Урок - практикум обществознания в 5 классе по теме «Семейное хозяйство»
Тип урока: практикум по теме «Семейное хозяйство», урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели и задачи:
1.Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Семейное хозяйство»
2.Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейным хозяйством, мерами государственной поддержки семейного хозяйства.
3. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.
4.Содействовать развитию умения выполнять и защищать проектные работы.
5. Развивать следующие при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе; умение оценивать групповую работу.Урок - практикум обществознания в 5 классе по теме «Семейное хозяйство»
Урок обществознания в 5 классе.
Тема: Практикум по теме «Семейное хозяйство»
урок систематизации и
Тип урока: практикум по теме «Семейное хозяйство»,
обобщения знаний и умений.
Цели и задачи:
1.Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Семейное хозяйство»
2.Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с
семейным хозяйством, мерами государственной поддержки семейного хозяйства.
3. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.
4.Содействовать развитию умения выполнять и защищать проектные работы.
5. Развивать следующие при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
умение работать в
групповую работу.
Предполагаемые универсальные учебные действия:
умение оценивать
группе;
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в
качестве доказательства выдвигаемых положений, анализируют ситуации, выполняют
проектные работы, высказывают аргументированную точку зрения, грамотно используют
изученные понятия.
Коммуникативные: умение учитывать различные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и
позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве,
взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;
принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;
принимают и сохраняют учебную задачу.
Основные понятия: семья, виды семей, рачительный хозяин, хобби, потребности,
семейные ресурсы.
План:
I.
II.
III.
Вводная часть урока (мотивация, проблема)
Основная часть
Информационный блок:
1. Тестирование
2. Защита мини – проектов
3.
Работа в группах
Аналитический блок.
Материалы: раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
I Вводная часть.
1. Мотивация
2. Проблема: Самый спорный вопрос в семье – что должен делать каждый ее член? Как
распределить домашние обязанности: поровну, по желанию, по силам или способностям?Можно ли облегчить домашний труд? Что ты можешь сделать своими руками для удобства
и уюта в доме?
II Основная часть.
1. Информационный блок.
А) тестирование (индивидуальное задание)
Тестирование по теме «Семейное хозяйство» 5 класс
1. Семья отличается от любого другого коллектива тем, что её члены:
А) обмениваются результатами деятельности
Б) ведут общее хозяйство
В) выполняют работу по специальности
Г) преобразуют окружающий мир в интересах человека
2. К правам ребенка в семье относится право:
А) свободно распоряжаться имуществом родителей
Б) выбора способа воспитания
В) на заботу родителей о себе
Г) собственности на доходы, полученные родителями
3. Термин экономика пришел к нам из:
А) Греции
Б) Древнего Рима
В) Древнего Египта
Г) это русское слово
4. Физиологические потребности будут удовлетворены в ходе:
А) совместного труда
Б) совместного занятия спортом
В) совместного проведения досуга
Г) совместного проживания
5. Верны ли следующие суждения о хозяине дома?
А) Хозяин заботится о порядке в доме, распределяет ресурсы семьи и обязанности
домочадцев.
Б) Главная забота хозяина дома – воспитание ответственности у детей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно только А и Б
4) нет верного ответа
6. Старательный, усердный в исполнении дел человек, разумно бережливый –
А) расточительный хозяин
Б) жадный хозяин
В) рачительный хозяин
Г) экономный хозяин
7. Продолжите предложение:
Запасы средств, используемых для ведения домашнего хозяйства, называются….8. Деятельность, направленная на достижение практически полезного результата –
А) игра
Б) труд
В) творчество
Г) учеба
9. Установите соответствие:
А) материальные ресурсы
Б) трудовые ресурсы
В) финансовые ресурсы
1) пенсия бабушки
2) мелкий ремонт мебели
3) письменный стол
4) стипендия брата
5) холодильник
Б) Защита мини – проектов: «В каких пословицах и поговорках народ выразил свое
отношение к труду, трудолюбию, хозяину дома? Какие пословицы учат разумно вести
домашнее хозяйство? (записать пословицы и поговорки, проиллюстрировать рисунками –
домашнее задание).
В) Работа в группах.
Задание: прочитайте задания, подготовьте устный ответ. Работу в группе распределите
самостоятельно.
1 группа
Выполните задания:
1) У дяди Федора есть дом в деревне Простоквашино и квартира в городе. В чем разница
между этими жилищами? В чем преимущества и недостатки проживания в каждом из этих
домов? Сравни домашнее хозяйство городского и сельского жителя?
