Урок «Повторение по теме «Имя прилагательное» (6 класс, русский язык)
Оценка 4.6

Урок «Повторение по теме «Имя прилагательное» (6 класс, русский язык)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
04.03.2018
Урок  «Повторение по теме «Имя прилагательное» (6 класс, русский язык)
Данный урок заключительный по теме "Имя прилагательное". Урок представлен в виде игры. Учащиеся выполняют дифференцированные задания по сложности, проверив которые, выставляют себе баллы в листы контроля. В конце урока учитель раздает баллы самым активным учащимся. Общее количество баллов переводят в оценку. Домашнее задание дифференцированное.
Урок «Повторение по теме «Имя прилагательное» 6 класс.docx

Урок  «Повторение по теме «Имя прилагательное» 6 класс

 

  Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, закрепить правила правописания имен прилагательных;  развивать умение логически мыслить при выполнении заданий, анализировать, развивать связную речь;  готовить учащихся к государственной итоговой аттестации при изучении отдельной темы;  воспитывать интерес к русскому языку и чувство прекрасного .                                            

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы организации обучения:  фронтальная, парная, индивидуальная.

Использование дифференцированных карточек

 

1 Организационный момент

Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

В школе стартует месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвященный 75-летию со Дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве и Дню защитника  Отечества в 2018 году.

Как вы думайте, зачем проводится этот месячник?

Какими  должны быть защитники Отечества?

Какая часть речи помогла вам ответить на вопрос?  (Прилагательные)

- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку).

Вы все про прилагательное знаете.  А значит, чем мы сегодня займемся на уроке? (повторим все изученное по теме: имя прилагательное)

Попробуйте  сформулировать самостоятельно тему урока.(Повторение по теме «Имя прилагательное»)  Исходя из темы, попытайтесь сформулировать цели урока СЛАЙД 1

Повторить…

Учиться находить ….., согласовывать….

Применять……

Правильно!   Сегодня на урок мы будем путешествовать в прошлое. СЛАЙД 2

Итак, представьте себе, что вы попали в средние века и увидели древнее Зауралье. Хорошо жили наши предки, дружно.  СЛАЙД 3 Но однажды на Царево городище напал Змей Горыныч. Много зла принес он населению, разорил деревни, угнал людей в полон. И пришли тогда  на помощь богатыри. СЛАЙ 4 Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)  К сожалению, богатыри одни справиться не могут, и вы им будете помогать. Богатыри приготовили для вас маршрутные листы. На них задания, выполнив которые, вы спасете жителей и победите дракона. Всю свою деятельность на уроке вы будете сами оценивать, выставлять баллы и заносить их в оценочный лист. Кому,  какой маршрутный лист достанется,  выясните  после того, как ответите на вопросы Ильи Муромца. Ответы записываете на листочках.

1)  Записать прилагательное КРАСИВЫЙ  в форме составной сравнительной степени.

2) Когда имя прилагательное по родам не изменяется?

3) На какие вопросы отвечает прилагательное?

Кто ответил на три вопроса , помогают Илье Муромцу. Он самый сильный, мудрый , поэтому ваши маршрутные листы розового цвета, на них задания повышенной сложности, аналогичные экзаменационным заданиям 9 и 11 классов. (РАЗДАЛА листы)

Кто ответил на два вопроса, помогают Добрыне Никитичу. У него маршрутные листы зеленого цвета, и задания средней тяжести. (РАЗДАЛА лист).

Остальные  помогают Алеше Поповичу, самому молодому, ему ещё многому надо учиться. Поэтому маршрутные листы желтые с заданиями пониженной трудности.

На маршрутных листах запишите ЧИСЛО , тему, ФИО.  СЛАЙД 5

Как должны действовать люди, чтобы победить врага.  Дружба, согласие между людьми на первом месте. И первая деревня, которую вы спасаете, называется Дружная. СЛАЙД 6 Задание: согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки.

ДЕРЕВНЯ ДРУЖНАЯ Розовый

Поставьте данные словосочетания в указанные падежи:

Зимний день (Т.п.) –

Морозная погода (П.п.) –

Сильная метель (Д.п.) –

Серебристый иней (Р.п.) –

Сильные морозы (Т.п.) -

Зимним днем

Морозной погоде

Сильной  метели

Серебристого инея

Сильными морозами

Зеленый

- Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.

(Новый) проблемы, (тёмный) ночами,(душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.

Новые проблемы, тёмными ночами,  душистой сирени, о доброй подруге, тёмно-голубые васильки, звонкого голоса.

Желтый

Вставь окончания имен прилагательных.

