Урок-путешествие в 9 классе по теме: «Виды придаточных предложений»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
13.03.2017
Урок-путешествие в 9 классе по теме: «Виды придаточных предложений» построен таким образом, чтобы учащиеся смогли повторить и обобщить знания учащихся по теме «Виды придаточных предложений», закрепить пунктуационные навыки, развивать речевые навыки при редактировании текста. В ходе работы ребята учится бесконфликтному общению с другими людьми, взаимопомощи, самостоятельности, рефлексии.
урок-путешествие по теме виды придаточных.doc
Урокпутешествие в 9 классе по теме: «Виды придаточных предложений»
Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Виды придаточных
предложений», закрепить пунктуационные навыки, развивать речевые навыки
при редактировании текста, учить бесконфликтному общению с другими
людьми, взаимопомощи, самостоятельности, рефлексии.
Оборудование: карта, ромашка с заданиями, фишки, На столе у каждой пары
в группе – текст для редактирования, упражнение для определения видов
придаточных, материал для самопроверки : нормы оценок цифрового
диктанта, учебники с орфографическим словариком.
Ход урока.
1.Какой раздел лингвистики мы изучаем? (Синтаксис)
Что изучает синтаксис?
Какие предложения мы изучаем? (СПП)
Мы изучили все виды придаточных предложений в СПП, сегодня приведем
знания в систему, повторим все, что знаем об СПП, закрепим умения в
расстановке знаков препинания в СПП и продолжим работу по употреблению
СПП в речи. Запишем тему урока.
Чтобы интересней нам было работать, поиграем.
Перед вами карта, на ней проложен маршрут, по которому мы отправимся в
путешествие по стране Синтаксис.
У нас две группы – два ряда – готовы к путешествию.
Какими качествами должен обладать человек, отправляясь в
путешествие? (Внимание, взаимопомощь, умение принимать решения,
быстро ориентироваться в ситуации) Надеюсь, мы обладаем такими
качествами.
Начало маршрута –штат Пунктуация, в конце путешествия окажемся в
штате Хорошее Настроение.
Кто дойдет до финиша быстрее? За правильное выполнение заданий получаем
зеленый сфетофорик путь свободен, если будут затруднения, желтый, за
невыполненное задание – красный (стоп!) Я надеюсь, что красные нам сегодня
не понадобятся.
2 мин.
1. Итак, путешествие начинается со штата Пунктуация : на доске записано
предложение
К берегу причаливал катер, на борту кото рого суетились люди и
моторная лодка. Почему смысл предложения абсурден? (Нужно придаточное
определительное отделить второй запятой перед союзом и)
Первое препятствие преодолено, и мы еще раз убедились, как важно
правильно расставлять знаки препинания (Правильно ответившая команда
получает зеленую фишку).
2 мин.
3. Мы в районе Больших Синтаксических гор. На нашем пути расцвела
большая ромашка, погадаем на ней. По два человека от каждой команды
подходят, берут по лепестку, на каждом задание .Цель: повторить
теоретические знания по теме, развитие монологической речи на
лингвистическую тему.
1) Какие предложения называются СПП? Расскажите об их строении,
пунктуации и связи в нем.
2) Расскажите о СПП с придаточными определительными
3) Расскажите об СПП с придаточными изъяснительными.
4) Расскажите об СПП с придаточными обстоятельственными.
( Рецензирование ответов. В зависимости от качества ответа получают
фишки зеленого цвета – отлично, путь свободен, открыт, желтый – хорошо,
но: внимание, красный – путь закрыт, плохо; цвета соответствуют светофору.
8 мин
4. Итак, мы в океане Знаний. Задания у вас на столе: определите вид
придаточного.
Задание. Сравните предложения, определите вид придаточных (устно)
Я был там, где он родился. (обст. места где?)
Я был в том городе, где он родился. (определит. – каком?).
Я не знаю, где он родился. (изъяснительное – чего?)
(Проверка задания, раздача фишек)
2 мин
2. Впереди у нас море Грамотеев. Чтобы преодолеть его, нужно выполнить
задание Словарный диктант с последующей самопроверкой. По
лексическому значению определите слово и запишите его.У доски
работают самно по одному человеку от каждой команды.
1) То, что переходит от одного поколения к другому. (традиция).
2) Воздавать почести комунибудь. (чествовать)ю
3) Продолжительная частая стрельба из многих орудий (канонада).
