Урок: Рок-музыка

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рок-музыка объединяет людей одинакового менталитета. (Игумен Сергий (Рыбко) Почти одновременно с авторской песней, примерно в середине 50-х - начале 60-х годов, широкое распространение во всём мире получило ещё одно заметное музыкальное направление - рок-музыка. Эти явления - авторскую песню и рок-музыку - при всех различиях объединяло общее свойство: каждое из них выражало своё отношение к окружающему миру, каждое было направлено на поиск «близких душ» - единомышленников, людей со схожими взглядами. * Менталитет - система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, особенности восприятия и оценки ими окружающего мира.
Иконка файла материала 20.docx
Рок­музыка Рок­музыка объединяет людей одинакового  менталитета. (Игумен Сергий (Рыбко) Почти одновременно с авторской песней, примерно в  середине 50­х ­ начале 60­х годов, широкое  распространение во всём мире получило ещё одно  заметное музыкальное направление ­ рок­музыка. Эти  явления ­ авторскую песню и рок­музыку ­ при всех  различиях объединяло общее свойство: каждое из них  выражало своё отношение к окружающему миру,  каждое было направлено на поиск «близких душ» ­  единомышленников, людей со схожими взглядами.* Менталитет ­ система своеобразия психической  жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре,  особенности восприятия и оценки ими окружающего  мира. Из высказываний о рок­музыке «То была революция. Она изменила жизнь целого  поколения, и, стало быть, без неё судьба следующих  поколений была бы иной. Она захлестнула весь мир.  Она изменила ход истории. Она напугала власти и  заставила взрослых подвергнуть себя переоценке.  Отличительной чертой этой революции был её  бескровный характер ­ вещь поразительная для такого  глубокого переворота.  Для тинэйджера 50­х рок­н­ ролл был переворотом буквально во всём: в манере  одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах намир, на власти, на родителей. Но самое главное ­  переворотом во взглядах человека на самого себя». (Д.  Паскаль, музыковед). Понятно, что такая революция произошла, прежде  всего, на Западе. Она породила новую, до сих пор  немыслимую культуру, сочетающую в себе огромное  количество элементов. Это и социальные ценности, и  проблема становления личности и её самочувствия в  окружающем мире, и музыкальные пристрастия, и  словесное самовыражение, и стиль одежды, и многое  другое. В представлениях рок­музыкантов, мир был предельно  дисгармоничным, враждебным, бездуховным и  жестоким. Такое мировоззрение предопределяло и  музыкальную стилистику направления. Рок ­ это крик  протеста против такого мироустройства. «В наших  песнях слова «огонь», «грех», «насилие», «убийство»,«смерть», но мы в основном черпаем тему из истории  человечества и почти всегда поём о борьбе добра со  злом»,­ утверждал известный рок­музыкант Брюс  Диккинсон. Отсюда ­ громкость, буйность, вой,  скрежет и другие «некомфортные» звучания,  характерные для рок­композиций. «Мёртвые души, проснитесь, песня зовёт вас и стих.  Вслушайтесь, люди, быть может ­ это последний мой  крик» («Чёрный кофе»). Именно поэтому появление рок­музыки стало для  многих слушателей шокирующим впечатлением. До сих пор многие противники рок­музыки в качестве  основного аргумента выдвигают непереносимую  громкость её звучания и отсутствие благозвучия. Рок­музыка обычно исполняется рок­группой,  состоящей из вокалиста, гитариста (как правило,  играющего на электрогитаре), бас­гитариста ибарабанщика, иногда клавишника. Однако возможно  использование в рок­композициях практически всех  известных музыкальных инструментов. В истории рок­ музыки было немало по­настоящему хороших  музыкантов, способных задействовать богатый арсенал  музыкальных возможностей. Важнейшим образцом для подражания для рок­ музыкантов была британская группа «The Beatles». Эта  группа открыла новый этап рок­истории. «The Beatles»  представляли собой принципиально новое явление в  мировой музыке, и в рок­музыке в частности: в них  соединялись необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж (не просто автор­ исполнитель с группой, а четыре яркие личности, где  каждый поёт и каждый способен сочинить хит).  Охватившая практически весь мир популярность «The  Beatles» положила начало небывалому для тоговремени явлению – «битломании». Многие  отечественные музыканты прошли через это увлечение  в полной мере. Послушайте несколько песен группы «The Beatles»,  например следующие: «Мишель» («Michelle»), «Вчера»  («Yesterday»), «Земляничные поляны» («Strawberry  Fields»), «Помогите!» («Help!»). Все эти композиции  сегодня признаны классическими образцами рок­ музыки. Каждая обладает собственным неповторимым  характером, яркой индивидуальностью, как и в целом,  музыкальная стилистика группы. При этом очевидно,  что музыкантам одинаково хорошо удаются и  романтические образы, отмеченные лиризмом и  пластичностью музыкальных интонаций, и подвижная,  ритмичная музыка, отражающая неугомонный,  бунтарский дух времени.