Урок развития речи: «Описание игрушки» «Матрешка»
Оценка 5

Урок развития речи: «Описание игрушки» «Матрешка»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
01.07.2017
Урок развития речи: «Описание игрушки» «Матрешка»
Публикация является частью публикации:
Тема нашего урока.doc

Разработка открытого урока

по русскому языку в 6 классе по теме

«Употребление прилагательных в речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок развития речи: «Описание игрушки»

«Матрешка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

учитель русского языка

 и литературы

Чистоусова Людмила Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

 

Тема: Описание игрушки

 

Цель: обучить написанию связного текста – описание предмета;

 Задачи урока:

- закрепить знания учащихся об описании как стиле речи;

- учить собирать материал к сочинению, строить ответ в определенной композиционной форме;

- развивать умение правильно употреблять имена прилагательные в речи, навыки работы с выразительными средствами языка;

- развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы);

- расширять знания об окружающей действительности;

-  способствовать развитию художественного вкуса шестиклассников;

- воспитывать бережное отношение к русскому языку, интереса к народному искусству,  любовь к своей Родине.

- продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью воздействия музыки на эмоции детей.

 

План:

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Актуализация знаний. Тема, цель урока.

3. Изучение нового материала.

4. Проверка знаний по домашнему заданию.

5. Физкультминутка.

6. Работа с таблицей.

7. Составление плана сочинения.

8. Устное сочинение-описание матрешки.

9.Подведение итогов. Рефлексия.

10. Организация домашнего задания. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

1.    Организационный момент. Приветствие.

Слайды 1        Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

                         Улыбки подарим гостям!

                         К уроку готовы! Тогда - за работу!

                         Удачи желаю я Вам!

 

2. Актуализация знаний. Тема, цель урока.

 

Тема нашего урока: «Описание игрушки».

-Послушайте загадку:

 

Схожи личиком сестрички,

 Как две капельки водички.

Но сидят они друг в дружке.

Что за милые игрушки?

(Матрешка)

 

-Мы будем сегодня говорить с вами о матрёшке. Слайд  2( На слайде)

 

 Сегодня нам предстоит большая и интересная работа: на  уроке мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению, а дома, используя свои материалы, приступим непосредственно к написанию сочинения «Я рисую матрёшку», «Вот какая игрушка», «Матрёшка – игрушка необычная»

Слайд  3 Стих про матрешек   (На слайде)

(Достаю матрешек)

 

Слово учителя: Слайд 4 (На слайде)

Матрешка-

    уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

    Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Она     душа России.

 

Словно репка, она крутобока,

 И под алым платочком на нас

 Смотрит весело, бойко, широко

 Парой черных смородинок – глаз.

 Алый, шелковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

 Упирается рука в деревянные бока,

 А внутри секреты есть:

 Может три, а может шесть.

 Разрумянилась немножко –

 Наша русская матрешка.

 

Беседа с классом:

- Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»?

 Варианты ответов: деревянная игрушка; кукла, сделанная из дерева; русская красавица; детская игрушка. А ещё как можно назвать?

Слайд 5

  (Сувенир (франц.), подарок на память; вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо или о чём-либо)

Слайд 6

(Русская матрёшка стала любимым сувениром для иностранных туристов.

Едет по России, плывет за океан

Наша русская матрёшка,

Весёлый сарафан.

И теперь диктует моду

Симпатичный сувенир,

Матрёшек хороводы

Покорили целый мир )

Об этом говорится в стихотворении, которое прочитает нам

Стих о матрешке ( Бердинских Вероника)  

                         

3. Изучение нового материала

 

Чтение стихотворения учащимися

Кто матрешку создал, я не знаю,

 Но известно мне, что много лет,

 Вместе с Ванькой- встанькой, как живая,

 Покоряет кукла белый свет.

 Где он краски брал, искусный мастер,

 В нивах шумных, в сказочном лесу?

 Создал образ неуемной страсти,

 Истинную русскую красу.

 На щеках навел зари румянец.

 Неба синь блеснул в ее глаза.

 И, пустив в неповторимый танец,

 Он, должно быть, весело сказал:

 Ну, так что ж, гуляй по свету,

 Весели себя, частной народ…

 И матрешка через всю планету

 До сих пор уверенно идет.

