Урок: Полифония

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сущность полифонии именно в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве высшего порядка. М. Бахтин Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Само слово «полифония», в переводе с греческого означающее «многоголосие», причем такое многоголосие, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию. Ведь существует еще и такое многоголосие, в котором ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия. Остальные голоса ему только аккомпанируют. Такой стиль называется «гомофонией».
Иконка файла материала 1.docx
Полифония Сущность полифонии именно в том, что голоса здесь  остаются самостоятельными и сочетаются в единстве высшего порядка. М. Бахтин Полифония относится к одной из самых ранних форм  музыки. Само слово «полифония», в переводе с  греческого означающее «многоголосие», причем такое  многоголосие, в котором каждый голос является  одинаково важным и ведет свою выразительную  мелодию. Ведь существует еще и такое многоголосие, в котором  ведущее значение имеет только один голос, в котором  звучит мелодия. Остальные голоса ему только  аккомпанируют. Такой стиль называется«гомофонией». Образцом такого стиля может  послужить любой романс или песня с сопровождением. С полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности, прежде всего тот, который  зародился в недрах церковной музыки и достиг своего  расцвета у мастеров Средневековья, Возрождения, в  творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих  эпох, таких, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф.  Шуберт, Дж. Верди, И. Брамс, и многих других. Чем же характеризуется эмоциональный мир  полифонии ­ этой обширнейшей области творчества,  чье господство в музыке длилось свыше пяти столетий ­ с XII по XVII век? Прежде всего, отметим, что полифония ­ особый  способ изложения музыкальной мысли, который, по  словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа  голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, оннекоторое время должен помолчать, пока не будет  вполне естественно втянут в беседу. Но никто не  должен вмешиваться в середине разговора и не должен  говорить без смысла и надобности», ­ советовал Бах  своим ученикам. В словах великого композитора заключен глубокий  смысл. В них подчеркивается коренной характер  полифонической музыки, рожденной не для  утверждения индивидуальности каждого голоса, а для  выражения общей идеи, для растворения в едином  потоке звучания. Поэтому и жанры полифонической  музыки по своему содержанию далеки от тех, что  создаются под воздействием земных страстей. Мессы,  мотеты, хоралы ­ все эти жанры отмечены особым,  внеличностным характером, сдержанностью чувств,  свободой от всего бытового, суетного, повседневного.Всмотритесь в изображения великих мастеров  живописи, чье творчество было неразрывно связано с  идеалами христианского искусства, ­ и вы почувствуете высокий покой, свет, чувство нежной любви, сквозящее  в каждом жесте. Точно так же свет и покой изначально излучает  полифоническая музыка. Ее воздействие на душу  человека всегда было необыкновенно возвышающим,  облагораживающим. Независимость от мирской суеты,  от всего случайного и мелкого приводила к тому, что в  лучших своих образцах полифонические композиции  несли печать неземной красоты. А если учесть, что исполнялась она, как правило, в  храме с его прекрасным и величественным интерьером,  полным торжественности и мощи, в храме, где высота  колонн и стен подчеркивала устремленность к небу, то  впечатление красоты многократно усиливалось. Можетбыть, сила этой красоты и была причиной, вновь и вновь заставляющей композиторов обращаться к созданию  полифонических произведений даже в те эпохи, когда в музыке господствовали совсем иные предпочтения. При всем многообразии полифонических жанров и  приемов высшего своего выражения полифония  достигла в фуге. Фуга ­ это форма полифонических произведений, при  которой тема, представляющая яркую и выразительную мелодию, проводится поочередно во всех голосах.  Различные способы работы с темой ­ изменение  тональности, ритмическое увеличение или уменьшение,  зеркальное изложение (в обратной последовательности) ­ не только обогащают ее звучание, но придают ей  интеллектуальный, философский смысл. Своеобразная  «философия» фуги, как одного из самых сложных по  образу и технике музыкальных жанров, привлекала кней многих композиторов, чье творчество отмечено  глубиной философских исканий. Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги  притягивала многих и многих композиторов. Высшие ее образцы одновременно являются высшими образцами  музыки вообще: в фуге способны найти выражение  самые глубокие мысли, самые благородные чувства, на  которые способен человек. Не случайно И. С. Бах, этот  величайший из великих музыкантов, огромный круг  своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге ­  то монументальной, то лирической, то строгой, то  шутливой,­ такой же многоликой и многообразной, как  и сама музыка.    Бах. Месса си минор Одна из самых прекрасных баховских фуг открывает  его величайшее творение ­ Мессу си минор.Произведение, музыка которого отмечена и  безграничной скорбью, и божественным светом,  обнаруживает неслыханные возможности  полифонической музыки, способной открывать такие  глубины, которые, казалось бы, недоступны слабым  силам человека. И все же есть нечто, способное  приоткрыть завесу самой сокровенной тайны, дать  прикоснуться к божественному: это нечто есть музыка,  осененная высшей духовностью. Месса h­moll — грандиозное творение, над которым  композитор работал в течение десятилетий. «Светлейший курфюрст, милостивый государь! В  глубоком почтении приношу я вашему королевскому  высочеству настоящую скромную работу мастерства  моего, коего я достиг в музыке, и всеподданнейше  прошу вас воззреть на оную благосклонным взором не  по достоинству самой композиции, которая сочиненаплохо, но исходя из вашей, известной миру милости...»  — такими словами Бах в 1733 году сопроводил  отправку курфюрсту Саксонскому Фридриху Августу  одно из величайших своих творений — Мессы h­moll. Месса си минор – «Kyrie eleison» («Господи, помилуй  нас») ­ пятиголосная оркестрово­хоровая фуга. Это не  просто сложный и многогранный образ, не просто  музыкальное выражение глубокого горестного чувства,  а мощная, подлинно страстная энергия духа,  заключающего в себе высшее страдание и высшую  любовь, и облеченная в самую строгую по дисциплине  форму фуги. Вслушайтесь в звучание хора «Kyrie eleison» ­ и,  возможно, вы согласитесь, что сильнейшее впечатление  производит как раз та музыка, которая не стремится к  открытому излиянию чувств и настроений, а следует  своему собственному пути духовного восхожденияТокката и фуга Ре минор BWV 565 Это короткое произведение, написанное молодым  Бахом, значит в истории музыки гораздо больше, чем  многие «большие концерты» маститых композиторов. Органная музыка в Германии до И. С. Баха имела  давние традиции. Опыт целой плеяды замечательных  мастеров органного искусства служил Баху опорой. Он  был лично знаком со многими представителями  старшего поколения немецких органистов и мог в  живом звучании воспринимать национальное  своеобразие немецкой органной музыки. Именно орган стал для Баха родной стихией. Здесь его  гений раскрылся во всем своем великолепии и  необъятности. Орган стал для него своего рода  оркестром, который мог выдержать грандиозный  размах его импровизаций.Для этого инструмента Бахом создано огромное  количество произведений. Это были и большие  музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, и одночастные хоральные прелюдии.  Основу органных миниатюр у Баха составляли мелодии протестантских хоралов.  Вершиной органного творчества Баха стали его  знаменитые Токката и фуга ре минор. Форма фуги ­ основа органного творчества Баха.  Обыкновенно он предварял ее прелюдией (небольшой  пьесой, которая изначально представляла собой  импровизационное вступление к основному  произведению) или токкатой. Впрочем, строгой  жанровой границы между токкатой и прелюдий  провести нельзя. Довольно часто одна и та же пьеса  называется в одних источниках токкатой, в других ­  прелюдией.Токкату и фугу ре минор композитор написал,  вероятно, еще в юности – во всяком случае, до переезда в Веймар. Виртуозное, исполненное молодой  страстности и высокого религиозного чувства, это  сочинение требует от исполнителя не только блестящей техники, но и способности к импровизации. Начало произведения ­ возглас, повторенный трижды, с  каждым разом все ниже. Он ­ словно призыв к  молчанию. «Внемлите!» ­ говорит вступление  слушателям. Из вступления рождается музыкальная  речь. Бурная, драматичная, она подобна горной реке  весной. Она не дает опомниться, она властно влечет за  собой и поражает мощью и глубиной звука. Следующая за токкатой фуга полна доверительности.  