Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).
Оценка 4.6

Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
doc
русский язык
7 кл
23.01.2017
Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).
Тема "Предлог".Многозначность слова в русском языке- обычное явление. Есть многозначность и в такой категории морфологии, как предлог. Рассматривается тема на примере стихотворения "Узник". Название тоже многозначное, как и рассматриваемый предлог "под". В зависимости от его значения изменяется смысл данного стихотворения.Разработка урока русского языка по теме "Употребление предлогов".
Употребление предлогов.doc
Употребление предлогов Урок­практикум по стихотворению А.С.Пушкина  «Узник».                                                          В мой жестокий век восславил я свободу.                                                                                                 А.С.Пушкин. Цели урока:      1)Совершенствование умений анализа текста4                            2) развитие мышления и выразительности чтения;                           3) углубление понятия о предлоге и употреблении предлогов. I.Вступительное слово учителя. Мы с вами изучаем предлоги. Для чего они нужны в речи? Сегодня будем рассматривать их употребление в речи. Урок  будет строиться на работе над одним текстом­ стихотворением А.С.Пушкина «Узник». 10 февраля – День памяти великого поэта­ день его трагической гибели. Это будет наша дань памяти нашему любимому поэту. Настоящее, талантливое произведение искусства неисчерпаемо, каждый раз   сверкает   новыми   гранями.   Сегодня   мы   окунёмся   в   прекрасный   мир волшебных   стихов   поэта,   будем   учиться   мыслить,   наблюдать,   вдумчиво анализировать текст, чтобы глубже его понять . Итак, А.С.Пушкин. «Узник». Шедевр в 12 строк. II. Чтение стихотворения «Узник» учеником. Выяснение значения слова «узник» Узник – узы/ Ожегов/ 1.Оковы, кандалы;                                                  2. Перенос. То, что связывает, соединяет / высок./ узы брака, узы дружбы, любви. III. Анализ текста. 1.Всем известно понятие многозначность. Что это такое? 2.Мы с вами говорим о многозначности предлогов тоже. Сегодня работаем с предлогом  под.  Он имеет несколько значений:1) находиться ниже чего­либо /под столом/;2) около / под Москвой /; 3) под руководством / под суд /; 4) использование для чего­то / сарай под сено/. 3.Какие словосочетания можно образовать с этим предлогом? Нас интересует его первое значение  в сочетании  с существительным окно. 4. Окно тоже многозначное слово. Что оно означает? Значение данного слова определяется двумя понятиями: стена + отверстие. Понятие  окно  возможно только когда есть  стена.  Следовательно, что может находиться  под окном? Стена. Но   значение   слова   окно   шире.   Что   же   оно   обозначает   ещё?   Не   только отверстие,  но   и  застеклённое   и   зарешёченное   продолжение   стены.  То   есть окно делит пространство на внутреннее и внешнее. Таким образом, сколько же значений имеет сочетание под окном? Их два: 1) находящийся ниже окна внутри помещения; 2) находящийся ниже окна вне помещения. 5. Давайте рассмотрим эти значения в контексте. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. / «Сказка о царе Салтане..» Три девицы и царь находились под окном, но по разные стороны стены./ Во всё время разговора он стоял позадь забора/. Контекст исключает всякое двоякое толкование. 6. Другой пример. И до утра всё стучались Под окном  и у ворот. И утопленник стучится  Под окном и у ворот. / «Утопленник» 1828/. Где под окном? Конечно же, «вне дома, снаружи». 7. Вот следующие строки уже не дают возможности столь определённого прочтения. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. / «Няне»,1826/. Где находится героиня? Она может находиться как в светлице/ светлая парадная комната в доме/, так и вне нее. Вы как думаете?  Но каждому знакомые строчки трудно прочитать иначе, как ты под окном в   своей   светлице.  Почему?   В   воображении   возникает   образ   женщины, занятой   вязанием   –   и   не   вне   дома,  а   именно   –   дома/   вязание   было   до некоторого времени традиционно домашним занятием, лишь в наше время оно выходит в электрички, метро, служебные комнаты. 8. Вернёмся к нашему стихотворению – к первой его строфе. *Подумайте,   можно   ли   определить,   какое   из   двух   значений актуализируется   в   знаменитых   строчках.   Возможно   двоякое   прочтение одного и того же текста. В этом его уникальность. *Сколько действующих лиц в этом стихотворении?/узник и орёл/. Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном­ Эти   строчки   рождают   многозначность.   В   чём   же   она   заключается,   эта многозначность? внутри Снаружи Орёл    кровавую пищу клюёт под окном в темнице; Орёл   смотрит   в   окно   и   видит небо; Узник  также смотрит из окна на волю. Орёл   находится   на   воле   под   окном темницы; Орёл смотрит в окно темницы и видит узника; Узник   смотрит   в   окно   и   видит   под окном орла. Определим значения текстов. 1.Узников   в   темнице   двое:   человек   и   орёл.   Орёл   вскормлён   в   неволе. Казалось  бы, он не должен знать, что такое свобода, но кровь вольной птицы зовёт его в небо. Человек переживает своё заточение сильнее: он жил на свободе. Жизнь за решёткой для него не жизнь, а существование. Стремление вырваться на волю пронизывает всё стихотворение. 2.Узник вскормил в неволе орлёнка и выпустил его на волю. Птица   не забыла человека: она прилетает под окно темницы, приносит ему кровавую добычу.   Взгляды   птицы   и   человека   встречаются,   они   выражают   одно чувство, одно стремление. Но человек – узник, он не может вырваться из тюрьмы. Орёл не в силах навсегда оставить, забыть человека, сделавшего ему добро. Он узник памяти, узник собственного чувства. ВЫВОД. О чём же это стихотворение? О свободе и несвободе. Узник, заточённый в темницу, свободен душой: он мечтает, значит, не сломлен. Орёл,   вольная   птица,   не   может   лететь   туда,   куда   хочет:   чувство преданности человеку, другу не пускает его. Свобода   и   несвобода   бывают   разные:   физическая   и   духовная.   Человек может   быть  узником,  но   свободным   душой.  А   может  быть  вне   тюрьмы узником в душе. СИНТАКСИС.   Сосчитайте,   сколько     в   стихотворении   предложений. Правильно, всего два. Второе сильно распространено, с прямой речью. В первом предложении подлежащее­ я /узник/. Во втором – орёл. В прямой речи появляется мотив слияния – мы / узник + орёл /. «Мы вольные птицы»­ нарастает эмоциональное напряжение и кончается опять   одиночеством.   Я   –   орёл   –  мы   –   я   ­     неукратимое   стремление   к свободе. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать  о том, что открыл урок  в понимании стихотворения А.С.Пушкина «Узник».

Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).

Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).

Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).

Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).

Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).

Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017