Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"
Оценка 4.6

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
01.04.2017
Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"
Тип урока – урок введения нового знания (открытие нового знания). Цели урока: 1) -сформировать представление о способах выбора написания гласных Ы, И после Ц; -об условиях выбора Ы, И после Ц в слове; -комментировать условия написания 2)-тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя; 3)-развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности
Урок русского языка в 5 классе ГРЕБНЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА.docx
Урок русского языка в 5 классе. Разработала Гребнева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя школа п.Батецкий» Тема «Гласные буквы Ы ­  И после Ц». Тип урока – урок введения нового знания (открытие нового знания). Цели урока: 1) ­сформировать представление о способах  выбора написания гласных          Ы, И после Ц;      ­об условиях выбора Ы, И после Ц в слове;      ­комментировать условия написания 2)­тренировать   умение   самостоятельного   осуществления   учебной деятельности под руководством учителя; 3)­развивать   внимание,   память,   речь,   логическое   мышление,   творческие способности Ход урока:    (цель: Деятельность учителя 1.Самоопределение к деятельности.   включение учащихся   в   деятельность   на   личностно­ значимом уровне) 1­2 минуты ­Здравствуйте,   садитесь!   Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране русского языка. ­Вспомните,   по   каким   станциям   в течение   предыдущих   уроков   мы   с вами путешествовали? ­Как   вы   думаете,   что   пригодится нам   для   успешного   путешествия   и успешной работы на уроке? ­Как вы усвоили темы, изученные в разделе «Орфография»? ­Сегодня вы совершите путешествие в новую точку страны Русский язык и   познакомитесь   новой орфограммой. Предположите,   как   мы   будем   это делать? с   Деятельность учащихся Учащиеся   сообщают   об   изученных орфограммах разделе «Орфография» в     ­Хорошее знание правил ­Вспоминают   правила,   какие   они изучали и как изучали. ­мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие; поймем, что   мы   не   знаем,   и   сами   построим новый способ. 2.   Актуализация   и   фиксирование индивидуального   затруднения   в пробном действии Цель:   повторение   изученного   материала, необходимого для «открытия нового знания», и   выявление   затруднений   в   индивидуальной деятельности каждого учащегося (4­5 минут); возникновение проблемной ситуации ­Какой   раздел   науки   о   языке   вы изучаете? ­С какими другими разделами науки о   русском   языке   связан   данный раздел? изучает ­Что словообразование? ­Какие части слова вы знаете?   морфемика,   ­Чем   отличается   окончание   от других частей слова? ­Вспомните, как определить в слове корень?   Приставку?   Окончание? Суффикс? ­Какой следующий шаг мы должны сделать? ­Почему   повторение? необходимо вам   ­Посмотрите   на   доску   (на   ней записаны словосочетания): Читать2 в книге Бабушкин2 платок Приближался2 полдень Учитель спрашивает: Что вы сейчас делали? Следующее   задание   –   на   пробное действие.   Зачем   надо     выполнить 22-разбор слов по составу 2 2 ­орфографию ­с морфемикой, словообразованием…   корень, ­части   слова,   способы   образования слов ­приставка, окончание ­не входит в основу, это изменяемая часть слова; служит для связи слов в предложении суффикс,   Учащиеся   поясняют,   корень, приставка, окончание. ­повторить разбор слов по составу   что   такое   суффикс, ­Мы   должны   вспомнить   то,   что   нам нужно   для   урока,   чтобы   сделать следующий шаг. Учащиеся выполняют разбор слов по составу   в   тетрадях;   желающие выходят к доске и выполняют задание у доски ­Чтобы понять, чего  мы  не  знаем , и поставить цель. пробное действие? На доске записаны словосочетания с пропущенными в словах буквами: ПОБЫВАТЬ в Ц..РКЕ ДРЕВНЯЯ ГРЕЦ..Я ВЫРАСТИТЬ ОГУРЦ.. СИНИЦ..Н ДОМИК СТАРЫЙ Ц..ГАН ЖЕЛТЕНЬКИЙ Ц..ПЛЕНОК ­Учитель спрашивает, что вызвало у вас затруднение? ­Кто   выполнил   задание,   попросим обосновать выбор буквы.   нового   3.Постановка   учебной   задачи (выявление   места   и   причины затруднения)  ­ 4 мин Цель: обсуждение затруднений ­Какое   задание   вы   должны   были выполнить? ­Почему возникли затруднения? ­Где возникли затруднения? ­Чего мы еще не знаем? 4.