Она лирична, изящна и вместе с тем по­юношески  неспокойна. Музыкальный поток неустанно бежит  вперед, но поток фуги, в отличие от потока токкаты,скорее напоминает прозрачные воды ручья. Что это?  Трепет верующего сердца? Успокоение после  сомнений? Признание в любви? И если да ­ то к кому?  Некоторые полагают,  что в этом произведении  молодого Баха звучит эхо его первой любви, его  страстной и невинной любви к Марии Барбаре, которая  вскоре стала женой композитора. Думается, однако,  что если мотив влюбленности и присутствует здесь, то  вовсе не он определяет настроение всего сочинения. Вся пьеса длится не более десяти минут. Но за это  время она успевает захватить слушателя, подчинить его себе, она заставляет его пережить целую жизнь, полную  восторга и смятения.Основные элементы музыкального языка «Не бойся слов теория, гармония, полифония и т.п.  Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся». (Р. Шуман) Богаты и разнообразны выразительные средства  музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах  воссоздают картины окружающей жизни, то  композиторы делают это с помощью музыкальных  инструментов. В отличие от звуков немузыкальных  (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеютточную высоту и определённую длительность. Кроме  того, они могут иметь различную окраску, звучать  громко или тихо, исполняться быстро или медленно.  Мелодия, ритм, лад и гармония, регистр и тембр,  динамика и темп – это всё выразительные средства  музыкального искусства. Мелодия Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха,  Моцарта, Грига, Шопена, Чайковского... Вы уже знаете немало музыкальных произведений. Они  остались в вашей памяти. Если вы попытаетесь их  вспомнить, то наверняка будете напевать мелодию. За  работой музыкальной памяти замечательно проследил   А. С. Пушкин в «маленькой трагедии» «Моцарт и  Сальери». Моцарт восклицает, обращаясь к Сальери:Да! Бомарше ведь был тебе приятель; Ты для него Тарара сочинил, Вещь славную. Там есть один мотив... Я все твержу его, когда я счастлив... Ла­ла­ла­ла… «Тарар» ­ опера итальянского композитора Антонио  Сальери на либретто Пьера Бомарше. Прежде всего, Моцарт вспоминает мотив –  выразительную частицу мелодии. Мотив может вызвать  представление обо всей мелодии, ее характере. А что  же такое мелодия? Мелодия ­ развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Слово «мелодия» произошло от двух слов ­ melos ­  песнь, и ode ­ пение. В общем, мелодия ­ это то, что мы  с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю  её целиком, мы напеваем отдельные её мотивы, фразы.Ведь в музыкальной речи, как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы. Несколько звуков образуют мотив ­ маленькую частицу  мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а  фразы образуют предложения. Мелодия ­ главное из  средств музыкальной выразительности. Она является  основой всякого произведения, это душа музыкального  произведения. Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок  рождается из бутона, расцветает и наконец, увядает.  Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче.  За короткое время она успевает возникнуть из мотива,  «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть  «точка цветения», высшая точка ее развития,  наивысший накал чувств. Она называется  кульминацией. Завершается мелодия кадансом ­  устойчивым оборотом.Если продолжить сравнение с цветком, то следует  вспомнить, что цветы расцветают в разное время суток.  Одни раскрывают свои чашечки навстречу первым  лучам солнца, другие «просыпаются» в жаркий  полдень, а третьи дожидаются сумерек, чтобы отдать  свое благоухание ночной прохладе. Мелодии тоже «расцветают» в разное время.  Некоторые сразу начинаются с вершины ­ кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии  или ближе к ее концу. Яркий пример тому ­ песня Е.  