Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Сочинение после изучения эпохи Серебряного века. Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 24—25. Сочинение.rtf
Уроки 24—25. Сочинение
Темы сочинений:
1. Поиски и находки поэтов Серебряного века.
2. Образ города в поэзии Серебряного века.
3. Противоречия эпохи в поэзии Серебряного века
4. Об одном стихотворении Серебряного века.
5. Мой любимый поэт Серебряного века
Примерный развернутый план сочинения по теме:
«Поиски и находки поэтов Серебряного века»
I. Введение
Суть метафоры «серебряный век». Традиции, преемственность, связь с «золотым
веком»
русской поэзии. Активность литературной жизни. Временные рамки Серебряного
века. Основные
литературные направления.
II. Основная часть
1. Истоки и задачи символизма:
— французский символизм, философия В. С. Соловьева;
— задача возрождения литературы, постижения мирового единства через символы.
а) Поиски «старших символистов»:
— символизм как литературная школа;
— «создания искусства — приотворенные двери в вечность» Брюсов;
— формальное экспериментирование, музыкальные композиционные приемы в поэзии
(примеры — Бальмонт и др.);
— активное использование мифологических образов в поэзии;
— установка на самоценность, автономность искусства («искусство для искусства»);
— религиозно-философские поиски «старших символистов» (Мережковский, Гиппиус);
— декадентство и символизм.
б) Символизм как целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни
для
«младосимволистов»:
— установка на сотворчество читателя;
— мифотворчество;
— пессимистическая мифология Ф. Сологуба;
— мистические идеалы и вера в обновление мира (А. Белый);
— раннее творчество А. Блока: образ «Вечной Женственности»;
— открытие многозначности слова;
— музыкальность поэзии;
— новое содержание искусства как объединяющего людей начала.
2. Истоки акмеизма (символизм). Противостояние акмеизма символизму. «Цех
поэтов»:
— отношение к поэзии как к мастерству;
— утверждение красоты жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях,
возрождение
традиций «золотого века» русской поэзии»;
— романтические мотивы, географическая и историческая экзотика в творчестве Н.
Гумилева;
— новое содержание предметного мира и значение бытовой детали в раннем
творчестве
А. Ахматовой;
— возвращение ценностей и красоты реального мира в поэзии акмеистов.
3. Футуризм как выражение стремления к будущему:
— декларации футуристов («Пощечина общественному вкусу»); — пафос отрицания «старого искусства», утверждение «нового искусства»,
призванного
преобразить мир;
— установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество, новые
композиционные и графические эффекты в поэзии (В. Каменский, В. Хлебников, В.
Маяковский),
отношение к слову как к конструктивному материалу;
— эстетическое бунтарство футуристов как реакция на стремительно меняющийся
мир;
— новые функции искусства как выражения творчества масс;
— смелые эксперименты футуристов. Борьба со стереотипами в «эгофутуризме» И.
Северянина.
III. Заключение
Заслуги поэзии Серебряного века: выражение настроения эпохи, поиски новых путей
в
искусстве, разнообразие творческих индивидуальностей, привлечение читателя к
сотворчеству.
Развитие традиций поэтов Серебряного века в современной поэзии.
Вариант уроков 24—25 (I).
Судьба поэтов Серебряного века
Цели урока: расширить представления учеников о творчестве поэтов Серебряного
века;
совершенствовать навыки анализа стихотворений.
Задания ученикам
Подготовить сообщение о творчестве понравившегося вам поэта. Выучить одно из
стихотворений. Можно провести поэтический вечер, на котором каждый ученик
представит
творчество понравившегося ему поэта и прочитает его стихи.
О ходе урока:
Урок можно построить таким образом: краткие сообщения о поэтах Серебряного века
перемежать чтением стихотворений (или отрывков), зачитывать воспоминания
современников.
Вряд ли следует увлекаться перечислением фактов биографии. Важно выбрать
несколько ярких
эпизодов в судьбе поэта и несколько наиболее характерных стихотворений, показать
роль поэта в
литературном процессе рубежа веков. Неизбежно рамки разговора о поэтах
Серебряного века
будут раздвинуты включением новых для учеников литературоведческих терминов,
сведений,
мнений, что расширит кругозор, позволит обогатить литературную компетенцию
учеников.
Предложить классу включаться в разговор о творчестве поэтов, дополнять анализ
стихотворений своими впечатлениями. Напомним, что одна из постоянных
формулировок
выпускных сочинений включает восприятие, истолкование, оценку какого-либо
стихотворения.
Для сообщений можно выбрать рассказ о судьбе поэтов, оставшихся в Советской
России, и
о судьбе тех, кто оказался в эмиграции.
Еще один вариант: послушать песни и романсы на стихи поэтов Серебряного века,
сделать музыкальные паузы, а может быть, под музыку прочитать стихотворение. В
оформлении можно использовать портреты поэтов, репринтные издания их произведений,
старинные вещи
(часы, фотографии, подсвечники, веера и т. д.), которые помогут создать необходимый
антураж. Во
всяком случае, значительное время на подготовку урока окупится приподнятой
атмосферой и
душевным теплом. Формально такие уроки лучше не проводить вообще.
I. О. Э. Мандельштаме
Судьба Осипа Эмильевича Мандельштама (1891—1938) поначалу складывалась
блистательно. Он получил прекрасное образование — сначала в России, затем во
Франции, в
Сорбонне, потом в Германии, в Гейдельбергском университете, и снова в России — на
историко-
филологическом факультете Петербургского университета. Поездки по Европе
углубили его
интерес к романской филологии, к античной культуре. Он рано начал писать стихи.
Восемнадцатилетним юношей он вошел в поэтический мир Петербурга, а затем и в
«Цех поэтов»,
руководимый Гумилевым.
По мнению А. А. Ахматовой, у Мандельштама нет учителей, он поэт от Бога: «Кто
укажет,
откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют
стихами Осипа
Мандельштама?»
