Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Оценка 4.7
Документация
doc
русский язык
9 кл
20.06.2017
5 вариантов экзаменационных работ по русскому языку для 9 класса ( составлены в соответствии с требованиями к ОГЭ по русскому языку). Изложение можно выбрать свое ( призвание, путь в профессию, влияние выбора профессии на дальнейшую жизнь). На выполнение работы отводится 4 часа.5 вариантов экзаменационной работы по русскому языку для 9 кл. Очень удобно распечатывать.
варианты 1-5.doc
ВАРИАНТ 1
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.
(1)В шестом классе пришёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич
Шенгели, литератор.
(2)Он был молод, лицо красивое, но излишне подвижное: он то улыбался
неизвестно чему, то хмурился, то подёргивал носом или губами.
(3)Уже через три месяца все смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово
и дёргали губами и бровями, точно как он.
(4)Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого
нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (5) Выбирал разное –
то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся
«... и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».
(6)У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, но учитель как раз на него и
поглядывал: Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные
строчки, как ложку варенья. (7)Саня улыбался снисходительно: некоторые были
те самые, что бабушка читала. (8)Другие ребята эту причуду учителю прощали:
стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.
– (9)Мы изучаем литературу! – объявлял он постоянно, как свежую новость. –
(10)Литература – лучшее, что есть у человечества. (11)Поэзия – это сердце
литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.
(12)Это единственная пища для души. (13)И от вас зависит, будете вы вырастать в
людей или останетесь на животном уровне.
(14)3венел звонок, а ребята всё сидели как одурманенные его словами. (15)Почему
не хлопали крышками парт, не срывались с воплями с мест, не кидались поспешно
к двери, пихаясь локтями? (16)Скорее прочь – в коридор, в раздевалку, на улицу!
(17)Ему и самому было так интересно вкладывать в их головы то, в чём они –
учитель это чувствовал – так нуждались. (18)И волновало ощущение очень тонкой
власти – они на глазах обучались думать и чувствовать!
(19)По средам литература была последним уроком, и, закончив, Виктор Юльевич
както предложил:
– (20)Ну что, пройдёмся?
(21)Первая такая прогулка была в октябре. (22)Пошли человек шесть, среди них,
конечно, и Миха, который потом почти дословно пересказал друзьям все
удивительные истории, услышанные от учителя. (23)Речь тогда шла о Пушкине, о
котором Виктор Юльевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились
ли они в одном классе.
(24)Этот первый поход по литературным местам оказался прообразом кружка,
который к концу года нашёл себе название «ЛЮРС» – любители русской
словесности. (25)Ребята не пропустили больше ни одного такого «выхода на
натуру», а составленные отчёты и многочисленные фотографии долгие годы
потом хранились у учителя в книжном шкафу.
(По Л.Улицкой)*
*Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская
писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр
или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в
тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята полюбили своего учителя
литературы Виктора Юльевича Шенгели?»
1) Он был молод, лицо красивое, но излишне подвижное: он то улыбался
неизвестно чему, то хмурился, то подёргивал носом или губами.
2) Другие ребята эту причуду учителю прощали: стихи представлялись им
делом женским, слабоватым для фронтовика.
3) Ему и самому было так интересно вкладывать в их головы то, в чём они –
учитель это чувствовал – так нуждались.
4) Этот первый поход по литературным местам оказался прообразом
кружка, который к концу года нашёл себе название «ЛЮРС» – любители
русской словесности.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является метафора.
1) Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что
есть в мире и в человеке.
2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то
непонятное, но запоминающееся «... и воздух синь, как узелок с бельём у
выписавшегося из больницы».
3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так,
что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.
4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка
читала.
4. Из предложений 68 выпишите слово, в
котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
5. Из предложений 915 выпишите слово, в
котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных
страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». 6. Замените разговорное слово «пихаясь» в предложении 15 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «книжный шкаф», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
9. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленными
приложениями. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Пошли человек шесть,1 среди них,2 конечно,3 и Миха,4 который потом почти
дословно пересказал друзьям все удивительные истории,5 услышанные от
учителя.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите
цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного
предложения, связанными сочинительной связью.
3венел звонок,1 а ребята всё сидели как одурманенные его словами. Почему не
хлопали крышками парт,2 не срывались с воплями с мест,3 не кидались
поспешно к двери,4 пихаясь локтями?
13. Среди предложений 21 – 25 найдите сложноподчинённое предложение
с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
14. Среди предложений 4 – 8 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите
номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.Н.