 Выступает гордо, величаво,

 С удалой улыбкой на лице.

 И летит за ней по миру слава,

 О безвестном мастере – творце!

 

Слайды 7  «Из истории русской матрёшки» . (Читать на слайде)

 

Слайды 8   Как появилась матрешка. (Читать на слайде)

 

Слайд 9 читать

Первая матрёшка была одета в русский сарафан и платочек. В руке она держала петуха. А внутри устроились старшие дочки – помощницы - одна в фартучке, другая с серпом, третья с плошкой. Был мальчик с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами. Кто-то, увидев игрушку, воскликнул:

« Настоящая Матрёна!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

   Самая большая матрёшка, выточенная семёновскими мастерами, была высотою в метр и вмещала 72 фигурки.

Русская матрёшка получила большую известность не только в России, но и за рубежом. В 1900 году эта игрушка на Всемирной выставке в Париже получила золотую медаль.

Чтобы изготовить матрешку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Чаще выбирают липу, она мягче. Древесину сушат, вытачивают, шлифуют заготовку. Далее идет обводка контура узора, прорисовывание фона, прорисовывание деталей, окончательная обводка и лакировка.

Матрешку полюбили простые люди. Ее стали делать мастера в разных городах. Все эти матрешки отличались друг от друга.

 

Слайд 10- 11  Виды матрешек Сергиев Посад

 

Особенность посадовских матрешек отображена в стихотворении

-(Какая?)

 

Слайд  12     Нижегородская область-семеновская,

 

Слайд  13  Полхов-Майдановская,

 

Слайд 14   Вятская   Делают ее в Нолинске. Особенность Вятской матрешки в том, что кроме яркого рисунка ее украшают узором из соломки.

   Слайд 15 Авторские матрешки

                      

А еще есть авторские матрешки. Они появляются в разных местах России. Художник сам придумывает, как расписать такую игрушку. Он может изобразить сказочных героев, известных людей, картины природы. У нас на выставке есть такая матрешка.

 

4. Проверка знаний по домашнему заданию.

Учитель анализирует выполнение Д.з. учащимися.

 Дома у вас был текст, в нем  нужно было обозначить части слов, в которых находятся вставленные орфограммы и объяснить их. Вставить знаки препинания между однородными членами.

 

Слайд 16     Посмотрите на текст

 

-У вас должен был получиться такой текст

 

Орфографическая пятиминутка  . Объясните написание слов:

 

   Матрёшка – это деревя(н,  нн)ая  кукла, похожая на ваньку-встаньку. Изображает она рус…кую  крестьянск..   девушку. Внутрь матрёшки вкладывают несколько меньших матрёшек, располагая их по росту.

    Матрёшка в шали алого цвета ст..яла на письме(н,  нн)ом столе.

 Она была густо покрыта лаком и блестела, как стекля(н, нн)ая. Солнечная, нарядная толстушка в ярком сарафане с узорами, а на голове пёстрый платочек. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, ж…лтой, ф…олетовой и самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.  Деревенский мастер нагр…дил Матрёш…к  ру…кой красотой соболи…ыми бровями и рдеющим, как угли румянцем. Синие глаза он пр…крыл дли…ыми ресницами. (К. Паустовский)

 

Анализ текста:

 

-Посмотрите на него и ответьте мне на несколько вопросов:

 -О чем говорится в тексте?

-Как автор ласково называет матрешку?

-Как описывается конструкция матрешки, найдите в тексте.

-Что говорится про наряд?

-Какое описание внешности мы можем найти в тексте?

- К какому типу речи вы отнесёте этот текст? (Художественное описание).

- Каково его главное назначение?  

    (Главная функция этого стиля - дать яркое представление о предмете).

 

- Какими  языковыми средствами пользуется автор, чтобы описать матрёшку?

 

- Эпитеты -  удивительно точные художественные определения.

Солнечная нарядная толстушка, соболиные брови, рдеющий румянец.

 

- Сравнения – маленькая как напёрсток; блестела, как стёклышко.

 

Объяснить значение слов:

Сусального золота

Сусальное золочение - наклеивание на поверхность изделия листочков золота.

Соболиные брови - густые, тёмные.

