Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.
Оценка 4.6

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Оценка 4.6
Домашняя работа +11
doc
русский язык
9 кл
04.07.2017
Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.
Представлен урок, разработанный на достаточно редком материале: вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки. Материал ценен тем, что как правило на уроке не хватает времени на освоение подобного материала, а сегодня он необходим при сдаче экзамена по русскому языку в 9 классе.
урок русс.яз.9 кл..doc
Предмет: русский язык Класс: 9 Учитель: Минеева Н.Ю. Тема:     Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.  Тип урока: урок обобщающего повторения Цели учителя:  1. Систематизировать знания по теме «Синтаксис». 2. Показать значение вклада русских лингвистов в развитие синтаксиса при  изучении школьного курса русского языка. 3. Способствовать развитию аналитического мышления путем синтеза знаний. 4. Научить писать эссе на лингвистическую тему.   5. Прививать вкус к грамотной образной  речи и воспитывать у учащихся умение  высказывать свою точку зрения. Оборудование: 1.Портреты лингвистов.       2. Тексты  с тезисами  Щербы, Максимова, Абакумова,       Виноградова. Ход урока:     1. Подготовительный этап к уроку. Чтобы урок прошел продуктивно, класс поделен на 4 команды (на основе  творческого индивидуального задания, которое было дано заранее). 1.1.Индивидуальное задание: подготовить материал на основе данных учебника и  дополнительный литературы о деятельности следующих лингвистов (прием «Своя  опора») 1.Лев Владимирович Щерба; 2.Леонард Юрьевич Максимов; 3.Сергей Иванович Абакумов; 4. Виктор Владимирович Виноградов. Класс к уроку подготовлен следующим образом: столы сдвинуты так, чтобы  помещалась группа из 5­6 человек. В начале урока ребята рассаживаются за столы с табличками, где указаны фамилии  лингвистов: 1. «Щерба»; 2. «Максимов»; 3. «Абакумов»; 4. «Виноградов». Этап I 2.Начало урока.  Стадия вызова. 2.1.Цитатное начало. (Чтение учителем наизусть) Слово может согреть, окрылить и спасти, Осчастливить и льды протаранить. Слово может нам тысячи бед принести, Оскорбить и безжалостно ранить. А поэтому скажем себе сурово: « Чтобы не было в жизни ненужных бед Надо думать, ребята,  над каждым словом, Ибо слов невесомых на свете нет!» Эдуард Асадов. 2.2Слово учителя. Целевая установка. Так писал известный поэт  Э.Асадов, предупреждая людей о том, что человек  выражает  в основном все при помощи слов. А разобраться в них нам помогают не  только поэты и писатели, но и вдающиеся люди науки. ­ Так XX столетие было эпохой великих научных исследований и открытий в  области русской филологии. Этот расцвет науки был подготовлен учеными XVII­ XIX веков. ­ А кого из выдающихся лингвистов того времени вы знаете? ­ Да, все они были исследователями и учителями, создавали научные школы, в  которых ученые сохраняли традиции предшественников и развивали плодотворные  идеи. Сегодня наш разговор пойдет о некоторых лингвистах XX века, которые внесли  особый вклад в развитие раздела лингвистики ­ синтаксис. Также мы  систематизируем знания, полученные вами в 8­9 классах, изучая раздел  «Синтаксис». Итогом всей нашей работы ­   станет написание эссе «Похвальное  слово синтаксису».  Вами проделана значительная подготовительная работа к сегодняшнему уроку. Что вы ждете от него?  Какие цели хотели бы решить для себя?  Ученическое целеполагание:  Обогатить свою речь новыми понятиями.  Уверенно рассказать свой материал.  Узнать и открыть для себя много нового.  Достойно справиться с творческим заданием. 2. Актуализация знаний учащихся. Для начала посмотрим: так ли велика функция слова? 3.1. Лингвистический эксперимент (чья команда справиться не только быстро, но и  составит наиболее интересные примеры ) От данного слова – слово образуйте: 1. словосочетание; 2.простое предложение; 3.сложносочиненное предложение; 4. сложноподчиненное предложение; 5.бессоюзное сложное предложение. ­Таким образом, мы увидели возможности синтаксиса: образность, динамичность, более полное высказывание возможно, используя разные синтаксические конструкции. Мы  показали, что возможности синтаксиса широки. ­ Да, каждое слово весомо. Что же означают основные термины, с которыми мы будем  работать на уроке? 4. Словарно­лексическая работа. ­Что же такое лингвистика? ­ Что изучает синтаксис?  а   (лат.) ­ наука о языке, языковедение, языкознание. Лингвистик   Синтаксис (греч.­ построение, сочетание, порядок)­ раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях.  Этап II 5. Далее ребята меняются местами следующим образом: каждому сидящему за  столом с табличками предлагается вытянуть листок с номером. В результате за  столом оказывается  всего 4 ученика с одинаковыми номерами, которые готовили  материал о разных лингвистах.  