Открытый урок - путешествие по русскому языку
Ибрагимовой Заримы Ибрагимовны.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном. Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания по разделу имя существительное; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку. Ход урока: I. Организация класса. (Перед началом урока, ребята разбирают разноцветные билетики для путешествия по Стране Знаний) II. Мотивация учебной деятельности. 1) Слово учителя: -Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие по Стране Знаний, на доске сказочная карта Знаний, на ней указан наш маршрут. Кто за приключения? Все без исключения Давай поднимем парус- И прямо в океан! Ведь и для нас осталось Ещё немало стран, Пока что не открытых Или давно забытых! Дорог в морях немало- Смелее за штурвал! III. Актуализация опорных знаний: 1) Сделаем первую запись в судовом журнале, запишем число, когда началось наше путешествие. (учащиеся записывают число и классная работа) 2)Чистописание. - А отправимся мы из порта «Чистописание». Небольшое волнение на море, как в этих строчках. ( на доске плакаты для чистописания: лЛл МмМ мМм Лл ( Слайд № ) - И мои вам пожелания: Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути! (Слайд № ) 3) Словарная работа. ( Слайд № ) - Вперед! Вот уже мы покидаем бухту Словарных слов и думаем о нашем путешествии.
о путешествии (П.п. )
на корабле ( П. п.)
с экипажем ( Т. п.)
к горизонту ( Д. п.)
- Но на таком корабле, да и с таким экипажем можно плыть даже к самому горизонту. - Запишите словарные слова и поработайте над ними ( поставьте ударение, обозначьте безударные, определите падежи). 4) Знакомство с новым словом. (Слайд № ) - Дадим объяснение новому слову. Бриз - легкий ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши. Морской бриз, береговой бриз.
5) Повторение, имена собственные. - Мы приближаемся к острову Повторения, вдали виден мыс Ошибок. - Как запишем название острова и мыса? 6) Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны имена существительные, но соленая морская вода размыла чернила. (Слайд № ) - Помогите мне – запишите слова в два столбика и объясните свой выбор.
М.р. Ж.р.
луч ночь
морж тишь
ёрш вещь
товарищ помощь
пляж мощь
- Назовите орфограмму, прочтите слова. IV. Работа по теме урока. 1) -И вот мы плывем по морю Существительных. Расскажите всё, что знаете об имени существительном? 2) Работа в парах. - Установите соответствие, соединив стрелочкой верные высказывания:
-Им. сущ., отвечающие собственными
на вопрос кто? им. сущ.
-Им.сущ., отвечающие одушевленные
на вопрос что? им.сущ.
- Им. сущ., которые неодушевленные
пишутся с заглавной им. сущ.
буквы называются…
- Им. сущ., которые значит изменять
не пишутся с заглавной по падежам
буквы называются…
-Им. сущ. изменяются нарицательные
по… им. сущ.
-Что значит просклонять числам и вопросам
существительное…
- В русском языке падежей… пишется «ь» знак
-Им. сущ. с шипящими не пишется «ь»
на конце в ж.р. знак
- Им. сущ. с шипящими шесть
на конце в м.р.
3) Физкультминутка:
Руки на пояс,
Наклонились вперед,
Наклонились назад,
И направо, и налево,
Чтоб нигде ничего не болело
Раз, два, три, четыре-
Набираемся мы силы.
Наклонись, повернись,
И товарищу улыбнись. 4) Разбор предложений по членам. На доске отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова (Слайд № )
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном? - Кто автор этих замечательных строк?
- Каким членом предложения бывают имена существительные?
- Запишите первое предложение в тетрадь, разберите по членам предложения.
- Дайте характеристику этого предложения.
- Найдите все имена существительные в предложении и определите падеж. V. Закрепление, групповая работа.
1) На доске стихотворение. (Слайд № ) Штормы и ветры нам не страшны,
Ждут берега нас далекой страны,
Пусть бури и ветры с тобой , верный друг,
И помощь протянут тебе тридцать рук.
Будь смел и отважен –
Прочти много книг,
В большом море Знаний
Плыви, ученик,
К заветной мечте и чудесной земле
В нагруженном знаниями корабле!
2) Под парусами вьются на ветру яркие флажки. На каждом из них задания для бригад экипажа. (На доске картина корабля, а над ним разноцветные флажки с заданием)
3) Инструктирование правил работ в группах: (Слайд № )
-говорить по очереди, а не всем вместе;
-не перебивать того, кто говорит;
- критикуйте идею, а не человека, который её предложил;
-уважайте все высказанные идеи;
- каждый выполняет часть работы 4) Деление на группы: (Ученики распределяются по группам, согласно приобретённым билетам по- цвету)
1 группа – из стихотворения выписывает имена существительные во множественном числе. ( Штормы, ветры, берега, бури, руки, книги, знания)
2 группа – из стихотворения выписывает имена существительные в единственном числе. ( Страна, друг, море, ученик, мечта, земля, корабль)
3 группа – из стихотворения выписывает одушевленные имена существительные, придумайте и запишите свои пять слов. ( друг, ученик,…)
4 группа – из стихотворения выписывает неодушевленные имена существительные ( штормы, ветры, берега, страна, бури, рука, книга, море, мечта, земля, корабль, знания)
5 группа – определите падеж им. сущ. берега (чего?) страны ( Р.п.) плыви ( к чему?) к мечте ( Д.п.) плыви ( к чему?) к земле ( Д. п.) плыви ( в чем?) в корабле ( П. п) протянут ( Что?) руку ( В.п.)
6 группа – разберите слово как часть речи. К земле – сущ., ( к чему?) Н.ф.- земля. Одуш., нариц., ж.р. в Д.п., ед. ч., Втор. чл.
VI. Закрепление. Творческая работа. -Мы заходим в бухту Творческая. Ежедневно ведется судовой журнал. Украсьте сегодняшнюю запись дежурного добавив им. прилаг. в предложение
отличный
1.Сегодня замечательный день.
чудесный
ясное спокойное
2.Какое голубое небо, какое синее море!
лазурное тихое
долгожданная
3.Впереди таинственная земля.
мелкий высокая
4.На берегу теплый песок, скалистая гора.
сероватый неприступная
старинная
5.На горе каменная крепость.
таинственная
старинному
6.Мы подплываем к уютному городу…
удивительному
- Вы узнали город, к которому мы приплыли? (Ученики называют город) - А в этом городе находится ваша любимая школа, в которую вы каждый день идёте, чтобы получать знания. VII. Итог урока. Рефлексия. 1) - Понравился ли вам урок? Чем мы занимались на уроке? (выставление оценок) - Закончите предложение:
Мы повторили… Мы вспомнили… Мы знаем… Мы умеем…
2)Оцените себя. - Если вы считаете, что вы работали очень хорошо - встаньте на цыпочки, поднимите руки вверх. - Если работали хорошо, но не в полную силу – стойте прямо, опустив руки вдоль туловища. - Если считаете, что совсем не постарались и можете работать гораздо лучше – присядьте. 3)Подарки для учеников - В память о нашем путешествии подарки за хороший труд. (выдаются каждому ученику закладки в виде кораблика с надписями: « Молодец!», « Умница!», « Так держать!», « Будь всегда на высоте!», « Я очень рада за тебя!», « Дальнейших успехов тебе!» и др.)
VIII. Домашнее задание. Стр. 59, упр. 106.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.