Открытие знания (построение   проекта   выхода   из затруднения) Цель:   решение   УЗ   (устная   задача)   и обсуждение проекта ее решения (7­8 мин.) ­Какова   же   цель   нашей   работы   на уроке? ­Сформулируйте сами тему урока. ­Тему урока запишите в тетради, а учитель записывает на доске. ­Что   из   этапа   повторения   поможет нам   в   достижении   поставленной цели? ­Для   того,   чтобы   знать   выбор гласных   Ы.И   после   Ц,   предлагаем детям   поработать   в   парах.   Но   для ­при   выполнении   задания   у   многих возникают   вопросы:   как   писать   ­   с буквой Ы или И? Учащиеся   сообщают,   что   не   знают, как   правильно   написать   –   везде слышится Ы. Учащиеся   отвечают,   какую   букву написали, но обосновать выбор буквы не могут.  ­Мы   не   знаем   правила   написания гласных Ы, И после Ц. ­В написании букв после Ц. ­выявить   условия   написания   гласных Ы, И после Ц; ­«Гласные буквы Ы, И. после Ц» ­умение   выполнять   разбор   слова   по составу   и   находить   орфограмму   в определенной части слова этого составим план действий. ­Как   вы   думаете,   что   мы   с   вами будем определять сначала, затем? 5.Реализация проекта   построенного Учащиеся   поясняют,   что,   во­первых, надо разобрать слова по составу; во­ вторых,   определить,   какая   буква пишется   в   корне,   в   суффиксе,   в окончании;   в   ­   третьих,   сравнить результаты и сделать вывод.     символами, закрепление 6.Первичное с проговариванием во внешней речи Цель:  проговаривание   нового   знания, запись   в   виде   опорного   сигнала   (4­5 минут). Способы: работа в парах Средства:   комментирование,   обозначение знаковыми     выполнение продуктивных заданий Учитель   предлагает   поработать   в парах:   выделить   корень   в   словах, суффикс,   окончание   и   проследить, какая буква пишется в выделенных вами частях слова. ­На   парту   дается   лист   с   заданием, где записаны такие слова, как: ЦИТРУСОВЫЕ,   ЦИФРА,   ЦИРК, НОЖНИЦЫ,   ПТИЦЫ,   КУНИЦЫ, СЕСТРИЦЫН, ОПЕРАЦИЯ, АКАЦИЯ,  РЕВОЛЮЦИЯ.   Учащиеся работают 3 минуты, после чего сообщают свои результаты ЦИТРУСОВЫЕ, ЦИФРА, ЦИРК,  НОЖНИЦЫ, , ПТИЦЫ, КУНИЦЫ, ы ы ы ­Все ли справились с заданием? ­Скажите,   после   того   как   вы выполнили   задание,   можете   ли   вы ответить , от чего зависит написание гласных Ы, И после Ц? ­Сформулируйте правило написания  СЕСТРИЦЫН, ОПЕРАЦИЯ,  АКАЦИЯ,  РЕВОЛЮЦИЯ. ­Да,   в   зависимости   от   того,   где орфограмма   в   слове   (в   корне, суффиксе, окончании). гласных Ы, И после Ц.   составим   ­Давайте алгоритм правила,   чтобы   легче   было   его усвоить. КОРЕНЬ   и СЛОВА НА – ЦИЯ          ­ И­                    ­И­ ОКОНЧАНИЕ, СУФФИКС                       ­Ы­                   ­Ы­                ­Что нам надо выполнить дальше?   ­Откройте учебник, с.132, параграф   прочитайте   правило   и 43, проанализируйте составленный алгоритм.  ­Все ли мы с вами записали? ­О чем вы еще узнали?   ­Какие слова не подходят к нашему алгоритму?   В   какой   части   слова   у них орфограмма? ­Вернемся   к   пробному   заданию. Можем   ли   мы   теперь   правильно написать   в   словах   после   буквы   Ц гласные Ы, И? Можем обосновать их выбор? ­Что   будет   следующим   этапом нашей работы? ­Учитель   предлагает   учащимся выполнить   №428   (произнесите гласные   звуки   после   Ц   и   назовите буквы,   которыми   они   обозначены: ЦИРК,   ОГУРЦЫ,   РЕВОЛЮЦИЯ, КУЦЫЙ, ЦИНК, Ученики   формулируют   правило,   а учитель оформляет на доске условия выбора гласных. Учащиеся   проговаривают   шаги алгоритма, учитель фиксирует его на доске. Если орфограмма в корне   или слово оканчивается на ЦИЯ, пиши И; если орфограмма   в   суффиксе   или окончании, пиши Ы. ­проверить, составили алгоритм   правильно   ли   мы ­нет ­что   в   слове   в   корне   не   всегда пишется буква И, есть и исключение из правила.   как   ЦЫГАН, ­такие   слова, ЦЫПОЧКИ, ЦЫКНУЛ,   ЦЫПЛЕНОК,  ЦЫЦ –  орфограмма  в корне слова. ­Да. Учащиеся   вставляют   буквы,   гласные Ы,   И,   и   комментируют   условия выбора их. ­учащиеся   сообщают,   что   они   будут выполнять и тренироваться   в   применении   нового правила ­Учащиеся выполняют упражнения на правило   «Гласные   буквы   Ы­И   после Ц»   из   учебника   и   проговаривают     в парах условия написания. упражнения 7.Самостоятельная   работа   с самопроверкой по эталону Цель:  каждый   для   себя   должен   сделать вывод о том, что он  уже умеет. (4­5 мин.) Это   небольшой   объем   самостоятельной работы   (не   более   2­3   типовых   заданий), выполняется   письменно,   Методы   – самоконтроль, самооценка. ­Как   проверить,   усвоили   вы   новую тему или нет? Вам   предлагается   следующее задание (время на его выполнение – 5 минут): 1 вариант: Вставьте гласные И или Ы, объясните свои действия.   