Например: Iстол IIстол IIIстол IVстол Vстол 1 Щерба 1 Щерба 1 Щерба 1 Щерба 1 Щерба VIстол 1 Щерба 2 Максимов 2 Максимов 2 Максимов 2 Максимов 2 Максимов 2 Максимов 3Абакумов 3Абакумов 3Абакумов 3Абакумов 3Абакумов 3Абакумов 4 Виноградов 4 Виноградов 4 Виноградов 4 Виноградов 4 Виноградов 4 Виноградов 5.1. Каждый   ученик в группе рассказывает подготовленный материал, остальные  внимательно слушают, конспектируют в тетрадях. Заполняют таблицу. Щерба Максимов Абакумов Виноградов Этап III 5.2.Прослушав информацию, каждый сидящий за столом,  имеет представление обо  всех лингвистах.  Ученику также предлагается вытянуть листок  (уже с ФИО  ученого), тот, кому достанется листок с пометкой, готовит публичное выступление  независимо от того, готовил ли он этот материал дома или прослушал в классе, т.о.  учащемуся предстоит обобщить полученные новые знания на уроке. Этап IV Стадия осмысления 5.3. Проверим заполнение таблицы. 6.Промежуточный вывод. Наука – явление развивающееся, динамичное,  меняется с развитием общества.  Всегда нужно знать и помнить тех людей науки, которые помогают нам в освоении  тех или иных научных знаний. Это только первая ступенька в научном  конспектировании, умением публично выступать, обобщать, полученные знания. 7.. Аналитическая беседа.  ­Все эти ученые внесли свой вклад, в какой раздел языкознания? ­ Давайте подробнее рассмотрим, что входит в понятие синтаксиса? ( итогом этой работы является составление кластера) ­ Что изучает такой раздел науки как синтаксис? ­Назовите типы связи в словосочетаниях. ­Каково назначение в речи словосочетаний? ­На какие группы делятся предложения в русском языке? ­Расскажите о ПП (простом предложении.) ­На какие группы делятся СП (сложные предложения)? ­Поведайте нам о ССП (союзных сложных предложениях.) ­Что собой представляют БСП (бессоюзные сложные предложения.) Составление кластера. Синтаксис Словосочетание    Предложение Согласо­ вание Сочетаются в  роде, числе,  падеже Управ­ ление Зависимо е ставится в  определен ном  падеже Примы­ кание   Зависимое  связывается с главным  только по  смыслу Простое     Сложное подлеж ащее сказуемое   союзные Изобразительно­выразительные  средства назыв ное определ .­личное неопред ел.­ личное    безлич. ССП СПП    эпитеты    метафоры гиперболы   олицетворение… Глагол 1 и 2 лица мн. ч. Глагол 3 лица мн. ч. Безлич.гл., слова  категории  состояния все части  равноправ ные      из главной и  придаточной   части  бесс оюзн ые   соеди няютс я при  помо щи  интон ации                                                                                                                                                                                                          ­Каково же назначение данного раздела? 8. Вывод по аналитической беседе Таким образом синтаксис изучает с одной стороны правила связывания слов и норм  слов, а с другой стороны­ те единства, в составе которых эти правила реализуются.  Поэтому изучением синтаксиса в школьной программе заканчивается курс  «Русского языка». Овладение синтаксическими знаниями позволяет нам:  1. Грамотно «строить» свою речь. 2. Применять  изобразительно­выразительные средства в своей повседневной речи. 3. Зная законы синтаксиса, расставлять смысловые  акценты в  устной и письменной  речи. 4. Помогает решать коммуникативные задачи, облегчает общение, как  непосредственное, так и опосредованное. 9.Вывод по теме урока. ­Сегодня на уроке мы систематизировали знания по разделу языкознания  «Синтаксис», познакомились с работами выдающихся лингвистов XX века, внесших  вклад развитие данной области русского языка. Теперь на практике посмотрим,  каковы же возможности синтаксиса. Используя те знания, которые вы почерпнули за время изучения раздела « Синтаксис». Ваша основная задача: «сказать» спасибо за  те возможности русского языка, которые вы усвоили при изучении данного раздела  языкознания. 10.Рефлексия. 1.Что нового вы сегодня открыли  для себя? 2. Что было интересным? 3. Чему научились? 4. Что было сложным? 11.Домашнее задание. Написание эссе  на тему: «Похвальное слово  синтаксису». План. I. Развитие лингвистической науки. 1. Понятие синтаксиса  как науки. 2. Выдающиеся лингвисты в области синтаксиса. Синтаксис как раздел языкознания. II. 1. Основные компоненты раздела. 2. Практическое применение синтаксиса. 3. Изобразительно­выразительные средства. 4. Возможно ли общение, не зная законов синтаксиса? III. Значение синтаксиса лично для вас.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Урок русского языка для 9 класса Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2017