Если не учителем, то предшественником Мандельштама был Тютчев. Об этом говорит
хотя бы перекличка поэтов в стихотворениях с одинаковым названием « Мотивы
тютчевских
«Певучесть есть в морских волнах..» и «О вещая душа моя...» звучат у Мандельштама
в
стихотворении «Слух чуткий парус напрягает...» У обоих поэтов сходны
интерпретации образов:
космос, хаос, сон, море...
Поэзия Мандельштам имеет и символистские истоки: его пленяло творчество М.
Кузмина, «классического поэта», по его словам; он увлекался философией В.
Соловьева, Н.
Бердяева. П. Флоренского; его взгляды на природу слова были родственны взгляда А.
Белого. С
1910-х годов Мандельштам сближается с акмеистами, сотрудничает в журналах
«Алоллон» и
«Гиперборей», разрабатывает поэтику акмеизма. Когда через много лет
Мандельштама спросили,
что такое акмеизм, он ответил: «Тоска по мировой культуре».
В поэзии Мандельштама — культура, искусство в разных его воплощениях:
литература,
театр, живопись, архитектура. Музыка же определяется как «всего живого /
Ненарушаемая связь»,
она воплощается в образах Моцарта, Бетховена, Баха, Скрябина; порой соединяется с
античными
образами, что придает ей характер вечной гармонии:
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись...
Слово понимается как некий строительный материал, камень, из которого строится
здание поэзии. Недаром первый сборник поэта, вышедший в 1913 году, носит
название «Камень». Мандельштам говорит о поэтическом зодчестве: «Мы вводим готику в отношения
слов, подобно
тому как Себастьян Бах утвердил ее в музыке». Поэта увлекают архитектонические
возможности
предмета — камня, глины, дерева, — их структура и философская суть, вещь как
вместилище духа
и как слово. Поэт овеществляет и отдельные явления, наделяет предметы весом,
тяжестью. Эта
тяжесть ощущается в противопоставлении предметов, порой может быть
несвойственна им по
природе: «дворники в тяжелых шубах», «крылья уток теперь тяжелы», «тяжелый
валит пар», но
некоторые «вещи легки», человек несет «легкий крест». В поэзии Мандельштама
чувствуется не
только «вес» вещи, но и ее фактура, плотность, материал: «шелк щекочущего шарфа»,
«мрамор
сахарный», «медная луна», «стеклянная твердь», «железные ворота», «цветные
стекла», «хрупкая
раковина», звезда, кажущаяся «булавкой заржавленной»...
Само слово «камень» употребляется редко, но его ощущаешь косвенно: шаль, «спадая
с
плеч, окаменела», «возит кирпичи / Солнца дряхлая повозка». Камню придается
философско-
символический смысл. Мистическому, ирреальному противопоставляется земное,
вещественное,
реальное.
С образом камня связаны и образы архитектуры — одна из ведущих тем поэзии
Мандельштама. Это стихи о египетских пирамидах, о Софийском соборе в
Константинополе, об
античных памятниках архитектуры, о Соборе Парижской Богоматери, о храмах
Кремля, об
Адмиралтействе... Мандельштам описывает не столько эти сооружения, сколько свои
мысли о них,
ассоциации, вызванные архитектурными шедеврами, делает философские обобщения:
...красота — не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
Шедевры зодчества одухотворены поэтом: это не просто идеальные сооружения, это
душа, запечатленная в камне, просвечивающая сквозь него. В стихотворении «О, этот
воздух,
смутой пьяный...» соборы московского Кремлях с «восковыми ликами» имеют каждый
свое лицо,
свой нрав и, в то же время, общее — скрытый в них живой огонь таланта:
Успенский, дивно округленный,
Весь удивленье райских дуг,
И Благовещенский, зеленый,
И, мнится, заворкует вдруг.
Архангельский и Воскресенья
Просвечивают, как ладонь, —
Повсюду скрытое горенье,
В кувшинах спрятанный огонь...
В поэзии Мандельштама образы мировой культуры сопрягаются с явлениями обычной
жизни цепочками ассоциаций: петербургский бродяга похож на Верлена («Старик»),
луна
напоминает циферблат часов, он, в свою очередь, вызывает размышления о времени, вспоминается Батюшков, умевший отвлекаться от сиюминутного ради мыслей о
вечном («Нет, не
луна, а светлый циферблат...»). В «Петербургских строфах» сближены историко-
культурные
пласты старого и нового Петербургов:
Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Форма настоящего времени глагола («садится») пренебрегает реальным временем —
всё
происходит «здесь и сейчас», и на улицах Петербурга появляется даже герой
пушкинского
«Медного всадника», «чудак Евгений», один из многих: он «бедности стыдится, /
Бензин вдыхает
и судьбу клянет».
Поэт прослеживает глубинные связи, взаимопроникновения явлений, отдаленных во
времени и в пространстве. Таким образом, он постигает свое время, свою эпоху;
убеждается в
вечности, преемственности культуры даже во времена, враждебные ей.
Среди своих товарищей-акмеистов Мандельштам выделялся неповторимым
своеобразием. Как отмечает Е. С. Роговер, «для поэта характерно усиление роли
художественного
контекста с его ключевыми словами-сигналами; вера в возможность познать
иррациональное и
пока необъяснимое; раскрытие темы космоса и попытка уяснить особое место в нем
личности;
высокая философичность поэзии; гимн Дионису и прославление пламенного
вдохновения («Ода
Бетховену»), противопоставленного сухому ремеслу и рациональному мышлению;
претворенная в
творчестве христианская идея преодоления смерти; нехарактерное для акмеизма
устремление
через миг к вечности; приверженность к эпохе романтического средневековья и миру
музыки».
Октябрьскую революцию 1917 года Мандельштам встретил как нечто неотвратимое. В
стихотворении 1918 года «Прославим, братья, сумерки свободы...» — предчувствие
конца времени:
В ком сердце есть, тот должен слышать время,
Как твой корабль ко дну идет.
Образ жестокого, смертельно раненного, разбитого времени и в стихотворении 1922
года
«Век»:
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
...И еще набухнут почки,
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!
