Урок русского языка " Разделительный ь, его роль в слове" ( 1 класс)
Оценка 4.6

Урок русского языка " Разделительный ь, его роль в слове" ( 1 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
24.03.2017
Урок русского языка " Разделительный  ь,  его роль в слове" ( 1 класс)
Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе "Разделительный мягкий знак, его роль в слове" . учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева" Букварь, " Пропись № 5" О.В.Пронина Тип урока: введение нового знания. Урок- путешествие к острову Ь знака, во время которого формируется умение употреблять в словах мягкий разделительный знак, чтение слов с ь.
ь разделительный.doc

Тема: Разделительный мягкий знак, его роль в слове.

Цели: 
Образовательные: 
1. Создать условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак». 
2. Показать роль разделительного мягкого знака в словах. 
3. Совершенствовать технику чтения. 
Воспитательные: 
1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку. 
2. Воспитывать желание учиться и делать открытия. 
3. Воспитывать умение слушать других. 
Развивающие: 
1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы. 
2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций. 
3. Развивать словарный запас.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности                                               Прозвенел звонок весёлый. 
Мы начать урок готовы. 
Будем слушать, рассуждать, 
И друг другу помогать.

Ноги? Вместе.

Руки? На месте.

Локти ? У края.

Спинка? Прямая.

 

2. Актуализация знаний

- Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, которое позволит сделать нам новые открытия. 

На доске картинки

голубь рысь лебедь воробей гусь

-Задание: найти лишнее слово.

Остались слова : голубь лебедь гусь

-Посчитайте в словах звуки и буквы

-Почему несовпадение?

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.

- Что вы можете сказать об этом мягком знаке? ( Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)

- Прочитайте слова с доски.

день 
пень 
уголь 
огонь 
- Найдите ь в этих словах. Что можете рассказать об этой букве? (не обозначает звука, показывает мягкость согласных) 
- Где может стоять ь в словах? ( в середине и в конце) 
- Измените эти слова так, чтобы ь спрятался в середине слова. Читаем хором: 
деньки 
пеньки 
угольки 
огоньки 
- Что показывает ь в этих словах? (мягкость согласных) 

 

-Какие еще буквы выполняют эту работу?       Я, ё, ю, е, и

(Буквы выставляются на доску)

-Сейчас мы с вами повторили те знания, которые понадобятся нам сегодня на уроке.

- Отгадайте, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие? 
Плывёт белый гусь – 
Брюхо деревянное, 
Крыло полотняное.   Корабль

- Почему о корабле сказано, как о белом гусе? 
- А что это за крыло у корабля? 
- Объясните значение «полотняное крыло». 
- А почему именно на корабле мы будем путешествовать? Посмотрите на карточку, как это слово связано с нашим уроком? ( есть ь ) 
- Дайте характеристику, какой в этом слове ь? (показатель мягкости)


- Ну что ж, можно отправляться в наше путешествие. Мы направляемся к острову Мягкого знака. На нашем пути встретятся другие острова, на которых мы сделаем остановки. 
- А вот и первый остров. Кто же нас здесь встретит?

 

 

3. Создание проблемной ситуации

На  острове  Незнайка  Он пишет письмо своим друзьям из Цветочного  города, но  что-то здесь произошло давайте прочитаем предложение и поможем ( Пю  чай.)

-  Кто догадался какое  слово  здесь должно находиться, какая  буква  здесь должна находиться? Давайте сравним то, что написано, и настоящее слово. Произнесём их и  вслушаемся в звуки в начале слова.

Звуковой анализ слов пю, пью)

 А  помог нам найти нужное слово разделительный  ь знак.

 Почему  его так  назвали? ( потому что он разделяет буквы , не дает их слитно читать)

 4. Открытие нового знания 

Плывем на следующий остров  ь

- Начнем мы с вами с наблюдения. Предлагаю вам прочитать пары слогов. Но не просто прочитать, а наблюдать и попробовать понять, какую же работу выполняет в этих словах Ь.

 

ВЯ – ВЬЯ         ДЕ-РЕ- ВЬЯ                  ЛЁ – ЛЬЁ         ЖИ-ЛЬЁ

ТЕ – ТЬЕ         ПЛА -ТЬЕ

ЛЯ – ЛЬЯ         КРЫ - ЛЬЯ

ВЮ – ВЬЮ         ВЬЮ -ГА

ТЯ – ТЬЯ         ЛИС-ТЬЯ

 ЗЯ – ЗЬЯ         ДРУ-ЗЬЯ 

Прочитаем и сравним

В 1 столбике столбике  какой  первый звук  ( мягкий  согл.) , что смягчило,  сколько звуков оставили гласные                                                    Во 2 столбике  какой первый звук ,  что  смягчило (Ь) сколько звуков дали гласные (2)                                                                                                  Какова работа у ь ? ( предупреждать , что в слове после согласных буквы е,ё, ю.я надо читать как  2  звука)                                                             Вывод: буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Появляется  схема

5. Постановка учебной задачи

-Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока?

(читать и писать слова с разделительным Ь)

 ФИЗМИНУТКА

Если я назову слог с разделительным мягким знаком, вы присядете, а если без – встанете.

Зя, бе. бье, зья, ря. рья, чьи, ся. сья, лью, чи.

6. Первичное закрепление

Запишем соединения с ь . Перед какими буквами пишется ь ? Какими  соединениями соединяется ь с гласными ? проговариваем , прописываем

2. Задание. А сейчас, будем записывать слова и объяснять, какую работу выполняет Ь. с.36

3. чтение  букварь с. 156  прочитайте слова,где гласные е,ё,ю,я дают 2 звука.Почему?    Прочитайте слова с разделительным ь.

7. Работа в парах.

-Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь проверим, как хорошо усвоили новое знание. На каждой парте лежит один листок со словами. Если перед вами только один лист, что это значит, как мы будем работать?

А как надо работать в паре?

Слова с разделительным мягким знаком обведите в кружок, остальные оставьте без изменений.

СОЛОВЬИ, ГУСЬ, КРЫЛЬЯ, ДЕНЬКИ, ПЬЮТ, СНЕГИРЬ

Коньки, воробьи, пьёт, вьют, день, пеньки, вьюга.

 

hello_html_1c0e032c.gif8. Рефлексия

Какую цель мы ставили сегодня?

Достигли ли мы ее?

Чему еще мы учились?  ( различать работу ь – показатель мягкости и разделительный)

 

Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете зелёную, если вы все понимали, но сомневались или ошибались – синюю или желтую.  Если было трудно и непонятно – красную.

- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, приклеивают над островом Мягкого знака, затем – мальчики.

 


Тема: Разделительный мягкий знак, его роль в слове

Тема: Разделительный мягкий знак, его роль в слове

Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак

Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

Постановка учебной задачи -Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока? (читать и писать слова с разделительным

Постановка учебной задачи -Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока? (читать и писать слова с разделительным

Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете зелёную, если вы все понимали, но сомневались или ошибались – синюю или…

Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете зелёную, если вы все понимали, но сомневались или ошибались – синюю или…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017