Крылатова «Крылатые качели» (слова Ю. Энтина) из  кинофильма «Приключения Электроника». Мелодия ее, постепенно развиваясь, достигает кульминации,  подчеркнутой звонкими повторами самой высокой  ноты. Нетрудно заметить, что строение мелодии похоже на  строение речи. Как из слов образуются фразы, из фразпредложения, так и в мелодии небольшие  выразительные частицы ­ мотивы ­ объединяются во  фразы. Музыкальная фраза, как правило, образуется из  двух­трех мотивов. Ее продолжительность  определяется продолжительностью дыхания  исполнителя, поющего или играющего на духовом  инструменте. (В исполнении музыки на смычковых,  клавишных инструментах влияние дыхания на величину фразы не ощутимо, но также учитывается.) Обычно одна фраза исполняется на одном дыхании  (выдохе). Несколько фраз, связанных общей линией  развития, образуют предложения, а предложения –  целостную мелодию. Кульминация (от латинского culminis­ вершина) обычно располагается в тактах 5­6 8­тактного периода или в  тактах 12­13 16­тактного периода (то есть в третьей  четверти периода) и в этих случаях приходится на такназываемую точку «золотого сечения». Смысл  «Золотого сечения» в красоте строгих пропорций,  соразмерности и гармонической уравновешенности  частей и целого. «Золотая пропорция» есть и в  строении человеческого тела, и в архитектуре, и в  живописи. Принцип «золотого сечения» применял  великий итальянский ученый и художник XV ­ начала  XVI века Леонардо да Винчи, хотя учение о  пропорциях успешно развивалось и претворялось на  практике еще в Древней Греции. Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая  сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни  народов мира отличаются красотой и  выразительностью.  Они бывают разными. Иногда,  кажется, нет и не будет конца напеву. Один звук  переходит в другой, песня льётся беспрерывным  потоком. О такой мелодии говорят: «мелодия большогодыхания». А ещё ее называют кантиленой. Умением  создавать подобные мелодии отличались композиторы  П. Чайковский, С. Рахманинов и др. Послушайте русскую народную песню «Соловушка» в  исполнении Большого детского хора. Неторопливо,  напевно течёт широкая мелодия. А бывает наоборот. В мелодии нет долгих протяжных  звуков, она ближе простому разговору, в ней  чувствуются обороты человеческой речи. Подобные  мелодии мы можем встретить в былинах. Недаром в  народе говорят, что былины сказываются, а  исполнителей былин называют сказителями. Такие  мелодии называют речитативными. Слово «речитатив» происходит от латинского recitare,  что означает ­ чтение вслух, декламация. Речитатив ­  полупение, полуговор.Особенно часто композиторы обращаются к речитативу в опере, где он служит одним из средств музыкальной  характеристики героев. Например, в неторопливой и  величественной мелодии речитатива Сусанина встаёт  мужественный образ героя оперы М. Глинки. В инструментальных произведениях мелодии порою  существенно отличаются от вокальных, то есть  предназначенных для пения. Для музыкальных  инструментов можно создавать мелодии с очень  широким диапазоном и большими скачками.  Замечательные образы инструментальных мелодий  можно встретить в фортепианных произведениях  великого польского композитора Ф. Шопена. В его  ноктюрне ми­бемоль мажор широкая напевность  сочетается со сложностью мелодического рисунка. Неиссякаемо мелодическое богатство классической  музыки. Песни Ф. Шуберта и романсы С. Рахманинова,фортепианные пьесы Ф. Шопена и оперы Дж. Верди,  сочинения В. Моцарта, М. Глинки и П. Чайковского и  многих других композиторов стали популярными у  слушателей благодаря ярким выразительным мелодиям. Гармония Это одно из главных средств выразительности. Она  придаёт музыке красочность, а иногда и несёт на себе  большую часть смысловой и эмоциональной нагрузки.  Благозвучные аккорды создают гармонию,  оставляющую впечатление стройности, красоты,  наполненности. А иногда она играет даже большую  роль, чем мелодия. Послушайте знаменитую Прелюдию  № 20 Ф. Шопена. В ней практически нет развёрнутой  мелодии. Общее настроение создаёт именно гармония. Последовательность аккордов вместе с мелодией  называется гармонией.Благодаря гармонии усиливается выразительность  мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию.  