Здесь переосмысляется гамлетовский образ: «Распалась связь времен…» он
становится
более осязаемым, более «болезненным», мучительным. Переосмысление образов классической литературы происходит и в стихотворении
«Концерт на вокзале»:
Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит...
Гармонический мир лермонтовского «Выхожу один я на дорогу...» разрушен, и нет не
то
что надежды — нет возможности дышать.
В том же 1922 году вышел новый сборник поэта — «Tristia» (в переводе с латыни —
«Скорби»). Хотя темы этого сборника — античность, связь эпох, любовь, однако
основная
тональность от названию. В стихотворении «На страшной высоте блуждающий
огонь!.» (1918)
грустным рефреном повторяется строка: «Твой брат, Петрополь, умирает!» Эта
происходящая на
глазах гибель становится предвестницей грядущей глобальной катастрофы.
С тех пор как в 1925 году Мандельштам получил категорический отказ советского
издательства печатать его стихи, он не имел возможности печататься пять лет. В
стихотворении «1
января 1924» — предчувствие такого поворота:
Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,
Еще немного — оборвут
Простую песенку о глиняных обидах
И губы оловом зальют.
К тридцатым годам Мандельштаму уже все совершенно ясно. Век-зверь оборачивается
веком-волкодавом:
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Иносказательность этого образа очевидна. Лирический герой готов ко всему — в
лучшем
случае, к сибирской ссылке. Во многих стихах Мандельштама — намеки на аресты,
насилие,
бесчинство власти, на советскую тиранию и самого тирана:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны.
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
В первый раз поэта арестовали в 1934. Правда, самые черные времена еще были
впереди:
Мандельштама было предписано «Изолировать, но сохранить». Ссылка в Воронеж
казалась
надеждой, она отмечена творческим подъемом поэта: он создал здесь три
«воронежских тетради»
стихов. Ахматова писала: «Поразительно, что простор, широта, глубокое дыхание
появились в
стихах Мандельштама именно в Воронеже когда он был совсем несвободен».
В мае 1938 года последовал второй арест. Двадцатыми числами октября этого же года
датировано последнее письмо Осипа Эмильевича Мандельштама, адресованное брату
и жене:
«Дорогой Шура!
Я нахожусь — Владивосток, СВИТЛ, 11-й барак.
Получил 5 лет за к.р.д. по решению ОСО. Из Москвы из Бутырок этап выехал 9
сентября, приехал 12 октября. Здоровье очень слабое. Истощен до крайности, исхудал,
неузнаваем почти, но
посылать вещи, продукты и деньги — не знаю, есть ли смысл. Попробуйте все-таки.
Очень мерзну
без вещей.
Родная Наденька, не знаю, жива ли ты, голубка моя. Ты, Шура, напиши о Наде мне
сейчас
же. Здесь транзитный пункт. В Колыму меня не взяли. Возможна зимовка.
Родные мои. Целую вас...»
(Пояснения:
СВИТЛ — управление Северо-восточных исправительно-трудовых лагерей.
К.р.д. — контрреволюционная деятельность.
ОСО — особое совещание.)
Получив письмо, жена поэта, Надежда Яковлевна, тут же выслала посылку, но Осип
Эмильевич ничего получить не успел. Деньги и посылка вернулись с пометой: «За
смертью
адресата».
Жизнь поэта оборвалась в окрестностях Владивостока, в лагере переселенческого
пункта.
Могила его неизвестна, как и могилы многих его товарищей по несчастью. Стихи же
его, несмотря
на многолетний запрет, вернулись к читателям. Время над ними не властно.
II. О Г. Иванове
Георгий Иванов (1894—1958) — один из крупнейших поэтов русской эмиграции, чьи
стихи лишь недавно вернулись на родину: первая его книга вышла на родине лишь в
1989 году (не
считая дореволюционных сборников).
Сбылось написанное в его «Посмертном дневнике»: «Но я не забыл, что обещано
мне //
Воскреснуть. Вернуться в Россию — стихами».
А в молодости, которая совпала с расцветом русской поэзии, он не числился в первых
поэтах. Это был петербургский денди, сноб, эрудит, острослов, сочинитель стихов,
автор
нескольких книг — а кто тогда не писал?
Женой Иванова была Ирина Одоевцева (1895-1990), поэтесса, прозаик, мемуарист,
которая намного пережила его, а в 1987 году вернулась в Россию — в Ленинград. Она
написала
интереснейшие воспоминания, мемуары о поэтах Серебряного века. В этих
воспоминаниях и
ранняя биография Георгия Иванова, воспроизведенная по его рассказам. По словам
Ирины
Одоевцевой, «стихи давались ему невероятно легко, как будто падали с неба
законченными».
Стихи могли быть вызваны совершенно случайными, незначительными причинами:
Так, занимаясь пустяками —
Покупками или бритьем, —
Своими слабыми руками
Мы чудный мир воссоздаём.
Приходят на память сроки Анны Ахматовой — о том же:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...
В большого русского поэта Иванов вырос в эмиграции, тоска по родине определило
основную тональность его стихов:
Россия счастие. Россия свет. А, может быть, России вовсе нет.
Подобно Бунину, Иванов сохранил Россию в своем творчестве такой, какой он ее знал
и
любил:
Это звон бубенцов издалёка,
Это тройки широкий разбег
Это чёрная музыка Блока
На сияющий падает снег...
Уже в этом четверостишии. Мы замечаем характерный прием Георгия Иванова,
который
теперь во многом определяет современную нам русскую поэзию (концептуализм, или
реминисцентная поэзия). Речь идет о центоне, или «лоскутном» стихотворении.
Изобрел его не Иванов, это придумали поздние римские поэты. Сочтя, что все великое
уже написано, они изобрели своеобразную игру: из разных классических стихов
составлять новые
тексты, причем эти тексты приобретали «двуслойность». Кроме знакомого читателю
«старого»
смысла появлялся новый — за счет необычного контекста. Название «центон»
происходит от
латинского — «лоскутное одеяло».