Толстого: «Русский язык... богат глаголами и существительными, разнообразен
формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Аргументируя свой ответ,
приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему
на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.Н.
Толстого.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинениерассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл
фрагмента текста: «Мы изучаем литературу! ...Это единственная пища для души.
И от вас зависит, будете вы вырастать в людей или останетесь на животном
уровне».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие
Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение
на тему: «Каким должен быть учитель», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. ВАРИАНТ 2
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.
(l)Haшero учителя математики звали Харлампий Диогенович. (2)Главное его
оружие – это делать человека смешным. (3)Ученик, отступающий от правил
школы, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. (4)Надо
сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог
оказаться каждый. (5)Разумеется, я тоже не избежал общей участи.
(6)В тот день я не решил домашнюю задачу. (7)В общем, задача была какаято
запутанная, и у меня решение никак не сходилось с ответом.
(8)Начался урок, и Харлампий Диогенович стал оглядывать класс, выбирая
жертву, – я затаил дыхание.
(9)В это мгновение неожиданно раскрылась дверь и появились доктор с
медсестрой.
– (10)Извините, это пятый «А»? – спросила доктор.
– (11)Нет, – сказал Харлампий Диогенович с вежливой враждебностью, чувствуя,
что какоето санитарное мероприятие может сорвать ему урок.
(12)И вот внезапная надежда окрылила меня, и я сказал, обнаглев от страха:
– (13)Можно, я им покажу, где пятый «А»?
– (14)Покажите, – сказал Харлампий Диогенович и слегка приподнял брови. (15)Я
догнал докторшу и медсестру в коридоре нашего этажа и пошёл с ними.
– (16)А нам что, не будете делать? – спросил я.
– (17)Вам на следующем уроке, – сказала докторша, улыбаясь.
– (18)А мы на следующем уроке уходим в музей, – соврал я несколько неожиданно
даже для себя. (19)Докторша остановилась.
– (20)Галочка, пойдёмте в пятый «Б», а то и в самом деле уйдут. (21)Убедившись,
что они не передумают, я побежал вперёд, чтобы устранить связь между собой и
их приходом.
(22)Когда я вошёл в класс, у доски стоял Шурик Авдеенко, и, хотя решение
задачи в трёх действиях было написано на доске его красивым почерком,
объяснить решение он не мог.
(23)«Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас».
(24)Хотелось быть ласковым и добрым.
(25)Распахнулась дверь, докторша вошла в класс и сказала, что надо ребятам
делать уколы.
(26)Когда вся процедура закончилась, до конца урока ещё оставалось немного
времени. (27)В такие промежутки учитель обычно рассказывал нам чтонибудь
поучительное.
– (28)Как известно из древнегреческой мифологии, Геракл совершил двенадцать
подвигов. (29)Один молодой человек захотел исправить греческую мифологию и
решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, что ему отчасти удалось.
(30)Мы сразу по его голосу поняли, до чего это был фальшивый и никудышный
подвиг.
– (31)Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек
совершил свой подвиг из трусости... – (32)Харлампий Диогенович задумался и
прибавил:
– (33)Сейчас узнаем, во имя чего он совершил свой подвиг...
(По Ф. Искандеру)*
*Искандер Фазиль Абдулович (род. в 1929 г.) – советский и российский прозаик и
поэт. Среди самых известных произведений автора романэпопея «Сандро из
Чегема», эпос о детстве «Приключения Чика» и повести «Человек и его
окрестности».
Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр
или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в
тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик решил сорвать урок
математики?»
1) Рассказчик хотел спасти Шурика Авдеенко, который стоял у доски и не мог
решить задачи.
2) Рассказчик «захотел исправить греческую мифологию и решил совершить
тринадцатый подвиг Геракла, что ему отчасти удалось».
3) Ученики пятого «Б» класса должны были уйти на экскурсию, и рассказчик
боялся, что «санитарное мероприятие» не состоится.
4) Рассказчик не был готов к уроку и боялся, что его вызовут к доске.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является противопоставление.
1) Ученик, отступающий от правил школы, – не лентяй, не лоботряс, не
хулиган, а просто смешной человек.
2) «Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас».
Хотелось быть ласковым и добрым.
3) – Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек
совершил свой подвиг из трусости... 4) Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии:
смешным мог оказаться каждый.
4. Из предложений 1321выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением – «неполнота действия»
5. Из предложений 2229 выпишите слово, в котором
правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных
причастиях прошедшего времени пишется Н».
6. Замените разговорное слово «соврал» в предложении 18 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «правила школы», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся
словосочетание.