Аккорды, созвучия и их последовательность и  составляют гармонию, тесно взаимодействующую с  мелодией. В Полонезе ля мажор Шопена мощное «оркестровое»  звучание рояля достигается благодаря многозвучным  аккордам, сопровождающим мелодию торжественного  героического характера. В музыке существует много произведений, которые  звучат легко и грациозно. Например, танцы. Аккорды в  одновременном звучании здесь воспринимались бы  слишком тяжеловесно и неуклюже. Поэтому в  аккомпанементе танцев на сильной доле тактов звучит  отдельно нижний звук аккорда (бас), а затем его  остальные звуки в одновременном звучании. Такой вид  изложения гармонии используется в Вальсе ля бемольмажор Ф. Шуберта, который придаёт музыке лёгкость и изящество звучания. В произведениях напевного лирического характера, для достижения мягкого, «струнного» звучания гармонии,  часто применяются разложенные по звукам аккорды. В  «Лунной» сонате Л. Бетховена такое звучание  аккомпанемента, в сочетании с неторопливым  движением печальной мелодии, придаёт музыке  плавность и создаёт возвышенно­благородное  настроение. Возможности сочетаний аккордов, созвучий бесконечно разнообразны. Их неожиданные и резкие смены создают впечатление чего­то необычного, загадочного. Поэтому, когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов  музыкального языка. Так, например, чудо волшебного  превращения лебёдушек в красных девиц в опере Н.Римского­Корсакова «Садко» происходит с помощью  красочной смены «волшебных» аккордов. Есть музыкальные произведения, в которых гармония  главенствует, определяет характер, настроение пьесы.  Вслушайтесь в прелюдию до мажор из первого тома  «Хорошо темперированного клавира» И. Баха. В неторопливой и плавной смене разложенных  аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в  неуклонном движении к торжественной кульминации и  в последующем завершении образуется законченное и  стройное по форме произведение. Оно проникнуто  настроением возвышенного покоя. Очарованные  волшебной игрой гармонических красок, мы не  замечаем, что в этой прелюдии нет мелодии. Гармония  исчерпывающе полно выражает настроение пьесы. РитмРитм ­ организатор музыкальных звуков во  времени. Ритм означает соотношение  длительностей звуков между собой. Без ритма не  может существовать музыкальное произведение, как не  может жить человек без работы сердца. В маршах,  танцах, быстрых пьесах ритм организует,  упорядочивает движение, от него зависит характер  произведения. Может ли музыкальное произведение быть  выразительным без мелодии и гармонии? Ответ нам  даёт оригинальная пьеса «Паника» С. Прокофьева из  музыки к спектаклю «Египетские ночи». Действие  происходит во дворце легендарной египетской царицы  Клеопатры. ...Ночь. Дворец окружен врагами ­ войсками римлян.  Обитателям дворца грозит плен или смерть.  Обезумевшие от страха люди выбегают изотдаленных покоев дворца. Они толпой бросаются к  выходу. И вот замирают последние шаги... Иллюстрируя этот эпизод, композитор использует  громадную силу выразительности ритма. Своеобразие  музыки заключается в том, что ее исполняют лишь  ударные инструменты: малый и большой барабаны,  литавры, тамтам. Партия каждого инструмента имеет  свой ритмический рисунок. В кульминации образуется  сгусток ритмической энергии огромной силы и  напряжения. Постепенно напряжение рассеивается: умолкает  тамтам, затем литавры, малый барабан, затихает и  большой барабан... Так, пользуясь скупыми  музыкальными средствами, Прокофьев создал яркую  пьесу, главную роль в которой играет ритм. Выразительная роль ритма особенно ярко проявляет  себя в знаменитой оркестровой пьесе французскогокомпозитора М. Равеля «Болеро». Неизменная  ритмическая формула испанского танца выдержана  здесь на протяжении всего произведения (оно написано  в форме 12­ти вариаций). «Железный ритм» словно в  тисках держит напевную мелодию и постепенно  усиливает грандиозное напряжение в развитии  сдержанно­страстного испанского танца. Ритмическую  «формулу» болеро исполняет барабанщик sоlо. Лад Напомним, что в музыке лад означает  согласованность звуков, различных по высоте. Эти  звуки объединяются вокруг главного звука ­ тоники. В  европейской музыке наиболее распространённые лады  ­ мажор и минор. Большая часть произведений,  которые вы играете и о которых идет речь в нашей  книге, также написаны в этих двух ладах. Сильна лизависимость характера музыки от лада? Давайте  послушаем пьесу Г. Свиридова «Весна и осень». Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в  разное время года. В первой части светлые прозрачные  аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают  весенний пейзаж. Слушая музыку, мы представляем  себе нежные краски зелени, одевшей деревья, легкие  ароматы расцветающих садов, звонкие голоса птиц.  