Многие критики не считают центоны полноценными стихотворениями. Центон близок
к
цитатности — использовании фрагментов одного произведения в другом.
Классический центон
полностью состоит из цитат, однако чаще в поэтических текстах встречаются
отдельные цитаты из
известных стихотворений. В русской поэзии зачинателем этого приема считается П.
А. Вяземский,
пользовался им, например, А. С. Пушкин.
Для Георгия Иванова прием цитатности, центона стал потребностью, способом
подключения к контексту отечественной культуры:
Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
Как далеко до завтрашнего дня!..
И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.
Как пишет литературовед Л. Калюжная, «Георгий Иванов положил последний штрих
на
полотне той эпохи в искусстве, которую мы называем русской классикой, вписав на
скрижали ХХ
века строки поэтов прошлого, и, прорвав это полотно, устремился в будущее, но этого
«будущего»,
может показаться, ни в чем не находил:
От будущего я немного,
Точнее ничего не жду.
Не верю в милосердье Бога
Не верю, что сгорю в аду.
По его поэзии можно судить обо всех отречениях, искусах, кощунствах, обольщениях,
экспериментах, которые прошли наши современники по веку. Он сам ничего не
избегнул и ничего
не утаил. Но по его же поэзии можно судить и о том, с чем пришел человек ХХ века к
порогу
третьего тысячелетия. «Господи, воззвах к Тебе!» — может быть, именно в этом
сущность
ивановской поэзии?» — задавался вопросом Георгий Адамович. Поэзия Георгия Иванова удивительно современна, словно обращена к нам:
Звезды синеют. Деревья качаются.
Вечер как вечер. Зима как зима.
Все прощено. Ничего не прощается.
Музыка. Тьма.
Все мы герои и все мы изменники,
Всем, одинаково, верим словам.
Что ж, дорогие мои современники,
Весело вам?
«Чтобы стать поэтом, надо как можно сильнее раскачнуться на качелях жизни», —
вспоминал Георгий Иванов слова Александра Блока. Но сам он раскачнулся не на
качелях жизни,
а на «качелях» своей тоски. Внешняя сторона его жизни небогата событиями. Он не
испытывал
своего мужества в путешествиях и на войне, как Гумилев, не заводил романов «не для
любви — для
вдохновенья», как Брюсов... Ему не надо было «становиться» поэтом, он, по словам
Адамовича,
«пришел в мир, чтобы писать стихи», и вот его тема, его судьба появилась —
изгнанничество».
Эта тема может проявляться по-разному: являться словами, выражаться чувством,
угадываться в настроении. Одиночество, тоска, душа, стремящаяся «сказаться» с
другой душою:
Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...
Проходит тысяча мгновенных лет
И перевоплощается мелодия
В тяжелый взгляд в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в «Ваше благородие»,
В корнета гвардии — о, почему бы нет?
Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
Как далеко до завтрашнего дня!
И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.
Все проходит — лишь искусство вечно. Музыка, поэзия меняется, перевоплощается,
может стать цветком, а может воплотиться в совершенно прозаические вещи:
«рейтузы, ментик».
Временные и пространственные рамки разъяты, надо только прислушаться,
вглядеться в туман,
почувствовать гармонию, неизменно существующую в мире и неизменно
недостижимую.
Вариант уроков 24—25 (II).
Сонет Серебряного века
Цели урока: расширить представления учеников о жанре сонета; показать роль сонета
в
творчестве поэтов Серебряного века; совершенствовать навыки анализа
стихотворений.
Ход урока
I. Совет как поэтический жанр Серебряного века
Одной их заслуг символизма было то, что он сформировал высокую культуру стиха и научил поэтов пользоваться не только новыми рифмами, формами и звуками, но и с
уверенностью
использовать старые, классические, формы поэзии. Среди часто встречающегося в
поэзии
Серебряного века классического поэтического жанра можно назвать сонет.
Что это за жанр и как он возник? Его возникновение описал в ХVII веке французский
поэт и теоретик Никола Буало, считающий, что своим рождением этот жанр обязан
богу солнца
Аполлону. «В тот день, когда он был на стихотворцев зол, законы строгие сонета
изобрел. Вначале,
молвил он, должны быть два катрена; двумя терцетами кончается сонет. Он указал
размер и
сосчитал все слоги, в нем повторять слова поэтам запретил и бледный вялый стих
сурово осудил».
II. История сонета. Выступление учащегося
Родиной сонета считается Италия. Именно там в 1292 году вышла первая книга
сонетов
«Новая жизнь», автором которой был Данте Алигьери — великий западноевропейский
поэт эпохи
Средневековья. Эта книга представляла собой лирическую исповедь поэта, состоящую
из двадцати
шести сонетов, которые он посвятил своей любимой — Беатриче.
Первым человеком новой эпохи — Возрождения, принято считать Франческо
Петрарку.
Именно он довел жанр сонета до совершенства. Его поэтической исповедью стала
знаменитая
«Книга песен», работу над которой Петрарка завершил в 1372 году. Этот сборник
включал в себя
336 стихотворений, из которых 317 — сонеты. Все сонеты в сборнике бы и посвящены
прекрасной
Лауре.
Из этого небольшого предисловия становится ясно, что на заре своего возникновения
сонет служил для выражения чувства влюбленного, содержал размышления по поводу
его
переживаний.
Что собой представляет сонет как жанр и в чем его особенности?
Сонет является первой со времен античности формой поэзии, которая родилась как
письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви,
давался анализ
испытываемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете
признавался в любви
к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо. Читая сонет, человек
оставался
наедине с поэтическим словом. Сонет и возник как жанр самопознания.
Сонет — это один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на
национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных
европейских
литератур.