Одной из особенностей рок­музыки является то, что  музыканты исполняют, как правило, композиции  собственного сочинения. Такая самодостаточность  роднит представителей этого направления с  исполнителями авторской песни и других стилей, в  немалой степени ориентированных на раскрытие  собственного творческого потенциала, на общение с  единомышленниками. В значительной части рок­музыканты были  любителями. Не случайно многие из них признавались,  что в период создания группы они практически ничего  не умели и учились буквально на ходу. Вспомним  кинофильм «Розыгрыш»: его герои­школьники мечтали  создать собственный музыкальный коллектив, не имея  при этом специального образования. Такое стремление было одной из ярких примет  времени. Музыканты­любители, со временем приобретянеобходимый профессионализм (в том числе и  привлекая в свои ряды профессионалов), сумели  создать немало действительно интересных и творчески  продуктивных коллективов. Вообще, высокую  склонность рок­музыкантов к самообучению, к  включению в свои композиции художественных  достижений академической музыки или джаза следует  назвать одним из важнейших достоинств этой культуры. Многие рок­песни, написанные такими музыкантами,  обладали безусловной яркостью и стали частью  музыкальной истории. Вопросы и задания: 1. Почему, по­твоему, о рок­музыке сразу заговорили  как о настоящей революции? К чему относились  революционные изменения?2. Что, на твой взгляд, наиболее роднит рок­музыку и  авторскую песню? Есть ли между ними общее в  музыкальном отношении? А в отношении словесного  текста? 3. Как ты думаешь, почему рок­музыка была такой  привлекательной для музыкантов­любителей?  Считаешь ли ты при этом важным участие музыкантов­ профессионалов в создании рок­композиций? Объясни свой ответ. 4. Что такое «битломания»? Почему стало  возможным такое явление? 5. Послушай песни группы «The Beatles». Что в них  запомнилось больше всего ­ музыка, стиль и характер  исполнения, тембровое своеобразие голосов?6. Какие современные направления рок­музыки  наиболее близки тебе? Предложи ряд произведений  для прослушивания на уроке. Рождественская звезда Православная служба проходит в храме ежедневно, и  каждый верующий посещает её с особой радостью.  Выдающийся философ А. Ф. Лосев писал об этом так:«Человек живёт радостью... Сегодня я переживал  редкое настроение на заутрене. Чувство всего, что  только свято для меня, наполняло мою душу ... Для  того чтобы все ваши чувства хорошего, светлого и  святого для вас слились в один гимн красоте, в одно  настроение, окрыляющее ваш дух бессмертной силой,  нужна вера в красоту, вера в возможность этого  настроения, то есть нужна религия. Сомневайтесь  сколько хотите, но вы веруйте». И если радость приносило каждое богослужение, то  ещё более радостными были православные праздники ­  Рождество, Святки, Масленица и особенно Пасха,  Светлое Христово Воскресение. Каждый из этих праздников был частью жизни любого  человека, он был любимым, радостным и  долгожданным.Один из таких праздников ­ Рождество ­ праздновался  повсюду: в монастырях и храмах, в городах и деревнях, в крестьянских избах и царских дворцах. Христос  родился! ­ в эти дни как будто вся земля радуется, и  радуются вышние силы, и прославляют его сошедшие  на землю ангелы. Это они когда­то принесли ставшее  потом традиционным рождественское ангельское  славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в  человецех благоволение». Слушание: «Слава в вышних Богу...» (в исполнении  хора Ф. Паторжинского). Рождение младенца Христа, согласно евангельскому  повествованию, было неоднократно предсказано  ветхозаветными пророками. Это таинственное и  величественное событие произошло в убогой  обстановке, в пещере («вертепе»), где вынуждены былиостановиться плотник Иосиф и его жена Мария,  бежавшие в Вифлеем из Палестины. Первой колыбелью Иисуса становятся ясли ­ кормушка для скота, куда, спеленав вначале, укладывает  новорождённого Мария. Слушание: Ф. Грубер. «Тихая ночь» (в исп. детских  хоров «Поющие музыканты», «Звоночки» музыкальной  гимназии­колледжа г. Минска). Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями тёплая дымка плыла...Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звёзд. А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем... Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена Средь целой вселенной Встревоженной этою новой звездой... И странным виденьем грядущей поры Вставало вдали все пришедшее после. Все мысли веков, все мечты, все миры, Всё будущее галерей и музеев,Все шалости фей, все дела чародеев, Все ёлки на свете, все сны детворы. Весь трепет затепленных свечек, все цепи, Всё великолепье цветной мишуры... ... Всё злей и свирепей дул ветер из степи... ...Все яблоки, все золотые шары... Светало. Рассвет, как пылинки золы, Последние звезды сметал с небосвода. И только волхвов из несметного сброда Впустила Мария в отверстье скалы. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто­то в потёмках, немного налевоОт яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества. В ту ночь над пещерой зажглась необыкновенно яркая  звезда, вслед за звездой пришли жрецы ­ волхвы и  принесли младенцу драгоценные дары: золото, ладан,  миро (благовонные травы и масла). Всё живое радовалось чудесному рождению Иисуса, и  эта радость, это вселенское поклонение изображено и  на иконописном образе Рождества, и в словах стихиры,  что поётся на рождественской вечерне: Что ти принесём владыко Христе, Яко явися еси земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей Благодарение приносит: Ангели ­ пение, Небеса ­ звезду,Волхвы ­ дары, Пастырие ­ чудо, Земля ­ вертеп, Мы же ­ Матерь­Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас. Приведённые фрагменты из стихотворения Б.  Пастернака «Рождественская звезда» ­ одно из  многочисленных произведений, посвящённых чудесной  истории рождения Иисуса. Написанное в середине ХХ  века, стихотворение свидетельствует о нетленном  значении этого события, дорогого и святого для  каждого христианина. Лишь самая малость житейских «благ» окружает  новорождённого Христа, кровом которому служит  пещера, а источником тепла ­ дыхание домашних  зверей. Да и что Ему наши дары? Это Он, придя в мир  людей, подарил ему будущее.