Урок «Повторение по теме «Имя прилагательное» 6 класс
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, закрепить правила правописания имен прилагательных; развивать умение логически мыслить при выполнении заданий, анализировать, развивать связную речь; готовить учащихся к государственной итоговой аттестации при изучении отдельной темы; воспитывать интерес к русскому языку и чувство прекрасного .
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Использование дифференцированных карточек
1 Организационный момент
Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
В школе стартует месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвященный 75-летию со Дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве и Дню защитника Отечества в 2018 году.
Как вы думайте, зачем проводится этот месячник?
Какими должны быть защитники Отечества?
Какая часть речи помогла вам ответить на вопрос? (Прилагательные)
- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку).
Вы все про прилагательное знаете. А значит, чем мы сегодня займемся на уроке? (повторим все изученное по теме: имя прилагательное)
Попробуйте сформулировать самостоятельно тему урока.(Повторение по теме «Имя прилагательное») - Исходя из темы, попытайтесь сформулировать цели урока СЛАЙД 1
Повторить…
Учиться находить ….., согласовывать….
Применять……
Правильно! Сегодня на урок мы будем путешествовать в прошлое. СЛАЙД 2
- Итак, представьте себе, что вы попали в средние века и увидели древнее Зауралье. Хорошо жили наши предки, дружно. СЛАЙД 3 Но однажды на Царево городище напал Змей Горыныч. Много зла принес он населению, разорил деревни, угнал людей в полон. И пришли тогда на помощь богатыри. СЛАЙ 4 Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.) К сожалению, богатыри одни справиться не могут, и вы им будете помогать. Богатыри приготовили для вас маршрутные листы. На них задания, выполнив которые, вы спасете жителей и победите дракона. Всю свою деятельность на уроке вы будете сами оценивать, выставлять баллы и заносить их в оценочный лист. Кому, какой маршрутный лист достанется, выясните после того, как ответите на вопросы Ильи Муромца. Ответы записываете на листочках.
1) Записать прилагательное КРАСИВЫЙ в форме составной сравнительной степени.
2) Когда имя прилагательное по родам не изменяется?
3) На какие вопросы отвечает прилагательное?
Кто ответил на три вопроса , помогают Илье Муромцу. Он самый сильный, мудрый , поэтому ваши маршрутные листы розового цвета, на них задания повышенной сложности, аналогичные экзаменационным заданиям 9 и 11 классов. (РАЗДАЛА листы)
Кто ответил на два вопроса, помогают Добрыне Никитичу. У него маршрутные листы зеленого цвета, и задания средней тяжести. (РАЗДАЛА лист).
Остальные помогают Алеше Поповичу, самому молодому, ему ещё многому надо учиться. Поэтому маршрутные листы желтые с заданиями пониженной трудности.
На маршрутных листах запишите ЧИСЛО , тему, ФИО. СЛАЙД 5
Как должны действовать люди, чтобы победить врага. Дружба, согласие между людьми на первом месте. И первая деревня, которую вы спасаете, называется Дружная. СЛАЙД 6 Задание: согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки.
ДЕРЕВНЯ ДРУЖНАЯ Розовый
Поставьте данные словосочетания в указанные падежи:
Зимний день (Т.п.) – Морозная погода (П.п.) – Сильная метель (Д.п.) – Серебристый иней (Р.п.) – Сильные морозы (Т.п.) - |
Зимним днем Морозной погоде Сильной метели Серебристого инея Сильными морозами |
Зеленый
- Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.
(Новый) проблемы, (тёмный) ночами,(душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.
Новые проблемы, тёмными ночами, душистой сирени, о доброй подруге, тёмно-голубые васильки, звонкого голоса.
Желтый
Вставь окончания имен прилагательных.
Вся земля покрыта мягк_____ снегом. Зимн___ небо покрыто облаками. Только проглядывает полоска голуб____ неба. Деревья украшены прихотлив______ узорами. Ели и сосны в зелён____ убранстве. |
Вся земля покрыта мягким снегом. Зимнее небо покрыто облаками. Только проглядывает полоска голубого неба. Деревья украшены прихотливыми узорами. Ели и сосны в зелёном убранстве. |
Слайд 6 Самопроверка. Поставь себе баллы в оценочный лист. Нет ошибок – 3, 1 ош – 2, 2 ош – 1 балл.
- Все справились с этим заданием? Какие трудности возникли? Спасли жителей (ПЕРЕВЕРНУТЬ облако)
Следующая деревня «Синтаксическая». СЛАЙД 7 - Как вы думаете, с каким заданием вам придётся встретиться на этой станции?
Удивительны и прекрасны мирные пейзажи.
(спросить уч-ся у доски остальные в тетради)
-Какова же синтаксическая роль прилагательных в предложениях? Ещё один населенный пункт спасен.
