Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия".
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
29.11.2017
Урок русского языка на тему "Действительные и страдательные причастия" - это урок изучение нового материала.дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать умение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания.
Страдательные и действительные причастия.docx
Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия".
Цели: Обучающая: дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
Развивающая: развивать умение правильно определять в предложении причастие
и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков
препинания, а также развивать воображение и речь учащихся.
Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русской культуре, русскому
языку.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания по карточкам
Ход урока
Спишите, согласуя заключенные в скобках прилагательные и причастия с именами
существительными.
1. В (сонный, застывший) воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная
летняя ночь.
2. Лукашка разглядывал в чаще (надвигавшаяся) фигуру охотника.
3. Над (потонувшее в темноте) озером стояла мертвая тишина.
4. Осеннее солнце весело смотрело на (вымощенная круглыми серыми камнями и усеянная
желтой листвой) улицу.
1. В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не
обходится степная летняя ночь.
2. Лукашка разглядывал в чаще надвигавшуюся фигуру охотника.
3. Над потонувшим в темноте озером стояла мертвая тишина.
4. Осеннее солнце весело смотрело на вымощенную круглыми серыми
камнями и усеянную желтой листвой улицу.
3. Повторение изученного о причастии.
1) Фронтальный опрос:
Что такое причастие?
Как определить падеж у причастия?
Что называется причастным оборотом?
Как на письме выделяется причастный оборот?
4. Объяснение нового материала. 1). Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие причастия называются
действительными, а какие страдательными.
2). Работа с таблицей. Формулирование правила, какие причастия
называются действительными, а какие страдательными. Разбор примеров.
При
стви
тель
ные и дей
тель
да
ва ют стра
ные.
ча
стия
бы
Чтобы лучше понять, в чём разница между такими причастиями, обратимся к
предложению: "
прочитали
".
Возьмём существительные из этого предложения в качестве определяемых слов и
преобразуем глагол «прочитали» в причастие.
(какие?)
(какая?)
книгу.
детьми.
обозначает признак того предмета, который сам произ
Причастие
вёл действие. Именно поэтому такие причастия называются действительными.
А вот причастие
произвёл действие ктото другой. Такие причастия называют страдательными.
обозначает признак того предмета, над которым
от страдательного причастия всегда можно задать вопрос
. Например: "книга, прочитанная
луной".
детьми", "небо, освещённое
или
А от действительных причастий такого вопроса задать нельзя.
Действительные и страдательные причастия могут изменяться по временам
и образовуются с помощью суффиксов. Мяч, разбивший окно – действ.прич.
Окно, разбитое мячом страдат.прич.
Дети, посадившие дерево действ.прич.
Дерево, посаженное детьми – страд.прич.
5.Закрепление нового материала.
Определите, где действительные, а где страдательные причастия. Выделим
суффиксы
тучка, закрывающая солнце (действ.); солнце, закрываемое тучкой (страд.);
мальчик, поймавший рыбу (действ.); рыба, пойманная мальчиком (страд.);
человек, разрезающий ленту (действ.); лента, разрезанная человеком
(страд.).
Задание для самопроверки. Надо распределить словосочетания в два
столбика: с действительными и со страдательными причастиями:
съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая
клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь,
проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Разобрать, где правильный ответ и критерии оценки для самопроверки.
Действительные причастия
Распустившийся цветок, играющий
щенок, поспевшая клубника,
закрывшаяся дверь, летящий самолёт.
Страдательные причастия
Съеденный ужин, раскрашенный
рисунок, забытая игрушка, проверенная
тетрадь, запряжённая лошадь. 5. Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы.
1). Ребята, назовите, на какие группы делятся причастия?
2). Дайте определение действительных и страдательных причастий, в чём их
отличие?
6. Домашнее задание.
Правило параграф 14,
Задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает
предложения с действительными причастиями, второй вариант со
страдательными.
1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.
2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.
3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.
4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.
6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.
7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.
8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.
9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
1 вариант:
1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.
2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.
3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.
4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.
5. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
2 вариант:
1. Солнце выглянуло на расчищенном небе. 2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.
4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.
5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со
страдательными причастиями:
съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника,
раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь,
запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со
страдательными причастиями:
съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника,
раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь,
запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со
страдательными причастиями:
съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника,
раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь,
запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:
съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника,
раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь,
запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со
страдательными причастиями:
съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника,
раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь,
запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со
страдательными причастиями:
съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника,
раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь,
запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со
страдательными причастиями:
съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника,
раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь,
запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со
страдательными причастиями:
съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника,
раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь,
запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Спишите, подчеркните причастия и определите, где страдательныедействительные
причастия
1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.
2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.
3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.
4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.
6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.
7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.
8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.
9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
Спишите, подчеркните причастия и определите, где страдательныедействительные
причастия
1. Солнце выглянуло на расчищенном небе. 2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.
3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.
4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.
6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.
7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.
8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.
9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
Спишите, подчеркните причастия и определите, где страдательныедействительные
причастия
1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.
2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.
3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.
4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.
6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.
7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.
8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.
9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
Спишите, подчеркните причастия и определите, где страдательныедействительные
причастия
1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.
2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.
3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.
4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.
6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.
7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.
8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.
9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия".
Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия".
Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия".
Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия".
Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия".
Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия".
Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.