ц..почки,       ц..тадель, Станц..я, ц..трус, сестриц..н,   глупц..,   дисц..   плина, ц..ган, гусениц.., круглолиц..й, гонц.., ц…нга, нац..я,  полиц..я, у пшениц.., ц..ц. 2 вариант: Делегац..я,   голубц..,   экспедиц..я, учениц..,   Лисиц..н, дефиц..т,   акац..я,   ц..нк,   гусятниц.., демонстрац..я,   медиц..на,   ц..корий, сверстниц.., панц..рь, эмоц..я.   ц..рюльник, Критерии оценки: 15­16 слов без ошибки – «5» 14­12 слов без ошибки – «4» 11­9 слов без ошибки – «3» 8.Включение   нового   знания   в систему знаний и повторение  (7­8 минут) ­сначала   предлагается   учащимся   из набора   заданий   выбрать   и   решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие Надо поработать самостоятельно. Учащиеся   выполняют   задание,   затем его проверяют по образцу, используя критерии оценки: 1 вариант:                  2 вариант: 1.И (на ция)                И – на ция 2.Ы – искл.                 Ы ­ в оконч. 3.И – в корне              И – на ция 4.Ы­ в суффиксе         Ы – в оконч. 5.Ы – в окончании     И – в корне 6.И – в корне              Ы – в суфф. 7.Ы – искл.                  И – в корне 8.И ­в корне                И – на ция 9.Ы – в оконч.             И – в корне 10.Ы – в оконч.            Ы – в оконч. 11.Ы – в оконч.            И­ на ция 12.И – в корне             И – в корне  13. И – на ция              И – в корне 14.И – на ция               Ы – в оконч. 15.Ы – в оконч.            И – в корне 16.Ы – искл.                 И – на ция ­Этот материал поможет нам решить орфографические   задачи,   будем грамотно писать ­Конституция ­Цитата ­Цыкнуть ­Циркуль ­Коллекция ­Цитрусовые ­Циклон       №1. ­затем   выполняются   упражнения,   в которых новые знания используются вместе с изученными ранее. Замените Задание развернутое определение словом – синонимом. 1) Основной закон государства 2) Точная выдержка из какого­либо текста 3)Прикрикнуть   на   кого­нибудь   с угрозой 4)Инструмент   для   вычерчивания окружности   и   измерения   длины   на чертежах 5)Систематическое собрание каких­ нибудь предметов 6)Плодовые   растения,   к   которым принадлежат   лимоны,   апельсины, мандарины 7)   Бурное   движение   атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью Задание   Поработайте редактором   и   исправьте   ошибки. Объясните свои действия. Циник, цыкличный, мельници, овци, операцыонная,   агитацыя,   Птицин, цифра,   ликвидацыя, цынковка,   станицы,   национальное, цыкл.  Для   учащихся,   допустивших   много ошибок,   задание   по   учебнику   ­ №431, №429 Дополнительное повторение орфограмм. 1.Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните условия выбора гласных в словах после Ц. 1) Из кустов вышла т..терка, а за ней шесть   ц..плят.   2)   Птенц..   быстро р..сли,   и   однажды   вся   в..сёлая и   изученных   китайци,   №2.   задание     ранее с..мейка ул..тела на ш..рокие р..чные отм..ли.   3)   Посреди   площ..дки   в сквер..   р..сли   акац..и.   4)   В   горо.. приехала   делегац..я   ш...хтёров.   5). Ц..ркуль –  помощ(?)ник   человека   с глубокой   древност..   и   до   наших дней. 6) Мы д..вно собирались всей с..мьёй пойти в ц..рк.  2.Напишите   по   2   слова   с орфограммами: Ы­И после Ц; слова­ исключения   на   правило   написания Ы­И после Ц; О­Е после шипящих в корне; слова­исключения   на правописание О­Е после шипящих в корне.     учебной 9.Рефлексия деятельности на уроке Цель:  осознание   учащимися   своей   УД (учебной   деятельности),   самооценка результатов   деятельности   своей   и   всего класса  (2 минуты) ­Какую задачу мы ставили на уроке? ­Удалось   ли   нам   решить поставленную задачу? ­Каким   способом   мы   решили поставленную задачу? ­В чем вы испытывали затруднения? ­Что вам помогло их преодолеть? ­Какие получили результаты? ­Что нужно сделать ещё? Домашнее   задание:   параграф   43, составить   карточку   или   кроссворд по теме урока с использованием слов с орфограммой  «Гласные буквы Ы, И после Ц». ­выявить   условия   написания   гласных Ы, И после Ц ­да ­мы   сформулировали   цель,   открыли новое   правило   и   спланировали алгоритм,   узнали   условия   написания букв Ы, И после Ц. ­в   написании   букв   после   ц   в  разных частях слова ­работа в парах, правило в учебнике, алгоритм действия   выполнить ­повторить   правило, упражнения   из   учебника,   творческие задания.

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"

Урок русского языка 5 класс по теме "Гласные буквы Ы, И после цЦ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017