Урок - практикум решения расчетных задач по химическим уравнениям.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Расчёты по химическим уравнениям.docx
Тема урока: Расчёты по химическим уравнениям. Задачи: 1. сформировать   умения   проводить   расчеты   по   уравнениям   химических   реакций, оформлять решение задач, объяснять последовательность действий; 2. повторить   понятия:   «относительная   молекулярная   масса»,   «молярная   масса», «химическое уравнение», «количество вещества»; 3. продолжить развитие и совершенствование умений записи химического уравнения и расчетов по формуле; 4. развивать логическое мышление, продолжить развитие умений работать в паре. Мотивация и целеполагание:    Создание   проблемной   ситуации   на   экологическую   тематику   с   акцентированием внимания на необходимость умения проводить расчеты массы, объёма, как основного, так и   побочных   продуктов   (либо   вредных   выбросов)   технологического   процесса промышленных производств. Изучение нового материала:    Составив уравнение химической реакции, можно рассчитать количество вещества, массу, объём реагирующих и образующихся веществ. Для этого нужно выбрать соответствующие друг другу единицы измерения массы, объёма и количества вещества (см. табл. 7).      Для решения задачи нужно использовать следующий алгоритм: 1. Составить уравнение химической реакции. 2. Перевести данные задачи, чтобы они соответствовали друг другу. 3. Над соответствующей формулой  в уравнении записать найденное количество вещества,  а количества над формулами искомых веществ обозначить через  х и у. 4. Найти количества искомых веществ, учитывая, что они совпадают с коэффициентами. 5. Найти массу или объём через найденное количество вещества. 6. Оформить ответ.     Далее учащиеся рассматривают примеры решения задач 1­3 (см. 168­171).Обобщение и систематизация знаний:    1. Учащиеся пересказывают друг другу ход решения задач по уравнениям.    2. §29, упр. 1. Закрепление и контроль знаний:       1.   Определите   массу  SO2,   которая   образуется   при   взаимодействии   2   моль   серы   с кислородом.    Ответ:  S + O2 = SO2 n(SO2) = n(S) = 2 моль, M(SO2) = 32 + 32 = 64 г/моль, m(SO2) = 64 ∙ 2 = 128 г.    2. Вычислите массу SO2, которая образуется при взаимодействии 64 г серы с кислородом.    Ответ: M(S) = 32 г/моль, n(S) = 64/32 = 2 моль, n(SO2) = n(S) = 2 моль, M(SO2) = 32 + 32 = 64 г/моль, m(SO2) = 64 ∙ 2 = 128 г.       3.   Составьте   условие   задачи,   если   известно,   что   вода   разлагается   под   действием постоянного тока на водород и кислород.      Ответ:  определите объём и массы газов, которые образуются при разложении воды, массой 1,8 г под действием постоянного электрического тока.    2H2O = 2H2 + O2      M(H2O) = 18 г/моль, n(H2O) = 1,8/18 = 0,1 моль, n(H2O) = n(H2) = 0,1 моль, M(H2) = 2 г/моль, m(H2) = 2 ∙ 0,1 = 0,2 г, V(H2) = 22,4 ∙ 0,1 = 2,24 л; n(O2) = 0,05 моль, M(O2) = 32 г/моль, m(O2) = 32 ∙ 0,05 = 1,6 моль, V(O2) = 0,05 ∙ 22,4 = 1,12 л.    4. Какая масса алюминия вступила в реакцию с кислородом, если образовалось 3,5 моль Al2O3?    5. Могут ли 2,68 г кислорода полностью прореагировать с 0,25 г водорода с образованием воды?       6.  Какой  объём  водорода   (н.у.)  выделится  при   действии  на  цинк  соляной   кислоты, содержащей   10,95   г   хлороводорода,   если   вторым   продуктом   реакции   является   хлорид цинка?    7. Какие массы соли и воды образуются при растворении оксида меди (II) в 300 г 9,8%­го раствора серной кислоты?    8. Какой объём воздуха (н.у.) потребуется для сжигания технической серы массой 150 г, содержащей 4% примесей? Продуктом реакции является оксид серы (IV). Объёмная доля кислорода в воздухе равна 21%. Рефлексия и подведение итогов:     Как   вы   считаете,   на   каком   уровне   (высоком,   среднем,   низком)   находится   ваше умение решения задач по химическому уравнению исходя из изученного на уроке? Почему? Домашнее задание:    I уровень: §29, упр. 2,3;    II уровень: тоже + упр. 4, 5.