8. Выпишите грамматические основы предложения 20.
9. Среди предложений 10 – 15 найдите предложения с обособленным
обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Надо сказать,1 что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии:
смешным мог оказаться каждый. Разумеется,2 я тоже не избежал общей
участи.
В тот день я не решил домашнюю задачу. В общем,3 задача была какаято
запутанная,4 и у меня решение никак не сходилось с ответом.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите
цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного
предложения, связанными сочинительной связью.
Когда я вошёл в класс,1 у доски стоял Шурик Авдеенко,2 и,3 хотя решение
задачи в трёх действиях было написано на доске его красивым
почерком,4 объяснить решение он не мог.
«Не бойся,5 Шурик,6 – думал я,7 – ты ничего не знаешь,8 а я тебя уже спас».
13. Среди предложений 21 – 25 найдите сложноподчинённое предложение с
неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
14. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста Г.В. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём
думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ,
приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему
на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.В.
Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинениерассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл
фрагмента текста: «Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой
человек совершил свой подвиг из трусости...».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие
Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение
на тему: «Каким должен быть учитель», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 3
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.
(1)Елена Михайловна всегда с удовольствием ждала встречи с седьмым «А»,
потому что они были её любимцами и уроки в этом классе становились
ежедневным праздником. (2)Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла дверь
в класс. (3)Ребята, словно не заметив её прихода, поднимались вяло и неохотно, а
Вовка Нефёдов был единственным, кто не встал совсем. (4)Это было непохоже на
него, потому что мальчик был так запуган своим строгим отцом, что он по
привычке боялся всех и вся и никогда не позволил бы себе малейшего нарушения
дисциплины. (5)Учёба давалась ему с трудом, но он был прилежен и исполнителен.
– (6)Садитесь... (7)Ребята, что произошло? (8)Володя, что с тобой? –
встревожилась Елена Михайловна.
(9)Не ответив, этот рослый мальчик, выше всех в классе, почти юноша, вдруг
заплакал навзрыд, как маленький. (10)Димка Усов вяло произнёс:
– (11)От англичанки попало... (12)Отца вызывают... (13)Как будто мы маленькие!
(14)Тут словно плотину прорвало:
– (15)Да ну её! (16)Чуть что – отца да отца! (17)У Вовки, знаете, какой отец?
– (18)К произношению придирается!
– (19)Отец с Вовки шкуру спустит!
(20)Глаза ребят горели откровенной ненавистью к молодой учительнице.
(21)Елена Михайловна, вспомнив о педагогической этике, начала заступаться за
коллегу:
– (22)Погодите, ребята, нельзя ничего делать сгоряча, так можно и дров наломать.
(23)Но, раз уж зашла речь, скажу: Серафима Кузьминична отлично знает свой
предмет...
(24)Словно забыв об уважении к Елене Михайловне, ребята невежливо перебили
её:
– (25)Ну и что?
– (26)А зачем она людей оскорбляет?
– (27)Мы и лодыри, и бестолочь, и бить нас некому... (28)Елена Михайловна
продолжила:
– (29)Верно, она строга и требовательна, и это хорошо: лучше будете знать
английский.
(30)Но унять возбуждённых ребят было, конечно, уже невозможно.
– (31)А мы не хотим привыкать!
– (32)Другие учителя тоже строгие, а мы их любим!
– (33)Пусть нам дадут другого преподавателя!
– (34)Хватит! (35)Всё ясно. (36)Продолжим урок!
(37)Урок русского языка, хотя и начался с большим опозданием, но прошёл
организованно, в обычной деловой обстановке.
(38)Елена Михайловна про себя решила предложить коллеге обсудить ситуацию,
но, войдя после занятий в учительскую, она увидела, как англичанка распекала
бледного до синевы Вовку Нефёдова. (39)Рядом стоял его отец, такой же
высокий, худой, как его сын, и так же покорно слушал Серафиму Кузьминичну,
иногда бросая на сына взгляд, ясно говоривший: «Ну подожди, будет тебе дома!»
(40)Вечером, наедине с собой, Елена Михайловна долго обдумывала случившееся.
(41)«Они же просили меня помочь им!!! (42)Просили как старшего товарища, как
друга, которому доверяют! (43)Я виновата перед ними! (44)3автра же поговорю с
ребятами!»
(По Л. Захаровой)*
* Л. Захарова – современная российская писательница.
Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр
или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в
тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на вопрос: «Почему Елена Михайловна не смогла вовремя
начать урок?»
1) Ученики седьмого «А» не заметили, что урок уже начался и в класс вошла
учительница.