2) Сформулируй свои правила ведения домашнего хозяйства.
2 группа
Выполните задания:
1) Костя пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помоги ему составить
меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.
Праздничный обед
Закуски
Основное блюдо
Десерт
Стоимость ?
Стоимость ?
Стоимость ?
Итого ?2) если из крана течет вода даже по каплям, то за месяц уходит зря 400 литров воды. 60 кг
макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево.
Предложите способы бережного, хозяйского отношения к использованию воды,
электроэнергии, продуктов питания, одежды в быту.
3 группа
Выполните задания:
1) В предложенном перечне выдели предметы первой необходимости и предметы роскоши:
телевизор, джинсы, настенные часы, холодильник, видеомагнитофон, книги, посудомоечная
машина, хрустальная люстра, компьютер, комнатные цветы.
2) В семье вашего одноклассника кроме родителей, есть трехлетний брат и бабушка. Какую
помощь в обслуживании себя младшим и пожилым он может оказать? Помогите ему
составить возможный перечень дел.
III. Аналитический блок
выступление групп, общее обсуждение
IV. Заключительная часть
1.Подведение итогов.
2. Оценивание
оцените работу группы в целом
оцените свою работу в группе
3. Домашнее задание
Выполни проект: «Экономия семейных ресурсов»: определи, на чем можно сэкономить».
4. Рефлексия
Продолжите фразу:
Я научился…
Мне было трудно…
Мне понравилось…Тест по теме «Семейное хозяйство»
1. Семья отличается от любого другого коллектива тем, что её члены:
А) обмениваются результатами деятельности
Б) ведут общее хозяйство
В) выполняют работу по специальности
Г) преобразуют окружающий мир в интересах человека
2. К правам ребенка в семье относится право:
А) свободно распоряжаться имуществом родителей
Б) выбора способа воспитания
В) на заботу родителей о себе
Г) собственности на доходы, полученные родителями
3. Термин экономика пришел к нам из:
А) Греции
Б) Древнего Рима
В) Древнего Египта
Г) это русское слово
4. Физиологические потребности будут удовлетворены в ходе:
А) совместного труда
Б) совместного занятия спортом
В) совместного проведения досуга
Г) совместного проживания
5. Верны ли следующие суждения о хозяине дома?
А) Хозяин заботится о порядке в доме, распределяет ресурсы семьи и обязанности
домочадцев.
Б) Главная забота хозяина дома – воспитание ответственности у детей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно только А и Б
4) нет верного ответа
6. Старательный, усердный в исполнении дел человек, разумно бережливый –
А) расточительный хозяин
Б) жадный хозяин
В) рачительный хозяин
Г) экономный хозяин
7. Продолжите предложение:
Запасы средств, используемых для ведения домашнего хозяйства, называются….
8. Деятельность, направленная на достижение практически полезного результата –
А) игра
Б) труд
В) творчество
Г) учеба
9. Установите соответствие:А) материальные ресурсы
Б) трудовые ресурсы
В) финансовые ресурсы
1) пенсия бабушки
2) мелкий ремонт мебели
3) письменный стол
4) стипендия брата
5) холодильник
1 группа
Выполните задания:
1) У дяди Федора есть дом в деревне Простоквашино и квартира в городе. В чем разница
между этими жилищами? В чем преимущества и недостатки проживания в каждом из этих
домов? Сравни домашнее хозяйство городского и сельского жителя?
2) Сформулируй свои правила ведения домашнего хозяйства.
2 группа
Выполните задания:
1) Костя пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помоги ему составить
меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.
Праздничный обед
Закуски
Основное блюдо
Десерт
Стоимость ?
Стоимость ?
Стоимость ?
Итого ?
2) если из крана течет вода даже по каплям, то за месяц уходит зря 400 литров воды. 60 кг
макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево.
Предложите способы бережного, хозяйского отношения к использованию воды,
электроэнергии, продуктов питания, одежды в быту.3 группа
Выполните задания:
1) В предложенном перечне выдели предметы первой необходимости и предметы роскоши:
телевизор, джинсы, настенные часы, холодильник, видеомагнитофон, книги, посудомоечная
машина, хрустальная люстра, компьютер, комнатные цветы.
2) В семье вашего одноклассника кроме родителей, есть трехлетний брат и бабушка. Какую
помощь в обслуживании себя младшим и пожилым он может оказать? Помогите ему
составить возможный перечень дел.