Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
21.06.2017
Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)
Публикация является частью публикации:
Конспект урока.doc
Лингвистический анализ текста.  Подготовка к ОГЭ. Цель: закрепление навыка работы с текстом и заданиями в рамках ГИА  Задачи:  1. Обучение лингвистическому анализу текста;   2. Развитие умений и навыков при выполнении тестовых заданий частей А., В;  активизировать  познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные  процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции. 3. Формирование потребности к размышлению о смысле жизни человека. Тип урока – урок­практикум. Ход урока I. Актуализация. 1. Приветствие. Проверка готовности к уроку. 2. Буквенный диктант. На слух записать первые буквы слов грамматических основ: Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично  отдохнул! (хорошо) 3. Цели урока. Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке. Сегодня мы должны: ­ познакомиться и хорошо изучить новую тему; ­ хорошо и активно работать на уроке; ­ показать хорошие знания в конце урока.  II. Проверка домашнего задания. Из текста привести примеры слов с приставками различных групп. Можно из домашнего  словарного диктанта. Можно из карточки­распечатки. 1. Выпишите из предложений слова с неизменяемыми приставками:          Черёмуха отцвела и завязала узелки для ягод. На дальних речонках кувшинки уже  распластали на водной глади, словно на столе, широкие листья – зелёные блюдца. (Коковин Е.) 2. Выпишите из текста слова, правописание приставки в которых определяется правилом:  «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими  согласными – С»:         Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали  сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь  кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто  кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу. (Паустовский К.) 3. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от её  лексического значения:          Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она  надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те  же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.  (Паустовский К.) 4. Из предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при  произношении происходит уподобление конечного парного по глухости/ звонкости  согласного последующему звуку (озвончение):      Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.  Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал ­ барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос... (Паустовский К.)  Кругом расстилается бескрайняя равнина, а вдалеке виднеются верхушки одиноких  деревьев. 2) Пастух опасался, что волк задерёт овец.3)  III. Актуализация знаний. Работа по теме.           Сегодня на уроке русского языка, готовясь к Государственной итоговой аттестации, мы поработаем   над   текстом   в   стиле   телепередачи   «Что?   Где?   Когда?».   Вам   будет   предложено ответить   на   вопросы   из   различных   разделов   русского   языка.   Задания   распечатаны   на разноцветных   листочках.   Цвет   карточки   соответствует   одному   из   разделов.   Текст   у   вас   на игровых столах. Давайте познакомимся с ним (читает один из учеников).                                   Прочитайте текст и выполните задания        (1) Жизнь человеческая достаточно длинна для уст..новления спр..ведливости и по её  сложным но вполне л..гичным законам лодка качелей поднятая вверх потом пойдёт вниз а  маятник часов уйдя вправо непременно откачнётся влево.        (2) Один мудрый человек сказал когда­то, что человечество делится на изобретателей и  пр..обретателей. (3) В реальности конечно посложней есть масса промежуточных к..тегорий но  главный в..дораздел проход..т пожалуй именно здесь…        (4) Почему х..роший педагог любимому ученику даёт задачку самую трудную, а отметку  став..т самую строгую? (5) Да (по)тому, что любит и жела..т добра. (6) Чем трудней урок, чем  строже оценка, тем ценней полученный опыт.        (7) Ну, а опытный тренер – разве он т..лантливого спортсмена бережёт от сильного  противника? (8) Наоборот! (9) И пор..жений не пуга..тся: пор..жения – наука, за битого двух  (не)битых дают. (10) Так и жизнь относ..тся к нам, как х..роший педагог, как опытный тренер.        (11) Но почему же у «учёного» м..