Урок русского языка 11 класс Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.
Оценка 4.8

Урок русского языка 11 класс Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
09.01.2017
Урок русского языка 11 класс  Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.
Целью данного урока является закрепление умений различать грамматические нормы от ошибок; формирование навыков использования нормированной речи; использование задания ЕГЭ, связанных с грамматическими нормами и культурой речи; закрепление навыков по выполнению грамматических заданий ЕГЭ. Данный урок рекомендуется к проведению в профильном классе
урок 11 класс.docx
Русский язык 11 класс Тема: Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм. Цель:  закрепить   умения   различать   грамматические   нормы   от   ошибок;   формировать навыки   использования   нормированной   речи;   использовать   задания   ЕГЭ, связанные с грамматическими нормами и культурой речи; закрепить навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ. Оборудование:  презентация, «Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александрова, демоверсия ЕГЭ, учебник «Русский язык» А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, карточки. Тип урока: урок­закрепление. Ход урока: I. Организация начала занятия. Друзья мои, я очень рада  Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Сиянье ваших умных глаз. Доброе утро, ребята! Начнём наш урок. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число: Пятнадцатое октября. Классная работа Пропустите строку для темы, а ниже напишите: Лингвистическая разминка. оо   —   слова   одной   части   речи,   различные   по   звучанию   и   написанию,   но II. Лингвистическая разминка. Я буду читать определения, а вы ­ записывать только термины: 1.   Грамматика  ­   раздел   языкознания,   изучающий   строение   языка,   а   также   его конструкции.  2. Син нимы имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.  Примеры: кавалерия — конница, смелый — храбрый.  3.   Синонимы   контекстуальные  –   это  слова,   сближающиеся   своими   значениями   в условиях контекста. Например, однородность приводимых ниже определений вызвана контекстуальным   их   сближением:   веселый,   добродушный   смех;   душная,   гнетущая темнота;   гордый,   храбрый   вид;   пустынный,   неприветливый   дом;   суровый,   упрямый старик; тяжелое, злое чувство; хриплый, придушенный голос. 4.   Паронимы  —   это   близкие,   но   нетождественные   по   звучанию   слова,   имеющие ударение   на   одном   и   том   же   слоге,   относимые   к   одной   и   той   же   грамматической категории. Паронимы  — слова, которые вследствие сходства в звучании и частично совпадения морфемного состава могут либо ошибочно, либо каламбурно использоваться в речи. Примеры:   трагичный   —   трагический;   драматичный   —   драматический;   лиричный   — лирический;   удачный   —   удачливый;   советник   —   советчик;   здравица   —   здравница; рыбий — рыбный. 5. Косвенная речь — речь какого­либо лица, переданная говорящим (или пишущим) в предложении, подчинённом его собственной фразе, вводящей эту речь.  6.   Приложение  —   это   второстепенный   член   предложения;   это  определение, выраженное   существительным,   которое  даёт   другое   название,   характеризующее предмет:  Песня,  крылатая птица,  смелых  скликает  в   поход;  От  полка  спасибо наше вам за сына­храбреца. Отвечает на вопросы определения: какой? какая? какое? какие? Подчеркивается, как любое определение, волнистой линией. 7. Причастный оборот – это оборот, состоящий из причастия и зависимых от него слов. Около  стола  гуляла  привязанная за ногу курочка  (Л.Толстой). Лошади,  вытянувшие черные головы, и всадники, согнувшиеся над ними, показывались на мгновение на белом фоне неба (Фадеев). (взаимопроверка – меняются тетрадями, проверяют друг у друга по презентации). III.   Подготовка   к   восприятию   знаний  (обучающиеся   формулируют   тему   и   цели урока). После   проверки   лингвистической   разминки   по   презентации   высвечиваю предложение с ошибкой: Это произведение Василия Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войне. Ребята, посмотрите на предложение и проанализируйте его. (В предложении допущена грамматическая ошибка). Давайте   запишем   предложение   правильно.  Это   произведение   Василия   Быкова, посвящённое Великой Отечественной войне, я прочитал летом. Есть ли сходство между предложениями? (Да).  Как называют такое явление в языке? (Синонимия). Давайте   сформулируем  тему   нашего   урока.   (Грамматические   нормы.   Синонимия грамматических норм). Давайте сформулируем цели: закрепить умения различать грамматические нормы от ошибок; формировать навыки использования   нормированной   речи;   использовать   задания   ЕГЭ,   связанные   с грамматическими   нормами   и   культурой   речи;   закрепить   навыки   по   выполнению грамматических заданий ЕГЭ. IV. Закрепление изученного материала: 1. Знакомство с новой демоверсией: тест 7 (работа с Интернетом). Самостоятельная работа (выполняют текст 7, проверяют по презентации). ОТВЕТЫ: А5, Б9, В3, Г2, Д1. 2. Исправление ошибок из школьных сочинений: работа в группах. По 4 предложения для каждой группы: исправить ошибки. I. 1. Свадебная форма Марии Кириловны была ей к лицу… 2. Миша шел из школы очень медленно, можно даже сказать, еле волок за собой ноги… 3. Героиня романа Льва Толстого мне очень понравилась. Особенно она хороша в танце со Штирлицем… 4. Перелетные птицы в основном на юг улетают. Но не кулики. Эти бегут бегом! II. 1. Самая верная моя подружка – это друг Колька! 2.  Сегодня море нельзя назвать спокойным, да какое­то спокойным, оно прямо­таки бешеное какое­то сегодня было… 3. И тогда мы с братом крепко взялись за руки и дружно пошли в разные стороны! 4.  