Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"
Оценка 4.8

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
29.03.2018
Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"
Публикация является частью публикации:
Неотразимая потребность новой жизни.docx
Урок по литературе в 10 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»  «Неотразимая потребность новой жизни, новых людей» (Н.А.Добролюбов)  (урок проводится перед изучением романа И.С.Тургенева «Отцы и дети») Учитель Казакова Тамара Владимировна Визитная карточка урока Цели урока:  В когнитивной области – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа   «Накануне»   И.С.Тургенева   как   воплощении   авторской   картины   мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; В   психомоторной   области  –   умение   вычленять   нужную   информацию   из художественного   произведения,   формировать   общее   мнение,   уметь   строить   устное     (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; В   аффективной   области  –   формирование   представления   о   русском   языке   и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности; Образовательная    –   проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.  Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,   выразительное   чтение,   устное   выражение   собственного   мнения),   использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне») Основная идея урока: Накопление   читательского,   аналитического,   речевого   и   языкового   опыта   ученика, результатом   которого   становится   собственное   высказывание   по   проблеме,   т.е. индивидуально­авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно­нравственное воспитание учащихся. Текстовый концепт как фрагмент  индивидуально­авторской  художественной картины мира Общеязыковой концепт как инвариант             коллективного (социального)             знания                                      Личностный  концепт как  вариант индивидуального знания (системы личностных смыслов,  координирующих с системными  значениями слова–имени концепта) Основные   понятия   урока:   текст,   герой   литературного   произведения,   эпизод, смирение, диктат сознания, добро Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия).  Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения». Способ   реализации   поставленных   целей   урока:   урок,   выполнение   специальных заданий   при   работе   в   отобранными   учителем   фрагментами   романа   И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания  письменного высказывания и выработки своего личного решения. Оборудование урока: Распечатки   текстов,   отобранных   для   обсуждения   (три   фрагмента   из   романа И.С.Тургенева   «Накануне»).   Мультимедийный   проектор   для   презентации   (в   классе интерактивная доска) Предварительная   работа:  подготовить   выразительное   чтение   фрагментов   романа И.С.Тургенева   «Накануне».   Учащимся   прочитать   роман   (с   целью   свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.    Ход урока Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Власть над собой – самая высшая власть… Л.Н.Толстой Слайд 1. Портрет И.С.Тургенева и обложка романа «Накануне» I  . Учитель:  В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о   замысле   романа   «Накануне»:  «В   основание   моей   повести положена   мысль   о   необходимости   сознательно­героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно­героическими натурами и как он к ним относился? Обратимся  к  известной   статье  писателя  (она  была  написана  параллельно  с  романом)  ­ «Гамлет и Дон Кихот»,   Характеризуя тип Гамлета, Тургенев держит в уме «лишнего человека», дворянского героя, под Дон Кихотами же он подразумевает новое поколение общественных   деятелей.   В   черновиках   статьи   Дон   Кихот   неспроста   именуется «демократом».   Верный   своему   общественному   чутью,   Тургенев   ждет   появления сознательно­героических натур из разночинцев. Слайд 2. Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот) Какие   же   свойства   человеческой   природы   воплощают   в   себе   эти герои? В   Гамлете   доведен   до   трагизма   принцип   анализа,   в   Дон   Кихоте доведен до комизма принцип энтузиазма. В Гамлете главное ­ мысль, а   в   Дон   Кихоте   ­   воля.   В   этом   раздвоении   Тургенев   видит трагическую сторону человеческой жизни: «Для дела нужна воля, для дела нужна мысль; но мысль и воля разъединились и с каждым днем разъединяются более...» Но главное. Что объединяет этих героев, ­ это   их   стремление   к   Добру,   которое   есть   вечная,   высшая   цель   нашей   жизни.   Это сознательный выбор каждого из героев. Раздумья   о  сущности   характера   общественного   деятеля,   о   сильных   и   слабых   сторонах сознательно­героических   натур   нашли   прямой   отголосок   в   романе   «Накануне», опубликованном в 1860 году в январском номере журнала «Русский вестник». Слайд 3. Иллюстрации героев романа. II   . Назовите героев романа. ­ Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова. Проблемный вопрос Хочется   вам   задать   вопрос:   кто,   с   вашей   точки   зрения,   «более   герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»? Ответы учащихся: ­ Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа; ­ Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену; (почти все ученики обычно отвечают, что Инсаров) Проблемный вопрос: кто герой – ответ дать в конце урока    (после чтения фрагментов романа) Учитель: Н.А.Добролюбов,   посвятивший   разбору   этого   романа   специальную   статью   «Когда   же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.  