 (28) ноября в ректорском доме своего деда, ученого – ботаника  Андрея Николаевича Бекетова и подмосковное Шахматово, «благоуханная глушь».   «Шахматовские» просторы и стали колыбелью любви поэта к Родине… «Эти дороги,  деревни, дали Александр Блок словно бы получил в наследство с детства», ­ писала  М.А. Бекетова, его тетка и биограф.      «Из года в год провожу здесь одни и те же летние месяцы  <…>, вид из окна  великолепный – зеленый и тихий сад, розы, рябины, липы, сосна<…>, нет места, где  бы я не прошел без ошибки ночью или с закрытыми глазами» (А.Блок – З.Гиппиус 18  августа 1902 г Шахматово). Здесь происходило открытие мира, распахивались его «дали необъятные». Первые творческие опыты (1897 – 1900) появились «несомненно  под влиянием Шахматова (Бекетова) их основа ­  яркая творческая атмосфера  культурных впечатлений семьи юного поэта, которую называли «семьей гениев»: и  мать и тетки занимались литературным трудом, отец – профессор Варшавского  университета – музыкант, знаток литературы и стилист (правда родители развелись  еще до рождения сына). На всю жизнь унаследовал Блок глубокую духовность и  высокий идеализм этой семьи.      Год 1898. Окончив гимназию, Блок поступает на юридический факультет  Петербургского университета (в 1901г. перейдет на историко – филологический  факультет и успешно закончит его в 1906г). И еще одно важное событие этого года –  встреча с любовью ­  Л.Д.Менделеевой, дочерью знаменитого химика, будущей женой поэта. 2. Сценка:  «Поэт и его Муза»  Он:  Встреча с девушкой в розовом платье, тяжелой золотой косой,                       сидевшей на скамье».   Она: «слышу твердые, решительные шаги входившего в мою жизнь»  Он: Любительские спектакли в Шахматово и Боблово, где было имение  Менделеевых Она: Ей суждено стать музой, женой, Прекрасной Дамой великого поэта России.  Он: Именно ей будет посвящено более 800 стихотворений А.Блока. Юное лицо, ясные глаза, чистый лоб – фотография Менделеевой всегда стояла на  столике в комнате поэта:                                    Розовая девушка встала на пороге    И сказала мне, что я красив и высок                                    Влюбленность расцвела в кудрях                                    И в ранней грусти глаз 3. Сообщение учащегося:  « Первый поэтический сборник ­ «Стихи о                                                     Прекрасной Даме»    Первый поэтический сборник ­  «Стихи о Прекрасной Даме» появился под  влиянием двух важных событий – любви, глубокого чувства к Л.Д.Менделеевой и увлечения философскими идеями Вл. Соловьева – о Софии ­ Душе Мира или  Вечной Женственности, которые могут примирить «Землю» и «небо»,  способных изменить мир через духовное обновление. Любовь к миру открыта  через любовь к женщине. Идеи совпали с «острыми мистическими и  романтическими переживаниями» юного Блока. 4. Чтение и анализ стихотворений из сборника   «Стихи о Прекрасной      Даме»:                                            «Мы встречались с тобой на закате…»,                                          «Предчувствую тебя, Года проходят мимо»                                                        Мы встречались с тобой на закате,                            Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье,                             Утонченность мечты разлюбив.                              Были странны безмолвные встречи.                             Впереди – на песчаной косе                            Загорались вечерние свечи. Кто – то думал о бледной красе. Приближений, сближений, сгораний –  Не приемлет лазурная тишь… Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш.                              Ни тоски, ни любви, ни обиды,                              Все померкло, прошло, отошло…                              Белый стан, голоса панихиды                              И твое золотое весло.       ­     Кто же она Прекрасная Дама – реальность или вымысел? (ответы подтвердите цитатами) ­ Какие эпитеты свидетельствуют о том, что перед нами реальная, земная  женщина? ­ В каких строках мы видим небесный мистический образ? ­ В чем художественное своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме? Вывод:  земное и божественное, реальное и мистическое сливаются в стихах  поэта. Лирическая героиня «Стихов о Прекрасной Даме» ­ воплощение Вечной  женственности, которой суждено спасти мир. 5. Слово учителя:   Вторая книга Блока «Нечаянная радость  (1907)      Выход первой книги возвел Блока в круг видных поэтов. Появляются его   новые книги: «Нечаянная радость» 1907,«Снежная маска» 1907,  «Земля в снегу». Лирические драмы: «Балаганчик» и «Незнакомка», имя поэта   стало популярным в читательских кругах    В душе Блока нарастают мучительные противоречия, поиски идеала завели в тупик, но жажда гармонии продолжала питать  поэзию, предопределив новое образное  воплощение. 6. Анализ стихотворения «Незнакомка»                        НЕЗНАКОМКА       По вечерам над ресторанами       Горячий воздух дик и глух,        И правит окриками пьяными       Весенний и тлетворный дух.             Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач,       Чуть золотится крендель булочной      И раздается детский плач.      И каждый вечер, за шлагбаумами,       Заламывая котелки,     Среди канав гуляют с дамами      Испытанные остряки.    Над озером скрипят уключины,     И раздается женский визг.     А в небе, ко всему приученный,     Бессмысленно кривится диск.     И каждый вечер друг единственный     В моем стакане отражен      И влагой терпкой и таинственной,      Как я, смирен и оглушен.    А рядом у соседних столиков     Лакеи сонные торчат,     И пьяницы с глазами кроликов     «In vino Veritas!» кричат.         И каждый вечер, в час назначенный     (Иль это только снится мне?),     Девичий стан, шелками схваченный,     В туманном движется окне.     И медленно, пройдя меж пьяными,     Всегда без спутников, одна,     Дыша духами и туманами,     Она садится у окна.        И веют древними поверьями     Ее упругие шелка,     И шляпа с траурными перьями,     И в кольцах узкая рука.    И странной близостью закованный,     Смотрю за темную вуаль,    И вижу берег очарованный     И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены,     Мне чье­то солнце вручено,     И все души моей излучины     Пронзило терпкое вино.       И перья страуса склоненные     В моем качаются мозгу,     И очи синие бездонные    Цветут на дальнем берегу.    В моей душе лежит сокровище,     И ключ поручен только мне!   Ты право, пьяное чудовище!    Я знаю, истина в вине.                                                                              1906 «In vino Veritas!» ­ «Истина в вине!» (лат.)      ­    На сколько частей можно разбить это стихотворение?      ­    Какие детали преобладают в первой части? Какие – во второй? ­ По каким деталям видно одиночество лирического героя? ­ Как преображается мир с появлением незнакомки? ­ Какова она – незнакомка? (подтвердите выводы цитатами) ­ Как в звуковом отношении противопоставляются первая и вторая части ( 1ч  нестройное звучание, нагромождение звуков: ­ гр­, ­ гл х ­, во         второй части – стройное звучание:                             и каждый вечер в час назначенный…) Вывод:  духовность и бездуховность, добро и зло, пошлость и человечность  отрицают друг друга не только каждодневно (каждый вечер), но и всегда из века  в век. В грубый мир проникают мечта, воплощенная в образе прекрасной и  загадочной женщины, реальной – «девичий стан…» « в кольцах узкая рука», но  дышит она «духами и туманами». Незнакомка – символ чистой, одухотворенной  любви.                7. Слово учителя:  Первое собрание сочинений: три тома лирических  произведений, пьес и статей о литературе         В 1910­1911 годах Блок, подготавливая к изданию первое собрание сочинений,  заново осмысливает свой путь. Как отмечает К.И.Чуковский «с ним случилось  чудо… Серафим из своего беспредметного мира упал прямо в петербургскую  ночь…» «Страшный мир», так он назовет один из циклов, появятся такие стихи, как  «Сытые», «Фабрика». Цикл стихов «Возмездие» наряду с циклом  «Страшный мир»  составили  основу третьего тома лирики трехтомного издания 1910 – х гг. Ощущение   неблагополучия мира, нищета и бедность, ставшие уделом большинства, ­ всё это  переживалось Блоком как проявление неправильных общественных отношений,  которые рано или поздно будут устранены. Через несколько лет Блок назовёт себя  представителем «кающегося дворянства со сложностями».          1914­ началась первая мировая война, он призывается в армию табельщиком  одной из строительных дружин, направляется на фронт, где ведет «бесцветную…  почти растительную жизнь».         После февральской революции Блок возвращается в Петербург, работает  редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии. 8. Чтение и анализ стихотворения «Рожденные в года глухие».                               Что услышал Блок, что он предугадал?  Вывод: Блок обладал пророческим даром: он слышал голоса своей эпохи, остро  чувствовал историю:                             «Фабрика»                                           1905                   «Сытые»                                            «Рождение в года глухие..»               1914                Ночь, улица, фонарь, аптека»                                                                                                   окт. 1917                    «Двенадцать» «Скифы» 9. Слово учителя:  «Жизнь или смерть, счастье или погибель»  ­      тема России для Блока      Путь «вочеловечения безличного», роста духа был для Блока путем к России. В  теме России для Блока все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». «Цикл «Родина», «На поле Куликовом». Стихотворения «Коршун», «Русь»,  «Россия». «Осенняя воля» ­ это раздумья поэта о стране, ее прошлом, настоящем и  будущем. Этой теме мы посвятим следующий урок. 10. Слово учителя:   Блок в период Октябрьской революции ­         поэма «Двенадцать»     Октябрьскую революцию Блок принял с энтузиазмом, увидев в ней очистительную  антибуржуазную силу. На волне творческого взлета были написаны «Двенадцать»,  «Скифы». Статья «Революция и интеллигенция, разъединившие его с собратьями по  перу. Он охотно включается в активную деятельность по культурному  строительству: сотрудничает в горьковском издательстве «Всемирная литература»,  является председателем управления Большого драматического театра, членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако подъем вскоре сменился разочарованием, депрессией. Горькая запись в дневнике: «Жизнь изменилась. Она изменилась, но не новая…, ­ вошь победила весь  свет…все будет меняться не в ту сторону, которую любили мы».        