Сонет окончательно сложился в Европе только в ХVI веке. Именно в это время
интерес к
этому жанру был велик в Испании, во Франции и в Англии. Позднее стали выделять
три основных
типа европейского сонета — итальянский, французский и английский. Много нового в содержание сонета внес Уильям Шекспир — великий английский поэт
и
драматург. Он расширил круг основных тем жанра и размышлял в своих сонетах о
времени и об
изменчивости мира. Особое внимание уделял поэт традиционной теме сонета — теме
любви.
Именно в этом чувстве Шекспир видел единственную добрую силу, с которой связано
благородство души и все светлое, что происходит в этом мире.
Теперь необходимо вспомнить историю русского сонета, которая насчитывает уже два
с
половиной столетия. Основное внимание уделили сонету поэты Золотого и
Серебряного веков
русской поэзии.
В Золотой век основными авторами сонета по праву считаются А. С. Пушкин и поэты
его
окружения. Пушкинская традиция написания сонета чувствуется у многих поэтов ХIХ
века.
Методы написания его знаменитых сонетов «Мадонна», «Поэту», «Сонет» нашли свое
продолжение и в ХХ столетии, в произведениях поэтов Серебряного века.
III. Слово учителя
Благодаря рассказу об истории сонета становится ясно, какие глубокие корни имеет
этот
поэтический жанр. Существуя со времен Средневековья и до наших дней, сонет,
безусловно,
накопил определенные признаки, отличающие его от других жанров. Ведь любой
жанр
представляет собой устойчивую форму, в которой заключены чувства и мысли автора.
Эта форма
помогает придать эмоциям пишущего определенную направленность, последующее
развитие и
завершение.
На примере истории сонета видно, какое длительное развитие претерпевают жанры,
как
долго отбираются основные темы и принципы их раскрытия. Многие поколения
трудятся над тем
или иным жанром, будь то поэзия или проза, и каждое поколение вносит что-то свое,
что-то новое
и близкое для его времени. Так происходило со многими жанрами литературы и
искусства, когда
на протяжении длительного периода их развития в результате коллективного
творчества многих
поколений образовались своеобразные формы, по которым можно узнать тот или иной
жанр. Но
нередко границы, содержание и характер литературного жанра становятся
нечеткими: он
соединяется с другими жанрами, имеет другое содержание. В результате,
возможности
использования жанра становятся шире. Такой жанр называют «пластичным».
«Пластичные»
жанры на протяжении своего развития (а живут они очень долго) постоянно
меняются, то теряя
свои классические признаки, то опять возвращаясь к своим истокам. К таким жанрам
и относится
изучаемый нами сонет. Почему жанр сонета на протяжении столетий не утратил, а только приумножил
своеобразие и красоту? Какие формы сонета использовали поэты разных поколений?
На эти и
другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.
Сонет всегда считался самой строгой поэтической формой, что является одним из
главных признаков этого жанра. Не случайно его называют «твердой формой» и
определяют как
стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, образующих два четверостишия —
катрена и два
трехстишия — терцета. Но устойчивые признаки сонета, определяющие основу этого
жанра, и по
которым можно безошибочно узнать сонет, нельзя связывать только с определенной
комбинацией
катренов и терцетов (тем более на протяжении времени эта комбинация нередко
менялась).
Итак, жанр включает в себя немало устойчивых признаков, которые нередко
называют
«памятью жанра» (М. Бахтин). К одному из устойчивых признаков сонета относится
определенный круг тем — тема любви и тема размышления о поэзии. В отличие от
других жанров,
где также встречаются эти темы, в сонете они показываются возвышенными и
благородными,
нередко сливаясь друг с другом. Примером такого сонета можно считать сонет А. С.
Пушкина
«Мадонна».
Мадонна
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, среды медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
В этом произведении поэтический труд одухотворен искусством и святыми образами
Мадонны и Спасителя, взоры которых обращены на поэта, и этот труд законом
переходит в
высокое и чистое чувство любви.
В связи с тем, что сонет считается жанром «пластичным», круг его тем не строго
ограничен, кроме тем любви и поэзии, этот жанр нередко включает в себя и другие
эмоциональные переживания. Поэтому сонет легко приспосабливается к разным
литературным
направлениям и к стилям разных поэтов.
Следующим признаком, характерным для любого жанра, является использование в
процессе работы над ним типичных выразительных средств. Говоря непосредственно о
сонете,
необходимо отметить разнообразие используемых в нем выразительных средств. К
ним можно отнести: сложный и гибкий ритмический строй фразы; разные интонации — от
повествовательных
до восклицательных; частые риторические вопросы и обращения; всевозможные
сравнения и
уподобления; черты посланий; ритмичные черты слов.
Характерную сущность сонета определяет еще один его жанровый признак —
динамика
лейтмотива. Лейтмотив любого лирического жанра представляет собой особое
«русло», которое
вмещает все эмоциональные и смысловые переживания автора. Поговорим более
подробно о
динамике лейтмотива на примере еще одного сонета А. С. Пушкина «Поэту».
Поэту
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Основным лейтмотивом этого поэтического произведения является лейтмотив поэта и
толпы. В его развитии можно выделить три основных этапа: развернутая экспозиция,
энергичное
развитие главной эмоции и быстрое замедление, неожиданная развязка. (Ученики
сами работают
с текстом и находят в нем подтверждение трех основных этапов развития лейтмотива.
Развитие
лейтмотива в пушкинском сонете можно изобразить графически.)
Пушкин в сонете «Поэту» придерживается канонов жанра и передает характерную
динамику лейтмотива, но в то же время вносит нечто новое в этот жанр. Это новое
заключается в
«развязке» сонета, содержащей особый подтекст, иронию. Это несвойственное сонету
эмоциональное явление перестраивает и снижает возвышенный строй стиха.
Неожиданное снижение возвышенного настроя присутствует в уже упомянутом нами
сонете «Мадонна». Говоря о божественной Мадонне на картине, Пушкин намекает на
возлюбленную лирического героя, на конкретную женщину.
Особая тема — тема исторического «обзора» жанра сонета у своих предшественников
и
современников, стала главной темой Пушкина в еще одном поэтическом
произведении этого
жанра, которое так и называется — «Сонет».