Слушание: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже  наш» (хор Крестовоздвиженского собора). Пастернак как будто раздвигает границы времени и  пространства, вводя идею грядущей всеобщности  христианства: «Все мысли веков, все мечты, все миры». И всё, что отныне есть у нас, составляет самую лучшую, самую великую человеческую надежду ­ надежду на  спасение, на грядущий вечный свет. Путь к спасению неизмеримо далёк, как далеко от нас  сияние рождественской звезды, но разве не этот свет  видится нам в «трепете затепленных свечек», в  новогодних золотых шарах, в светлых праздниках, в  пламени истинной человеческой любви? Свет веры неугасим в душе человека. Идут годы,  проходит короткая человеческая жизнь. Но и сквозь  даль прожитых лет сияет и сияет чудесной сказкой  детства свет далёкого Рождества.Слушание: «Величание Рождества Христова»  (старинный русский распев). Замечательный русский писатель Иван Шмелев, многие десятилетия живший во Франции, в книге «Лето  Господне», одном из последних своих произведений, с  необыкновенной силой воссоздаёт всё, чем было дорого для него Рождество его детства. Рождество у Шмелева  ­ особое, русское, московское: «Наше Рождество  подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы  крепче ... А какие звёзды! Форточку откроешь ­ резанёт, ожжёт морозом... А какие звёзды! Усатые, живые,  бьются, колют глаз. В воздухе­то мёрзлость, через неё­ то звезды больше, разными огнями блещут, ­ голубой  хрусталь, и синий, и зелёный, ­ в стрелках. И звон  услышишь. И будто это звёзды ­ звон­то! Морозный,  гулкий ­ прямо серебро. Такого не услышишь, нет... В  Кремле ударят, ­ древний звон, степенный, сглухотцой... И всё запело, тысяча церквей играет.  Такого не услышишь, нет... А воздух... ­ синий, серебрится пылью, дымный,  звёздный. Сады дымятся. Берёзы ­ белые видения. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до  звёзд. Звёздный звон, певучий, ­ плывёт, не молкнет;  сонный, звон­чудо, звон­виденье, славит Бога в вышних, ­ Рождество. Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев­ молитву, простой, особенный какой­то, детский,  тёплый... и почему­то видится кроватка, звезды. Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия миров и Свет Разума... И почему­то, кажется, что давний­давний тот напев  священный был всегда. И будет».В этих словах, простых и глубоких, как будто слилось  воедино всё, чем дорого душе русского человека  православное Рождество. Звенит морозный воздух,  звенят колючие звёзды, и словно в лад им звонят  колокола в Кремле и по всей Москве. Такого и правда  нигде не услышишь, такое приходит только из  непостижимых глубин детской памяти. И веришь: пока  есть этот звон, и эти звёзды, и эти напевы­молитвы,  Христос ­ среди нас, незрим и вездесущ. Слушание: «Рождественское чудо» (в исп. детских  хоров «Поющие музыканты», «Звоночки» музыкальной  гимназии­колледжа г. Минска).Музыка ­ целый мир Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно  откроет вам целый мир высоких чувств, страстей,  мыслей. (Д. Шостакович) Музыка, как и во все времена, играет в жизни человека  важную роль. Она нужна ему в повседневной жизни,  способна утешить и поддержать в трудные времена,  разделить все радости и победы. Она и сама способна  дарить мгновения настоящего счастья, учит любить иценить красоту, понимать чувства других людей. Она  делится с нами всем, чем богата сама, ­ прекрасными  мелодиями, настроениями, образами. Музыка  посвящает нас в самые главные тайны мира: природы,  любви, человеческих отношений. Благодаря музыке люди почувствовали аромат и  обаяние других культур, запечатлённые в прекрасных  песнях и танцах, которыми богаты все национальные  традиции. В наше время музыка не только не исчезла ­ наоборот,  её стало значительно больше, чем раньше. Кто­то из  современных учёных даже сказал, что мы живём в  эпоху музыкальной цивилизации. Появление множества «музык», благодаря которому  академическая музыкальная традиция перестала быть  единственно возможной, отразило определённое  культурное расслоение, которое принесла с собой самажизнь. В каждом из музыкальных направлений  появились не только свои приверженцы, но и свои  «историографы», досконально знающие все этапы и  достижения избранной области творчества, всех  ведущих авторов и исполнителей. Они образуют  определённый «Клуб единомышленников»,  объединённых идеей музыки. А кто­то просто слушает то, что ему нравится, что  созвучно его сегодняшним мыслям и поискам. И в этой  функции музыка остаётся для человека тем же, чем  была всегда, ­ необходимым спутником, собеседником,  неотъемлемой частью его собственной жизни. Огромная роль музыки сегодня осознаётся во всём  мире. Создаются коллективы, в основе которых ­  концепция единства музыкальной культуры, особенно  актуальная в свете современных художественных и  политических проблем. Один из таких коллективов ­знаменитый «Оркестр мира», созданный великим  дирижёром современности Георгом Шолти и  объединивший в своём составе музыкантов из 60  национальных оркестров мира и 45 разных стран. В  настоящее время оркестром руководит Валерий  Гергиев. Создание подобных коллективов, олицетворяющих  идею межнационального объединения,  взаимопонимания между народами и стремления к  установлению мира на Земле, убедительным образом  демонстрирует небывало возросшую роль музыкального искусства в жизни людей. Послушайте произведение из репертуара «Оркестра  