2) Вовку Нефёдова пришлось долго утешать.
3) Елена Михайловна решила рассказать ребятам, каким хорошим учителем
является англичанка Серафима Кузьминична. 4) Одноклассники возбуждённо обсуждали проблемную ситуацию.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологизм.
1) Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла дверь в класс.
2) Учёба давалась ему с трудом, но он был прилежен и исполнителен.
3) – Погодите, ребята, нельзя ничего делать сгоряча, так можно и дров
наломать.
4) Не ответив, этот рослый мальчик, выше всех в классе, почти юноша, вдруг
заплакал навзрыд, как маленький.
4. Из предложений 1923 выпишите слово, в котором
правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего
согласного.
5. Из предложений 2937 выпишите слово, в
котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных
страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
6. Замените разговорное слово «распекала» в предложении 38 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «просили помочь», построенное на основе
примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 33.
9. Среди предложений 37 – 41 найдите предложение с обособленными
согласованными определениями. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Верно,1 она строга и требовательна,2 и это хорошо: лучше будете знать
английский.
Но унять возбуждённых ребят было,3 конечно,4 уже невозможно.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите
цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Но улыбка погасла на её лице,1 едва она открыла дверь в класс. Ребята,2 словно
не заметив её прихода,3поднимались вяло и неохотно,4 а Вовка Нефёдов был
единственным,5 кто не встал совсем.
13. Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение с однородным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 38 – 42 найдите сложное предложение с союзной
сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл
высказывания французского философа П. Рикёра: «Язык – это то, благодаря
чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Аргументируя свой ответ,
приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему
на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами П. Рикёра.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинениерассуждение. Объясните, как вы понимаете слова
учительницы Елены Михайловны: «Они же просили меня помочь им!!! Просили
как старшего товарища, как друга, которому доверяют! Я виновата перед
ними!»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие
Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.3. Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение
на тему: «Каким должен быть учитель», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 4
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.
(1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов
колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка – так же молча,
злобно и неумело.
(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя,
дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей
руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:
– (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!
(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и
вырвался.
(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия.
(10)Завыла в полный голос.
(11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне
многое было внове, а это – страшней всего – недетская детская брань.
(13)Теперьто, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от
слёз и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твёрдо знаю, что учитель
должен уметь погрузиться в человека и не всегда – далеко не всегда! – там, в
глубине, найдёт он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но
не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки
мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова
возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
(17)Нет стыдных положений, есть стыдное – или стыдливое – отношение к делу, и
я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из
самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого,
кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
Испуг и паника не самый лучший выход из положения для учителя, который
услышал ругань или увидел гадость. (19)Давайка за дело, да лучше втихомолку,
но понастоящему, без суеты и восклицаний!
(20)Самое тяжкое в учителе, самое неизлечимое – коли он трясётся за свой
престиж, боится признать ошибку да ещё в ошибке упрямится. (21)Этот камень
тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом
профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая,
ученическая...
(22)Повторю снова, что это – моё нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои
пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а
любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.
(23)Тогда же Севина брань – точно залпы расстрела.
(24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила
мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы
отвечать перед педсоветом. (25)Алла – за пожар, я – за судьбу первого «Б».
(По А. Лиханову*)
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист,
председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих
произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в
формировании его характера.
Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или
слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте
работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на вопрос: «Почему учительница, повзрослев и
набравшись опыта, перестала плакать, сталкиваясь с проблемными ситуациями?»
1) Учительница привыкла к «жестокости подлинной правды». 2) Учительница поняла, что в детях очень много дрянного, подлого,
низменного и исправить всех невозможно.
3) Детская ругань или дурной поступок не повод, чтобы расстраиваться.
4) Учительница поняла, что «слезами горю не поможешь» и только упорной
работой можно искоренить детские недостатки.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является метафора.
1) Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь,
заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не
зацветут сады!
2) Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала.
3) Тогда же Севина брань – точно залпы расстрела.
4) Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила
мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы
отвечать перед педсоветом.
4. Из предложений 14 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением – «приближение».
5. Из предложений 1317 выпишите слово, в котором
правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных,
образованных с помощью суффикса Н от существительных с основой на Н,
пишется НН»
6. Замените разговорное слово «вышвыривая» в предложении 17 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «детская брань», построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 14.