Сонет
Суровый _____Дант не презирал сонета;
В нем жанр любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта: Вордсворд его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.
Перед читателем проносится вся история сонета, его основатели и продолжатели.
Пушкин вспоминает и «сурового Данта», и Петрарку, и ищет о тех поэтах, которые
пользовались и
пользуются этим жанром в своем творчестве. Говоря о каждом из них, Пушкин
упоминает о тех
темах и эмоциях, которые были главными в их сонетах. Это и любовь — у Петрарки, и
скорбная
мысль — у Камоэнса, и идеал природы — у Вордсворда, и мечты — у «певца Литвы»
Мицкевича. В
«Сонете» Пушкин наглядно показал, как широк круг тем у этого поэтического жанра.
Заслуга Пушкина — создателя сонетов, состоит в том, что та новизна, которую он
привил
классическому сонету, заключается в своеобразных иронии и сарказме, снижающих
возвышенный
эмоциональный строй этого поэтического жанра. Но, внося в жанр новое, поэт
сохранил и
активизировал основные признаки сонета и создал примеры русского сонета —
любовного
(«Мадонна»), философско-исторического («Поэту») и оригинального «сонета в
сонете», который
явился своеобразной формой осмысления жанра («Сонет»). Возможность вносить
новшества в
жанр сонета были возможны благодаря его «пластичности» и способности
взаимодействовать с
другими поэтическими жанрами, раздвигая привычные границы.
Преемниками Пушкина в процессе преобразования сонета явились поэты-
модернисты,
которые нашли в этом жанре полезный и нужный материал для своего творчества и
своеобразных
экспериментов.
В заключение нужно сказать еще об одном устойчивом признаке сонета — принципе
воздействия на читателя. Его смысл — в «обмане» ожиданий, в особой игре, которая
лежит в
основе этого воздействия. Она заключается в том, что читатель, как правило,
знакомясь с
поэтическим произведением, настраивается на растянутое и спокойное развитие
эмоций и
мыслей, но вдруг этот поток чувств и размышлений прерывается, и читатель
вынужден
настраиваться на другое развитие событий. Получается особая игра автора с
читательскими
ожиданиями. Эта своеобразная игра, свойственная сонету, очень привлекала поэтов-
модернистов,
о творчестве которых мы поговорим позднее.
IV. Итоги (Подведение итогов «Что мы узнали о сонете?». Выделить устойчивые признаки этого жанра.)
Схема ответа:
1. Основные темы, используемые в сонете.
2. Выразительные средства, свойственные этому жанру.
3. Особенности динамики лейтмотива.
4. Воздействие сонета на читателя.
V. Анализ стихов поэтов-символистов. Выступления учеников
1. В. Брюсов. «Сонет о поэте»
Традиционная тема русской литературы о назначении поэта и поэзии поднимается
Валерием Брюсовым него «Сонете о поэте». В нем поэт как бы продолжает
размышления
Пушкина на эту тему, прозвучавшие в сонете «Поэту». Но в отличие от Пушкина, для
которого
поэт — это царь, обладающий свободным умом и совершающий своим творчеством
«благородный» подвиг, брюсовсквй поэт — поэт особой судьбы, он одинок, он
старается
постигнуть истину, его ждет особая судьба.
Для того, чтобы понять и почувствовать думы Брюсова о назначении поэта,
необходимо
познакомиться с содержанием этого сонета.
Сонет о поэте
Как силы светлого и грозного огня,
Как пламя, бьющее в холодный небосвод,
И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живет,
Зачатие и смерть в себе самом храня.
Хотя б никто не знал, не слышал про меня,
Я знаю, я поэт! Но что во мне поет,
Что голосом мечты меня зовет вперед,
То властно над душой, весь мир мне заслоня,
О бездна! Я тобой отгорожен ото всех!
Живу среди людей, но непонятно им,
Как мало я делю их горести и смех,
Как горько чувствую себя среды них чужим
И как могу, за мглой моих безмолвных дней,
Видений целый мир хранить в душе своей.
Если сравнивать сонеты двух русских поэтов, то становится очевидным, что Брюсов в
своем произведении мысль о величии поэта и его творчества передает иными
художественными
средствами и символами, нежели Пушкин. Поэт-символист прибегает к сравнению,
антитезе,
различным символам и т. д.
Брюсов сравнивает дух поэта с силой огня, с пламенем, которое бьет «в холодный
небосвод». Он прибегает к антитезе: «Хотя б никто не знал, не слышал про меня, / Я
знаю, я поэт!»
Эта антитеза доминирует в сонете, как бы продолжая утверждение Пушкина, что поэт
«сам свой
высший суд».
Сонет Брюсова полон противоречивых образов: «и жизнь, и гибель», «зачатие и
смерть»,
«горести и смех»... Эти образы наводят на размышление, показывают настроение
лирического
героя.
В отличие от Пушкина, который написал сонет-утверждение («Поэт!.. Ты царь: живи один»), сонет Брюсова представляет собой размышление автора. Если Пушкин горд за
высокое
звание поэта, то Брюсов достаточно эмоционально, с нескрываемой грустью
размышляет о
назначении поэта, говорит о его одиночестве. «Живу среди людей, но непонятно им, /
Как мало я
делю их горести и смех, / Как горько чувствую себя среды них чужим...»
Сонет-размышление всегда подразумевает присутствие в нем риторических вопросов,
есть они и у Брюсова: «Что голосом мечты меня зовет вперед...», «И как могу, за
мглой моих
безмолвных дней, // Видений целый мир таить в душе своей». Встречаются в сонете и
восклицания: «Я знаю, я поэт!», «О бездна!».
Если начало сонета Брюсова несет в себе жизнеутверждающие эмоции, то далее
появляется сомнение: «но что во мне поет...» И выясняется, что это «бездна». Именно
ею поэт
«отгорожен ото всех!» Не случайно Брюсов использовал в сонете образ бездны. Этот
образ не
только подчеркивает важность размышлений и говорит о связи поэтических традиций
времен
Пушкина и Брюсова, еще этот образ очень символичен. Ведь бездна представляет
собой символ
пропасти и пучины, поиск истины, труд творца и особую судьбу лирического героя.
