Урок развития речи. Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"
Оценка 4.7

Урок развития речи. Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
10.05.2018
Урок развития речи. Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"
Урок развития речи. Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер". Знакомство с биографией и творчеством художника, рассматривание картины, составление плана .Словарная работа. Подбор синонимов к слову художник. Работа над композицией сочинения. Устное словесное рисование картины. Беседа по вопросам на восприятие картины.
Сочинение по картине. Крымов Зимний вечер.docx

Тема урока: Сочинение-описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным впечатлениям;

 

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

 

Задачи.

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись.

Ход урока

1.Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.

Я рада вас видеть в этот прекрасный день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.

 

Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение,

 

2.Подготовка к восприятию картины

Знакомство с биографией художника.

 

- Николай Петрович Крымов(СЛАЙД 1) — художник, творивший в прошлом веке. Его любимым жанром были пейзажи. Поля, леса, сельские домики, утопающие в снегах или лучах света — Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути,  несмотря на бурные события, происходившие в стране. Он пережил три войны, знал нищету, но в своих работах никогда не касался политики или злободневных тем, так же,  как никогда не стремился творчеством угодить кому-либо.

- Только отгадав  загадку, вы поймете, с какой картиной этого автора мы с Вами сегодня познакомимся.

И так, слушаем загадку:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

(СЛАЙД 2)

 

Ученики отгадывают загадку, отвечают на вопросы.

 

Ученики: загадка о зиме.

 

- Скажите, пожалуйста, о чем мы будем говорить на уроке?

 

Ученики: мы сегодня будем говорить на уроке о зиме.

 

- Но не просто о зиме, а о картине Николая Петровича Крымова «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР».

 

3.Знакомство с картиной

(Рассматривание картины происходит под музыку из мультфильма «Падал прошлогодний снег»).

 

Ученики рассматривают репродукцию картины.

 

- Ребята, перед вами репродукция картины Крымова.  (СЛАЙД 3)

- Теперь мы с вами  перенесёмся в деревенскую атмосферу художника. Посмотрим, что ему больше всего захотелось изобразить на своей картине, которая называется «Зимний вечер».

 

4.Беседа по картине

- Какие чувства вызвала у вас картина?

- Что изображено на картине? 

- Каким автор изобразил снег на картине? Какое сочетание красок использует автор? 

- Что мы видим на переднем плане? Опишите. 

-На переднем плане пейзажа художник запечатлел замёрзшую речку.

- Как вы считаете, а что это за точки на переднем плане? 

-В них мы можем угадать деревенскую детвору.

- А что мы видим на среднем плане? 

-На среднем плане мы видим тонкую тропинку, протоптанную в сугробах, по которой идет вереница людей.

- Что художник изобразил на заднем плане? 

- На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес.

- Какого цвета на картине деревья и дома? 

- Они выглядят темными, почти черными, но это все же не черный, а темно-коричневый теплый цвет.

- Как вы считаете, что является главным в этой картине? 

-В этой картине главным является небо.

- Небо на картине одного цвета? 

-Нет, небо не одного цвета. Оно светлое, зеленовато-желтое.

- Какие словосочетания вы можете составить со словом небо? 

- Низкое небо, чистое небо, голубое небо.

- А что мы видим слева, немного в отдалении от жилых построек? 

- Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни.

- Как вы думаете, что означает церковь, какие чувства она вызывает, символом чего является купол церкви? 

-Это символ света, добра, надежды. Видно, что художник написал картину с большой любовью.

5.Словарно-орфографическая работа

- Как мы уже говорили,  Николай Петрович Крымов – один из лучших русских пейзажистов XX столетия. Давайте разберемся,  Кто же  такой пейзажист?В словаре дается такое объяснение:

Пейзажист — художник, описывающий природу (

 

- Наша речь должна быть не только богатой, но и правильно образованной. Очень важно избегать неоправданных повторов. В связи с этим выполним некоторые упражнения.

 

Задание. Перед вами еще один зимний пейзаж Крымова «Зимний день». (СЛАЙД 4). Подберите прилагательные для описания снега, изображенного на картине.

 

-Снег белый, голубой, голубовато-синеватый, светло-синий; рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.

 

6.Составление плана

- Такое прекрасное произведение живописи мог создать только внимательный, любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой. Мы с вами лишь можем восхищаться данным видом искусства, и запечатлеть свои мысли. Давайте вместе  попробуем составить план сочинения. Вспомним, из каких частей состоит сочинение-описание?

-Сочинение – описание состоит из 3 частей:

1) вступление;

2) основная часть;

3) заключение.

- Теперь мы можем приступить к составлению плана.

I. Н.П. Крымов - художник-пейзажист.

II. Зима в изображении художника:

А) передний план: снег; замёрзшая речка.

Б) особенности заднего плана: небо; зимняя деревушка; лес.

В) центр картины: тонкая тропинка, протоптанная в сугробах, вереница людей.

III. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж. Мои впечатления

 

- На ваших партах лежат выражения, которые вы можете использовать при построении предложений в своем сочинении.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Карточка.

 

Обогащение словарного запаса.

На переднем плане картины мы видим…;

Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался);

На фоне…(выделяются, показаны).

 

7.Устный пересказ

 

-Как бы вы начали и как бы закончили описание картины.?

- «Н.П. Крымов рос в мире искусства. Николай Петрович с детства любил природу, поэтому писал пейзажи, связанные с жизнью людей. А зима – одно из любимых времен года художника».

- А как мы можем закончить наше сочинение?

- «От картины веет тишиной, покоем. Автор любуется вечерними сумерками, богатством зимних красок. Мне тоже хочется побывать в этой тихой деревне, подышать морозным воздухом».

8. Итог урока.

Ребята, какую же интересную и полезную работу мы с вами провели?

9. Рефлексия.

У вас на столах лежат карточки красного и зеленого цветов.

Если вы уверены, что готовы к написанию сочинения, то поднимите вверх красную карточку.

Если вы не совсем уверены в своих силах, то зеленую.

Молодцы, я вижу, все готовы написать сочинение дома.

10. Домашнее задание.

Написать сочинение по плану, дополняя его своей информацией.


 

Тема урока: Сочинение-описание по картине

Тема урока: Сочинение-описание по картине

Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути, несмотря на бурные события, происходившие в стране

Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути, несмотря на бурные события, происходившие в стране

Каким автор изобразил снег на картине?

Каким автор изобразил снег на картине?

Пейзажист — художник, описывающий природу ( -

Пейзажист — художник, описывающий природу ( -

Устный пересказ - Как бы вы начали и как бы закончили описание картины

Устный пересказ - Как бы вы начали и как бы закончили описание картины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018