Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс
Оценка 4.9

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Оценка 4.9
Мероприятия +1
docx
биология +2
6 кл—11 кл +1
08.04.2017
Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс
Календарно изучение экологических вопросов совпадает с праздником День Победы. Разработка урока позволяет на материале "Растительные сообщества" провести воспитательную работу со школьниками. Групповая работа на уроке позволяет самостоятельно решать поставленные задачи, взаимодействовать в группе, расширит кругозор не только по биологии, но и истории родного края
растительные сообщества.docx
Растительные сообщества. Урок биологии в 6 классе,  посвященный 72 – летию Победы в Великой Отечественной войне. Заикина Елена Анатольевна, МАОУ СОШ №90, Златоуст               Важная дата в истории нашей Родины не может оставить равнодушным любого предметника.   Это повод поговорить о мудрости и мужестве, единстве нашего народа в лихую годину. Следует   ввести такие элементы содержания, которые позволят усилить воспитательный потенциал урока.   Такую возможность представляет тема «Растительные сообщества» по двум причинам. Во – первых, можно рассмотреть значение дикорастущих растений   в   военное   время.   Ведь   не   случайно   в   годы   войны   действовала   Центральная комиссия   по   сбору   целебных   дикорастущих   растений,   наделенная   большими полномочиями. Во – вторых, календарно тема изучается в конце учебного года и можно приурочить ее к празднику Дню Победы. Предлагаемый материал структурирован таким образом, чтобы отразить все элементы содержания.  Раскроем последовательность этапов урока. Основные   вопросы   для   повторения:  экологические   факторы,   экологические   группы растений. Новые понятия: фитоценоз, взаимосвязи в сообществе, ярусность, смена сообществ. Учебные   действия:  определять   растения   по   характерным   признакам,   описывать экологические   факторы   и   определять   принадлежность   к   той   или   иной   экологической группе, приводить примеры типов сообществ, описывать условия совместного проживания растений в лесу, определять ярусность, объяснять причины смены сообществ. Подготовка   к   уроку:  разделите   класс   на   шесть   групп,   каждой   группе   приготовьте фотографии   (картинки,   гербарии)   рассматриваемых   растений,   карту   урока,   карточки   с описанием растений, бланк ответов – презентация. Дополнительное   оборудование:  таблица   «Смена   сообществ»,   фотографии   самолета Лавочкина, военные фотографии, музыкальные произведения военной тематики.  Карточки с описанием растений. 1 Научное название растения переводится как «благоухающая, съедобная». На Руси считали,   что   плоды   этого   растения   делают   сердце   веселым.   Улучшает кроветворение.   Листья   и   корень   использовались   для   заживления   ран.   Как культурное   растение   стали   возделывать   во   времена   Алексея   Михайловича. (Земляника) 2 Суворов   называл   это   растение   солдатской   травой.   Каждый   солдат   должен   был иметь с собой порошок из этого растения. Называли на Руси порезник, кровавник за способность останавливать кровотечение и обеззараживать раны.  (Тысячелистник) 3 В   переводе   с   греческого   название   растения   переводится   хватать,   цепляться. Двулетнее растение, корни для употребления в пищу надо выкапывать в первый год 1 жизни.   В   медицине   использовались   корни   и   корневища   при   простуде,   как мочегонное средство.  (Лопух, репейник) 4 Это растение начинает расти еще под снегом, от его тепла тает снег около растения. Латинское  название  растения туссилаго,  от слова  кашель. В народной медицине издавна применяли растение для лечения кашля. Стебли и листья с одной стороны покрыты пушком, который защищает растение от невзгод.  (Мать – мачеха). 5 Листья и плоды растения любят олени: запасает много кальция, жира больше, чем в коровьем молоке, белка столько, как в мясе. Первым заселяет открытые места. Семена залечивают раны. На Руси делали знаменитый чай.  (Кипрей, иван – чай). 6 Капли из этого растения используются при заболеваниях   сердца.  В парфюмерии используется для изготовления духов. Цветы ­ белые, а плоды – красные. (Ландыш). 7 Алхимики использовали сок растения для получения золота из других металлов. В Греции   растение   называли   ласточкина   трава,   потому   что   от   его   сока   к   слепым птицам возвращалось зрение. На Руси называют «бородавник». (Чистотел). 8 Это растение попало вместе с переселенцами из Европы в Америку.  Растение имеет розетку   листьев,   устойчиво   к  вытаптыванию.  Оберните   листом   натертую   ногу   – можно путешествовать дальше. (Подорожник). 