Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"
Оценка 4.7

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
31.03.2019
Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"
Данный материал представляет собой разработку урока-путешествия "В царстве Рыжего дьявола", что может быть использовано при изучении темы "Коррозия металлов". Главный герой Рыжий дьявол предлагает детям выполнить химический диктант по металлам главной и побочной подгруппе (калий и медь) и тут же осуществить взаимопроверку. А далее учащихся ждут станции "Информационная", "Экспериментальная" и "Практическая", где раскрываются вопросы сущности явления коррозии и борьбы с ней.
В царстве Рыжего дьявола.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 93 Урок­путешествие «В царстве Рыжего дьявола». подготовила  учитель химии Султангулова Лениана Павловна г. Екатеринбург  2019 Урок­путешествие «В царстве Рыжего дьявола». Цель   урока:  создать   условия   для   осознания   и   осмысления   блока   новой информации   посредством   системы   вопросов   и   нестандартных   заданий   для самостоятельной работы, развивающих познавательную активность учащихся. Образовательные   цели:  ознакомить   учащихся   с   видами   коррозии,   ее механизмом, способами защиты металлов от коррозии; объяснить процессы окисления   и   восстановления,   протекающие   на   поверхности   металла   в результате коррозии. Развивающие   цели:  развивать   мышление   учащихся,   умение   анализировать, сравнивать,   обобщать,   наблюдать,   запоминать,   работать   в   нужном   темпе, осуществлять самоконтроль. Воспитательная   цель:  воспитывать   личностные   качества,  обеспечивающие успешность   исполнительской   деятельности   (дисциплинированность, ответственность),   творческой   деятельности   (активность,   увлеченность, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке), готовность к жизни в обществе (приветливость, уважительность, требовательность). Девиз: «Знать – значит победить!» (А.Н. Несмеянов). Ход урока: Учитель: Сегодня не совсем обычный урок. Нам предстоит трудная задача: путешествие   по   царству   Рыжего   дьявола.   Рыжий   дьявол   –   это   давний   и опасный   враг   большинства   применяемых   в   технике   и   быту   металлов. Коварство этого врага в том, что, невидимый, он всегда остается целым и невредимым, а металлы и сплавы несут огромные потери. Ну как, догадались, кто этот враг? (Коррозия).      Чтобы победить этого врага, мы должны проникнуть во все его тайны. Ведь не случайно в качестве девиза нашего урока выбрано высказывание академика Несмеянова. Чтобы бороться с коррозией, нужно все узнать о ней.      Неожиданно раздается скрип, скрежет, появляется Рыжий дьявол. Рыжий дьявол:  Что я слышу? Кто это смеет со мной бороться? И даже мечтает   меня   победить?   Да   знаете   ли   вы,   что   по   подсчетам   экономистов наносимый   мною   ущерб   во   много   раз   превышает   потери   даже   от   такого страшного стихийного бедствия, как пожар? Это и неудивительно: ведь огонь буйствует сравнительно редко, а я действую постоянно, ни на один час, ни на одно мгновение не прекращая свою подрывную работу. Я держу в страхе все металлы и сплавы и уничтожаю примерно 15% всех производимых в мире металлов (20 млн. тонн). Я досрочно вывожу из строя оборудование, детали, целые   сооружения.   Существенны   и   косвенные   убытки:   вспомните   хотя   бы утечку нефти или газа из съеденного мною трубопровода. А вы тягаться со мной решили! Да хватит ли у вас знаний? Проникнуть в мое царство сможет только тот, кто правильно справится с заданием.      Учащиеся выполняют диктант по вариантам. Необходимо отметить неверные утверждения.  1   вариант   рассматривает   все   утверждения   применительно   к   меди;   2 вариант – применительно к калию. 1.Это активный щелочной металл. 2.Этот металл занимает второе место по электропроводности. 3.Это очень мягкий металл. 4.Этот металл входит в состав бронзы. 5.На внешнем энергетическом уровне атомов этого металла два электрона. 6.Металл не взаимодействует с водой. 7.Металл можно использовать для выделения цинка из раствора его соли. 8.В реакциях с галогенами выступает в роли окислителя. 9.Этот металл можно получить электролизом расплава его соли. 10.При хранении его на открытом воздухе металл окисляется. Ключи для взаимопроверки. 1 вариант: 1,3,5,7,8.10.  2 вариант: 2,4,5,6,7,8. Критерии оценки: «5» ­ без ошибок, «4» ­ 1­2 ошибки; «3» ­ 3­5 ошибок. Рыжий дьявол: Ну что ж, придется пропустить вас в мое царство! Учитель: Итак, в путь! Ты слышишь ровный шум колес? И вот перед перроном Остановился паровоз С прицепным вагоном.      Наша первая остановка на станции «Информационная». Станция «Информационная»      Коррозия – это разрушение металлов под воздействием внешней среды, в результате   чего   атомы   металлов   превращаются   в   ионы.   Слово   «коррозия» происходит от латинского corrodere – разъедать.        По характеру взаимодействия металла и среды различают два основных вида коррозии: химическую и электрохимическую.       Химическая коррозия – это разрушение металла в результате окисления его в окружающей среде без возникновения электрического тока в системе. Например, окисление железа происходит под действием кислорода воздуха или кислорода, растворенного в воде.           