4) Искусство театрального танца (балет).
5) Музыкальнодраматическое произведение, предназначенное для
исполнения в театре (опера). 6) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и
к окружающей их среде (экология).
7) Запас, откуда черпаются новые силы, ресурсы (резерв).
8) Запасы, источники чегото (ресурсы).
9. Внедрение электрической энергии в хозяйственную жизнь
(электрификация).
10. Публичное сообщение на какуюнибудь тему (доклад).
11. Предстоящий (будущий).
(Самопроверка по словарю, выставление оценок. Нормы оценок даются
детям: «5» нет ошибок, «4» 12 ошибки, «3» 34 ошибки. Оценки
фиксируются в маршрутном листе).
6 мин
6. Итак, река Чернильная. Избегая лексических повторов и однообразного
синтаксического строя , отредактировать отрывок из сочинения ученика.
1 вариант. Летом я прочитал книгу «Белый Бим Черное ухо». Эту книгу
написал писатель Г.Н. Троепольский. Эту книгу я прочитал с большим
интересом. Эта книга учит нас быть добрыми, заботиться о животных.
Возможный вариант редакции. Летом я с большим интересом прочитал книгу,
которая учит нас быть добрыми, заботиться о животных. Это произведение
Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
2 вариант.Наша малая родина –Урал. Уральские горы невысоки, которые
красиво называют каменным поясом. Каменный пояс суров, так как кругом
скалы, которые покрыты лесами, среди гор – глубокие озера, глубокие реки.
Край наш богат полезными ископаемыми , красивыми самоцветами
невиданной красы.
(Проверка всех вариантов редактирования, найдите СПП, назовите виды
придаточных, объясните знаки препинания , раздача фишек в зависимости от
качества выполнения работы).
5. Станция Компьютерная. Расставить знаки препинания в программе
«Фраза». (Тема №2 СПП, варианты с 515 по 518 на выбор) Полученные оценки
поставьте в тетрадь на полях. (7 и 8 задания выполняются по очереди: 1 ряд у
компьютера, 2 – редактирование текста, потом 2 ряд у компьютера, 1 –
редактирует текст. 4. Океан знаний
Цифровой диктант. Слушая афоризмы, определить вид придаточного,
оформляя его цифрой. 1 – определительное
2 изъяснительное
3 обстоятельственное, рядом указать его вид.
1) Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком
шаге вперед.
2) Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать
каждый раз заново.
3) Глубоко верю, что лучше человека ничего нет на земле.
4) Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в
другом.
5) Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение,
надо перечувствовать его горе и радость.
6) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.
(Взаимопроверка по шифру 11, 21, 32, 43 времени, 53 цели, 63
времени. Нормы оценок: «5» нет ошибок, «4» 12 ош., «3» 3 ош.
Фиксирование оценок в маршрутном листе. Работа над ошибками: дети,
допустившие ошибку, называют номер предложения, учитель вновь его
зачитывает, называется придаточное, определяется его вид).
4 мин.
10. Впереди – штат Хорошее Настроение. Мы войдем в него, если
справимся с последним заданием.
Составить памятку из четырех СПП, используя советы Карнеги:
Если вы хотите понравиться людям,
чаще улыбайтесь;
искренне интересуйтесь жизнью других людей;
умейте выслушать до конца говорящего с вами;
говорите об интересующем вашего собеседника.
(Памятка. Если вы хотите понравиться людям, чаще улыбайтесь.
Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди. Умейте выслушать
до конца того, с кем говорите. Говорите о том, что интересует вашего
собеседника.) (Устно)
Я думаю у нас у всех хорошее настроение, поделитесь им со своими
близкими, поздравив их с Новым годом этими открытками.
Итоги урока. Путешествие подходит к концу, подсчитаем колво зеленых светофориков,
проанализируйте свою работу на уроке, учитывая тестовую работу и работу
на компьютере, поставьте оценку на полях.
Урок-путешествие в 9 классе по теме: «Виды придаточных предложений»
Урок-путешествие в 9 классе по теме: «Виды придаточных предложений»
Урок-путешествие в 9 классе по теме: «Виды придаточных предложений»
Урок-путешествие в 9 классе по теме: «Виды придаточных предложений»
Урок-путешествие в 9 классе по теме: «Виды придаточных предложений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.