мира» (The World Orchestra for Peace) ­ увертюру к  опере Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». В  этом произведении композитор обратился к  примечательному сюжету ­ истории немецкогомейстерзанга в Нюрнберге XVI века. Мейстерзанг ­ это  искусство пения, которое культивировалось в  средневековой Германии. Особенности сюжета  обусловили и характер музыки ­ для неё характерно  преобладание светлых настроений, оптимизм, радость и торжество жизни. И характер музыки, вошедшей в  репертуар транснационального оркестра, и сюжет  оперы, где в качестве главных ценностей воспеваются  искусство, мастерство и вдохновение, придают этому  произведению особый, символический смысл. Роль  музыки в духовной жизни человека ­ способность  радовать и объединять людей, уметь противостоять  пессимизму, унынию и косности ­ такова её вечная и  неисчерпаемая роль. Какой бы разнообразной ни была современная музыка с  присущим ей множеством стилей и направлений, её  главная задача остаётся той же, что и прежде:пробуждать в человеке лучшие, возвышенные чувства.  Поэтому в музыке, как и вообще в художественном  творчестве, «времена всегда одинаковы»: меняются  течения, обновляются средства выразительности, но,  как и прежде, она призвана нести в мир гармонию и  смысл. Вопросы и задания: 1. Согласен ли ты с определением нашего времени как «музыкальной цивилизации»? Объясни свой ответ. 2. Как ты думаешь, почему именно сейчас стало  актуальным создание такого коллектива, как «Оркестр мира»? В чём ты видишь смысл его идеи? 3. Можно ли считать увертюру «Нюрнбергские  мейстерзингеры» Р. Вагнера убедительнымзавершением изучения предмета «Музыка»? Прежде чем ответить, обрати внимание на  концентрацию главнейших музыкальных особенностей, о которых мы подробно говорили на протяжении  предыдущих лет. Это и различные жанровые сферы, и  стили письма (гомофонно­гармонический и  полифонический), и ярчайшие выразительные  возможности гармонии, оркестровки, формы. 4. Разделяешь ли ты мысль о том, что в искусстве  «времена всегда одинаковы»? Аргументируй своё  рассуждение.Выход за пределы сцены Есть произведения, которые создаются своей  аудиторией. Другие ­ сами создают свою аудиторию. (П. Валери, поэт) Наряду с музыкой, звучащей в музейных интерьерах,  есть и такая, которая специально создавалась для  особых условий исполнения. Одно из таких произведений – «Музыка на воде»  великого немецкого композитора Георга ФридрихаГенделя, написанная примерно в 1717 году.  Произведение посвящалось английскому королю Георгу I, на службе у которого состоял Гендель и с которым  незадолго до того у него случилась серьёзная  размолвка. 17 июля 1717 года король совершил прогулку по Темзе. В это время оркестр из 50 музыкантов, находившийся  на барке неподалёку от королевского судна, исполнил  «Музыку на воде». Оркестровый состав был продуман  композитором специально для звучания на открытом  воздухе. Именно этим объясняется включение в  оркестр, наряду с привычными струнными, таких  громких инструментов, как трубы, валторны, гобои и  флейты. «Музыка на воде» стала неожиданным сюрпризом, как  для короля, так и для народа, который прогуливался по набережным. Музыка была так хороша, что и корольГеорг, и все невольные слушатели пришли в  неописуемый восторг. Композитор был прощён, а его  произведение потом исполнялось снова, уже по просьбе короля. Послушайте «Музыку на воде» и постарайтесь  представить, как оно должно было звучать летом, на  реке, какое впечатление могли произвести на  слушателей эффектные переклички между  инструментами и оркестром, а также между  отдельными группами инструментов. Современные концертные площадки также отличаются  значительным многообразием. Сегодня это не только  филармонические залы или сцены музыкальных  театров, и даже не только городские сады и парки,  музеи, здания различных учреждений, но также дворцы  спорта и стадионы.Традиционный концерт вообще уступает место  фестивалям, презентациям, гала­представлениям,  посвящённым праздникам или крупным политическим  событиям; музыканты охотно выступают на необычных  площадках. Становится всё больше летних  музыкальных фестивалей; на этом в значительной  степени строится туристический бизнес музыкальных  столиц мира ­ Петербурга, Москвы, Вены, многих  городов Скандинавии, Германии и Италии. Оперные шоу проходят у подножия египетских  пирамид, в античных амфитеатрах Греции и на  веронской Арене в Италии. Многочисленная публика,  облачённая во фраки и вечерние платья, прогуливается  под звёздным небом или устраивается на античных  скамьях. Тем самым создаётся иллюзия путешествия во времени, сообщающая музыкальным мероприятиям  чрезвычайную привлекательность.Выход музыки к сверхмассовой аудитории ­ это вообще примета времени. Причин тому множество: это и  развитие технической аппаратуры, дающей  возможность многократного усиления звука, и  востребованность музыки на различных мероприятиях,  например при открытии спортивных олимпиад,  требующих выхода исполнителей на открытую сцену  стадиона (об этом читайте в теме «Стилевые  взаимодействия», когда речь шла о совместном проекте М. Кабалье и Ф. Меркьюри). Из мероприятий такого рода широкую популярность  приобрёл концерт «Три тенора» всемирно известных  певцов Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе  Каррераса. Первое выступление трио состоялось на открытии  мирового кубка FIFA в 1990 году в Италии.  Примечательно, что исполнялась не специальнонаписанная песня, а оперная ария «Nessun dorma» (в  переводе с итальянского – «Пусть никто не спит») из  последнего акта оперы «Турандот» Джакомо Пуччини.  