Рдеющие румянцем - от глагола рдеть (выделяться своим красным цветом).

 

На этот текст- описания можно опираться при написании сочинения. А сейчас немного отдохнем.

5. Физкультминутка

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки,  топают матрешки. 
(Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, 
(Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. 
(Наклоны головой влево-вправо)

 

- Мы сегодня сами будем создавать свой текст описание матрешки.

- Давайте вспомним структуру текста описания.

 

Слайд 17

 

1.Общая характеристика предмета описания или впечатление от него.

2.Признаки предмета описания.

3.Общая оценка предмета описания.

 

6. Работа с таблицей

 

Слово учителя

 

Всем вам известно, ребята, что для того, чтобы ярко и выразительно описать предмет в художественном стиле, необходимо собрать довольно богатый словесный материал

-А теперь давайте вместе подберем слова и словосочетания, которые помогут нам в работе и заполним таблицу.

Слайд 18

 

1. Рассмотрите матрешки. Можно ли сказать, что матрешка – это обычная игрушка?

  (нет, это игрушка необыкновенная)

 

- Какими словами мы могли охарактеризовать игрушку? (Своеобразная, оригинальная, не похожая на другие).

 

- В русском языке есть еще одно слово, которое поможет вам охарактеризовать матрешку. Эта игрушка самобытная, то есть свойственная, характерная именно для культуры русского народа, национальная игрушка.

(Запишем в первую графу)

 

2. - В чем особенность конструкции (построения) куколки?

 

(несколько куколок, одна меньше другой вкладываются друг в друга).

 

Крестьянские семьи на Руси были раньше большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу, поддерживая в трудную минуту. Оказывается, наша матрешка – не просто игрушка. Но еще и символ такой большой, дружной, крепкой семьи.

 

3.- Из чего изготавливаются матрешки? (Из дерева).

 

- Правильно. Игрушка изготавливалась народными умельцами из мягких пород дерева, чаще всего из липы. Как вы думаете, чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых, стеклянных? (такие игрушки безвредные, с ними приятно играть).

 

 

4.  Давайте посмотрим, какие цвета характерны для нашей матрешки?

(Яркие, теплые цвета. Много разных цветов).

- Когда в жизни нас окружает такое разноцветье, буйство красок?

 (Во время праздников).

А на Руси люди старались самую яркую и нарядную одежду приберечь до праздника. Кто из вас знает, какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым?

(Красный цвет).

- Верно. Слово «красный» раньше означало «красивый, хороший». Говорили: «красная девица» - красивая девица, «красный угол» - самый нарядный и красивый уголок в доме. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках.

 

-Давайте рассмотрим лицо игрушки. Попробуйте его описать.(5,6,7,8)

 

 ( Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые).

 

- Такая внешность у матрешки не случайна. Дело в том, что, рисуя игрушке лицо, мастера старались предать истинно народное представление о женской красоте. Вспомните, как описываются русские красавицы в народных сказках?

(О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые).

 

9. Что можем сказать о фигуре? ( Толстенькая, округлая)

 

- Такая кругленькая куколка опять-таки не случайно. Дело в том, что на Руси ценились женщины дородные, то есть высокие и полные. Считалось, что женщина худенькая, бледная не сможет содержать как нужно свою семью и выполнять тяжелую крестьянскую работу.

 

10. Какой наряд характерен для матрешки?

(Простой сарафан, передничек, платочек).

 

11. Как можно описать сарафан? (Раскрашен под цвет луга, реки, а передник под цвет радуги)

 

12.- Почему голова игрушки всегда в платочке?

(раньше женщине неприлично было показываться на людях без головного убора).

 

-Как видите, даже такая деталь, как платочек, нам многое может рассказать. Оказывается, это тоже из древнерусской культуры. Женщины носили головные уборы. Считалось позором «опростоволоситься», то есть показать постороннему человеку простые волосы. А какое значение в современном языке имеет слово «опростоволоситься»? (Это означает – «опозориться» )

 

- Каждый художник, создавая свою семейку матрешек, старается не повторяться, выполнить матрешек в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрешке показать свою «изюминку», ее отличие от других в семейке. Этим и интересны матрешки. Они как люди в одной семье: вроде бы чем-то похожи, но все-таки  разные!