Вся земля покрыта мягк_____ снегом.

Зимн___ небо покрыто облаками.

Только проглядывает полоска голуб____ неба.

Деревья украшены прихотлив______ узорами.

Ели и сосны в зелён____ убранстве.

Вся земля покрыта мягким снегом.

Зимнее небо покрыто облаками.

Только проглядывает полоска голубого неба.

Деревья украшены прихотливыми узорами.

Ели и сосны в зелёном убранстве.

 

Слайд  6   Самопроверка.  Поставь себе баллы в оценочный лист.  Нет ошибок – 3,    1 ош – 2, 2 ош – 1 балл.

- Все  справились с этим заданием? Какие трудности возникли? Спасли жителей (ПЕРЕВЕРНУТЬ облако)

Следующая деревня «Синтаксическая».  СЛАЙД 7 - Как вы думаете, с каким заданием вам придётся встретиться на этой станции?

Удивительны и прекрасны мирные пейзажи.

(спросить уч-ся у доски остальные в тетради)

-Какова же синтаксическая роль прилагательных в предложениях? Ещё один населенный пункт спасен.

 На пути деревня «Разрядная» (Слайд  8 )  Что будем вспоминать?   Вспомним   с помощью игры «Конструктор».    (работа в парах)

-У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у вас получились признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

 

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком.

Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета.

Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й.

Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не-

Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень.

Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных.

 

Зачитайте, что у вас получилось. (зачитывают).

Теперь   игровое задание «Кто быстрее?» Определите разряд прилагательного.

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

Взаимопроверка по цепочке.  - Оцени свою работу. (Оценочный лист) Деревня свободна.

 Можно продолжать путь!- А вот село «Ежовое».  СЛАЙД 9  С какой орфограммой нам придётся встретиться здесь?  -Когда в суффиксах прилагательных пишется Е, а когда О?    (работа с сигнальными карточками   о или е  сделать ).  Я сейчас буду читать словосочетания, а вы с помощью сигнальных карточек должны показать, какая буква пишется в суффиксах прилагательных.

В парчовом наряде, на Дворцовой площади, по кольцевой дороге, свинцовая туча, плюшевый медвежонок, ключевой водой, песцовый воротник.

Спасли жителей и этого села.

 

Физминутка.

 

 

Следующая  деревня  называется  Небольшая.  СЛАЙД 10  

-Какая орфограмма живёт здесь?  - Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правило слитного и раздельного написания прилагательных с не.   Индивидуальная работа по карточкам.

Розовая карточка 1)   Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.  Раскройте скобки и выпишите это слово.                                                              Шестиклассники писали (не)легкий, а трудный диктант.                                         Рассеянный, (не)внимательный пассажир оставил зонтик в метро.                                             (Не)бросай друга в беде.                                                                                                                                     Ответ: 

2)                Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО.  Раскройте скобки и выпишите это слово.                                                                                                              Я долго блуждал по (не)знакомому лесу.

У мальчика (не)брежный почерк.

Нисколько (не)интересная книга лежала на столе.                                                                                              Ответ:

Зеленая карточка

  РАСКРОЙ СКОБКИ     (Не) правдивый, а лживый, нисколько (не)интересная книга, (не) здоровый человек, (не) взрачный вид, (не) интересный фильм.

 

Желтая карточка  

СЛИТНО  слово без НЕ не употребляется;   есть синоним

РАЗДЕЛЬНО   есть союз А;   есть слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не

РАСКРОЙ СКОБКИ   (Не)интересная книга, (не)сметные сокровища, далеко (не) красивый поступок, (не)шумный, а тихий праздник, (не)настный.

 

- Оцени свою работу. (Оценочный лист.) СЛАЙД 10   (ОТКРЫЛА ДЕРЕВНЮ)

Продолжаем наше путешествие и попадаем в село  Юго-западное.  СЛАЙД 11

Как вы думаете, что мы будем повторять? (Ответ) Вспомните правило «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»  (по цепочке у доски по три слова два человека  остальные в тетради)   -Записываете словосочетание  и устно объяснить орфограмму.

Бледно-лиловый кустарник, широкоплечий юноша, русско-английский словарь,                          горько-соленый огурец, железнодорожная станция, санитарно-гигиенические нормы.

Молодцы! Спасли  ещё один населенный пункт. (ОТКРЫЛА ДЕРЕВНЮ) 

- Молодцы!  Последняя деревня   Красивая   СЛАЙД 13 Сейчас вы будете заниматься поиском  прилагательных, которые необходимо вставить в текст.

БОГАТЫРЬ.