Впрочем, как тонко заметил один из критиков: «В  Италии одинаково любят и футбол, и оперу». Что заставило трёх знаменитых на весь мир артистов,  представителей академической школы пения, провести  целый ряд концертов на многотысячных стадионах, где  традиционно выступают представители совсем других  культур: рок­, поп музыки и т. д.? На этот вопрос можно ответить по­разному. Один из артистов, П. Доминго, отвечает так:  «Благодаря тем концертам мы открыли целое новое  поколение слушателей, которые, раз побывав на наших  выступлениях, влюблялись в оперу. Долгие годы люди  нам писали письма, признаваясь: «Я вообще никогда неходил в оперу, но увидел ваше замечательное трио и  понял, как это здорово». Из отзывов о концертах «Три тенора» «Можно ещё вспомнить трёх теноров ­ Доминго,  Каррераса и Паваротти, которые в 1994 году спели  на стадионе в Лос­Анджелесе и положили начало  новому музыкальному движению – классической  попсе ... Если в этом жанре можно отыскать что­ то позитивное, надо радоваться. Опять же весь  вопрос в том, на каком уровне работает  исполнитель. В данном случае разговоры о высоком и низком искусстве вряд ли уместны» (Д.  Хворостовский, певец). Сейчас стадион ­ это одна из концертных площадок, где можно услышать музыку практически любого  направления и стиля. Конечно, стадион всегда будет  ассоциироваться с массовым, популярным искусством.Однако, как можно наблюдать в наши дни, изменениям  подвергаются даже самые привычные представления. Вопросы и задания: 1. Как ты понимаешь высказывание Поля Валери,  вынесенное в эпиграф к этой теме? 2. Знаешь ли ты музыкальные произведения, которые  подходят для исполнения на открытом воздухе?  Благодаря каким свойствам? Ответ на вопрос  возможен после прослушивания «Музыки на воде» Г.  Ф. Генделя. 3. Считаешь ли ты позитивным фактом то, что  всемирно известные артисты идут выступать на  стадионы? Не разрушительно ли это для музыкального произведения?4. Можно ли в демократизации концертной жизни,  когда классика становится массовым искусством,  усмотреть сближение «лёгкой» и «серьёзной» музыки?  Обоснуй свой ответ на примере прослушанной арии  Дж. Пуччини «Пусть никто не спит». 5. Как ты относишься к расширению репертуара  артиста за счёт исполнения массовой или популярной  музыки, народных песен и т. д.? Известны ли тебе  примеры такого расширения? 6. Продумай программу концерта, который состоится  в одном из предложенных мест: в городском парке; на  теплоходе; на стадионе.Музыкальная сцена сегодня Быть может именно сейчас возникают миры,  соответствующие эстетическому восприятию  современного человека. (С. Е. Лец, писатель)За многовековую историю своего существования  музыке довелось звучать на самых разных сценах.  Далеко не всегда это был специально построенный  концертный зал, предназначенный для исполнения  академического репертуара. Например, среди первых  помещений, где проводились концерты, были городские театры, предоставлявшие свои сцены в свободное от  спектаклей время. Также популярны были частные  дома, ратуши, гостиницы, казино, торговые склады и  городские парковые зоны. Не следует, впрочем, думать, что в наше время концерт стал более строгим жанром, что его предметом  является исключительно музыка. В рамках концертов  можно наблюдать, например, оригинальные световые  решения, нередко представляющие самостоятельные  художественные композиции, или «нарезку» измузыкальных, разговорных, танцевальных и  акробатических номеров. Всё это доказывает, что  концерт в значительной степени остаётся  синтетическим жанром, способным приспосабливаться  к различным условиям и вкусам. Место, где проводится концерт, оказывает  непосредственное влияние на его характер. Всё, что  предназначено для публичного исполнения ­ музыка,  танец и даже стихи, ­ точно отражает особенности  масштабов помещения, его акустики, интерьера и т. д.  Очень важен также и состав аудитории. В истории было немало примеров того, как в зависимости от  интерпретации могло изменяться само искусство. Ярким примером может служить творчество В.  Маяковского. Расцвет его поэзии совпал со временем,  когда шло стремительное обновление языка, когда в  стихи проникали разговорная интонация, просторечие,жаргонизмы и т. д. В. Маяковский, нередко  выступавший с чтением собственных стихов, не мог не  учитывать звуковую сторону поэзии, направленную на  непосредственное слуховое восприятие. Об этом он  прямо говорит в своей статье «Как делать стихи». «Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к  которой этот стих обращён. В особенности важно  это сейчас, когда главный способ общения с массой ­  это эстрада, голос, непосредственная речь. Надо в  зависимости от аудитории брать интонацию  убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую. Большинство моих вещей построено  на разговорной интонации. Но, несмотря на  обдуманность, и эти интонации не строго­настрого  установленная вещь, а обращения сплошь да рядом  меняются мной при чтении в зависимости от  состава аудитории. Так, например, печатный текстговорит немного безразлично в расчёте на  квалифицированного читателя: Надо вырвать радость у грядущих дней. Иногда в эстрадном чтении я усиливаю эту строку  до крика: Лозунг: вырви радость у грядущих дней! Поэтому не стоит удивляться, если будет кем­ нибудь и в напечатанном виде дано стихотворение с  аранжировкой его на несколько различных  настроений, с особыми выражениями на каждый  случай». Особенности помещения или состава слушательской  аудитории проявляют себя даже в тех случаях, когда  автор их вовсе не