По его мнению, героем произведения является Елена Стахова.  Почему? Слайд 4. Текст эпизода (фрагменты). III   . Анализ эпизодов романа «Накануне» 1. Первый эпизод  (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. В последнее время она обходилась с матерью, как с больною бабушкой; а отец, который гордился ею, пока она слыла за необыкновенного ребенка, стал ее бояться, когда она выросла, и говорил о ней, что она какая­то восторженная республиканка, бог знает в кого! Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала "во веки веков"; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, ­­ а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, ­­ и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь.       Гувернантка,   которой  Анна  Васильевна   поручила  докончить  воспитание   своей   дочери,   ­­ воспитание, заметим в скобках, даже не начатое скучавшей барыней, ­­ была из русских, дочь разорившегося взяточника, институтка, очень чувствительное, доброе и лживое существо; она то   и   дело   влюблялась   и   кончила   тем,   что   в   пятидесятом   году   (когда   Елене   минуло семнадцать   лет)   вышла   замуж   за   какого­то   офицера,   который   тут   же   ее   и   бросил. Гувернантка эта очень любила литературу и сама пописывала стишки; она приохотила Елену к   чтению,   но   чтение   одно   ее   не   удовлетворяло:   она   с   детства   жаждала   деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во  сне,   расспрашивала   об  них   всех   своих   знакомых;   милостыню   она   подавала   заботливо,   с невольною   важностью,   почти   с   волнением.   Все   притесненные   животные,   худые   дворовые собаки, осужденные на смерть котята, выпавшие из гнезда воробьи, даже насекомые и гады находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими. Мать не мешала   ей;   зато   отец   очень   негодовал   на   свою   дочь   за   ее,   как   он   выражался,   пошлое нежничанье и уверял, что от собак да кошек в доме ступить негде. "Леночка, ­­ кричал он ей, бывало,   ­­   иди   скорей,   паук   муху   сосет,   освобождай   несчастную!"   И   Леночка,   вся встревоженная, прибегала, освобождала муху, расклеивала ей лапки. "Ну, теперь  дай себя покусать, коли ты такая добрая", ­­ иронически замечал отец; но она его не слушала. На десятом году Елена познакомилась с нищею девочкой Катей и тайком ходила к ней на свидание в сад, приносила ей лакомства, дарила ей платки, гривеннички ­­ игрушек Катя не брала. Она садилась с ней рядом на сухую землю, в глуши, за кустом крапивы; с чувством радостного смирения   ела  ее   черствый   хлеб,  слушала  ее   рассказы.   У Кати  была  тетка,  злая  старуха, которая ее часто била; Катя ее ненавидела и все говорила о том, как она убежит от тетки, как будет жить на всей божьей воле; с тайным уважением и страхом внимала Елена этим неведомым, новым словам, пристально смотрела на Катю, и все в ней тогда ­­ ее черные, быстрые, почти звериные глаза, ее загорелые руки, глухой голосок, даже ее изорванное платье ­­ казалось Елене  чем­то особенным, чуть не священным. Елена  возвращалась домой и долго потом думала о нищих, о божьей воле; думала о том, как она вырежет себе ореховую палку, и сумку наденет, и убежит с Катей, как она будет скитаться по дорогам в венке из васильков: она однажды видела Катю в таком венке. Входил ли в это время кто­нибудь из родных в комнату, она дичилась и глядела букой. Однажды она в дождь бегала на свиданье с Катей и запачкала себе платье; отец увидал ее и назвал замарашкой, крестьянкой. Она вспыхнула вся ­­ и страшно и чудно стало ей на сердце. Катя часто напевала какую­то полудикую, солдатскую песенку;  Елена  выучилась   у  ней   этой  песенке...  Анна  Васильевна   подслушала   ее   и пришла в негодование.     ­­ Откуда ты набралась этой мерзости? ­­ спросила она свою дочь.       Елена только посмотрела на мать и ни слова не сказала: она почувствовала, что скорее позволит растерзать себя на части, чем выдаст свою тайну, и опять стало ей и страшно и сладко на сердце. Впрочем, знакомство ее с Катей продолжалось недолго: бедная девочка занемогла горячкой и через несколько дней умерла.       Елена очень тосковала и долго по ночам заснуть не могла, когда узнала о смерти Кати. Последние слова нищей девочки беспрестанно звучали у ней в ушах, и ей самой казалось, что ее зовут... Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент? ­ она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным; ­ она дружила с Катей, хотя они были разные; ­ не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное… ­ она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей… Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей. ­ Она садилась с ней рядом на сухую землю, в глуши, за кустом крапивы; с чувством радостного смирения ела ее черствый хлеб, слушала ее рассказы. ­  как будет жить на всей божьей воле ­ с тайным уважением и страхом внимала Елена этим неведомым, новым словам ­ казалось Елене чем­то особенным, чуть не священным ­ думала о нищих, о божьей воле… ­ отец увидал ее и назвал замарашкой, крестьянкой ­ Она вспыхнула вся ­­ и страшно и чудно стало ей на сердце ­  она почувствовала, что скорее позволит растерзать себя на части, чем выдаст свою тайну, и опять стало ей и страшно и сладко на сердце. Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»? ­ ответы учащихся  смирения Почему «с чувством радостного       Кати?  » ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Что   такое   «смирение»?   Это   слово,   наверное,   принадлежит   больше   19   веку,   чем современному 21 веку.  