Электрохимическая   коррозия   –   разрушение   металла   в   результате возникновения   гальванической   пары   и   появления   внутри   системы электрического   тока.   Это   вид   коррозии   возникает   при   контакте   двух металлов в среде электролита, электродами при этом являются сами металлы. При возникновении гальванической пары появляется электрический ток тем большей   силы,   чем   дальше   стоят   металлы   в   электрохимическом   ряду напряжения. При этом поток электронов идет от более активного металла к менее   активному;   более   активный   металл   в   этом   случае   разрушается (корродирует).       При использовании металлических материалов важен вопрос о скорости коррозии.   От   чего   она   зависит,   вы   сможете   выяснить   на   станции «Экспериментальная». Станция «Экспериментальная»      Учитель демонстрирует результаты заблаговременно заложенного опыта по коррозии металлов. В 5 стаканов опущены железные гвозди. В первом стакане гвоздь в воде, во втором – в растворе поваренной соли, в третьем в раствор поваренной соли опущен гвоздь в контакте с медной проволокой, в четвертом – гвоздь в контакте с цинковой пластиной, в пятый стакан добавлен ингибитор коррозии.          Учащиеся работают в группах по 4 человека, анализируют результаты опыта и отвечают на вопросы: 1. Определите тип коррозии в каждом стакане. 2. Где   железный   гвоздь   прокорродировал   сильнее,   где     ­   в   меньшей степени, а где не подвергся коррозии? Почему? 3. Объясните, что усиливает коррозию, а что ее замедляет? 4. Подготовьте обобщенный вывод по результатам опыта.   Станция «Практическая» Учитель:  Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь   использовать».   На   станции   «Практическая»   все   превращаются   в практиков. Используя знания, полученные в путешествии по царству Рыжего дьявола, вы должны решить, как на практике можно с ним бороться.      Сообщения учащихся о способах защиты металлов от коррозии. Учитель: Итак, вы многое узнали о Рыжем дьяволе. Оказывается, он не такой уж непобедимый, как хвастался. Используя наши знания, мы можем бороться с ним и даже победить его. Пора нам домой возвращаться. Рыжий   дьявол:  Как   это   возвращаться?   (Показывает   на   красный   свет светофора на доске.) А это что? Разве вы не видите: красный свет – проезда нет! Коль хотите домой возвратится, То придется вам всем потрудиться. Если сделана будет работа, Я открою вам царства ворота! Учитель:   Да,   Рыжий   дьявол   хитер   и   коварен!   Но   я   думаю,   вы   легко справитесь с его заданиями. Станция «Стоп! Красный свет!» Учащиеся работают в группах по 4 человека. Подумайте и объясните:  Почему рядом со стальной коронкой не рекомендуют ставить золотую?  Трюмы   норвежского   грузового   судна   «Анатина»,   направлявшегося   к берегам Японии, были заполнены медным концентратом. Корпус судна был   сделан   из   стали.   Внезапно   судно   дало   течь.   Объясните,   что произошло.  Подумайте и напишите:  Очень чистый цинк не растворяется в разбавленной серной кислоте, но если   прибавить   несколько   капель   сульфата   меди   (II),   начинает энергично   выделяться   водород.   Объясните   это   явление.   Напишите уравнение реакции.  Какой   компонент   загрязненного   городского   воздуха   наиболее коррозионно­активен   по   отношению   к   металлам,   особенно   при повышенной   влажности:   а)   азот;   б)   угарный   газ;   в)   сернистый   газ? Докажите ответ уравнениями реакций. Рыжий дьявол:  Ну что ж, придется открыть вам железные ворота из моего царства. Путь домой свободен! Учитель:  Итак,   наше   путешествие   в   царство   Рыжего   дьявола   подошло   к концу.   Надеюсь,   оно   вам   запомнится   и   вы   не   забудете   то,   что   узнали   на каждой станции. Учитель подводит итоги занятия и предлагает домашнее задание. Домашнее задание: Параграф в учебнике. Ответить на следующие вопросы: 1. Знаменитая   Кутубская   колонна   в   Индии   близ   Дели   вот   уже   более полутора тысяч лет не разрушается, несмотря на жаркий и влажный климат.   Сделана   она   из   железа,   в   которой   почти   нет   примесей. Предположите, почему  колонна не подвергается коррозии. 2. Объясните химические процессы, упоминаемые А. Ахматовой: На рукомойнике моем Позеленела медь, но так играет луч на нем, Что весело глядеть. Список использованной литературы 1. Анохина Г.М. Об организации личностно­ориентированного обучения//  Химия в школе. – 2008. ­ №7. – с.17­20. 2. Аргунова М.В. Стратегия формирования экологической культуры  школьников// Химия в школе. – 2009. ­ №1. – с.40­44. 3. Погодина А.А. Критерии и показатели толерантности как особого  нравственного качества// Совершенствование учебно­воспитательной  работы в процессе модернизации общего образования: Тезисы чтений  памяти К.Д. Ушинского. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2003. –  с.193­195. 4. Оганесян Э.Т. Руководство по химии для поступающих в вузы. – М.:  Высшая школа, 1998. 5. Пиментл Дж., Кунрод Дж. Возможности химии сегодня и завтра. – М.:  Мир, 1992. 6. Природа. – 2006. ­ №5. 7. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. –  М.: Дрофа, 2002. – с.210. 8. Шустов С.Б. Химические основы экологии. – М.: Просвещение, 1995.

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"

Урок-путешествие по теме "В царстве Рыжего дьявола"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019