учитывал. Убедительным примером  может служить, в частности, ежегодный  Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», в рамках которого музыка исполняется впомещениях Государственного музея изобразительных  искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ). Обстановка  музея располагает к восприятию музыки в тесной связи  с изобразительным искусством, а также литературой:  об этом свидетельствуют и темы, которым посвящается каждый новый фестиваль. Вот лишь несколько примеров: «Русские художники и  музыка» (1981), «Чайковский, Левитан» (1986),  «Художник читает Библию» (1994), «Поэзии  магический кристалл...» (1998), «Зримая музыка»  (2000), «Образы Италии: музыка и живопись» (2002),  «Посвящение Тёрнеру: образ и звук» (2008) и т. д. Если взглянуть на музыкальные программы фестивалей, то нетрудно заметить, что они основаны на  музыкальных произведениях, приобретающих своё  особое звучание только в контексте данной тематики.Можно считать, что это ­ одна из возможных форм  интерпретации музыки. Так, в программе фестиваля 2004 года тема  «Отражения­метаморфозы» предполагала различные  варианты «метаморфоз». Например, сочетание  оригинальных музыкальных произведений и их  транскрипций; решение одной и той же темы  различными композиторами, в том числе  принадлежащими разным эпохам и странам и т. д. Одним из таких произведений стало сочинение  эстонского композитора Арво Пярта «Коллаж на тему  В­А­С­Н» для гобоя, струнного оркестра, клавесина и  фортепиано. Это сочинение ­ одно из многих в мировой музыкальной культуре, обращённых к теме  творчества И. С. Баха (В­А­С­Н ­ это и монограмма  фамилии великого композитора, и одновременно  четыре ноты в латинском обозначении: си­бемоль­ля­до­си). Наиболее отчётливо тема В­А­С­Н звучит в  начале ричеркара ­ заключительной части цикла. Три части произведения основаны на трёх жанрах  музыки эпохи барокко ­ токкате, сарабанде и  ричеркаре. Послушайте это сочинение. Обратите внимание на то,  как «старые» жанровые формы и музыкальные  интонации наполняются новым звуковым содержанием,  переживая очередные метаморфозы, столь характерные для современного искусства. Мероприятие сопровождалось выставкой «Пикассо:  Отражения – Метаморфозы», в одном из разделов  которой были показаны произведения Пабло Пикассо,  вдохновлённые раз личными европейскими  художниками. В таком подходе воплотилось несколько  задач: стремление показать современную жизнь  классического произведения и тем самым неразрывнуюсвязь времён, а также органическое единство звучащей  музыки и окружающего её художественного  пространства. Таким образом, традиционная идея взаимодействия  музыки и живописи была дополнена ещё одним  актуальным современным направлением ­ показом того, каким изменениям могут подвергаться шедевры  прошлого. Здесь решение задачи «отражений­ метаморфоз» было бы очевидно неполным, если бы  ограничилось средствами какого­либо одного вида  искусства. Ведь интенсивные изменения, как уже неоднократно  отмечалось, стали признаком всего современного  искусства. И в связи с этим выход за пределы  концертного зала ­ в пространство музея, парка или  старинного дворца ­ это не просто поиск необычных  решений или дань моде, это скорее поиск наиболееестественных, органичных условий для звучания  современного музыкального произведения. * Метаморфоза ­ превращение или принятие нового  образа. Вопросы и задания: 1. Как ты считаешь, естественно ли звучание музыки в различных помещениях или она всё же требует  специального концертного зала? Относится ли это к  другим видам искусства? 2. 3. Зависит ли характер интерпретации  художественного произведения от условий, в которых  оно исполняется? Приведи известные тебе примеры. Близка ли тебе идея фестиваля «Декабрьские  вечера», проводимого ГМИИ им. А. С. Пушкина? В  чём видится взаимосвязь звучащей музыки иизобразительного ряда, представленных на этом  фестивале? 4. Как воплощаются музыкальные метаморфозы в  «Коллаже на тему В­А­С­Н» А. Пярта? В области  каких средств выразительности ­ мелодико­ гармонических, ритмических, тембровых –  проявляются музыкальные черты разных эпох? Перед  ответом на вопрос прочти  статьи «Токката», «Сарабанда», «Ричеркар» в словаре­ справочнике. 5. Составь программу концерта на одну из тем:  «Шедевры классической музыки», «Старое» и «новое» в музыке». В каких случаях потребуется специальное  оформление помещения (выставками, декорациями и  т. д.)? Объясни свой выбор.Зачем мы ходим на концерт Как правило, люди приходят в концертный зал как на ярмарку тщеславия. Явно не для того, чтобы  послушать музыку или услышать что­то новое. В  первую очередь они хотят увидеть и услышать своих  кумиров. (Л. Десятников, композитор) Во все времена слушатели, посещая концерты,  стремились вырваться из однообразия будней, провести время с большим удовольствием и в приятном  обществе. Концерт изначально был чем­то необычным ­  и при этом не особенно обременительным; как и всякоеутончённое наслаждение, он не требовал чрезмерного  напряжения ума. Немаловажной причиной посещения концерта была  также притягательность исполнителя. Публика ходила  послушать мировую знаменитость: певца, скрипача,  актёра и т. д. Для публики важным было всё ­ от  артистических данных исполнителя до его манеры  держать себя и со вкусом одеваться. Влияние личности артиста стало темой множества  художественных произведений различных жанров ­ от  прозы и поэзии до драматургии. Вот как описывает намерение героев посетить оперу  английский писатель XIX века Оскар Уайльд в своём  романе «Портрет Дориана Грея».