Богатырь – герой  _______   былин, защитник земли  _______   , отличающийся  _________  силой,  _______ мужеством,  _________    умом.  Сейчас это слово употребляется в переносном  значении: человек   ______    роста,  ______   телосложения,   очень  ______,   

_______,  ______.    

 

Прочитайте, что у вас получилось.

СЛАЙД 14 На этом, ребята, ваша миссия закончилась. Вы спасли средневековое Зауралье. Прогнали злого дракона.  Но  богатыри  земли  русской остались и продолжают охранять, защищать свою Родину, и просят вас не забывать историю  своего народа.  

 Подведем итог нашему уроку  восстановим  правило  по слайду 15

Имя прилагательное - это _______

обозначает ________________

отвечает на вопросы ___________________

По значению и форме различают ______, ______ и _______ прилагательные

Имена прилагательные могут иметь____________ и _______________ степень сравнения.

Имена прилагательные имеют ________ форму

изменяются по ______, _________ и __________

В предложении имена прилагательные чаще всего бывают ______ и _______

Молодцы. Ребята, подсчитайте набранные за урок баллы. Дополнительные баллы от меня за хорошую работу получают …..   Переведите баллы в оценку.  Более 13 баллов «5»,  8-12 баллов –«4» ,  менее 7 – «3» .СЛАЙД 16

VII. Рефлексия. Оцените  свою работу  использую  имёна прилагательные. Какие вы были сегодня на уроке?

( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

- Урок получился какой?  ответ прилагательными.

Стали вы  уверенней в знаниях  по теме «Имя прилагательное»?

Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить.

Поэтому:

VIII  Домашнее задание: СЛАЙД 17   на «5» Составить карточку-задание на три любые изученные орфограммы из нашей сегодняшней темы «Имя прилагательное».

На «4» Сделать морфологический разбор  4 прилагательных

На «3» упр 385 (1)         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЗОВЫЙ    МАРШРУТНЫЙ   ЛИСТ

ФИО ________________________________

 

______________________________

 

ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

Нет ошибок -3 балла

Одна ошибка – 2 балла

Две и более ошибок – 1 балл

ДЕРЕВНЯ    ДРУЖНАЯ

Поставьте данные словосочетания в указанные падежи:

Зимний день (Т.п.) –

 

Морозная погода (П.п.) –

 

Сильная метель (Д.п.) –

 

Серебристый иней (Р.п.) –

 

Сильные морозы (Т.п.) -

 

Деревня  Синтаксическая

 

Нет баллов

Деревня  Разрядная.  Игра «Конструктор».    (работа в парах)

                   

Нет баллов

Задание «Кто быстрее?»  Определите разряд прилагательного.

 

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный,

 

настольный, дядин, мамин, заячий, золотой,

 

низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

 

Село  Ежовое

Нет баллов

Деревня    Небольшая

1)   Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.  Раскройте скобки и выпишите это слово.                                                              Шестиклассники писали (не)легкий, а трудный диктант.                                         Рассеянный, (не)внимательный пассажир оставил зонтик в метро.                                                                                                             (Не)бросай друга в беде.                                                                                                                                     Ответ: 

2)                Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО.  Раскройте скобки и выпишите это слово.                                                                                                              Я долго блуждал по (не)знакомому лесу.

У мальчика (не)брежный почерк.

Нисколько (не)интересная книга лежала на столе.                                                                                              Ответ:

 

Село  Юго-западное

 

 

Нет баллов

Деревня   Серебряная   (цифровой диктант). 

 

 

 

Деревня   Красивая   

Вставьте  прилагательные   в текст.

 

БОГАТЫРЬ.

Богатырь – герой  _______              былин, защитник земли  ________________   ,   отличающийся  _________              силой,  _______                      мужеством,  _________    умом.    Сейчас это слово употребляется в переносном  значении: человек   ______               роста,  ______   телосложения,              очень  ______,    

   _______,                       ______.    

 

 

Нет баллов

 

Общее  количество баллов:  учащегося -

учителя -

Итого-

Оценка -

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗЕЛЕНЫЙ   МАРШРУТНЫЙ   ЛИСТ

ФИО ________________________________

 

______________________________

 

ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

Нет ошибок -3 балла

Одна ошибка – 2 балла

Две и более ошибок – 1 балл

ДЕРЕВНЯ    ДРУЖНАЯ

- Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.

(Новый) проблемы, (тёмный) ночами,(душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.

 

Деревня  Синтаксическая

 

Нет баллов

Деревня  Разрядная.  Игра «Конструктор».    (работа в парах)

                   

Нет баллов

Задание «Кто быстрее?»  Определите разряд прилагательного.