- Мы сейчас с вами рассмотрели матрешек и собрали необходимые рабочие материалы к сочинению.

Вывод учителя:

- Рассматривая эту удивительную игрушку, мы с вами не только выполнили одну из важных задач урока: собрали материалы к сочинению, но и многое узнали о нашей древней национальной культуре. Давайте вспомним, что помогла нам узнать матрешка. (Учащиеся дают ответы о том, что они узнали о матрешке).

- Итак, матрешка больше, чем  просто игрушка, в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнской ласки, нежности, заботы и покровительства слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в Россию, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку-крестьяночку.

-Зачем же нам знать все то, о чем мы говорили сегодня на уроке?

(«Мы должны знать не только, что есть сейчас, но и то, что было раньше, так как это наша история и культура», «Мне кажется, что каждый человек, живущий в своей стране, должен знать обычаи своих предков»).

 

7. Работа над составлением плана сочинения.

Еще раз обратимся к структуре текста

Слайд 19

 

 

Любое сочинение включает в себя три части, какие это обязательные части? (вступление, основная часть, заключение)

o   В какой из них мы напишем о своих впечатлениях от матрешки в целом? (во вступлении).

o   В какой опишем частные признаки матрешки? (В основной части)

o   Сначала мы расскажем о конструкции матрешки, затем о цветовой гамме, в которой выполнена, потом о лице, фигурке, одежде и характере матрешки. Нужно сказать и о конкретной семейке матрешек).

o   О чем скажем в третьей части? (Мы скажем о том, что матрешка – не просто игрушка, а игрушечный символ России, русский сувенир).

 

-Так как у нас 1 урок на подготовку написания сочинения, я вам сегодня предлагаю готовый план. На следующих уроках развития речи план будем составлять вместе.

 (Посмотрите на обороте листочка)

Слайд 20

Матрешка – игрушка необычная.

1.     Своеобразие русской матрешки.

2.     Национальная русская игрушка:

а) конструкция матрешки и цветовое решение игрушки;

б) внешность куклы и особенность одежды;

в) черты характера, которыми наделил художник игрушку;

г) семейка матрешек

3. Игрушка, ставшая символом России.

 

8. Устное сочинение-описание матрешки

 

- Теперь, когда у нас есть собранные рабочие материалы, план и необходимые знания о матрешке, попробуем устно проговорить текст сочинения . Даю вам одну минутку, чтобы составить устное сочинение.

 

Вот какая игрушка

   Матрёшка – русский сувенир.

 Её костюм напоминает цветущий сад. Красивые цветы искусно переплетены с зелёными листочками. У матрёшки узорчатый платочек. Лицо у неё весёлое, а в глазах искрится улыбка. Матрёшка всегда весёлая, потому что в ней живут её подружки. А вместе им не бывает скучно.

 Смотрю я на матрёшку, и у меня сердце радуется.

 

Вот какая игрушка

Как замечательна матрёшка!

 На фартучке цветочки как огонёчки. На подоле фартучка бегут узоры. На платочке большой букет из цветочков, ягодок и листиков. Глаза у матрёшки голубые, красные щёчки и яркие губки. У неё добрый, весёлый характер. Куколка забавна тем, что внутри у неё спрятались такие же сестрички. Только одна другой меньше. Матрёшка приносит счастье в дом.

 Посмотришь на неё – сердце поёт.

 

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, сегодня мы с вами на уроке многое узнали о необычной игрушке -  матрешке, собрали рабочие материалы к сочинению и составили план.

-Рефлексия.

У вас на листе рисунок матрешки. Чего у нее не хватает?(Лица)

Вы должны нарисовать ей глаза, нос, улыбку, выражая свое отношение к уроку. Если урок понравился, ваша матрешка будет улыбаться.

(Рисуем).

 

Слайд 21

 

Наша  русская матрёшка

Не стареет  сотню лет.

В  красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

 

 

10. Организация домашнего задания. Итог урока.

 

Дома нужно написать сочинение «Матрешка – игрушка необычная».

Поскольку не у всех перед глазами дома будут матрешки, можно

взять свой рисунок матрешки и описать её.