­ Лучше я приеду прямо в оперу, Гарри. Я так устал,  что мне не хочется есть. Какой номер ложи вашей  сестры? ­ Кажется, двадцать семь. Она в бельэтаже, и на  дверях вы прочтёте фамилию сестры. Но очень  жаль, Дориан, что вы не хотите со мной пообедать. ­ Право, я не в силах, ­ сказал Дориан устало. ­ Я вам очень, очень признателен, Гарри, за всё, что вы  сказали. Знаю, что у меня нет друга вернее. Никто не понимает меня так, как вы. ­ И это ещё только начало нашей дружбы, ­  подхватил лорд Генри, пожимая ему руку. ­ До  свиданья. Надеюсь увидеть вас не позднее половины  десятого. Помните: поёт Патти. Исполнителями­знаменитостями были в своё время  самые разные музыканты. Известно немало фактов  такого рода. Вот лишь некоторые из них.Например, большой популярностью у публики  пользовались выступления юного Моцарта: к  вундеркиндам в Европе XVIIIXIX веков вообще  относились с большим интересом. До сих пор ходят  легенды об исполнительской славе скрипача­виртуоза  Никколо Паганини, чьи поклонники старались не  пропустить ни одного концерта своего кумира. Многие  меломаны и сейчас помнят, как трудно было попасть на концерт пианиста Святослава Рихтера. Примеры можно продолжать и дальше. Афиши часто зазывали публику именно на  исполнителя, передки были призывы: «Спешите видеть! Только один раз!» и т. д. Думается, что эту особенность концерт унаследовал от своего предшественника ­  драматического театра, посещение которого также не в  последнюю очередь зависело от состава артистической  труппы и её ведущих актёров.Традиция «ходить на исполнителя» не только дожила  до наших дней, но даже укрепилась. Это находит  отражение в составлении анонсов и рекламных текстов, а также в особенностях стилистики афиш. На первом  месте чаще всего указываются исполнители ­  дирижёры, солисты, оркестр и лишь затем ­ фамилия  композитора. Соответственно сегодня объявления о  концертах чаще всего выглядят так (иллюстрация  современной афиши представлена справа). Как видим, имя исполнителя традиционно занимает  более высокую позицию, чем имя композитора,  произведения которого предполагается исполнить на  концерте. Сами же произведения, как нетрудно  заметить, указываются далеко не всегда. Иногда  программу концерта слушатель узнаёт, только придя в  концертный зал.Послушайте запись с концерта одного из наиболее  востребованных современных исполнителей ­ певца  Дмитрия Хворостовского: исполнение песни А.  Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Как молоды  мы были». Эта песня, написанная более тридцати лет назад,  хорошо известна слушателям. Д. Хворостовский  предлагает собственную трактовку произведения,  превращая его в песню­размышление об ушедшей  молодости и вечных идеалах, сохранённых человеком,  несмотря на пройденный долгий путь. Примечательна  реакция слушателей, приветствующих не только  любимую песню, но даже более ­ любимого  исполнителя, ради которого они пришли на концерт. Ещё более важным является имя музыканта или  название творческого коллектива исполнителей, когда  речь идёт о концерте рок­группы или другого виданеакадемической музыки. Здесь репертуар, учитывая  нередкое совмещение автора и исполнителя в одном  лице, вообще объявляется далеко не всегда, за  исключением случаев, когда происходит презентация  нового альбома. Послушайте концертную запись выступления фолк­ метал­группы из Швейцарии «Eluveitie» (песня  «Helvetios» ­ «Гельветы»). На фоне музыки отчётливо  слышны восторженные крики слушателей,  приветствующих буквально каждый шаг музыкантов: их выход на сцену, первые такты инструментального  сопровождения, начало пения и т. д. Таковы «правила  игры» современной концертной жизни. Наиболее очевидным «Культ исполнителя» является в  тех случаях, когда информация о композиторе вообще  отсутствует. Это характерно для большинства  музыкальных теле­ и радиоканалов, но встречаетсятакже и в рамках обычных сборных концертов, где  каждый номер предваряется фразой «Выступает...».  Как правило, в этих случаях имена авторов песен либо  не упоминаются, либо напечатаны в программе  концерта. Таким образом, в наше время значимость фигуры  исполнителя не только не утратила своего значения, но  в определённом смысле даже возросла: в сознании  публики он становится главным действующим лицом  любого концертного мероприятия, независимо от того,  сколько людей участвовало в его создании. * Eluveitie ­ фолк­метал­группа из Швейцарии. Их  музыка ­ это смесь кельтского фолк­метал­рока с  мелодичным дэт­металом. Название группы «Eluveitie»  переводится с этрусского языка как название племени  гельветов (гельветы ­ самое многочисленное кельтскоеплемя на территории Галлии, населявшее северо­ западную часть современной Швейцарии). Многие  тексты песен этой группы написаны на мёртвом  галльском языке. Музыканты Eluveitie играют на  многих народных инструментах, среди которых  колёсная лира, вистлы, волынка и мандолина. Вопросы и задания: 1. Как часто тебе приходится бывать на концертах?  Какие это концерты? 2. Почему, на твой взгляд, слушатели предпочитают  посещать концерты в первую очередь ради любимых  исполнителей? Относишься ли ты к таким  слушателям? 3. Что в трактовке Д. Хворостовского (песня «Как  молоды мы были») ты бы отметил в первую очередь ­силу голоса, эмоциональность исполнения, создание  глубокого образа? 4. Опиши свой опыт посещения отдельного концерта.  В своём рассказе придерживайся следующего  примерного плана: обстоятельства, предшествовавшие  решению пойти на концерт, твои музыкальные  впечатления, программа концерта, количество  публики, её реакция на исполнителей. 