Послереволюционные годы, вплоть до смерти, стали для него временем   небывалых бытовых лишений. Поэт сам таскал дрова и стоял в очереди за мороженой капустой. Он был вынужден поступить на службу и добывать продовольственные  карточки; на его иждивении находились жена, мать и тётя.      Это ускорило его смерть. Он умер от болезни сердца и нервного расстройства в  Петрограде 7 августа 1921 года, замолк «трагический тенор эпохи» (А.Ахматова).  11. Заключение:  «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась –        изменилась душа революции»  (Р.И.Иванов – Разумник,  друг поэта)     Р.И.Иванов – Разумник,  друг поэта:  «Мы знаем теперь: не душа Блока  изменилась – изменилась душа революции: ни от чего Блок не отрекался, но он  задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова  отяжелел и сгустился».        В.Ходасевич:  «В пушкинской своей речи, ровно за полгода до смерти, он  говорил: "Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармоний. Но  покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю, ­ тайную свободу. И поэт умирает,  потому что дышать ему больше нечем: жизнь потеряла смысл ". Вероятно, тот, кто  первый сказал, что Блок задохнулся, взял это именно отсюда. И он был прав. Не  странно ли: Блок умирал несколько месяцев, на глазах у всех, его лечили врачи, ­ и  никто не называл и не умел назвать его болезнь. Началось с боли в ноге. Потом  говорили о слабости сердца. Перед смертью он сильно страдал. Но от чего же он все ­ таки умер? Неизвестно. Он умер как­то "вообще", оттого что был болен весь, оттого  что не мог больше жить. Он умер от смерти».                                         В.Ходасевич. Гумилев и Блок. Из кн: Некрополь   Трагедия Блока – это трагедия великого таланта, жившего на разломе двух  веков, пытавшегося искренне осознать происходящее, нераздельность своей судьбы – «человека бесстрашной искренности» с судьбой страны, нации. Он не покинул  родину в трудный для нее час, как это сделал другие, не представляя это возможным, он принял новое время и …разочаровался в нем « Чело века», символ эпохи, первый  поэт начала ХХ века, взявший на себя наследие русского XIX века ( Лермонтов,  Гоголь, Некрасов). И все  ­ таки безошибочно узнаваемый. Он оставил нам  прекрасные образцы русской лирической поэзии. Его творчество было дневником  души, поэтической исповедью. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Вместе с Блоком в  наших душах навсегда поселились чеканные строчки:, «…Только влюбленный имеет право на звание человека» «И вечный бой! Покой нам только снится…» «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» «Сотри случайные черты –  И ты увидишь: мир прекрасен!» Еще, в 1908 году прозвучали строки:                           «Я вижу над Русью далече                           Широкий и тихий пожар»  Поэт – пророк, воспринимавший свой дар как «мученье и ад»:                                                                                         О, я хочу безумно жить:                                             Все сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить!            Пусть душит жизни сон тяжелый       Пусть задыхаюсь в этом сне, ­     Быть может, юноша веселый     В грядущем скажет обо мне.          Простим угрюмство – разве это                                            Сокрытый двигатель его?     Он весь – дитя добра и света,       Он весь – свободы торжество!  Вместе с Блоком по жизни. Он учит нас любить родину и тогда, когда она  «искалечена, сожжена смутой, разворочена разрухой», и тогда, когда сияет в своей  красе и с ней «невозможное возможно».           Блок учит нас рыцарскому поклонению женщине, умению видеть и ценить  красоту человеческих отношений. Его стихи во многом трагичны, потому что  трагичным было и его время. «Мы  умираем, а искусство остается», ­ заметил Блок,  говоря о творчестве А.С.Пушкина. С нами осталась его поэзия… Чтобы и мы « … по  бледным заревам искусства узнали жизни гибельный пожар». XII.  Итоги урока Домашнее задание: Выучить одно из стихотворений по теме родины в творчестве Блока с последующим  анализом: «Русь», «Осенний день», «Осенняя воля», «Коршун», «Родина», «На поле  Куликовом». Тесты: №1,2,3,4,5,6,11,14

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Урок по творчеству А.А.Блока на тему «Поэт и человек бесстрашной искренности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018