Пьеса звучит в мажорном ладу, приподнято, светло. Но вот сменился лад, замедлился темп. Поблекли  краски знакомого пейзажа. Вы словно видите черные  силуэты обнаженных деревьев сквозь серую сетку  дождя. Из музыки будто исчез солнечный свет.  Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил  минор. В мелодии резко обозначились интонации  диссонансов­тритонов. Медленный темп усилил  выразительность печальных минорных аккордов.Слушая вторую часть пьесы, мы без труда заметим, что  она всего лишь ­ вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса,  противоположная по характеру и настроению первой. Темп Конечно, вы хорошо знаете, что это слово означает  скорость движения. Правда, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). От темпа зависят и характер, и настроение пьесы.  Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а  галоп ­ в медленном. Давайте вспомним основные музыкальные темпы. Их  принято обозначать на итальянском языке. Largo (ларго) ­ очень медленно и широко. Adagio (адажио) ­ медленно, спокойно. Andante (анданте) ­ в темпе спокойного шага.Allegro (аллегро) ­ быстро. Presto (престо) ­ очень быстро. Часто встречаются разновидности этих темпов: Moderato (модерато) – умеренно, сдержано. Allegretto (аллегретто) ­ достаточно оживлённо. Vivace (виваче) ­ живо. Послушайте фрагмент основной темы знаменитой  Фантазии ре минор великого В. Моцарта. Послушайте,  как удачно подобрана мягкая пульсирующая фактура  аккомпанемента к этой нежной, хрупкой мелодии. А следующий пример тоже из музыки В. Моцарта ­  популярнейший финал его фортепианной сонаты,  известный также под названием Турецкий марш или  Турецкое рондо. Зажигательная музыка, совсем другая. Здесь В. Моцарт не грустит, не мечтает, а заразительно  веселится.Раньше темпы в музыке определялись приблизительно,  по настроению. Но иногда композиторы хотели  обозначить темп очень точно. В начале XIX века  немецкий механик И. Мельцель специально для этого  изобрёл метроном. Нужная скорость легко находится  по метроному. Динамика Не менее важно динамика исполнения, то есть сила  звучания. Наверняка вы обращали внимание на то, что  во время исполнения музыканты играют то громко, то  тихо. Это происходит не потому, что так хочется  музыканту. Так задумал композитор и указал, при  помощи каких динамических оттенков можно раскрыть  его замысел.Основных динамических оттенков два, и вы их отлично  знаете: форте ­ громко и пиано ­ тихо. В нотах их  записывают итальянскими буквами: F и Р. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень  громко ­ FF (фортиссимо) или очень тихо ­ РР  (пианиссимо). Часто на протяжении произведения сила  звучания изменяется не раз. Давайте вспомним пьесу П. Чайковского «Баба­Яга». Музыка начинается чуть  слышно, потом ее звучность все усиливается, доходя до очень громкой, и постепенно снова стихает. Как будто  издалека показалась ступа с Бабой Ягой, пронеслась  мимо нас и исчезла вдали. Вот как динамические оттенки могут помочь  композитору создать яркий музыкальный образ. ТембрОдну и ту же мелодию можно сыграть и на рояле, и на  скрипке, и на флейте, и на гитаре. А можно спеть. И  даже если играть её на всех этих инструментах в одной  и той же тональности, в одном и том же темпе, с  одними и теми же нюансами и штрихами, звучание всё  равно будет отличаться. Чем же? Самой окраской  звука, его тембром. Слово это произошло от  французского timbre, что означает колокольчик, а  также метка, то есть отличительный знак. Тембр ­ особая окраска звука, свойственная  каждому голосу и инструменту. По этой окраске  мы отличаем разные голоса и инструменты друг от  друга. Выразительность голоса певца, прежде всего, зависит от красоты его тембра. Певцы хора по характеру голосов разделяются на  партии. Их обычно четыре. Женские голоса – этосопрано и альты (или меццо­сопрано). Мужские голоса  – тенора и басы. Послушайте русскую народную песню в исполнении  хора Им. Пятницкого «Со вьюном я хожу». Разнообразие певческих голосов особенно заметно в  опере, где для каждого персонажа композитор  подбирает наиболее подходящий его характеру тембр  голоса. В опере Н. Римского­Корсакова «Сказка о царе  Салтане» партия царевны Лебедь написана для сопрано, а сватьи бабы Бабарихи – для меццо­сопрано.  Исполнитель роли царевича Гвидона – тенор, а царя  Салтана – бас. Регистр Поблуждайте по всей клавиатуре фортепиано.  Послушайте, как самые низкие звуки отличаются от  самых высоких.