5. Составь программу концерта на одну из тем:  «Романтизм в музыке», «Выступает знаменитый  оркестр» (пианист, скрипач, вокалист), «Концерт в  честь праздника», «Эстрадный концерт».Об особенностях музыкального концерта: музыка и  зрелище Нет искусства, если нет преображения. (П. Гоген, художник) Что такое концерт? Относится ли он к полезным изобретениям  человечества или это просто один из вариантов  проведения досуга? Как бы там ни было, концерт существует уже очень  давно и является одним из лучших способов  приобщения людей к музыке. Диапазон историческихформ концерта весьма широк: это и исполнение  произведения перед публикой, и приятный фон во  время парковых прогулок, игр и трапез. Именно концерт как мероприятие преимущественно  составного характера ­ как правило, в его рамках  звучало множество номеров или музыкальных  произведений ­ был с самого начала подвержен  различным взаимодействиям. Далеко не всегда концерт  был чисто музыкальным мероприятием. На его  характер влияло буквально всё: место проведения,  репертуар, частота смены номеров и т. д. Различные  виды взаимодействий мы последовательно рассмотрим  в настоящем разделе. Такие взаимодействия касаются многих музыкально­ зрелищных жанров ­ не только концерта, но и оперного  спектакля. Это свидетельствует о том, что среди  истоков концерта некоторые более ранние видыпубличных мероприятий. Вероятно, с этим не в  последнюю очередь связана синтетическая природа  концерта, который ориентирован не только на  слуховое, но и на зрительное восприятие. В настоящее время, с характерной для него  склонностью к художественным экспериментам,  появилось немало концертов, прямо нацеленных на  достижение визуального эффекта. Это не только  всевозможные лазерные шоу и пиротехнические  эффекты, но и настоящие концертные представления со специально сконструированными декорациями и  тщательно выбранным местом проведения. Так, широко известны светомузыкальные опыты французского  музыканта Жана Мишеля Андре Жарра, проводящего  концерты по всему миру. Одним из таких мероприятий  стал концерт в Париже, который был организован  следующим образом.Пирамидальная сцена была установлена между аркой  Обороны и Триумфальной аркой ­ с тем, чтобы концерт могли посетить до 2,5 миллиона человек. Это шоу  совпало с выходом нового альбома Жарра «En attendant Cousteau» («В ожидании Кусто»), музыка из которого  прозвучала на концерте. Послушайте один из фрагментов композиции «En  attendant Cousteau». Это образец электронной  инструментальной музыки, которую почитатели  определяют как «46 минут абсолютной гармонии». В  ней отчётливо выражен пространственный эффект,  делающий органичным звучание композиции на  открытом воздухе. Использованы и необычные  ритмические решения, ради их воплощения Жан  Мишель Жарр специально ездил в Тринидад и Тобаго  (островное государство в Карибском море) для  совместной записи с группой местных барабанщиков.Однако неверно думать, что стремление к различного  рода взаимодействиям в рамках концертного  мероприятия стало приметой только нынешнего  времени. Концерт всегда тяготел к пестроте и  многообразию внутренних составляющих. Один из  исследователей истории концерта, Е. В. Дуков, пишет:  «Мозаика жанров концертного искусства, как  показывает его история, практически безгранична.  Выступления музыкантов, чтецов или танцоров  различного творческого профиля отнюдь не  исчерпывают его программ... В роли концертного  номера ещё в конце XIX века можно было встретить  выступления гипнотизёров и «профессоров  увеселительной физики», ранний синематограф и  граммофон, демонстрацию изъянов человеческого тела  и его совершенной красоты, даже чудеса техники,вообще не имеющие никакого отношения к искусству  (вплоть до паровоза или мотоцикла). Замечательным примером такой «Мозаики жанров»  может служить знаменитый спектакль  «Необыкновенный концерт», поставленный на сцене  Московского театра кукол им. С. В. Образцова. Это  представление синтезирует жанры театрально­ драматического и кукольного спектаклей, сборного  концерта, включающего колоритный конферанс, а  также инструментальные, вокальные, танцевальные и  цирковые номера. Одновременно «Необыкновенный  концерт», будучи ярким пародийным спектаклем,  акцентирует самые характерные особенности именно  концерта как эстрадного жанра ­ со всеми его  достоинствами и недостатками. Таким образом, зрелищное начало, присущее концерту,  не только сближает его с родственнымихудожественными явлениями, такими как театральный,  оперный, музыкальный спектакль, но и становится  предпосылкой внутреннего развития концертного  жанра. Современный концерт – многоликий феномен,  сочетающий всё богатство и разнообразие современной  художественной жизни. Вопросы и задания: 1. Считаешь ли ты концерт удачным изобретением  человечества? Объясни свой ответ. 2. Как ты думаешь, почему концерт изначально был  ориентирован не только на слуховое, но и на  зрительное восприятие? 3. Органична ли музыка Ж. М. А. Жарра той  зрелищной концепции, какую предложил музыкант в  честь Ж. И. Кусто?4. Интересна ли, по­твоему, такая программа  концерта, когда в ней представлены и музыка, и танец,  и цирковые номера, и разговорный жанр? Для каких  случаев такая программа может считаться удачной, а  для каких ­ не подходит? 5. Послушай музыкальные фрагменты из кукольного  спектакля «Необыкновенный концерт». Какие  особенности концерта пародируются в нём, на твой  взгляд, в первую очередь? 6. Составь собственную программу «номерного»  концерта, включающую выступления современных  артистов. Объясни свой подход. Стилевые взаимодействия