Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).
Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
doc
русский язык
7 кл
23.01.2017
Тема "Предлог".Многозначность слова в русском языке- обычное явление. Есть многозначность и в такой категории морфологии, как предлог. Рассматривается тема на примере стихотворения "Узник". Название тоже многозначное, как и рассматриваемый предлог "под". В зависимости от его значения изменяется смысл данного стихотворения.Разработка урока русского языка по теме "Употребление предлогов".
Употребление предлогов.doc
Употребление предлогов
Урокпрактикум по стихотворению А.С.Пушкина «Узник».
В мой жестокий век восславил я свободу.
А.С.Пушкин.
Цели урока: 1)Совершенствование умений анализа текста4
2) развитие мышления и выразительности чтения;
3) углубление понятия о предлоге и употреблении предлогов.
I.Вступительное слово учителя.
Мы с вами изучаем предлоги. Для чего они нужны в речи? Сегодня будем
рассматривать их употребление в речи. Урок будет строиться на работе над
одним текстом стихотворением А.С.Пушкина «Узник». 10 февраля – День
памяти великого поэта день его трагической гибели. Это будет наша дань
памяти нашему любимому поэту.
Настоящее, талантливое произведение искусства неисчерпаемо, каждый
раз сверкает новыми гранями. Сегодня мы окунёмся в прекрасный мир
волшебных стихов поэта, будем учиться мыслить, наблюдать, вдумчиво
анализировать текст, чтобы глубже его понять .
Итак, А.С.Пушкин. «Узник». Шедевр в 12 строк.
II. Чтение стихотворения «Узник» учеником.
Выяснение значения слова «узник»
Узник – узы/ Ожегов/ 1.Оковы, кандалы;
2. Перенос. То, что связывает, соединяет /
высок./ узы брака, узы дружбы, любви.
III. Анализ текста.
1.Всем известно понятие многозначность. Что это такое?
2.Мы с вами говорим о многозначности предлогов тоже. Сегодня работаем с
предлогом под. Он имеет несколько значений:1) находиться ниже чеголибо
/под столом/;2) около / под Москвой /; 3) под руководством / под суд /; 4)
использование для чегото / сарай под сено/.
3.Какие словосочетания можно образовать с этим предлогом? Нас интересует
его первое значение в сочетании с существительным окно.
4. Окно тоже многозначное слово. Что оно означает? Значение данного слова
определяется двумя понятиями: стена + отверстие.
Понятие окно возможно только когда есть стена. Следовательно, что может
находиться под окном? Стена.
Но значение слова окно шире. Что же оно обозначает ещё? Не только
отверстие, но и застеклённое и зарешёченное продолжение стены. То есть
окно делит пространство на внутреннее и внешнее. Таким образом, сколько же значений имеет сочетание под окном? Их два: 1) находящийся ниже окна
внутри помещения; 2) находящийся ниже окна вне помещения.
5. Давайте рассмотрим эти значения в контексте.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
/ «Сказка о царе Салтане..»
Три девицы и царь находились под окном, но по разные стороны стены./ Во
всё время разговора он стоял позадь забора/. Контекст исключает всякое
двоякое толкование.
6. Другой пример.
И до утра всё стучались
Под окном и у ворот.
И утопленник стучится
Под окном и у ворот.
/ «Утопленник» 1828/.
Где под окном? Конечно же, «вне дома, снаружи».
7. Вот следующие строки уже не дают возможности столь определённого
прочтения.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
/ «Няне»,1826/.
Где находится героиня? Она может находиться как в светлице/ светлая
парадная комната в доме/, так и вне нее. Вы как думаете?
Но каждому знакомые строчки трудно прочитать иначе, как ты под окном
в своей светлице. Почему? В воображении возникает образ женщины,
занятой вязанием – и не вне дома, а именно – дома/ вязание было до
некоторого времени традиционно домашним занятием, лишь в наше время
оно выходит в электрички, метро, служебные комнаты.
8. Вернёмся к нашему стихотворению – к первой его строфе.
*Подумайте, можно ли определить, какое из двух значений
актуализируется в знаменитых строчках. Возможно двоякое прочтение
одного и того же текста. В этом его уникальность.
*Сколько действующих лиц в этом стихотворении?/узник и орёл/.
Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном
Эти строчки рождают многозначность. В чём же она заключается, эта
многозначность?
внутри
Снаружи
Орёл кровавую пищу клюёт под
окном в темнице;
Орёл смотрит в окно и видит
небо;
Узник также смотрит из окна на
волю.
Орёл находится на воле под окном
темницы;
Орёл смотрит в окно темницы и видит
узника;
Узник смотрит в окно и видит под
окном орла.
Определим значения текстов.
1.Узников в темнице двое: человек и орёл. Орёл вскормлён в неволе.
Казалось бы, он не должен знать, что такое свобода, но кровь вольной
птицы зовёт его в небо. Человек переживает своё заточение сильнее: он
жил на свободе. Жизнь за решёткой для него не жизнь, а существование.
Стремление вырваться на волю пронизывает всё стихотворение.
2.Узник вскормил в неволе орлёнка и выпустил его на волю. Птица не
забыла человека: она прилетает под окно темницы, приносит ему кровавую
добычу. Взгляды птицы и человека встречаются, они выражают одно
чувство, одно стремление. Но человек – узник, он не может вырваться из
тюрьмы. Орёл не в силах навсегда оставить, забыть человека, сделавшего
ему добро. Он узник памяти, узник собственного чувства.
ВЫВОД.
О чём же это стихотворение? О свободе и несвободе. Узник, заточённый в
темницу, свободен душой: он мечтает, значит, не сломлен.
Орёл, вольная птица, не может лететь туда, куда хочет: чувство
преданности человеку, другу не пускает его.
Свобода и несвобода бывают разные: физическая и духовная. Человек
может быть узником, но свободным душой. А может быть вне тюрьмы
узником в душе.
СИНТАКСИС. Сосчитайте, сколько
в стихотворении предложений.
Правильно, всего два. Второе сильно распространено, с прямой речью. В
первом предложении подлежащее я /узник/. Во втором – орёл.
В прямой речи появляется мотив слияния – мы / узник + орёл /.
«Мы вольные птицы» нарастает эмоциональное напряжение и кончается
опять одиночеством. Я – орёл – мы – я неукратимое стремление к
свободе.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать о том, что открыл урок в понимании
стихотворения А.С.Пушкина «Узник».
Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).
Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).
Урок-практикум по русскому языку. Стихотворение "Узник "А.С.Пушкина. Употребление предлогов(7класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.