 

   Слайд 22  Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

1.  Какая это игрушка

Своеобразная, оригинальная, самобытная, большая игрушечная семья

 

Пышная, нарядная толстушка, улыбающаяся. Уникальная, необычная, удивительная,

непохожая на других.

  2.  Конструкция

 

Состоит из нескольких куколок, которые вкладываются одна в другую.

3.  Материал

 

Изготовлена из дерева, сохраняет живое тепло.

4. Цвета

 

Яркие, тёплые краски. Создают ощущение праздника

5.  Нос

 

Маленький, курносый, вздёрнутый

6.  Глаза

Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой.

Круглые, озорные, веселые, лучистые, голубые, как блюдечки, глазки, как угольки, лучистые, приветливые, искрятся, золотым огоньком, выражают доброту.

 

7.  Щёчки

 

Румяные, будто яблочки, алые…

 

8.  Губки

 

Алые, бантиком, горят как пламя…

9.  Фигурка

 

Толстенькая, округлая

10. Наряд

Одежда украшена бутонами, гирляндами цветов, нарядной вышивкой

Орнамент яркий, броский, с затейливым узором.

 

11.  Сарафан

Раскрашен под цвет луга, реки, а передник под цвет радуги.

 

12. Платочек

 

Цветастый. На голове – венок из полевых цветов.

 

13. Характер

Ровный, спокойный

 

Добрая, сердечная, веселая, открытая, нежная, ласковая. Она очень приветливая, улыбчивая.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

У меня матрешка есть,

 Новая игрушка,

 В жёлтом сарафанчике

 Славная толстушка.

А её откроешь –

 В ней сидит вторая,

 Вся в зеленом, как весной

 Травка молодая…

А вторую отвернешь –

 Там еще матрешка.

 Та матрешка вовсе крошка,

 То – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет –

 Сарафан на ней надет

 Алый, как цветочек,

 И под цвет платочек.

 Пуще всех её храню,

 Больше всех её люблю,

 Маленькую крошку –

 Красную матрешку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрешка – игрушка необычная.

1.     Своеобразие русской матрешки.

2.     Национальная русская игрушка:

а) конструкция матрешки и цветовое решение игрушки;

б) внешность куклы и особенность одежды;

в) черты характера, которыми наделил художник игрушку;

г) семейка матрешек

3. Игрушка, ставшая символом России.

 

Приложение 3.

 

1.  Какая это игрушка

 

 

 

2.  Конструкция

 

 

 

3.  Материал

 

 

4. Цвета

 

 

 

 

5.  Лицо

 

 

 

6.  Глаза

 

 

 

7.  Щёчки

 

 

 

8.  Губки

 

 

 

9.  Фигурка

 

 

 

10. Наряд

 

 

 

11.  Сарафан

 

 

 

 

12. Платочек

 

 

 

 

13. Характер

 

 

 


Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме «Употребление прилагательных в речи»

Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме «Употребление прилагательных в речи»

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

А внутри секреты есть: Может три, а может шесть

А внутри секреты есть: Может три, а может шесть

С удалой улыбкой на лице. И летит за ней по миру слава,

С удалой улыбкой на лице. И летит за ней по миру слава,

Проверка знаний по домашнему заданию

Проверка знаний по домашнему заданию

Объяснить значение слов: Сусального золота

Объяснить значение слов: Сусального золота

В русском языке есть еще одно слово, которое поможет вам охарактеризовать матрешку

В русском языке есть еще одно слово, которое поможет вам охарактеризовать матрешку

Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые

Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые

Мы сейчас с вами рассмотрели матрешек и собрали необходимые рабочие материалы к сочинению

Мы сейчас с вами рассмотрели матрешек и собрали необходимые рабочие материалы к сочинению

Слайд 20 Матрешка – игрушка необычная

Слайд 20 Матрешка – игрушка необычная

Слайд 21 Наша русская матрёшка

Слайд 21 Наша русская матрёшка

Приложение 1. 1. Какая это игрушка

Приложение 1. 1. Какая это игрушка

Приложение 2. У меня матрешка есть,

Приложение 2. У меня матрешка есть,

Матрешка – игрушка необычная. 1

Матрешка – игрушка необычная. 1

Приложение 3. 1. Какая это игрушка 2

Приложение 3. 1. Какая это игрушка 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017