Что означает оно? ­ Это — «скромность духа; отсутствие гордыни; кротость». ­ Смирение ­ подчинение человека чьей либо воле. Смиренный человек как качество самого человека ­ это добровольное подчинение, смирение самого себя чьей то воле ­ Бердяев о смирении: «Смирение есть раскрытие души для реальности… Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым… Смирение   есть   не   самоуничтожение   человеческой   воли,   а   просветление   и   свободное подчинение её истине». ­   смирение   это   целостное   восприятие   Жизни.   Смирение   раскрывается   у   человека   в процессе духовного роста, Елена становится старше, она духовно обогащается, вот почему она жалеет животных, вот почему она перестает быть откровенной с родителями… ­ Смирение — одна из высших добродетелей человека без которого любое «человеческое добро есть мерзость пред Богом» так как это внешнее добро есть лишь благообразная маска прикрывающая внутреннее несовершенство. Смирение не есть рабская покорность и подавленность, оно есть качество  раскрытого божественного достоинства человека как творения Божия. ­   Смир ние   —   добродетель,   противоположная   гордыне,   это   одна   из   самых   главных добродетелей в христианской жизни.  ее Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5): Смирение — это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек — это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, как говорил Апостол Павел:  «Побеждайте зло добром». Поэтому, когда мы защищаем ближнего, то есть творим добро, мы побеждаем зло — добром. Смирение   по   отношению   к   самому   себе   —   человек,   обладающий   смирением   по   отношению   к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте, если он действительно виноват, он винит только себя, и на любое справедливое обвинение или даже оскорбление, вызванное его действием (бездействием), в свой адрес, такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.  Безусловно, то, о чем сказано — это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит — путь к Богу — окажется бесплодным. Не случайно   корнем   слова   «смирение»   является   слово   «мир».   Наличие   в   сердце   смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей. Учитель: ­   В   духовной   жизни   христианина   смирение   проявляется   в   том,   что   человек   в   любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой. Назовите слова­синонимы к слову «смирение». Слайд 6. Слова­синонимы. Синонимичные   значения   слова   «смирение»:   кротость,   миролюбие,   благорасположение, доброжелательность,   покорность   Богу,   забота   о   ближнем,   благодарение,   сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь. В христианстве «смирение» ­ это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира. В   психологии   поведение   Елены   Стаховой   обозначают   другим   выражением:  «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение? ­ это самостоятельный выбор человека ­ это поступки, продиктованные сознанием человека ­   это   когда   человек   совершает   поступки   согласно   своему   волеизъявлению,   когда   они продиктованы нравственными принципами. ­ и другие ответы учащихся Прочитать стихотворение (слайд 7): Смириться — значит, жить с чистым сердцем, Смириться — значит открыться добру. Смирение — это есть ключ ко спасению: К радости, счастью — в этом грешном миру Смирение — одно очень важное слово, Смирение — способно возвысить до неба, Смиритесь — под руку Господа Бога, И спокойствие ваше не потревожат проблемы. Но каковы же пути, этого мудрого слова? Как же суметь претворить его в жизнь? Ответом послужат три несложных глагола: Покаяться сердцем, прощать и любить.  М. Н. 2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню. Слайд 8. Текст эпизода. Странный ей привиделся сон. Ей показалось, что она плывет в лодке   по   Царицынскому   пруду   с   какими­то   незнакомыми людьми. Они молчат и сидят неподвижно, никто не гребет; лодка подвигается сама собою. Елене не страшно, но скучно: ей бы хотелось узнать, что это за люди и зачем она с ними? Она глядит, а пруд ширится, берега пропадают ­­ уж это не пруд, а беспокойное море: огромные, лазоревые, молчаливые волны величественно качают лодку; что­ то гремящее, грозное поднимается со дна; неизвестные спутники вдруг вскакивают, кричат, махают   руками...   Елена   узнает   их   лица:   ее   отец   между   ними.   Но   какой­то   белый   вихорь налетает на волны... все закружилось, смешалось...      Елена осматривается: по­прежнему все бело вокруг; но это снег, снег, бесконечный снег. И она  уж   не   в   лодке,   она   едет,   как  из  Москвы,   в   повозке;   она   не   одна:   рядом   с   ней   сидит маленькое   существо,   закутанное   в   старенький   салоп.   Елена   вглядывается:   это   Катя,   ее бедная подружка. Страшно становится Елене. "Разве она не умерла?" ­­ думает она.     ­­ Катя, куда это мы с тобой едем?      Катя не отвечает и завертывается в свой салопчик; она зябнет. Елене тоже холодно; она смотрят вдоль по дороге: город виднеется вдали сквозь снежную пыль. Высокие белые башни с серебряными   главами...   Катя,   Катя,   это   Москва?   Нет,   думает   Елена,   это   Соловецкий монастырь: там много, много маленьких тесных келий, как в улье; там душно, тесно, ­­ там Дмитрий заперт. Я должна его освободить... Вдруг седая, зияющая пропасть разверзается перед нею. Повозка падает, Катя смеется. "Елена! Елена!" ­­ слышится голос из бездны.        "Елена!"   ­­   раздалось   явственно   в   ее   ушах.   Она   быстро   подняла   голову,   обернулась   и обомлела: Инсаров, белый как снег, снег ее сна, приподнялся до половины с дивана и глядел на нее большими, светлыми, страшными глазами. Волосы его рассыпались по лбу, губы странно раскрылись. Ужас, смешанный с каким­то тоскливым умилением, выражался на его внезапно изменившемся лице.     ­­ Елена! ­­ произнес он, ­­ я умираю. Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю? ­ ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова; ­ ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»; ­   любить   Инсарова,   выйти   за   него   замуж,   последовать   за   ним   в   Болгарию   –   все   это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком. Учитель Да, это так: Елене, чтобы дружить с Катей и чтобы любить Инсарова, пришлось отказаться от   многого.   Она   «столбовая   дворянка»,   но   она   делает   сознательный   выбор   в   пользу нравственных идей, идеи любви к человеку. Вот почему отец это отметил и ещё в детстве выдал ей удостоверение: «замарашка, крестьянка, республиканка». Елена Стахова стояла перед выбором, на место ее избранника претендовали разные люди: молодой ученый­историк Берсенев, подающий надежды скульптор и живописец Шубин, успешно   начинающий   служебную   деятельность   чиновник   Курнатовский   и   обычный человек, болгарский революционер Дмитрий Инсаров.  Социально­бытовой   сюжет   романа   имеет   символический   подтекст.   Юная   Елена олицетворяет молодую Россию «накануне» предстоящих перемен. Кто всего нужнее ей сейчас:   люди   науки,   люди   искусства,   честные   чиновники   или   сознательно­героические натуры, люди гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова, как и ее дружба с Катей в детстве,  дает недвусмысленный ответ на этот вопрос. Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным? ­ Я должна его освободить... «Должна»   ­   от   слова   «долг»,   «долженствование»   у   Елены   Стаховой   на   первом   месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения? Ответы учащихся: ­ наверное,  да.  Елене  труднее  совершить  поступок,  ей  от многого надо  отказаться:  от семьи,   привычного   круга,   привычной   жизни…   Она   теряет   больше,   чем   Инсаров   – разночинец, небогатый человек… ­   она   тайно   выходит   замуж   за   Инсарова,   потому   что   ей   надо   расстаться   с   семьей   и дворянским образом жизни; ­ но если бы не было Инсарова, то и Елена не совершила бы своего подвига – не поехала бы за ним в Болгарию, не осталась бы там продолжать его дело после смерти Инсарова… ­ влияние Инсарова было сильным, хотя Елена и без него уже была такой: она сама выбрала девочку Катю. 3.  Да,  не  будь  Инсарова,  Елена  не  совершила   бы  подобного  поступка.  Обратимся  к  3 эпизоду. Это письмо Елены родным. Слайд 9. Иллюстрация и текст эпизода.    Недели три после отъезда Елены из Венеции Анна Васильевна получила в Москве следующее письмо:        "Милые   мои   родные,   я   навсегда   прощаюсь   с   вами.   Вы   меня   больше   не   увидите.   Вчера скончался   Дмитрий.   Все  кончено  для  меня.  Сегодня  я  уезжаю   с  его  телом  в Зару.   Я его схороню, и что со мной будет, не знаю! Но уже мне нет другой родины, кроме родины Д. Там готовится восстание, собираются на войну; я пойду в сестры милосердия; буду ходить за больными, ранеными. Я не знаю, что со мной будет, но я и после смерти Д. останусь верна его памяти, делу всей его жизни. Я выучилась по­болгарски и по­сербски. Вероятно, я всего этого не перенесу ­­ тем лучше. Я приведена на край бездны и должна упасть. Нас судьба соединила недаром: кто знает, может быть, я его убила; теперь его очередь увлечь меня за собою. Я искала счастья ­­ и найду, быть может, смерть. Видно, так следовало; видно, была вина... Но смерть все прикрывает и примиряет, ­­ не правда ли? Простите мне все огорчения, которые я вам причинила; это было не в моей воле. А вернуться в Россию ­­ зачем? Что делать в России?     Примите мои последние лобзания и благословения и не осуждайте меня.  Е." Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер. ­ Я приведена на край бездны и должна упасть. Какое слово повторяется? ­ должна Почему? ­ она больше герой, чем Инсаров ­ она по долгу поступает ­ недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие» ­ она сознательно выбирает свой путь  . Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.  IY  Неудовлетворенность Елены современным состоянием жизни в России, ее тоска по иному, более   совершенному   социальному   порядку   в   философском   плане   романа   приобретает «продолжающийся» смысл, уходящий в вечность. «Накануне» ­ это роман о порыве России к новым общественным отношениям, пронизанный нетерпеливым ожиданием сознательно­ героических натур, которые двинут вперед дело освобождения крестьян, само название произведения «Накануне» говорит о тех изменениях, накануне которых оказалась Россия. И   в   то   же   время   это   роман   о   бесконечных   исканиях   человечества,   о   постоянном стремлении   его   к   социальному   совершенству,   о   вечном   вызове,   который   бросает человеческая личность равнодушным законам «природной мастерской»: «О боже! ­ думала Елена,   ­   зачем   смерть,   зачем   разлука,   болезнь   и   слезы?   или   зачем   эта   красота,   это сладостное   чувство   надежды,   зачем   успокоительное   сознание   прочного   убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства?». Но главное – это роман о герое – Елене   Стаховой,   которая   выбрала   свой   путь,   которая   рано   стала   самостоятельной   и которая «должна» была жить в согласии (в смирении) с самой собой. Елена Стахова – литературная героиня. Знаете ли вы таких женщин, которые похожи на тургеневскую героиню? Ответы учащихся: ­ жёны декабристов, которые отказались от всего и последовали за мужьями в Сибирь (обычно называют Екатерину Трубецкую, Марию Волконскую) ­ Полина Геббль, она поехала за Анненковым в Сибирь и там вышла за него замуж ­ Юлия Вревская, о которой писал Тургенев в стихотворении в прозе «Юлия Вревская» и Л.