9 На   Дальнем   Востоке   плоды   растения   называют   «сахалинские   яблоки».   Плоды   – рекордсмены   по   витамину   С.   Этот   кустарник   является   диким   предком   роз. (Шиповник) 10 Этот кустарник растет в лесу и в садах. В первый год жизни стебли нежные зеленые, на   второй   год   жизни   –   одревесневают.   Именно   этот   кустарник   разводил   Юрий Долгорукий около Москвы. Все окрестные медведи сбегались за плодами. 11 Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве — четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от зимы свет, четвёртое — дряхлым пеленанье. (Береза) 12 В лесах из этого дерева дождевых червей больше, чем в любых других. Ее цветение называют «верхушкой» лета. Самый лучший медонос. Мед и отвар листьев – первое средство от простуды. (Липа). 13 Вершинки этого хвойного дерева – лучшее противоцинготное средство.      Целебно действует в застарелых язвах, хроническом поносе, судорожном кашле, золотухе, имеет мочегоннную, очищающую, крепительную силу. (Пихта). Карта урока с заданиями. 1 Рассмотрите карточки с изображением растений. Определите их названия  по описанию. 2 2 Определите, в каких условиях могут жить эти растения? Вспомните, что значит  экологические факторы? 3 Разделите растения на группы: лесные, луговые, сорные.  4 Разделите их на экологические группы по отношению к освещенности: светолюбивые  и  теневыносливые. 5 В каких условиях растут лесные растения? Какие особенности позволяют им жить  вместе? Распределите растения по ярусам. Бланк ответов (проецируется на экран в нужный момент). 1 Названия растений. 2 Экологические факторы – условия, влияющие на организм. Для определения места  обитания растения необходимо знать биотические и абиотические факторы. Условия  жизни растений разных мест обитания  различаются по силе действия освещенности,  влажности, температуры. Они зависят от состава почвы и рельефа. Растения, произрастающие совместно создают условия друг для друга. 3 К лесным растениям из представленных можно отнести: землянику, кипрей, ландыш,  шиповник, малину, пихту, березу, липу. К луговым растениям – тысячелистник. К сорным растениям – лопух, мать ­ и – мачеху, чистотел. Подорожник может расти в разных условиях. 4 В лесу высокие растения являются светолюбивыми, а растущие в их тени –  теневыносливые. Луговые растения все светолюбивые. Сорные растения обычно тоже  светолюбивые. 5 Растения растут в лесу совместно, т.к. расположены ярусами. 1 ярус – деревья, 2 ярус­  кустарники и «дети» деревьев 1 яруса, 3 ярус – травы,  4 ярус – надпочвенные обитатели. Ход урока. Вступительное слово учителя. Старинное предание гласит. Как – то целитель послал своего ученика в лес с заданием найти травы, не обладающие целебными свойствами. Ученик не смог выполнить задание. Он не обнаружил ни одной бесполезной травы. Сегодня мы познакомимся с растениями – целителями, которые издревле помогали людям восстанавливать здоровье. В казне Ивана Грозного хранился травник 1534 года, в котором описывались лекарственные растения. Установлено,   что   23   тысячи   видов   растений   обладают   полезными   свойствами,   а используются в медицине только двести. Более 20 – ти томов «Опыта советской медицины 3 в годы Великой Отечественной войны» посвящены, в том числе, лечению травами ран и болезней. Многовековой опыт как никогда  был  важен в  годы войны,  когда не хватало лекарств. Где же можно найти эти растения? Не удивляйтесь, долго искать их не придется, они растут рядом с нами. Работа в группах. Перед   вами   фотографии   растений   и   их   описание   их   полезных   свойств.   Определите названия растений (5 минут). Список   этот   очень   короткий.   Приведу   примеры   растений,   которые   использовались непосредственно в годы войны.      Во время первой мировой войны резко возросла потребность в лекарствах, оказывающих кровоостанавливающее   действие,   благодаря   чему   были   предложены   и   широко использовались такие растения, как тысячелистник, водяной перец, крапива, кора калины, пастушья   сумка   и   др.    Чеснок   применялся   исключительно   при   болезнях,   вызываемых микробами, причем его   употребляли как внутрь, так и накладывали кашицу из него на раны. Для лечения инфицированных ран применялась и горчица, неочищенный скипидар, смолы, льняное масло.   Особую популярность растений с противомикробной активностью получили во время Великой Отечественной войны, когда применение таких  растений, как соплодия ольхи и корневища лапчатки прямостоячей позволили в 98% добиться излечения заболеваний, сопровождающихся поносом. (Учитель показывает изображения называемых растений). Далее ученики в группах выполняют 2 – 5 задание (10 минут). После этого группы объединяются   по   две   и   обсуждают   полученные   ответы   (5   минут).   