2. К. Бальмонт. «Хвала сонету»
Творческий путь Константина Бальмонта начался в конце ХIХ века; когда вышли в
свет
два его сборника «Под северным небом» и «В безбрежности». В эти сборники вошли
сонеты поэта.
В 1917 году вышел сборник Бальмонта «Сонеты солнца, меда и луны», в который
вошли
виртуозные по форме стихи. Этот сборник включил в себя более двухсот сонетов.
К. Бальмонт достаточно разнообразил тематику этого жанра. Наряду с сонетами,
главными темами которых являются тема любви и тема размышления о жизни и
смерти, у поэта
можно встретить тему искусства и культуры Запада и Востока, тему историко-
географических
событий, описание картин экзотической природы, земных просторов и бескрайней
Вселенной.
В творчестве Бальмонта немало сонетов, главной темой которых является тема творца
и
творчества. Примером поэтического произведения, посвященного этой особой для
поэтов
проблеме, является его сонет «Хвала сонету».
Хвала сонету
Люблю тебя, законченность сонета,
С надменною твоею красотой,
Как правильную четкость силуэта
Красавицы изысканно-простой,
Чей стан воздушный с грудью молодой
Хранит сиянье матового света
В волне волос недвижно-золотой,
Чьей пышностью она полуодета.
Да, истинный сонет таков, как ты,
Пластическая радость красоты, —
Но иногда он мстит своим напевом. И не однажды в сердце поражал
Сонет, несущий смерть, горящий гневом,
Холодный, острый, меткий, как кинжал.
В этом сонете Бальмонт проводит неожиданное сравнение между жанром поэзии и
молодой красавицей. Поэт рисует определённую связь между красотой и
законченностью сонета и
безупречностью силуэта девушки.
Но признание в любви этому жанру и восторженное настроение поэта неожиданно
сменяются словами о возможной мстительности сонета. Мы видим, как вдруг
прерывается поток
светлых и радостных чувств и перед читателем возникают совсем противоположные
признания и
сравнения. В последних строках сонета этот жанр сравнивается не с прекрасным и
четким
силуэтом красавицы, а с метким кинжалом, который несет смерть:
«Холодный, острый, меткий, как кинжал». На примере этого сонета очень ясно видна
свойственная этому жанру игра автора с читательскими ожиданиями.
3. О. Мандельштам. «Казино»
Представитель акмеистов, Осип Мандельштам в своих стихах с помощью
художественного слова показывал реальную действительность того времени.
Примером тому
служит сонет «Казино», где поэт сумел поэтизировать простую, серую жизнь.
Казино
Я не поклонник радости предвзятой,
Подчас природа — серое пятно.
Мне, в опьяненьи легком, суждено
Изведать краски жизни небогатой.
Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно,
И бездыханная, как полотно,
Душа висит над бездною проклятой.
Но я люблю на дюнах казино,
Широкий вид в туманное окно
И тонкий луч на скатерти измятой;
И, окружен водой зеленоватой,
Когда, как роза, в хрустале вино, —
Люблю следить за чайкою крылатой!
Мандельштам в начале сонета делится с читателем своим умением получать
удовольствие
от «жизни небогатой». Но все-таки чувствуется вся тяжесть жизни, усиливается ее
безысходность.
В ней ничего не остается, его душа «как полотно... висит над бездною...» Опять перед
нами
символичная бездна. Здесь она мгла, тупик жизни. Вдруг настроение лирического
героя меняется,
и появляется новый образ — образ казино: «...я люблю на дюнах казино».
Вместо бездны появляется новый символ, которым являются дюны. Это почва,
несмотря
на то, что сыпучая и не очень твердая, но все же почва. А на этой почве — казино,
несущее
лирическому герою надежду, радость, возможность забыть серые будни и неудачи.
В сонете Мандельштам говорит о простых, знакомых всем предметах, но говорит о них
так, что с первых строк возникает неотступное чувство трагичности жизни, ее скорого
конца, бездны. Но появившийся луч надежды и света — казино, дает право лирическому
герою, а с ним и
читателю, верить в будущее и в то, что жить все-таки стоит.
4. И. Северянин. «Блок»
Представители русского футуризма не утруждали себя стремлением к сохранению
классических канонов и правил написания сонетов. В связи с этим, в пору футуризма
сократилось
число правильно написанных поэтических произведений этого жанра. Среди поэтов-
футуристов,
бережно пользовавшихся в своем творчестве сонетом, можно назвать Игоря
Северянина.
Прежде чем непосредственно перейти к анализу сонетов этого поэта, и в частности
его
сонета «Блок», необходимо напомнить о футуризме — направлении в русском
искусстве и
литературе начала ХХ века.
Футуризм в переводе с латыни значит «будущее». Представители этого течения
главной
своей задачей считали преобразование существующего мира, и сделать это они
хотели с помощью
созданного ими сверхискусства.
Старание футуристов передать своему читателю так называемое чувство
первозданного
творения хорошо показано в книге Игоря Северянина «Медальоны». В ней помещено
более ста
сонетов, посвященных деятелям литературы и искусства. Мы остановимся на одном из
сонетов —
сонете о Блоке. В нем даны некоторые проницательные и объективные
характеристики
знаменитого поэта.
Блок
Красив, как Демон Врубеля для женщин,
Он лебедем казался, чье перо
Белей, чем облако и серебро,
Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем...
Благожелательный к меньшим и меньшим,
Дерзал — поэтно видеть в эле добро.
Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел,
Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.
Он тщетно на земле любви искал:
Ее здесь нет. Когда же свой оскал
Явила смерть, он понял: — Незнакомка —
У рая слышен легкий хруст шагов:
Подходит Блок. С ним — от его стихов
Лучащаяся — странничья котомка...
Сонет дышит торжественностью и иронией одновременно. Уже в первом катрене И.
