Урок русского языка "Глагол как часть речи"
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
16.01.2017
Урок объяснения нового материала по теме "Глагол". Ребята самостоятельно должны назвать тему урока, определить цели и выполнить различные задания: составление предложений с глаголами из учебника, выборочно-распределительный диктант, когда ученики должны все слова записать в три столбика: имя прилагательное, имя существительное, глагол. В конце урока детям предлагается игра "Лишнее слово", когда они должны хлопнуть в ладоши, если прозвучало слово другой части речи

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Урок русского языка по теме Глагол.doc
Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи" в 5­м классе Планируемые образовательные результаты 1. Предметные: В результате занятия обучающиеся смогут:     обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи; отличать глаголы от слов других частей речи; работать с различными источниками информации; использовать знания о глаголе. 2. Метапредметные: В результате занятия обучающиеся смогут:      сформулировать цели своей учебной деятельности; планировать и регулировать свои действия; совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки; продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение; продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе  причинно­следственных связей. 3. Личностный результат: В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету. I. Огранизационная часть Основное содержание урока II. Слово учителя – Ребята, сегодня мы начинаем изучение новой части речи. А вот какой, вы, я думаю, догадаетесь сами, прочитав стихотворение    Я страшное дело какой деловой: В любые дела….с головой. Задачи…, на скрипке ..., Сынишку соседки в коляске…  – Все ли вам понятно в этом отрывке? – Что необходимо сделать, чтобы понять содержание стихотворения? (вставить пропущенные слова) – Что у нас получилось? – Как изменилось стихотворение? – Теперь посмотрите на картинку « Рисунок1» Кого вы видите? (человека, у которого много рук и ног, и он что­то делает) – Как вы думаете, можно ли совсем не совершать действия? – Представьте мир без действий. Какой он? (застывший, мертвый, неживой) – Что нужно сделать? Как оживить мир? (нужны действия и слова, которые их называют) – Кто догадался, какую часть речи мы будем изучать на уроке?  (глагол) – Почему эта часть речи получила такое название? (Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Наши предки рассматривали его как  слово из слов­важнейший вид слова. Ведь глагол­одна из 2­частей речи, без которых не построить  предложения, не передать собеседнику никаких сообщений) – Как отличить глаголы от других частей речи?  (обозначают действия, отвечают на вопросы что  делать? что сделать?) – Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Глагол как часть речи». Сегодня мы вспомним глагол как  часть речи, углубим и расширим знания о нем. III. Практическая часть 1. Чтение первой части правила в учебнике. – Правильно мы сформулировали правило? (да) – Найдите в учебнике упражнение 606, выполним его устно – К какой части речи относятся вставленные вами слова? (к глаголу) – Докажите это. – Кто помнит, как изменяется глагол? Найдите в учебнике подтверждение и зачитайте. Знание этого  правила поможет вам при выполнении упражнения 607. – В чем согласуется сказуемое с подлежащим? (в настоящем и будущем времени – в лице и числе, в  прошедшем – в роде, числе) 2.Составление предложений с глаголами из упражнения 608 Проверка работы. – Ребята, русский язык очень богат, гибок и живописен. В нем бывают однокоренными слова, которые  являются разными частями речи. В умении их различать поможет игра «Лишнее слово». Задание: – Если произносится глагол, обучающиеся хлопают в ладоши, если существительное – хлопать нельзя.  Вытирал, подметал, самосвал, косил, лепил, заплатил, крокодил, зажёг, обжёг, флажок,  подмёл, навёл, осёл, колол, привел, укол, мукомол, протер, затер, шатёр, бобёр, ковёр, костёр,  утёр – Глаголы вы знаете, а так ли хорошо  знаете имена существительные и имена прилагательные? 3. Выборочно­распределительный диктант. Задание: Записать слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол Краснота, краснеть, красный, домовой, домовничать, дом, голубеть, голубизна, , голубой,  удивительный, удивление, удивлять, отзываться, отзыв, отзывчивый, ясность, ясный, яснеть,  темнеть, темнота, темный, черный, чернеть Проверка работы IV. Итог урока – В домашнем упражнении №610 вы будете выписывать однокоренные глаголы и имена  существительные в две колонки, выделяя в них корень. – Итак, какую часть речи мы вспомнили на сегодняшнем уроке? – Что называется глаголом? – Как изменяется глагол? – Каким членом предложения обычно бывает глагол? Рефлексия Я научился… Теперь я могу… Я смог… Мне захотелось… Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                    Средняя общеобразовательная школа №3 города Бирска                                               Муниципального района Бирский район                                                            Республики Башкортостан                                                        УРОК ПО ТЕМЕ Проведен в 5 классе                                                                                    учителем русского языка и литературы                                                                                    Александровой И.Ф.                                                                