териальных благ мало, а у избалованного – навалом? (12)  Что в жизни надёжней и выгодней: иметь или уметь? (13) Он имеет, ты умеешь. (14) Кому  лучше?        (15) В жизни практически каждый, хоч..т он или не хоч..т, получа..т свою пайку и чёрного, и  белого хлеба. (16) И как бы автоматически получа..тся, что чёрный хлеб – плохо, что всё  разумное на земле безоговорочно стремится к сытости и комфорту. (17) Но ведь на самом деле  всё далеко не так.        (18) Порыв от чёрного хлеба к белому понятен и в анализе не нужда..тся. (19) Но как ты  объяснишь, например, рывок Гогена от всех благ цивилизации к пр..митивному быту таитян? (20) Или непр..одолимое стремление вполне обеспеченного норвежца Нансена в дикое, опасное  Заполярье? (21) Пр..чуда художника, любопытство учёного? (22) Пожалуй, не только это. (23)  Просто нормальному здоровому и разумному человеку для нормальной здоровой и разумной  жизни чёрный хлеб необходим так же как и белый.        (24) (В)течение долгих тысячелетий эволюции природа растила человека не на сайках с  изюмом. (25) Холод, опасность, скудная пища и тяжёлая мускульная работа постепенно создали  самое жизнеспособное существо на сегодняшней планете. (26) Все эти тяготы и напасти до сиз  пор необходимы человеку. (27) И всё это рекомендуют в популярных книжках педагоги и врачи.  (28) Только холод называют закаливанием, опасность – эмоциональной нагрузкой, скудную пищу – диетой, а тяжёлую мускульную р..боту – гимнастикой.        (29) Человек стал человеком на чёрном хлебе! (30) Посмотри на людей, добившихся чего­то  в жизни счастья, любви, известности, м..териальных благ. (31) Почти у каждого из них в  фундаменте судьбы лежит бетонная плита трудностей.        (32) И ведь что любопытно: получив достаточно благ, они не отказываются от р..боты, а  берут её всё больше и больше.        (33) Здоровая натура требу..т чёрного хлеба! (34) А сладкие булочки (не)редко достаются  их отпрыскам – вот и растут слабыми и худосочными. (По Л. Жуховицкому) 2.Учитель:      ­ Итак, выбирайте цвет карточки. Выполняете задание номера, соответствующего номеру  группы (4 группа – задание на выбор). Фонетика и орфоэпия. 1. В каком слове все согласные звуки звонкие (предложение № 2)? 1) человек                 2) мудрый                               3) делится                 4) изобретателей 2. В каком слове буквы ЧН обозначают звуки [ШН]? 1) достаточно              2) конечно                               3) безоговорочно        4) худосочный 3. В каком слове нет звука [Т]? 1) качнётся                  2) человечество                    3) хочет                       4) стремление Лексика и фразеология. 1. Какое значение имеет слово «учёного» в прочитанном тексте (предложение № 11)? 1) имеющий научную степень 2) умный подкованный 3) отвечающий реальным потребностям общества 4) много знающий, образованный 2. Укажите верно номер предложения, в котором употребляется фразеологический оборот. 1) 24             2) 31             3) 29           4) 9 3. Какое значение имеет слово «отпрыскам» в прочитанном тексте (предложение № 33)? 1) молодой, отходящий от корня побег растения 2) потомок, т. е. человек по отношению к своим предкам 3) люди будущих поколений 4) принадлежащий привилегированному сословию Состав слова и словообразование. 1. Каков способ образования слова «постепенно» в предложении № 25? 1) приставочный 2) суффиксальный  3) приставочно­суффиксальный 4) бессуффиксный 2. Слова какого ряда не имеют окончание? 1) жизнь, маятник, ставит, урок 2) опыт, стал, плохо, относится 3) вверх, здесь, влево, получив 4) далеко, существо, больше, нередко 3. В каком слове два суффикса? 1) задачка                        2) обеспеченного                    3) растила                        4) бетонная Морфология. Правописание знаменательных и служебных частей речи. 1. Какой частью речи является слово «длинна» в предложении № 1? 1) прилагательное  2) краткое причастие   3) существительное   4) краткое прилагательное 2. Какое слово является «четвёртым лишним»? 1) полученный                 2) избалованный             3) бетонная                      4) обеспеченный 3. В каком ряду во всех словах пишется И? 1) проход..т, став..т, относ..тся 2) жела..т, пуга..тся, требу..т 3) хоч..т, нужда..тся, получа..т Орфография. 1. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно? 1)  Да (по)тому, что любит и желает добра. 2) И поражений не пугается: поражения – наука, за битого двух (не)битых дают. 3) (В)течение долгих тысячелетий эволюции природа растила человека не на сайках с изюмом. 