Тема "Предлог".Многозначность слова в русском языке- обычное явление. Есть многозначность и в  такой категории морфологии, как предлог. Рассматривается тема на примере стихотворения "Узник". Название тоже многозначное, как и рассматриваемый предлог "под". В зависимости от его  значения  изменяется смысл  данного стихотворения.Разработка урока русского языка по теме "Употребление предлогов".
            
        
        
        
                    
                
                    Употребление предлогов
Урокпрактикум по стихотворению А.С.Пушкина  «Узник».
                                                         В мой жестокий век восславил я свободу.
                                                                                                А.С.Пушкин.
Цели урока:      1)Совершенствование умений анализа текста4
                           2) развитие мышления и выразительности чтения;
                          3) углубление понятия о предлоге и употреблении предлогов.
I.Вступительное слово учителя.
Мы с вами изучаем предлоги. Для чего они нужны в речи? Сегодня будем
рассматривать их употребление в речи. Урок  будет строиться на работе над
одним текстом стихотворением А.С.Пушкина «Узник». 10 февраля – День
памяти великого поэта день его трагической гибели. Это будет наша дань
памяти нашему любимому поэту.
Настоящее, талантливое произведение искусства неисчерпаемо, каждый
раз   сверкает   новыми   гранями.   Сегодня   мы   окунёмся   в   прекрасный   мир
волшебных   стихов   поэта,   будем   учиться   мыслить,   наблюдать,   вдумчиво
анализировать текст, чтобы глубже его понять .
Итак, А.С.Пушкин. «Узник». Шедевр в 12 строк.
II. Чтение стихотворения «Узник» учеником.
Выяснение значения слова «узник»
Узник – узы/ Ожегов/ 1.Оковы, кандалы;
                                                 2. Перенос. То, что связывает, соединяет /
высок./ узы брака, узы дружбы, любви.
III. Анализ текста.
1.Всем известно понятие многозначность. Что это такое?
2.Мы с вами говорим о многозначности предлогов тоже. Сегодня работаем с
предлогом  под.  Он имеет несколько значений:1) находиться ниже чеголибо
/под столом/;2) около / под Москвой /; 3) под руководством / под суд /; 4)
использование для чегото / сарай под сено/.
3.Какие словосочетания можно образовать с этим предлогом? Нас интересует
его первое значение  в сочетании  с существительным окно.
4. Окно тоже многозначное слово. Что оно означает? Значение данного слова
определяется двумя понятиями: стена + отверстие.
Понятие  окно  возможно только когда есть  стена.  Следовательно, что может
находиться  под окном? Стена.
Но   значение   слова   окно   шире.   Что   же   оно   обозначает   ещё?   Не   только
отверстие,  но   и  застеклённое   и   зарешёченное   продолжение   стены.  То   есть
окно делит пространство на внутреннее и внешнее. Таким образом, сколькоже значений имеет сочетание под окном? Их два: 1) находящийся ниже окна
внутри помещения; 2) находящийся ниже окна вне помещения.
5. Давайте рассмотрим эти значения в контексте.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
/ «Сказка о царе Салтане..»
Три девицы и царь находились под окном, но по разные стороны стены./ Во
всё время разговора он стоял позадь забора/. Контекст исключает всякое
двоякое толкование.
6. Другой пример.
И до утра всё стучались
Под окном  и у ворот.
И утопленник стучится 
Под окном и у ворот.
/ «Утопленник» 1828/.
Где под окном? Конечно же, «вне дома, снаружи».
7. Вот следующие строки уже не дают возможности столь определённого
прочтения.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
/ «Няне»,1826/.
Где находится героиня? Она может находиться как в светлице/ светлая
парадная комната в доме/, так и вне нее. Вы как думаете? 
Но каждому знакомые строчки трудно прочитать иначе, как ты под окном
в   своей   светлице.  Почему?   В   воображении   возникает   образ   женщины,
занятой   вязанием   –   и   не   вне   дома,  а   именно   –   дома/   вязание   было   до
некоторого времени традиционно домашним занятием, лишь в наше время
оно выходит в электрички, метро, служебные комнаты.
8. Вернёмся к нашему стихотворению – к первой его строфе.
*Подумайте,   можно   ли   определить,   какое   из   двух   значений
актуализируется   в   знаменитых   строчках.   Возможно   двоякое   прочтение
одного и того же текста. В этом его уникальность.
*Сколько действующих лиц в этом стихотворении?/узник и орёл/.
Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюёт под окном
Эти   строчки   рождают   многозначность.   В   чём   же   она   заключается,   эта
многозначность?
внутри
Снаружи
Орёл    кровавую пищу клюёт под
окном в темнице;
Орёл   смотрит   в   окно   и   видит
небо;
Узник  также смотрит из окна на
волю.
Орёл   находится   на   воле   под   окном
темницы;
Орёл смотрит в окно темницы и видит
узника;
Узник   смотрит   в   окно   и   видит   под
окном орла.
Определим значения текстов.
1.Узников   в   темнице   двое:   человек   и   орёл.   Орёл   вскормлён   в   неволе.
Казалось  бы, он не должен знать, что такое свобода, но кровь вольной
птицы зовёт его в небо. Человек переживает своё заточение сильнее: он
жил на свободе. Жизнь за решёткой для него не жизнь, а существование.
Стремление вырваться на волю пронизывает всё стихотворение.
2.Узник вскормил в неволе орлёнка и выпустил его на волю. Птица   не
забыла человека: она прилетает под окно темницы, приносит ему кровавую
добычу.   Взгляды   птицы   и   человека   встречаются,   они   выражают   одно
чувство, одно стремление. Но человек – узник, он не может вырваться из
тюрьмы. Орёл не в силах навсегда оставить, забыть человека, сделавшего
ему добро. Он узник памяти, узник собственного чувства.
ВЫВОД.
О чём же это стихотворение? О свободе и несвободе. Узник, заточённый в
темницу, свободен душой: он мечтает, значит, не сломлен.
Орёл,   вольная   птица,   не   может   лететь   туда,   куда   хочет:   чувство
преданности человеку, другу не пускает его.
Свобода   и   несвобода   бывают   разные:   физическая   и   духовная.   Человек
может   быть  узником,  но   свободным   душой.  А   может  быть  вне   тюрьмы
узником в душе.
СИНТАКСИС.   Сосчитайте,   сколько  
  в   стихотворении   предложений.
Правильно, всего два. Второе сильно распространено, с прямой речью. В
первом предложении подлежащее я /узник/. Во втором – орёл.
В прямой речи появляется мотив слияния – мы / узник + орёл /.
«Мы вольные птицы» нарастает эмоциональное напряжение и кончается
опять   одиночеством.   Я   –   орёл   –  мы   –   я        неукратимое   стремление   к
свободе.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать  о том, что открыл урок  в понимании
стихотворения А.С.Пушкина «Узник».