Н.Толстой… Обратимся к эпиграфам урока: Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Власть над собой – самая высшая власть… Л.Н.Толстой В основе смирения лежит Добро, это цель жизни человека. В основе поступков – долг и сознание. Значит, герой произведения Тургенева – Елена Стахова. Слайд 10. Текст Смирение   есть   проявление   духовной   мощи   в   победе   над   самостью.   Смирение   есть раскрытие души для реальности. Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым. Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение ее истине. (Николай Бердяев) Домашнее задание:  письменный аргументированный ответ на вопрос «Кто герой романа И.С.Тургенева «Накануне»? Использованная литература и интернет­ресурсы 1. Архимандрит   Клеопа   (Илие)   Что   такое   смирение? http://www.pravoslavie.ru/put/43862.htm 2. http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0030.shtml   ­   текст   романа   И.С.Тургенева «Накануне» 3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Смирение  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Смирение_(в_христианстве) 5. Пестов   Н.Е.   Современная   практика   православного   благочестия. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pestov_praktika_pravoslavnogo_blago chestiya_66­all.shtml Приложение 1. О смирении Смирение — моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе. Смирение   ­   добродетель,   покорность,   которая   может   возникнуть   от   сознания,   что совершенство   (божество,   нравственный   идеал,   возвышенная   цель),   к   которому   человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и   рабскую   покорность.   Истинное   смирение   составляет   нравственную   гордость,   смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым. Смирение ­ подчинение человека чьей либо воле. Смиренный человек как качество самого человека ­ это добровольное подчинение, смирение самого себя чьей то воле " но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Фил.2:7,8)". Смиренный (усмиренный) кем­то ­ это насильственный акт над волей человека или даже животного,"Так   усмирены   были   Филистимляне,   и   не   стали   более   ходить   в   пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила.(1Цар.7:13)". Усмиренный человек смиряется из­за страха животного, смиренный из­за страха Божьего ­ из любви к Нему. Ещё   одна   польза   смирения   состоит   в   том,   что   она   удерживает   нас   от   хвастовства. Благодаря этому мы не раздражаем других и избегаем ставить себя в неловкое положение, если они не в восторге от наших достижений. Смиренный человек слушается совета и принимает наставление. «Наставительные поучения — путь к жизни». (Пр. 6:23) Гордые люди   не   принимают   наставления;   они   думают,   что   они   никогда   не   делают   ничего неправильного. Смиренные люди, напротив, знают, что они делают ошибки, и благодарны за наставление. Если мы облеклись смирением, мы будем уважать других. Люди   соглашаются,   что   столкновения   между   народами   и   расовая   борьба   объясняются национальной и расовой гордостью. Но гордость — это противоположность смирению, и «погибели   предшествует   гордость   и   падению   надменность».   (Пр.   16:18)   Для   условий жесткой борьбы за власть или ресурсы, в которой каждый руководствуется собственными, а не общими интересами, характерно отсутствие или недостаток смирения. В современном обществе   существует   мнение,   что   хвастовство,   амбициозность,   желание   выделиться, любыми путями прорваться вверх по служебной лестнице, позволяет достичь большего жизненного успеха, нежели смирение. Н.Бердяев  о смирении: «Смирение есть раскрытие души для реальности… Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым… Смирение   есть   не   самоуничтожение   человеческой   воли,   а   просветление   и   свободное подчинение её истине». Другой   вариант   —   смирение   это   целостное   восприятие   Жизни,   так   как   ситуации   и обстоятельства   являются   внешним   отражением   внутреннего   состояния   души   человека. Смирение   раскрывается   у   человека   в   процессе   духовного   роста   и   выхода   за   пределы собственного   эго,   активно   контролирующего   душу   человека   и   ограничивающего   её проявления через создание негативных реакций как способа самозащиты, что разделяет единый   процесс   осуществления   Жизни.   Необходимо   разделять   достоинство   эго   и достоинство Бога в человеке. Как правило происходит подмена последнего на первое и смирение   обозначают   как   унижение   достоинства   эго­личности,   забывая   о   том,   что достоинство   Бога   унизить   невозможно.   Смирение   —   одна   из   высших   добродетелей человека без которого любое «человеческое добро есть мерзость пред Богом» так как это внешнее добро есть лишь благообразная маска прикрывающая внутреннее несовершенство. Смирение   не   есть   рабская   покорность   и   подавленность,   оно   есть   качество   раскрытого божественного достоинства человека как творения Божия. Во многих основных религиях, таких как христианство, ислам, иудаизм, буддизм и др. смирение одна из добродетелей позволяющая человеку жить осознанно с Богом уже в этой жизни. За годы воинствующего атеизма   в   понятие   «смирение»,   как   и   в  другие   добродетели,   был   заложен   искаженный смысл, подменяющий истинное значение с целью утверждения жизни без Бога, что уже изначально   является   ложным   так   как   до   сих   пор   человек   лишь   открывает   законы мироздания, изучает их действие, а