4) А сладкие булочки (не)редко достаются их отпрыскам – вот и растут слабыми и худосочными. 2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Е. 1) пр..обретатель             2) пр..митивный              3) пр..чуда                        4) непр..одолимое 3. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква? 1) уст..новление, л..гичным, т..лантливый 2) к..тегорий, в..дораздел, пор..жение 3) пл..нета, м..териальный, р..бота 4) к..челей, х..роший, спр..ведливость Словосочетание. 1. Из предложения № 18 выпишите словосочетание, в котором слова связаны по типу  согласования. 2. Из предложения № 33 выпишите словосочетание, в котором слова связаны по типу  примыкания. 3. Из предложения № 2 выпишите словосочетание, в котором слова связаны по типу управления. Простое предложение. 1. Какое выражение из предложения № 26 не является словосочетанием? 1) необходимы человеку 2) тяготы необходимы 3) все тяготы 4) необходимы до сих пор 2. Укажите номер односоставного предложения. 1) 29            2) 30           3) 31 3. Укажите номер предложения, в котором есть вводные слова. 1) 1           2) 3            3) 5           4) 10 Пунктуация. 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении  должны стоять запятые?         Просто нормальному (1) здоровому и разумному человеку для нормальной (2) здоровой жизни  чёрный хлеб необходим так же (3) как и белый. 1) 1, 2          2) 2, 3           3) 1, 2, 3          4) 1, 3  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении  должны стоять запятые.         Жизнь человеческая достаточно длинна для установления справедливости (1) и по её сложным  (2) но вполне логичным законам (3) лодка качелей (4) поднятая вверх (5) потом пойдёт вниз (6) а  маятник часов (7) уйдя вправо (8) непременно откачнётся влево. 1) 1, 2, 3, 5, 6, 7                2) 1, 2, 5, 6, 8               3) 1, 2, 3, 4, 5, 8               4) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении  должны стоять запятые?          В реальности (1) конечно (2) посложней (3) есть масса промежуточных категорий (4) но главный  водораздел проходит (5) пожалуй (6) именно здесь… 1) 3, 4, 5, 6                 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6                       3) 1, 2, 4, 5, 6             4) 4, 5, 6 Творческая работа. (Работа выполняется всеми участниками группы и кто­то один представляет её на суд  зрителям.) 1. Напишите небольшое по объёму сочинение­рассуждение на тему: «Человек – кузнец своего  счастья». 2. Напишите небольшое по объёму сочинение­рассуждение на тему: «Что в жизни надёжней и  выгодней: иметь или уметь?» 3. Напишите небольшое по объёму сочинение­рассуждение на тему: «Почему до сих пор  необходимы человеку тяготы и напасти?» IV. Рефлексия.           Выберите один из афоризмов, который, по вашему мнению, отражает мысли, возникшие у вас в  течение сегодняшнего урока. 1. Назначение человека в разумной деятельности.                 Аристотель (древнегреческий философ и учёный­энциклопедист) 2. Есть люди, которые живут без всякой уели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их  несёт.          Сенека Младший (древнеримский философ, государственный деятель и драматург) 3. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет  попутным.                                                     Сенека Младший  4. Каким образом человек может познать самого себя? Для этого он должен не созерцать, а  действовать. Попробуй исполнить свой долг, и ты увидишь сразу, чего ты стоишь.    Иоганн Вольфганг Гёте ( 1749­1832; немецкий философ, писатель, учёный) 5. Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым  человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть.      Генри Уорд Бичер (1813­1887;  американский священник, писатель и общественный деятель) 6. Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим.        Джереми Бентам (1748­1832; английский философ, социолог и юрист) 7. Быть может, судьба более благосклонна к тому, кто любит собирать ракушки, чем к тому, кто  родился миллионером…   Роберт Стивенсон (1850­1894; английский писатель) V. Подведение итогов работы на уроке. VI. Домашнее задание:  Напишите небольшое по объёму сочинение­рассуждение на тему: «Человек – кузнец своего  счастья».

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)

Конспект урока "Лингвистический анализ текста" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017