Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока, рабочий лист для учащихся и презентация к уроку.
Иконка файла материала Изменение имен существительных 1 2 склонения по падежам.docx
Урок русского языка в 3 классе УМК  «Система Л.Занкова» Учитель: Князькова Галина Николаевна Тема: «Изменение имен существительных 1 и 2 склонения по падежам»  Цель урока:   Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных 1 и 2 склонения. Закрепить умение написания безударного окончания имен существительных. Задачи Образовательные –   отработать   алгоритм   определения   падежа   имён существительных в предложении.  Развивающие ­   развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость,   способствовать развитию   умения  анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.  Воспитательные ­ воспитывать познавательную активность, любовь к природе, настойчивость   в   достижении   цели   и   уверенность   в   себе,   культуру   общения,  аккуратность в работе.  Оздоровительные – формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения,  развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.  Планируемые результаты  Личностные: ­ формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости; ­   формирование   самооценки   на   основе   критерии   успешности,   адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.  Метапредметные Регулятивные УУД: ­   формировать   навыки   самоконтроля   и   взаимопроверки   (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности; ­ целеустремленность и настойчивость в достижении цели;­ готовность к преодолению трудностей;  Познавательные УУД: ­   развивать   умение   адекватно,   осознанно   и   произвольно   строить   речевое высказывание в устной (письменной) речи;  ­ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: ­ формировать умение  находить общее решение; ­ умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; ­ способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу Предметные результаты: ­ закрепление навыка определения склонения и падежей имён существительных,  правописания  безударных гласных в окончании имен существительных. Тип урока:  урок систематизации и обобщения  знаний и умений. Технология:   повторение   и   закрепление   полученных   знаний   с   элементами проблемного обучения. Ход урока 1. Организационный момент. Мы сегодня отправляемся на экскурсию в лес.   Слайд 1. Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время года, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.­ Соблюдайте правила поведения в лесу. ­ Запишите дату. Слайд 2. 2. Лесная орфографическая минутка.  Вставьте пропущенные буквы в слова и объясните орфограммы.   Л…сичка,  медве…ь, шимп…нзе, дер…во, берё…ка, зв…рёк. ­ Какой признак объединяет все слова? (Имена существительные) 3. Признаки имени существительного. Слайд 3. ­ Дать определение имени существительному. ­ Назвать постоянные признаки имени существительного. ­ Назвать непостоянные признаки имени существительного. ­ На какие группы можно поделить слова? (По склонениям) ­ Рассказать правило: какие имена сущ­е относятся к 1 склонению, 2  склонению? Слайд 4. ­ Записать 1 вариант ­ имена существительные 1 склонения,                    2 вариант ­ имена существительные 2 склонения. ­ Какое слово лишнее? Почему? (Несклоняемое) ­ В какой форме стоят эти существительные? (И.п., ед.ч.­ начальная форма) Слайд 5. 3. Сообщение темы и целей урока. ­ Вот показалась белочка. Чтобы пережить зиму одной белке необходимо около 3 000  орехов.   Белки   отлично   плавают,  главное,  не   намочить   хвост.  Они   его держат над водой. ­ Найдите лишнее слово: Белка, от белки, к белке, про белку, с белкой, о белке, белочка. ­ Это форма одного и того же слова. ­ Задайте вопросы к словам. (Это падежные вопросы). Слайд 6.Тема  урока: «Изменение имен существительных 1 и 2 склонения по падежам» На уроке мы будем закреплять умение склонять имена существительные по падежам,  определять   падежи   имен   существительных,  объяснять   написание безударных окончаний имен существительных. 5.  Закрепление изученного материала. Буква  ­е  в безударных  окончаниях имен существительных. Прогулка по дубраве. Слайд 7. ­ Какие деревья здесь растут? Дуб ­ могучее крепкое дерево, символ мужества.  Достигает высоты 20—40 м. Может дожить до 2000 лет. В дубраве можно встретить разных зверей: волка, лисицу, медведя, кабана и других животных. Вот вам задание.  ­ Определить общие признаки у этих имен существительных. на волке на белке в лисе в медведе о кунице о кабане (Падеж предложный, имеют предлоги, окончание –е) ­ Что различного в словах? (Склонение) ­ Распределить слова в 2 группы. (1 и 2 склонения).  Слайд 8. ­ У каких имен существительных так же окончание –е? (Д.п.) ­ Запишите в 3­й столбик имена существительные 1 склонения в дательном  падеже. ­ У каких имен существительных окончание   ­и?  (Р. п., 1 скл.) ­ Поставьте имена существительные в родительный падеж. ­ Какие слова – помощники у имен существительных 1 склонения?  ­ 2 склонения?­ Для чего нужны слова – помощники? 6. Письмо под диктовку: Сидит на дубе, подошёл к рябине, вышел из рощи, спрятался в дереве, слетел с ёлки, ползёт по липе. ­ Назвать безударные гласные в корне слова. ­ У каких имен существительных окончание   ­е? Почему? 7. Прогулка по березовой роще. Слайд 9.  Береза­ народный символ России. Символ чистоты и красоты.  Продолжительность жизни берёзы 100­150 лет.  ­ Как называется берёзовый лес?­ В березняке нас встречают птицы: поползень,  дятел, скворей и другие.  Слайд 10. 7. Блиц – опрос «Да – нет) ­ В русском языке 6 падежей?  (да) ­ У имен существительных 1 склонения в дательном падеже окончание  ­и?  (нет) ­ В винительном падеже имена существительные отвечают на вопросы: кого?  что?  (да) ­ В родительном падеже у имен существительных 2 склонения окончания  ­а,  ­я? (да) ­ Значит это имена существительные 2 склонения родительного падежа? у поползня  около дятла  про зяблика  от дрозда  за скворца  на тетерева  ­ У каких имен существительных окончания  ­а,   ­я? ­ Как различить винительный и родительный падежи имен существительных    2­ого склонения? ­ Запишите слова в 2 столбика по падежам. Слайд 11.­ Прочитайте имена существительные в родительном падеже. Докажите, что вы  правы. 8. Работа с текстом. Дифференцированная самостоятельная работа. Слайд 12. ­ Прочитайте текст. ­ О чём текст? ­ Придумайте заглавие к тексту. 1 вариант. Исправить ошибки в тексте. 2 вариант. Вставить пропущенные буквы.  Определить склонение и падеж  имен существительных. Объяснить написание  безударных окончаний имен существительных. На могучем дубе  поспели жёлуди. Дуб приготовился кормить птиц и зверей. Вот на поляне появилась белка. Скок на дерево. Она прячет в дупле дуба орешки и желуди на зиму. Под деревом кабан жует опавшие жёлуди. Лесной мышке  так же досталось желудёвое лакомство. А вот прилетела сойка. Птичке тоже нравятся плоды дуба. Желудями питаются и дятлы, и поползни. Из чащи леса вышел лось. Он любит поедать дубовые листья и ветки. По стволу дерева ползет гусеница. И ей найдется здесь питание. Дуб – кормилец многих обитателей леса. ­ У каких имен существительных написали окончание  ­е?   Почему?                      9. Итог урока. ­ Чем полезен был урок? Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нет. Развеем над нею и тучи и дым, В обиду её никому не дадим! Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, лесами,Такая планета нужна нам с вами