не создает их. ее Смир ние   —   добродетель,   противоположная   гордыне,   и   одна   из   самых   главных добродетелей в христианской жизни. В духовной жизни христианина проявляется в том, что   человек   в   любых   обстоятельствах   пребывает   в   мире   с   самим   собой   и   Богом,   не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним. Синонимичными   значениями   слова   «смирение»   являются   вкупе:   кротость,   миролюбие, благорасположение,   доброжелательность,   покорность   Богу,   забота   о   ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь. Библия содержит обетования благодати и милости Божьей смиренным людям. В частности, апостол Пётр пишет: …облекитесь   смиренномудрием,   потому   что   Бог   гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. (1Пет.5:5—6) Наличие в сердце смирения у человека свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей, а также осознанием своей греховности и искренним раскаянием во всяком злом деле (и даже помысле). Ни одно другое слово не понимается так неверно нецерковными людьми (а также, людьми, которые только начинают воцерковляться), как слово «смирение». Под смирением часто, совершенно неправильно, имеют в виду забитость, унижение, чувство вины, неумение и нежелание отстоять, где это необходимо, достоинство человека и христианина. А значение глагола   «смирить»   обычно   понимают   как   синоним   слова   «унизить».   Но   это   в   корне неправильное понимание смирения как добродетели. В духовной жизни христианина ни одна другая добродетель не значит так много и, одновременно, не дается так трудно, как эта. Смирение — это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути — это одно качество в трех различных проявлениях. Смирение по отношению к Богу — это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение — стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал.4:19). Кроме того, смирение характеризуется принятием жизненных невзгод и бытовых проблем без печали в сердце, со словами «Боже, да будет воля Твоя на всё». Однако смирение не синоним слова «бездействие» в вопросах бытовых и личных проблем и невзгод в жизни человека. То есть, конечно же, нужно искать способы выйти из трудного положения, но если что­то не получается, ни за что не пускать в сердце печаль или уныние. Нередко   по   ошибке   смирение   отождествляют   с   бездумным   и   безответственным послушанием каким­то авторитетам не от Бога, или покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение — жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с его волей, ученичество  у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста.[1] Смирение по отношению к другим людям — отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит каждого человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Потому как любой человек, вне зависимости от вероисповедания является образом Божиим. Однако, смирение вовсе не предполагает потворство злу, и безропотное созерцание, когда твой   ближний   испытывает   страдание   от   злого   умысла   другого   человека.   В   данной ситуации, предотвращение насилия по отношению к ближнему не идет наперекор понятию «смирения».   Смирение   —  это  мир   с   Богом  в   любых,   самых   крайних   обстоятельствах, смиренный человек — это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, по слову Апостола Павла «Побеждайте зло добром». Поэтому, когда мы защищаем ближнего, то есть творим добро, мы побеждаем зло — добром. Смирение по отношению к самому себе — человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте, если он действительно виноват, он винит только себя, и на любое   справедливое   обвинение   или   даже   оскорбление,   вызванное   его   действием (бездействием), в свой адрес, такой человек готов произнести искреннее: «прости». Рассказ из жизни митрополита Антония Сурожского «О смирении» "Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит: — «Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!» — «А что ты делаешь против него?» — «Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает». — «А в чем же заключается твое тщеславие?» — «Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!» Я улыбнулся и сказал: — «А знаешь что, это правда!» Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула: — «Что же тогда мне делать? Я погибла!» — «Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность — это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту». — «А как же это сделать?» — говорит она. — «Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости   меня,   Господи,   что   на   ту   красоту,   которую   Ты   мне   дал,   я   накладываю   такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице». Я думаю, что это можно применить и к духовным свойствам. «Нищи духом» те, которые сознают, что все, что у них есть, — от Бога, и вместо того, чтобы ради приобретения ложного   смирения   отказываться   от   этого,   отрицать   это,   они   воспринимают   это   и обращаются к Богу с благодарностью за то, что Он это им дал.   Безусловно,   то,   о   чем   сказано   —   это   идеал,   к   которому   должен   стремиться   каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит — путь к Богу — окажется бесплодным.   Не   случайно   корнем   слова   «смирение»   является   слово   «мир».   Наличие   в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей. Брат спросил старца: «Что есть смирение?» Старец отвечал: «Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло». Брат возразил: «Если человек не достиг такой   меры,   что   ему   делать?»   