9. Среди предложений 17 найдите предложение с обособленным
согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Нет стыдных положений,1 есть стыдное – или стыдливое – отношение к
делу,2 и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности,3 с упоением
вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ
дрянное,4подлое,5 низменное,6 которого,7 кстати сказать,8 не так уж и мало
едва ли не в каждом человеке.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите
цифрой.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я подскочила к Севе,1 встряхнула его,2 чтобы он опомнился,3 пришёл в
себя,4 дёрнула за руку,5 и без всякого перехода,6 с той же яростью Сева стал
бить по моей руке свободным кулаком,7 грязно ругаясь.
13. Среди предложений 22 – 25 найдите сложное бессоюзное предложение.
Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 13 – 17 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите
номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого
из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей
речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая,
ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Аргументируя свой ответ,
приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему
на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого
высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинениерассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл
конца текста: «…и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед
педсоветом. Алла – за пожар, я – за судьбу первого «Б». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие
Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение
на тему: «Каким должен быть учитель», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 5
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.
(1)Веньке здорово не повезло с именем – Вениамин! (2)И на имято не похоже!
(3)Прямо лекарство какоето, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть
такой – бальзамин. (5)А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя…
(6)Кошмар какойто! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька
всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме,
что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет
железа по стеклу.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общемто не
обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира
Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя
бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом.
(14)Венька не мог даже предположить, что ещё когото в классе не любят так же,
как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке
самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой.
(17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё
Винту такую принесёт?
(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг – это такое, что не у каждого
бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.
(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:
– (27)Это тебе передача… от класса…
– (28)Вот что значит – друзья! – сказал Пашка громко и слегка качнул
загипсованной рукой.
– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
– (30)За что? – испугался Пашка.
– (31)Как это за что? (32)За твою руку.
– (33)Не может быть… я же сам виноват… – Пашка выглядел растерянным.
(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
– (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.
– (36)Ну, дают! – разозлился Пашка. – (37)Венька, скажи Антуану, что всё
обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему
записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.
(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением.
(41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
– (42)А можно я с тобой сяду?
(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со
второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой
Никоненко. (45)Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. (46)Он решил,
что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.
(По С.А. Лубенец)*
* Лубенец Светлана Анатольевна – современная детская писательница из
СанктПетербурга, пишет книги о подростках, взаимоотношениях между ними, самых обыкновенных и не совсем обычных ребятах. Её серии «Только для
девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим
спросом у читателей.
7. Замените словосочетание «папиной ручкой» (предложение 17), построенное на
основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр
или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в
тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на вопрос: «Почему Венька решил, что „этот день стал
самым счастливым за последние шесть лет его жизни”?»
1) Пашка Винтуев, представляя Веньку ребятам в больничной палате, назвал
его своим другом.
2) Одноклассники, хотя и не отказывались навещать Пашку Винтуева в
больнице, всё же обрадовались его возвращению в класс.
3) Венька понял, что не только его, но и Пашку Винтуева не любят в классе.
4) Пашка Винтуев, решив сесть за одну с Венькой парту, положил конец
вынужденному одиночеству своего одноклассника.
А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какойто!
Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологизм.
1)
2)
в общемто не обижался.
3)
обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
4)
палате…
– Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё
Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в
4. Из предложений 26–32 выпишите слово, в котором
правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего
согласного.
5. Из предложений 33–43 выпишите слово, в котором
правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н,
сколько было в слове, от которого оно образовано».
6. Замените просторечное слово «здорово» в предложении 19 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
9. Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным
обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого
предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Венька удивился,(1) что Винт,(2) оказывается,(3) всё правильно понимает,(4) и
пояснил:
– Твои родители на него заявление в милицию написали.
– Ну,(5) дают! – разозлился Пашка. – Венька,(6) скажи Антуану,(7) что всё
обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 37. Ответ запишите
цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного
предложения, связанными сочинительной связью.
Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в
больницу или хотя бы написать ему записки,(1) но все отказались самым
решительным образом. Венька не мог даже предположить,(2) что ещё когото
в классе не любят так же,(3)как его самого.
Очень хорошо зная,(4) как тяжело быть одному,(5) Венька решил съездить к
Пашке самостоятельно.
13. Среди предложений 38–46 найдите бессоюзное сложное предложение.
Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 7–11 найдите сложное предложение с однородным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. 15.1. Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл высказывания
современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый
знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной
напряжённости». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из
прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему
на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С.
Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая
работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинениерассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
финала текста: «Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние
шесть лет его жизни».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение
на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примерааргумента, подтверждающих
Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста,
а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Варианты пробных экзаменационных работ по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.