Бирск 2011 Урок русского языка  по теме «Деепричастие» в 7 классе                                                                           Александрова Ирина Феликсовна, учитель                                                                                 русского языка и литературы 262­673­478 Разделы: Преподавание русского языка Цели урока:  Дать понятие о деепричастии;  Познакомить с грамматическим значением деепричастия; с глагольными и наречными признаками деепричастия;  Вырабатывать умение находить деепричастие в тексте и определять его постоянные и  непостоянные признаки                                                                         I. Организационная часть II. Слово учителя: Ход урока Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Причастие» и сегодня начинаем  знакомство  с  новой темой «Деепричастие». Обратите внимание на доску. Вы видите, на ней написаны два  предложения. Откройте тетради, запишите число, тему урока и перепишите предложения  к себе в  тетрадь. Разберем эти предложения: Котенок лежит и отогревается на солнце. Котенок лежит, отогреваясь на солнце. ­ В первом предложении два однородных сказуемых: лежит и отогревается   Вопрос к ним будем задавать от от существительного котенок ­ Посмотрите на второе предложение. Сможем мы задать вопрос к слову отогреваясь от  существительного котенок? ­ Нет, не сможем. ­ От какой части речи зададим вопрос к слову отогреваясь? ­ От глагола лежит. ­ Является оно глаголом или нет? ­ Не является. ­ Чем оно схоже с глаголом? ­ Обозначает действие. ­ Какое слово обозначает основное действие? ­ Лежит ­ А слово отогреваясь какое действие обозначает? ­ Добавочное действие при основном, выраженном глаголом. ­ Можно ли употребить его без глагола и почему? ­ Нельзя, оно поясняет основное действие, раскрывает его. ­ Кто догадался, какую часть речи мы начинаем изучать? ­ Деепричастие. ­ Сегодня на уроке мы познакомимся с грамматическими особенностями деепричастий, научимся  находить их в тексте, выделять основное и добавочное действие. ­ Ребята, как вы думаете, что обозначает частица «дее»? ­ Причастность к действию. ­ Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср.  причастность) ­ Обратите внимание на слово отогреваясь во втором предложении. Чем оно отличается от глагола? ­ Вопросом, нет привычных окончаний.. Раз в слове нет привычных окончаний, значит это какая часть речи? ­ Неизменяемая. ­ На какой вопрос отвечает слово отогреваясь? ­ Что делая? Как? ­ Какого вида глагол отвечает на вопросы что делать? ­ Несовершенного вида. ­ А деепричастие отогреваясь какого вида? ­ Несовершенного вида. ­ Попробуйте образовать совершенный вид. ­ Отогревшись. ­ Какой вывод мы можем сделать? ­ Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого образованы.( Слайд 1) ­ Каким членом предложения является деепричастие отогреваясь? ­ Обстоятельством. (Слайд 2) ­Ребята, вы правильно задали два вопроса: 1.Как? 2.Что делая? К какой еще части речи мы зададим такой же вопрос? ­ К наречию. ­ В чем сходство деепричастия и наречия? ­ Они не изменяются, и у деепричастия, и у наречия нет окончаний, отвечают на вопрос как? в  предложении являются обстоятельствами. (Слайд 3) ­ Мы уже многое узнали о деепричастии. Кто попробует обобщить изученное? (обобщение обучающимся изученного о деепричастии) III. Практическая часть 1. Чтение правила в учебнике ­Сейчас откройте учебник на странице 77, прочитайте правило и скажите, правильно был сделан  вывод? (да) ­Знание этого правила пригодится вам для выполнения упражнения 159 ­Ребята, мы с вами знаем, что деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида. 2. Образовать от данных глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида (устно) Играть                                                                                       Посмотреть Поиграть                                                                                   Прыгать Смотреть                                                                                   Расставить Проверка работы ­ Обратите внимание на доску. Вы видите написанные на ней словосочетания 3. Выписать в тетрадь словосочетания только с деепричастиями. Выкрашенный краской, выкрасив краской, открыв окно, укрепил болт, прощаясь с друзьями,  сверкая на солнце, взмахнуть крыльями, слыша звуки, растаявший снег, читая книгу Проверка работы. IV. Итог урока ­ С какой частью речи мы начали знакомство на уроке? ­ Что сегодня на уроке мы узнали о деепричастии? Рефлексия Я научился… Теперь я могу… Я смог… V. Домашнее задание: выписать из I части «Песни про купца Калашникова» деепричастия вместе с  глаголами, обозначающими основное действие и указать их вид. Тезисы Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие,  объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда  совершается действие, вызванное глаголом­сказуемым. Работа по изучению этой темы направлена на  обогащение языка школьников деепричастиями, а также на предупреждение ошибок, связанных с  образованием и употреблением их в речи На данном уроке реализуются  следующие цели и задачи: 1. Дать понятие о деепричастии; 2 .Познакомить с грамматическим значением деепричастия; с глагольными и наречными признаками деепричастия; 3. Уметь находить деепричастия в тексте 4 .Самостоятельно определять свои знания­незнания по изучаемой теме 5. Умение анализировать 6. Воспитывать учебную активность, желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме.
скачать по прямой ссылке