Старец   сказал:   «Пусть   избегает   людей,   избрав   своим подвигом молчание» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)) Не   тот   проявляет   смиренномудрие,   кто   осуждает   себя…   но   тот,   кто,   будучи   укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Преподобный Иоанн Лествичник) Кто   желает   быть   подобным   Богу,   пусть   будет,   по   силе   человеческой,   кротким   и смиренным. Смиренный   не   уничижается   в   лишении   и   бедности   и   не   оказывается   надменным   в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели. Смиренный   не   завидует   успеху   ближнего,   не   радуется   его   сокрушению,   а,   напротив, радуется с радующимися и плачет с плачущими. Смиренный   не   клевещет   брату   на   брата   (это   сатанинское   дело),   но   служит   для   них миротворцем, не воздавая злом за зло. Смиренный ненавидит самолюбие, потому не домогается первенства.   Смирение   есть   проявление   духовной   мощи   в   победе   над   самостью.   Смирение   есть раскрытие души для реальности. Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым. Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение ее истине. (Николай Бердяев) Необходимо лишь смирение, для того чтобы святость Божья пребывала в Его творении и сияла через него (Эндрю Мюррей) [1] [2]. В понятиях Святой Руси смирение — одна из главных духовно­нравственных ценностей: «Смиренье — Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье» Приложение 2. Сознание 1. Бытие позади сознания и бытие перед ним. Сознание психологически   или социально психологически   зависимое   от   бытия   и   сознание,   в     соответствии   со   своей   природой, чувствующее и понимающее внешний мир,   контролирующее и само себя, одним словом, всегда   имеющее   свой   объект,     зависимое   от   него.   Первое   отношение   есть   в   сущности онтологическая  зависимость сознания от бытия, второе ­ гносеологическая.  2. Наконец, при тождестве этих двух отношений, ибо и гносеологическая   зависимость имеет онтологическую природу, и онтологическая ­  гносеологическую, складываются два противоположных типа единства двух   этих сторон и, в качестве оптимальной формы ­ онтогносеология   сознания, в которой видятся и апперцепция и относительная свобода воли.  3.   Тайна   сознания.   Прежде   всего   оно   представляет   собой   внутреннюю     сторону объективного материального процесса. Сам по себе процесс   сознания сопровождает ход вещей   и   если   взять   это   отношение   в     абстракции,   то   у   нас   останется   спинозовская субстанция с двумя  атрибутами, из которых атрибут мышления является одновременно ее собственным   эпифеноменом,   сопровождаемым   психологической     достоверностью, внутренней стороной и внешним самопознанием. То и  другое здесь совпадают, вследствие чего   как   бы   и   никакой   проблемы   нет.     Субстанция   мыслит   себя,   мышление   это   ее внутреннее   самоотражение.     Отсюда   и   Фейербах:   что   для   меня   акт   психологический, внутреннее, то  для другого акт физический, объективный. А там, где  я  и  ты  совпадают ­ в бесконечности ­ там субстанция сама себя так сказать  переживает и постигает. пучины   диктата, Не «сны разума порождают чудовищ сознания» (Ф. Гойя. «Сон разума». — Капричос), а необходимость   подавления,   возникшего   вместе   со   стадом млекопитающих,   порождает   тех   уродцев   психологии   и   те   «вершины   духа»,   которые считаются достижениями человечества. Это понятия справедливости, честности, морали, добра,   мужества,   общественного   блага,   самопожертвования,   которые   весьма   удобны иерархам диктата и интенсивно проповедуются ими, их подручными, но почти никогда не становятся   основой,   доминантой   для   их   собственных   активаций.   Интроспективная, глубинно­психологическая сущность диктата расслаивает отношение индивида к диктату на   два   базовых   компонента:   подсознательную   совокупность   мотиваций   универсально­ гедонистского толка, движущих человеком и детерминирующих его жизненные активации, и   сознательно­подсознательную   совокупность   мотиваций   самой   различной   природы, инъецируемых   диктатом,   противостоящих,   ассимилирующих,   подавляющих   мотивации первой совокупности с целью выработки конформистского стереотипа мышления, догм, установок   и,   в   конце   концов,   жизненного   уклада.   Трактовка   эволюции   диктата   как процесса антагонизма этих двух совокупностей мотиваций даже при первом рассмотрении обнаруживает   свои   психологические   корни   в   классическом   учении   Фрейда   и последователей   в   той   его   части,   где   рассматривается   взаимосвязь   сознательного, подсознательного, бессознательного: Оно, Я, супер­Я (Ид, Эго, супер­Эго). Эта трактовка проблемы   явственно   связана   также   с   идеями   Платона   («Государство»),   Аристотеля («Политика»), Кьеркегора, Хайдеггера. Приложение 3. О романе И.Тургенева «Накануне» Тургенев   верно   уловил   в   характере   Инсарова   типические   черты   лучших   людей эпохи   болгарского   Возрождения:   широта   и   разносторонность   умственных   интересов, сфокусированных   в   одну   точку,   подчиненных   одному   делу   ­   освобождению   Болгарии. Силы Инсарова питает и укрепляет живая связь с родной землей, чего так не хватает русским героям романа ­ Берсеневу, который пишет труд «О некоторых особенностях древнегерманского права в деле су дебных наказаний», талантливому Шубину, который лепит вакханок и мечтает об Италии. Берсенев и Шубин ­ тоже деятельные люди, но их деятельность слишком далека от насущных потребностей народной жизни. Это люди без крепкого корня, отсутствие которого рождает в их характерах или внутреннюю вялость, как у Берсенева, или мотыльковое непостоянство, как у Шубина.   