Северянин создает, с одной стороны, величественный образ поэта, а с другой —
иронизирует над
ним: «Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем». Далее ирония отсутствует, и
поэт
восхищается деяниями Блока, его стремлением постичь тайны жизни: «Любил Любовь
и Смерть,
двумя увенчан». Затем снова появляется ирония, но по сравнению с иронией в начале сонета, эта
ирония
достаточно печальная: «Он тщетно на земле любви искал: / Ее здесь нет...».
В конце сонета появляется странник, которым и является сам Блок. Северянин не
случайно возвышает поэта до образа странника, ведь странник символизирует
мудрость и
святость, а «лучащаяся — странничья котомка» — это та самая главная награда,
которая
предназначена поэту за его труд.
В этом сонете Игорь Северянин создал достаточно сложный образ поэта и добился он
этого за счет совмещения торжественности и иронии. Портрет Блока, в связи с этим,
вызывает и
противоречивые эмоции: преклонение и иронию. Такие приемы в поэзии были
свойственны
футуризму.
Для этого направления также свойственно и языковое противоречие —
перемешивание
слов высокого стиля с простыми словами, а также использование в тексте новых,
выдуманных
самим автором слов. Эту характерную для футуристов особенность использовал в
своем сонете и
Игорь Северянин. Употребляя для описания портрета поэта слова высокого стиля —
«демон»,
«стан», «увенчан», «тщетно», «явила», — автор вводит в текст и слово собственного
творчества —
«поэтно».
5. И. Бунин. «Вечер»
Иван Бунин не относился ни к одному из модернистских течений ХХ века.
Написанные
им сонеты продолжают традиции А. С. Пушкина и отличаются лиричностью,
плавностью и
строгим выбором выразительных средств. Известный сонет «Вечер» является
хорошим примером
работы Бунина в этом жанре.
Вечер
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышан на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Эти строки наполнены особой жизнеутверждающей энергией, от них веет счастьем,
радостью жизни и покоем. Сонет написан простым языком, плавно, в нем нет
перепадов
настроения и перемен темы.
Сонет Бунина имеет классическую форму, но только в форме поэт следует традициям жанра. Содержание сонета, сам предмет, изображения — это новое слово Бунина в
написании
этого жанра, и в этом заслуга поэта.
Ключевыми образами совета являются образ природы и образ вечера, которые
наводят на
раздумья, дают повод для философствования и призывают читателя к сотворчеству.
Образ вечера
является ключевым в соне те, и этот образ очень символичен. Ведь вечер здесь не
просто время
суток, а время для раздумий о прошедшем дне, своеобразное подведение итогов,
зрелость в жизни
и сознании человека.
В начале сонета — размышление о счастье, которое, по словам поэта, чувствуется
«всюду». Правда, оценить это счастье и уметь насладиться им суждено не всем, ведь
«...счастье
только знающим дано». Только «знающие» понимают, что жить, наслаждаться
природой — это
уже счастье.
И как итог размышлений Бунина — последние строки сонета, где звучит признание
поэта: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Заслуга Бунина в написании сонетов состоит в том, что, не изменяя устойчивым
традициям предшествующих поколений поэтов, он показал, как можно расширять
границы
русского стиха, расширять и совершенствовать его содержание.
VI. Закрепление полученных знаний
Вопросы
1. Где роди сонет? (Италия.)
2. Назовите основоположников этого поэтического жанра. (Данте, Петрарка,
Шекспир.)
3. Из чего состоит сонет, его традиционная форма? (Два катрена и два терцета.)
4. Что такое катрен? (Четверостишие.)
5. Что такое терцет? (Трехстишие.)
6. Основные темы сонета? (Любовь, творчество.)
7. Назовите, кто обращался к жанру сонета в России? (Пушкин, Фет, Тютчев, Бунин,
поэты-модернисты.)
8. Назовите сонеты А. С. Пушкина. («Поэту», «Мадона», «Сонет».)
9. Какие темы и традиции классического сонета использовали и развивали поэты-
модернисты? (Темы любви, творчества; философичность.)
10. В чем заслуга модернистов в развитии жанра сонета? (Расширение тем,
изменение
развития лейтмотива, ирония, использование новых выразительных средств.)
Викторина
1. Назовите настоящие имена и фамилии следующих писателей и поэтов:
— Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев);
— Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев);
— Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников);
— Ахматова (Анна Андреевна Горенко);
— Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг);
— Ирина Одоевцева (Ираида Густавовна Гейнеке);
— Максим Горький (Алексей Максимович Пешков).
2. Чьи это строки?
— «Тень несозданных созданий...» (В. Брюсов);
— «Тройною бездонностью мир богат...» (З. Гиппиус);
— «С мирным счастьем покончены счеты...» (А. Блок); — «Широкий вид в туманное окно... (О. Мандельштам);
— «Но лучше б ястребом ягненка мне когтить...» (А. Ахматова);
— «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд...» (Н. Гумилев);
— «Сметает смехом смерть...» (А. Белый);
— «Я повсеградно оэкранен! / я повсесердно утвержден!» (И. Северянин);
— «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!..» (А. Блок);
— «Белых тучек нарвал средь лазури...» (А. Белый);
— «Слабеет жизни гул упорный...» (А. Блок);
— «Быть может, все в жизни лишь средство...» (В. Брюсов);
— «Все расхищено, предано, продано...» (А. Ахматова);
— «О, знал бы я, что так бывает...» (Б. Пастернак);
— «Уведи меня в ночь, где течет Енисей...» (О. Мандельштам);
— «Я изысканность русской медлительной речи...» (К. Бальмонт);
— «Мать Россия, о родина злая...» (А. Белый);
— «Да, я знаю, я вам не пара, я пришел из иной страны...» (Н. Гумилев);
— «Среди миров, в молчании светил, одной звезды я повторяю имя...» (И. Анненский);
— «Я бежала за ним до ворот...» (А. Ахматова).__
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Урок развития речи "Я совсем не утомился жить"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.