 

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный,

 

настольный, дядин, мамин, заячий, золотой,

 

низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

 

Село  Ежовое

Нет баллов

Деревня    Небольшая

  РАСКРОЙ СКОБКИ   

 

 (Не) правдивый, а лживый,   нисколько (не)интересная книга,  (не) здоровый человек,  (не) взрачный вид, (не) интересный фильм.

 

 

Село  Юго-западное

 

 

Нет баллов

Деревня   Серебряная   (цифровой диктант). 

 

 

 

Деревня   Красивая   

Вставьте  прилагательные   в текст.

 

БОГАТЫРЬ.

Богатырь – герой  _______              былин, защитник земли  ________________   ,   отличающийся  _________              силой,  _______                      мужеством,  _________    умом.    Сейчас это слово употребляется в переносном  значении: человек   ______               роста,  ______   телосложения,              очень  ______,   

   _______,                       ______.    

 

 

Нет баллов

 

Общее  количество баллов:  учащегося -

учителя -

Итого-

Оценка -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖЕЛТЫЙ    МАРШРУТНЫЙ   ЛИСТ

ФИО ________________________________

 

______________________________

 

ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

Нет ошибок -3 балла

Одна ошибка – 2 балла

Две и более ошибок – 1 балл

ДЕРЕВНЯ    ДРУЖНАЯ

Вставь окончания имен прилагательных.

Вся земля покрыта мягк_____ снегом.

Зимн___ небо покрыто облаками.

Только проглядывает полоска голуб____ неба.

Деревья украшены прихотлив______ узорами.

Ели и сосны в зелён____ убранстве.

 

Деревня  Синтаксическая

 

Нет баллов

Деревня  Разрядная.  Игра «Конструктор».    (работа в парах)

                   

Нет баллов

Задание «Кто быстрее?»  Определите разряд прилагательного.

 

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный,

 

настольный, дядин, мамин, заячий, золотой,

 

низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

 

Село  Ежовое

Нет баллов

Деревня    Небольшая 

ПРАВИЛО                                                                                              СЛИТНО  слово без НЕ не употребляется;   есть синоним РАЗДЕЛЬНО   есть союз А;   есть слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не

РАСКРОЙ СКОБКИ   (Не)интересная книга, (не)сметные сокровища, далеко (не) красивый поступок, (не)шумный, а тихий праздник, (не)настный.

 

 

 

Село  Юго-западное

 

 

Нет баллов

Деревня   Серебряная   (цифровой диктант). 

 

 

 

Деревня   Красивая   

Вставьте  прилагательные   в текст.

 

БОГАТЫРЬ.

Богатырь – герой  _______              былин, защитник земли  ________________   ,   отличающийся  _________              силой,  _______                      мужеством,  _________    умом.    Сейчас это слово употребляется в переносном  значении: человек   ______               роста,  ______   телосложения,              очень  ______,    

   _______,                       ______.    

 

 

Нет баллов

 

Общее  количество баллов:  учащегося -

учителя -

Итого-

Оценка -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Игра «Конструктор».    (работа в парах)

-У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у вас получились признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

 

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком.

Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета.

Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й.

Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не-

Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень.

Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок «Повторение по теме «Имя прилагательное» 6 класс

Урок «Повторение по теме «Имя прилагательное» 6 класс

Ильи Муромца. Ответы записываете на листочках

Ильи Муромца. Ответы записываете на листочках

Вся земля покрыта мягк_____ снегом

Вся земля покрыта мягк_____ снегом

Теперь игровое задание «Кто быстрее?»

Теперь игровое задание «Кто быстрее?»

РАЗДЕЛЬНО есть союз А; есть слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не

РАЗДЕЛЬНО есть союз А; есть слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не

Более 13 баллов «5», 8-12 баллов –«4» , менее 7 – «3»

Более 13 баллов «5», 8-12 баллов –«4» , менее 7 – «3»

РОЗОВЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

РОЗОВЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Деревня Небольшая 1)

Деревня Небольшая 1)

ЗЕЛЕНЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ЗЕЛЕНЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Деревня Серебряная ( цифровой диктант)

Деревня Серебряная ( цифровой диктант)

ЖЕЛТЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ЖЕЛТЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Село Юго-западное

Село Юго-западное

Игра «Конструктор». (работа в парах) -У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных

Игра «Конструктор». (работа в парах) -У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных

Урок «Повторение по теме «Имя прилагательное» (6 класс, русский язык)

Урок  «Повторение по теме «Имя прилагательное» (6 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018