В то же время в поведении Инсарова подчеркивается упрямство, прямолинейность и некоторый   педантизм.   Художественную   характеристику   сильных   и   слабых   сторон Инсарова завершает ключевой эпизод с двумя статуэтками героя, которые вылепил Шубин. На первой из них Инсаров был представлен героем, а на второй ­ бараном, поднявшимся на задние   ножки   и   склоняющим   рога   для   удара.   Рядом   с   сюжетом   социальным,   отчасти вырастая   из   него,   отчасти   возвышаясь   над   ним,   развертывается   в   романе   сюжет философский.   Роман   открывается   спором   между   Шубиным   и   Берсеневым   о   счастье   и долге. «Каждый из нас желает для себя счастья, ­ рассуждает Берсенев, ­ но такое ли это слово: «счастье», которое соединило, воспламенило бы нас обоих, заставило бы нас подать друг другу руки? Не эгоистическое ли, я хочу сказать, не разъединяющее ли это слово». Соединяют людей слова: «родина, наука, свобода, справедливость». И ­ любовь, если она не   «любовь­наслаждение»,   а   «любовь­жертва».   Инсаров   только   тогда   отвечает   Елене взаимностью, когда убеждается: она готова пожертвовать всем ради свободы Болгарии. Но вот оказывается, что жизнь хитрее и мудрее героев. На протяжении всего романа Инсаров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительности своего счастья, от чувства виновности перед кем­то, от страха расплаты за свою любовь. Почему? Жизнь ставит перед Еленой роковой вопрос: сродни знаменитому вопросу Ивана Карамазова о слезинке ребенка, ценой которой окупается мировая гармония. Совместимо ли   великое   дело,   которому   она   отдалась,   с   горем   «бедной,   одинокой   матери»?   Елена смущается и не находит возражения на свой вопрос. Любовь Елены к Писареву приносит несчастье не только ее матери: она оборачивается невольной жестокостью и по отношению к отцу, к друзьям Берсеневу и Шубину, она ведет Елену к разрыву с Россией. «Ведь все­ таки это мой дом, ­ думала она, ­ моя семья, моя родина...» Елена безотчетно ощущает, что и   в   ее   чувствах   к   Инсарову   счастье   близости   с   любимым   человеком   преобладает   над любовью к тому делу, которому весь, без остатка, хочет отдаться герой. Отсюда ­ чувство вины Елены перед Инсаровым: «Кто знает, может быть, я его убила».   В свою очередь Инсаров тоже задает Елене аналогичный вопрос: «Скажи мне, не приходило   ли   тебе   в   голову,   что   эта   болезнь   послана   нам   в   наказание?»   Любовь­ наслаждение и общее дело оказываются несовместимыми.   Однако   мысль   о   трагизме   природных   основ   бытия   не   умаляет,   а   напротив, укрупняет в романе Тургенева красоту и величие дерзновенных порывов человеческого духа,   оттеняет   поэзию   любви   Елены   к   Инсарову,   придает   широкий   общечеловеческий смысл социальному содержанию романа. Неудовлетворенность Елены современным состоянием жизни в России, ее тоска по иному,   более   совершенному   социальному   порядку   в   философском   плане   романа приобретает «продолжающийся» смысл, уходящий в вечность. «Накануне» ­ это роман о порыве   России   к   новым   общественным   отношениям,   пронизанный   нетерпеливым ожиданием   сознательно­героических   натур,   которые   двинут   вперед   дело   освобождения крестьян. И в то же время это роман о бесконечных исканиях человечества, о постоянном стремлении   его   к   социальному   совершенству,   о   вечном   вызове,   который   бросает человеческая личность равнодушным законам «природной мастерской»: «О боже! ­ думала Елена,­зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного   покровительства?».   Современников   Тургенева   из   лагеря   революционной демократии не мог не смущать финал романа: неопределенный ответ Увара Ивановича на вопрос Шубина, будут ли у нас люди, подобные Инсарову. Какие могли быть загадки на этот счет в конце 1859 года, когда дело реформы стремительно продвигалось вперед, когда «новые люди» заняли ключевые посты в журнале «Современник»? Чтобы верно ответить на этот вопрос, нужно выяснить, какую программу действий предлагал Тургенев «русским Инсаровым».   Автор   «Записок   охотника»   вынашивал   мысль   о   братском   союзе   всех антикрепостнических   сил   перед   лицом   общенационального   врага   и   надеялся   на гармонический   исход   социальных   конфликтов.   Инсаров   говорит:   «Заметьте:   последний мужик, последний нищий в Болгарии и я ­ мы все желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!» Тургеневу хотелось, чтобы все   прогрессивно   настроенные   люди   России,   без   различия   социальных   положений   и оттенков в политических убеждениях, протянули друг другу руки.      В жизни случилось другое. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?»   решительно   противопоставил   задачи   «русских   Инсаровых»   той   программе общенационального   единения,   которую   провозглашает   в   романе   Тургенева   болгарский революционер. Русским Инсаровым предстоит борьба с «внутренними турками», в число которых   у   Добролюбова   попадают   не   только   консерваторы,   но   и   либеральные   партии русского   общества.   Статья   била   в   святая   святых   убеждений   и   верований   Тургенева. Потому он буквально умолял Некрасова не печатать ее, а когда она была опубликована ­ покинул журнал «Современник» навсегда.  Приложение 4. Слайды Портреты Ивана Сергеевича Тургенева Автор Н.Д. Дмитриев­Оренбургский. Елена и Берсенев у больного Инсарова. Иллюстрация к роману "Накануне".

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"

Урок развития речи в 5 классе "Что такое текст"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018