Тема урока: Сочинение-описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным впечатлениям;
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи.
Личностные УУД:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
-воспитывать любовь к родной природе,
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
-формировать умение строить речевое высказывание,
-формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные УУД:
-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
-формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
-учить постановке цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись.
Ход урока
1.Организационный момент
Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.
Я рада вас видеть в этот прекрасный день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.
Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение,
2.Подготовка к восприятию картины
Знакомство с биографией художника.
- Николай Петрович Крымов(СЛАЙД 1) — художник, творивший в прошлом веке. Его любимым жанром были пейзажи. Поля, леса, сельские домики, утопающие в снегах или лучах света — Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути, несмотря на бурные события, происходившие в стране. Он пережил три войны, знал нищету, но в своих работах никогда не касался политики или злободневных тем, так же, как никогда не стремился творчеством угодить кому-либо.
- Только отгадав загадку, вы поймете, с какой картиной этого автора мы с Вами сегодня познакомимся.
И так, слушаем загадку:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
(СЛАЙД 2)
Ученики отгадывают загадку, отвечают на вопросы.
Ученики: загадка о зиме.
- Скажите, пожалуйста, о чем мы будем говорить на уроке?
Ученики: мы сегодня будем говорить на уроке о зиме.
- Но не просто о зиме, а о картине Николая Петровича Крымова «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР».
3.Знакомство с картиной
(Рассматривание картины происходит под музыку из мультфильма «Падал прошлогодний снег»).
Ученики рассматривают репродукцию картины.
- Ребята, перед вами репродукция картины Крымова. (СЛАЙД 3)
- Теперь мы с вами перенесёмся в деревенскую атмосферу художника. Посмотрим, что ему больше всего захотелось изобразить на своей картине, которая называется «Зимний вечер».
4.Беседа по картине
- Какие чувства вызвала у вас картина?
- Что изображено на картине?
- Каким автор изобразил снег на картине? Какое сочетание красок использует автор?
- Что мы видим на переднем плане? Опишите.
-На переднем плане пейзажа художник запечатлел замёрзшую речку.
- Как вы считаете, а что это за точки на переднем плане?
-В них мы можем угадать деревенскую детвору.
- А что мы видим на среднем плане?
-На среднем плане мы видим тонкую тропинку, протоптанную в сугробах, по которой идет вереница людей.
- Что художник изобразил на заднем плане?
- На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес.
- Какого цвета на картине деревья и дома?
- Они выглядят темными, почти черными, но это все же не черный, а темно-коричневый теплый цвет.
- Как вы считаете, что является главным в этой картине?
-В этой картине главным является небо.
- Небо на картине одного цвета?
-Нет, небо не одного цвета. Оно светлое, зеленовато-желтое.
- Какие словосочетания вы можете составить со словом небо?
- Низкое небо, чистое небо, голубое небо.
- А что мы видим слева, немного в отдалении от жилых построек?
- Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни.
- Как вы думаете, что означает церковь, какие чувства она вызывает, символом чего является купол церкви?
-Это символ света, добра, надежды. Видно, что художник написал картину с большой любовью.
5.Словарно-орфографическая работа
- Как мы уже говорили, Николай Петрович Крымов – один из лучших русских пейзажистов XX столетия. Давайте разберемся, Кто же такой пейзажист?В словаре дается такое объяснение:
Пейзажист — художник, описывающий природу (
- Наша речь должна быть не только богатой, но и правильно образованной. Очень важно избегать неоправданных повторов. В связи с этим выполним некоторые упражнения.
Задание. Перед вами еще один зимний пейзаж Крымова «Зимний день». (СЛАЙД 4). Подберите прилагательные для описания снега, изображенного на картине.
-Снег белый, голубой, голубовато-синеватый, светло-синий; рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.
6.Составление плана
- Такое прекрасное произведение живописи мог создать только внимательный, любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой. Мы с вами лишь можем восхищаться данным видом искусства, и запечатлеть свои мысли. Давайте вместе попробуем составить план сочинения. Вспомним, из каких частей состоит сочинение-описание?
-Сочинение – описание состоит из 3 частей:
1) вступление;
2) основная часть;
3) заключение.
- Теперь мы можем приступить к составлению плана.
I. Н.П. Крымов - художник-пейзажист.
II. Зима в изображении художника:
А) передний план: снег; замёрзшая речка.
Б) особенности заднего плана: небо; зимняя деревушка; лес.
В) центр картины: тонкая тропинка, протоптанная в сугробах, вереница людей.
III. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж. Мои впечатления
- На ваших партах лежат выражения, которые вы можете использовать при построении предложений в своем сочинении.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Карточка.
Обогащение словарного запаса.
На переднем плане картины мы видим…;
Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался);
На фоне…(выделяются, показаны).
7.Устный пересказ
-Как бы вы начали и как бы закончили описание картины.?
- «Н.П. Крымов рос в мире искусства. Николай Петрович с детства любил природу, поэтому писал пейзажи, связанные с жизнью людей. А зима – одно из любимых времен года художника».
- А как мы можем закончить наше сочинение?
- «От картины веет тишиной, покоем. Автор любуется вечерними сумерками, богатством зимних красок. Мне тоже хочется побывать в этой тихой деревне, подышать морозным воздухом».
8. Итог урока.
Ребята, какую же интересную и полезную работу мы с вами провели?
9. Рефлексия.
У вас на столах лежат карточки красного и зеленого цветов.
Если вы уверены, что готовы к написанию сочинения, то поднимите вверх красную карточку.
Если вы не совсем уверены в своих силах, то зеленую.
Молодцы, я вижу, все готовы написать сочинение дома.
10. Домашнее задание.
Написать сочинение по плану, дополняя его своей информацией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.