Я увидел птицу, которая сидела на ветке. У нее на спине была белая грудка… и большой клюв… III. 1. На этой картине была изображена маленькая девочка, собачка и еще ее бабушка. 2. Фрукты с изображением натюрморта так и притягивали взгляд… 3. Неподалеку от нашей деревни мы нашли местечко, где был примят овес. Сразу стало понятно, где загорают кабаны. 4. Невовремя открывшаяся дверь так и не дала раскрыть рта Наташе Ростовой… IV. 1. Пастух пас стадо баранов. И вдруг один овец поднял голову, как будто захотел нам что­то сказать, поделиться своей жизнью… 2. Перед его взором открылось невиданное зрелище. И зрелищем этим была Маруся… 3. Онегин был вынужден поддерживать разговор со своим умирающим дядей… Он так и говорил: “Скажи­ка, дядя, ведь недаром…” 4. И тут Онегин просто лопнул, как мыльный пузырь! V.   1.  Ленский   вышел   на   дуэль   в   панталонах.   Выстрел   раздался,   как   только   они разошлись… 2. Барин сел в карету и предоставил себя в лошадиное распоряжение… 3. Белки живут в свитых собственноручно уютных дуплах. 4. Дома меня ждет мой пернатый друг – хомячок! Каждый человек из группы комментирует один пример. 3. Работа с демоверсией: тест 6. Самостоятельная работа В одном из слов допущена грамматическая ошибка. Найти её и исправить. Каждый ученик выходит к доске и записывает слово с ошибкой. Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А 4. Работа со словарём: Соболев Сергей и Валяев Алексей  ищут в словаре слово «убегать» и синонимы к нему. Остальные подбирают синонимы самостоятельно. На слайде высвечиваю ответ, зачитываю:  спасаться бегством,  обращаться в бегство,  уноситься,  удирать,  ударяться в бега,  пускаться наутёк,  улепётывать,  драпать,  драть,  тикать,  давать ходу,  удирать во все лопатки,  давать стрекача,  смазывать пятки,  показывать пятки,  рвать когти,  уплетать ноги. Работа у доски. Работа с грамматическими ошибками: ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК: Соболев Сергей 1. Ошибочное словообразование Пример: надсмехаться (вместо насмехаться) Валяев Алексей 2. Ошибочное образование формы существительного Пример: не хватает время (вместо времени) Иванищев Иван 3. Ошибочное образование формы прилагательного Пример: более интереснее (вместо более интересно), красивше (вместо красивее или красивей) Лытнев Александр 4. Ошибочное образование формы числительного Пример: с пятистами рублями (вместо пятьюстами) Иванищев Иван 5. Ошибочное образование формы местоимения Пример: ихнии дети (вместо их) Еньшин Алексей 6. Ошибочное образование формы глагола Пример: они ездиют (вместо ездят),  Сорокина Анна 7. Нарушение согласования Пример:  Я   знаком   с   группой   ребят,   серьёзно   увлекающимися   джазом.   (вместо увлекающихся) Матвеева Мария 8. Нарушение управления Пример: повествует читателей (вместо читателям) Павлов Борис 9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Пример:  Большинство возражали  против такой оценки его творчества. (вместо возражало) Рашидова Эльмира 10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Пример: Все были рады, счастливы и весёлые. (вместо веселы) Федорова Екатерина 11. Ошибки в построении предложения с однородными членами Пример:  Страна  любила  и  гордилась  поэтом. (вместо Страна любила поэта и гордилась им.) Стрекозова Нелли 12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Пример: Проезжая на велосипеде вдоль деревни, на меня накинулся гусь. (вместо Когда я проезжал на велосипеде вдоль деревни, на меня накинулся гусь.) Сухачев Николай 13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Пример:  Узкая   дорожка   была   покрыта  проваливающимся  снегом  под   ногами. (вместо Узкая дорожка была покрыта проваливающимся под ногами снегом.) Чернышова Алина 14. Ошибки в построении сложного предложения Пример: Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. (вместо Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить и уважать друзей.) Юрина Анна 15. Смешение прямой и косвенной речи Пример:  Автор сказал, что  я  не согласен с мнением рецензента. (вместо Автор сказал, что он не согласен с мнением рецензента.) Дручинина Елена 16. Нарушение границ предложения Пример: Когда герой опомнился. Было уже поздно. (вместо Когда герой опомнился, было уже поздно.) Харьковский Дмитрий 17. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Пример: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. (вместо Замирает на мгновение сердце и вдруг стучит вновь.) V. Рефлексия. Корзина успеха. Дети достают из коробочки листики со словами и продолжают фразу:  сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно…  я выполнял задания…  я понял, что…  теперь я могу…  я почувствовал, что…  я приобрел…  я научился…  у меня получилось …  я смог…  я попробую…  меня удивило…  урок дал мне для жизни…  мне захотелось… VI. Информация о домашнем задании. Выполнить 5 вариантов тестов под № 7 (по выбору), Упр. 97 (придумать слова с чередованием). VII. А напоследок афоризм от Эмиля Кроткого:  "Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать ­ ошибка".

Урок русского языка 11 класс Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.

Урок русского языка 11 класс  Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.

Урок русского языка 11 класс Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.

Урок русского языка 11 класс  Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.

Урок русского языка 11 класс Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.

Урок русского языка 11 класс  Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.

Урок русского языка 11 класс Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.

Урок русского языка 11 класс  Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.

Урок русского языка 11 класс Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.

Урок русского языка 11 класс  Грамматические нормы. Синонимия грамматических норм.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017