На пути деревня «Разрядная» (Слайд 8 ) Что будем вспоминать? Вспомним с помощью игры «Конструктор». (работа в парах)
-У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у вас получились признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
Качественные прилагательные |
Относительные прилагательные |
Притяжательные прилагательные |
Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? |
Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? |
Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи? |
Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком. |
Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета. |
Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й. |
Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не- |
Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень. |
Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных. |
Зачитайте, что у вас получилось. (зачитывают).
Теперь игровое задание «Кто быстрее?» Определите разряд прилагательного.
Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.
Взаимопроверка по цепочке. - Оцени свою работу. (Оценочный лист) Деревня свободна.
Можно продолжать путь!- А вот село «Ежовое». СЛАЙД 9 С какой орфограммой нам придётся встретиться здесь? -Когда в суффиксах прилагательных пишется Е, а когда О? (работа с сигнальными карточками о или е сделать ). Я сейчас буду читать словосочетания, а вы с помощью сигнальных карточек должны показать, какая буква пишется в суффиксах прилагательных.
В парчовом наряде, на Дворцовой площади, по кольцевой дороге, свинцовая туча, плюшевый медвежонок, ключевой водой, песцовый воротник.
Спасли жителей и этого села.
Физминутка.
Следующая деревня называется Небольшая. СЛАЙД 10
-Какая орфограмма живёт здесь? - Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правило слитного и раздельного написания прилагательных с не. Индивидуальная работа по карточкам.
Розовая карточка 1) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Шестиклассники писали (не)легкий, а трудный диктант. Рассеянный, (не)внимательный пассажир оставил зонтик в метро. (Не)бросай друга в беде. Ответ:
2) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Я долго блуждал по (не)знакомому лесу.
У мальчика (не)брежный почерк.
Нисколько (не)интересная книга лежала на столе. Ответ:
Зеленая карточка
РАСКРОЙ СКОБКИ (Не) правдивый, а лживый, нисколько (не)интересная книга, (не) здоровый человек, (не) взрачный вид, (не) интересный фильм.
Желтая карточка
СЛИТНО слово без НЕ не употребляется; есть синоним
РАЗДЕЛЬНО есть союз А; есть слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не
РАСКРОЙ СКОБКИ (Не)интересная книга, (не)сметные сокровища, далеко (не) красивый поступок, (не)шумный, а тихий праздник, (не)настный.
- Оцени свою работу. (Оценочный лист.) СЛАЙД 10 (ОТКРЫЛА ДЕРЕВНЮ)
Продолжаем наше путешествие и попадаем в село Юго-западное. СЛАЙД 11
Как вы думаете, что мы будем повторять? (Ответ) Вспомните правило «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» (по цепочке у доски по три слова два человека остальные в тетради) -Записываете словосочетание и устно объяснить орфограмму.
Бледно-лиловый кустарник, широкоплечий юноша, русско-английский словарь, горько-соленый огурец, железнодорожная станция, санитарно-гигиенические нормы.
Молодцы! Спасли ещё один населенный пункт. (ОТКРЫЛА ДЕРЕВНЮ)
- Молодцы! Последняя деревня Красивая СЛАЙД 13 Сейчас вы будете заниматься поиском прилагательных, которые необходимо вставить в текст.
БОГАТЫРЬ.
Богатырь – герой _______ былин, защитник земли _______ , отличающийся _________ силой, _______ мужеством, _________ умом. Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек ______ роста, ______ телосложения, очень ______,
_______, ______.
Прочитайте, что у вас получилось.
СЛАЙД 14 На этом, ребята, ваша миссия закончилась. Вы спасли средневековое Зауралье. Прогнали злого дракона. Но богатыри земли русской остались и продолжают охранять, защищать свою Родину, и просят вас не забывать историю своего народа.
Подведем итог нашему уроку восстановим правило по слайду 15
Имя прилагательное - это _______
обозначает ________________
отвечает на вопросы ___________________
По значению и форме различают ______, ______ и _______ прилагательные
Имена прилагательные могут иметь____________ и _______________ степень сравнения.
Имена прилагательные имеют ________ форму
изменяются по ______, _________ и __________
В предложении имена прилагательные чаще всего бывают ______ и _______
Молодцы. Ребята, подсчитайте набранные за урок баллы. Дополнительные баллы от меня за хорошую работу получают ….. Переведите баллы в оценку. Более 13 баллов «5», 8-12 баллов –«4» , менее 7 – «3» .СЛАЙД 16
VII. Рефлексия. Оцените свою работу использую имёна прилагательные. Какие вы были сегодня на уроке?
( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)
- Урок получился какой? ответ прилагательными.
Стали вы уверенней в знаниях по теме «Имя прилагательное»?
Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить.
Поэтому:
VIII Домашнее задание: СЛАЙД 17 на «5» Составить карточку-задание на три любые изученные орфограммы из нашей сегодняшней темы «Имя прилагательное».