Правильность выполнения   2   –   5   задания   проверяется   по   бланку   ответов.   Далее   происходит обсуждение 5 вопроса. Комментарии учителя. Береза   –   любимое   дерево   нашего   народа,   олицетворяющее   русскую   душу.   Само   слово «береза» появилось в VII веке и произошло от глагола «беречь». Во все времена язычества у  древних   у   древних   славян   было   божество,   которое  считалось   матерью   всех   духов   – Берегиня, а поклонялись ей в образе священного белого дерева — березы. Берегиня была и символом   плодородия,   и   защитницей   людей.   Позже,   береза   стала   ассоциироваться   с девичьей красой и женским началом.   Для детей возле берез ставили качели, девушки украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж. Языческий   праздник   Семик   слился   с   христианским   праздником   Троица,   который отмечается   на   50­й   день   после   Пасхи.   На   Троицу   с   давних   времен   принято   поминать усопших. Народные обряды на Троицу   были связаны с верованиями в русалок. Вечером девушки гадали по березовым венкам: бросали их в реку и следили, доплывет ли венок до противоположного берега или утонет. Если доплывет, то девушка в скором времени удачно выйдет замуж, а та, чей венок сразу же тонет, скоро умрет. В первый понедельник после Троицы было принято провожать русалок. С украшенных на семик березок снимали бусы и ленты. 4 Издавна   считалось,   что   в   мае   береза   обладает   наибольшей   целительной   силой.   В лекарственных целях используются почки, молодые листья, березовый сок, кора, чага, а также березовый деготь и активированный уголь. Объясните пословицу. Стоит дерево,  цветом зелено.  В этом дереве — четыре угодья:  первое — больным на здоровье,   второе   —   людям   колодец,   третье   —   от   зимы   свет,   четвёртое   —   дряхлым пеленанье.  Рассказ по таблице. Необычные свойства березы известны и экологам. В лесной зоне на месте вырубок или лесных пожаров первым поселяется кипрей или иван – чай. Это неприхотливое растений может жить на плохих почвах, в условиях сильного освещения, недостатка влаги. Ветер приносит легкие семена березы.   Под тенью кипрея поселяются березы. Березы растут очень   быстро.   Они   обогащают   почву   перегноем,   увеличивают   влажность,   снижают интенсивность освещения. И вот уже под березами поселяются молодые пихты или ели. Они   растут,   изменяют   условия   обитания.   Постепенно   под   ними   поселяются теневыносливые лесные растения, а березы начинают погибать. Вскоре на месте вырубки или пожара появляется тайга. Таким образом, происходит смена растительных сообществ. Подведение итогов урока и рефлексия. Учащиеся обсуждают ответы своих товарищей и предлагают оценки за работу на уроке. Выставляются оценки с учетом мнения учителя. Заключительное слово учителя. Наш урок проходит накануне Дня Победы. На победу работами многие люди: воевали, работами   на   военных   производствах,   выращивали   хлеб,   воспитывали   детей,   лечили раненых. В газете  «Аргументы и факты» была напечатана статья с необычным названием «Деревянное чудо Победы. Как советские ВВС победили Лютваффе».  Как же деревья помогли победить?  Во время гражданской войны в Испании, в которой участвовали летчики Советского союза, наши самолеты не могли противостоять немецким истребителям «Мессершмитт ­109Е». В нескольких конструкторских бюро началась работа по созданию нового легкого надежного самолета.   Только   высотный   МиГ   был   сделан   из   дюралюминия,   у   Яка   –   была   сварная алюминиевая   рама,   а   самолет   Лавочкина   был   полностью   сделан   из   древесины.   Этот материал изготавливался из березового шпона, можно сказать, что самолет был сделан из фанеры!   Герой   России   Иван   Кожедуб   сбил   на   таком   самолете   даже   реактивный Мессершмитт. Только в 1944г. силовые элементы машин стали делать из металла. Значит, наше русское национальное дерево береза внесло решающий вклад в Победу!      (Источник: Деревянное чудо Победы. Как советские ВВС победили Лютваффе. – Аргументы и факты, 1 августа 2012г.) Вспомните   в   праздничный   день   всех   тех,   кто   помог   победить:   своих   родных,   соседей, знакомых и неизвестных солдат.  Домашнее задание: соберите информацию о лекарственных растениях, которые можно  использовать во на прогулке, в лесу, на даче; 5 задание по учебнику.       6

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс

Урок "Растительные сообщества", посвященный Дню Победы. Биология, 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017