На «4» Сделать морфологический разбор 4 прилагательных
На «3» упр 385 (1)
РОЗОВЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ФИО ________________________________
______________________________
ЗАДАНИЯ |
БАЛЛЫ Нет ошибок -3 балла Одна ошибка – 2 балла Две и более ошибок – 1 балл |
ДЕРЕВНЯ ДРУЖНАЯ Поставьте данные словосочетания в указанные падежи: Зимний день (Т.п.) –
Морозная погода (П.п.) –
Сильная метель (Д.п.) –
Серебристый иней (Р.п.) –
Сильные морозы (Т.п.) - |
|
Деревня Синтаксическая
|
Нет баллов |
Деревня Разрядная. Игра «Конструктор». (работа в парах)
|
Нет баллов |
Задание «Кто быстрее?» Определите разряд прилагательного.
Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный,
настольный, дядин, мамин, заячий, золотой,
низкий, строгий, вчерашний, медвежья. |
|
Село Ежовое. |
Нет баллов |
Деревня Небольшая 1) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Шестиклассники писали (не)легкий, а трудный диктант. Рассеянный, (не)внимательный пассажир оставил зонтик в метро. (Не)бросай друга в беде. Ответ: 2) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Я долго блуждал по (не)знакомому лесу. У мальчика (не)брежный почерк. Нисколько (не)интересная книга лежала на столе. Ответ: |
|
Село Юго-западное
|
Нет баллов |
Деревня Серебряная (цифровой диктант).
|
|
Деревня Красивая Вставьте прилагательные в текст.
БОГАТЫРЬ. Богатырь – герой _______ былин, защитник земли ________________ , отличающийся _________ силой, _______ мужеством, _________ умом. Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек ______ роста, ______ телосложения, очень ______, _______, ______.
|
Нет баллов |
|
Общее количество баллов: учащегося - учителя - Итого- Оценка - |
ЗЕЛЕНЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ФИО ________________________________
______________________________
ЗАДАНИЯ |
БАЛЛЫ Нет ошибок -3 балла Одна ошибка – 2 балла Две и более ошибок – 1 балл |
ДЕРЕВНЯ ДРУЖНАЯ - Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные. (Новый) проблемы, (тёмный) ночами,(душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса. |
|
Деревня Синтаксическая
|
Нет баллов |
Деревня Разрядная. Игра «Конструктор». (работа в парах)
|
Нет баллов |
Задание «Кто быстрее?» Определите разряд прилагательного.
Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный,
настольный, дядин, мамин, заячий, золотой,
низкий, строгий, вчерашний, медвежья. |
|
Село Ежовое. |
Нет баллов |
Деревня Небольшая РАСКРОЙ СКОБКИ
(Не) правдивый, а лживый, нисколько (не)интересная книга, (не) здоровый человек, (не) взрачный вид, (не) интересный фильм.
|
|
Село Юго-западное
|
Нет баллов |
Деревня Серебряная (цифровой диктант).
|
|
Деревня Красивая Вставьте прилагательные в текст.
БОГАТЫРЬ. Богатырь – герой _______ былин, защитник земли ________________ , отличающийся _________ силой, _______ мужеством, _________ умом. Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек ______ роста, ______ телосложения, очень ______, _______, ______.
|
Нет баллов |
|
Общее количество баллов: учащегося - учителя - Итого- Оценка - |
ЖЕЛТЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ФИО ________________________________
______________________________
ЗАДАНИЯ |
БАЛЛЫ Нет ошибок -3 балла Одна ошибка – 2 балла Две и более ошибок – 1 балл |
|
ДЕРЕВНЯ ДРУЖНАЯ Вставь окончания имен прилагательных.
|
|
|
Деревня Синтаксическая
|
Нет баллов |
|
Деревня Разрядная. Игра «Конструктор». (работа в парах)
|
Нет баллов |
|
Задание «Кто быстрее?» Определите разряд прилагательного.
Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный,
настольный, дядин, мамин, заячий, золотой,
низкий, строгий, вчерашний, медвежья. |
|
|
Село Ежовое. |
Нет баллов |
|
Деревня Небольшая ПРАВИЛО СЛИТНО слово без НЕ не употребляется; есть синоним РАЗДЕЛЬНО есть союз А; есть слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не РАСКРОЙ СКОБКИ (Не)интересная книга, (не)сметные сокровища, далеко (не) красивый поступок, (не)шумный, а тихий праздник, (не)настный.
|
|
|
Село Юго-западное
|
Нет баллов |
|
Деревня Серебряная (цифровой диктант).
|
|
|
Деревня Красивая Вставьте прилагательные в текст.
БОГАТЫРЬ. Богатырь – герой _______ былин, защитник земли ________________ , отличающийся _________ силой, _______ мужеством, _________ умом. Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек ______ роста, ______ телосложения, очень ______, _______, ______.
|
Нет баллов |
|
|
Общее количество баллов: учащегося - учителя - Итого- Оценка - |
Игра «Конструктор». (работа в парах)
-У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у вас получились признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
Качественные прилагательные |
Относительные прилагательные |
Притяжательные прилагательные |
Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? |
Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? |
Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи? |
Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком. |
Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета. |
Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й. |
Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не- |
Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень. |
Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.