Урок русского языка "Корень слова"
Оценка 5

Урок русского языка "Корень слова"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
12.01.2017
Урок русского языка "Корень слова"
Урок закрепления и углубления знаний по теме «Корень» в 5 классе. Через театрализацию, размышления, беседу ребята пополняют свои знания по теме "Корень". Урок прошел в легкой и непринужденной обстановке, что способствовало быстрому усвоению новых знаний, ребята показали неплохие знания по изученной теме в ходе проверочной работы в конце урока.
УРОК корень - главная часть слова.docx
Тема: КОРЕНЬ Тип урока: урок закрепления и углубления знаний по теме «Корень». Цель: закрепить и углубить знания по теме «Корень». Задачи:    помочь осмыслить порядок действий по выделению корня;  учить различать  слова­омонимы;  помочь освоить элементы этимологического анализа слов;   формировать  умение  выделять  морфемы в слове на основе данного анализа;     совершенствовать  орфографические, грамматические, орфоэпические и речевые  навыки и умения учащихся;   развивать творческие способности учащихся;  воспитывать самостоятельность, наблюдательность, интерес к языковым явлениям,  любовь к слову. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Слово учителя: Ребята, сегодня нам с вами очень повезло. Приезжие артисты любезно согласились  выступить перед нами и  показать несколько миниатюр. Перед доской разыгрываются сцены: «У стоматолога» Доктор осматривает пациента. ­Доктор, что­то у меня зуб болит, посмотрите, пожалуйста, можно его залечить? ­Да­с, батенька… Да у вас корень нарушен. Будем удалять! ­Удалять?! ­А как вы хотели? Корень­то разрушен. «Маникюр». Девочки делают маникюр. ­Ирина, тебе непременно надо воспользоваться лечебным маслом для укрепления  ногтей. ­ Зачем? ­ Подкрепить корень ногтя. Иначе ноготки у тебя будут некрасивыми. «На уроке» Учительница проходит по классу и, остановившись у одной из парт,  говорит: «Саша, при разборе  предложения зри в корень, т.е. сначала находи главное». «Дома» Отец с ремнем в руках говорит сыну: ­Требуется коренная переработка. Придется устранить корень зла – твою лень и  безалаберность… Ребята, только что мы с вами стали свидетелями нескольких сцен, в которых употреблялось  одно и то же слово. Какое это слово? ­ Корень. ­ Именно корень и станет главным героем сегодняшнего урока. Откройте тетради, запишите  число, «Классная работа», тему урока ­ «Корень». ­Напомните,  в каких значениях упоминалось это слово в наших сценках. О каких корнях  говорили наши артисты? ­Корень зуба, корень ногтя, корень как важная часть  чего­либо… ­Это что же получается, у слова корень несколько значений? ­ Совершенно верно, а такие слова, которые имеют несколько значений, называются  многозначными. Об этом мы с вами будем говорить немного позднее. А чтобы наш герой  корень не обиделся, возвращаемся к нему.  ­ В значениях разных выступил корень, но что­то все эти значения объединяло. Как вам  кажется, что? ­ Корень – это что­то главное, если его не будет, то что­то пропадет: или зуб, или ноготь, или  предложение не будет уже предложением… ­ Хорошо, на доске записано утверждение, которое мы сегодня с вами должны будем  доказать. Но проблема в том, что самого высказывания нет, а осталась от него только схема.  Как вы думаете, возможно ли нам с вами восстановить само высказывание? Кстати, ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а сможем ли мы по схеме  предложения воссоздать его облик? Я думаю, что вместе мы сможем все! (охарактеризовать  предложение по его схеме). Какое оно?    (предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,  распространенное, не осложнено) ­ А как называется этот знак? ­ Это тире. ­ А почему  мы поставили здесь тире? Выскажите свое предположение. (тире ставится в том случае, если подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи либо  в случае, когда происходит быстрая смена действий.) ­ Интересно, о чем идет речь в этом предложении? Выскажите свои предположения. ­ Наверное, здесь  речь пойдет о корне.  ­ Итак, подлежащее корень, а как дальше будет звучать предложение? ­ Корень – главная значимая  часть слова. Запишите это предложение. Объясните   графически постановку тире в этом предложении. ­ А сейчас нужно пойти к доске и выделить окончание и основу слов.  ­ Как мы определяем окончание слова? ­ Что подсказывают нам окончания?  ­ Грамматическое значение слова. ­ Определите грамматическое значение окончания – ая. ­ Окончание –ая сообщает нам, что это прилагательное женского рода, единственного числа,  именительного падежа. ­ А теперь вернемся к корню. Кто­либо может уже сейчас назвать корни слов в этом  предложении?  (дети называют корни) ­А попробуйте удалить  корни из слов, что получится?  ­ Исчезнут слова, останутся только морфемы, но потеряется смысл. ­ Вот видите, без корня слово не может существовать. Поэтому корень у слов – это тоже  самое важное, самое главное. ­ Как у самой главной части слова, у него есть свои законы. С этими законами нам нужно   познакомиться. ­ У вас на столах лежат карточки самоконтроля, которые помогут вам сегодня в работе, и  в  конце урока вы сможете проверить себя по ним. А теперь ­ внимание на экран:  Белый, беловатый, побелка, белизна, белеть.    ­ К каким частям речи относятся данные слова?  ­ Прилагательное, существительное, глагол) ­ Как вы считаете, что общего во всех этих словах?  ­ Они связаны значением «белый цвет». ­ В какой морфеме заключён общий смысл?  ­ В корне. ­ Можно ли назвать эти слова однокоренными?  ­ Да. ­ Так что же такое корень? Сделайте, пожалуйста, вывод. ­ «Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов». («Закон » № 1) ­ А теперь  посмотрите, перед вами слова, близкие по смыслу, имеющие практически одно  значение.  Но где же у них корень? (учащиеся выделяют «Корень» в словах)    Дом – здание. Чепуха – ерунда. Ветер – вихрь. Переписка – корреспонденция. ­ Что вы можете сказать по данным словам? ­ Слова обозначают одно и то же, но пишутся по­разному. ­ А теперь попытайтесь сформулировать второй закон. ­ «Однокоренные слова похожи по своему буквенному и звуковому составу». («Закон  №2») Работа с текстом. Шёл прогульщик на прогулку, Шёл и песенку свистел. Захотел Прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов… Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик ­ Не показывал кино Футболисты и артисты Прогуляли заодно И обиделся Прогульщик! И Прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал. ­ Как вы понимаете смысл стихотворения? ­ Найдите в тексте однокоренные слова и формы одного и того же слова (у доски работают  два ученика) Формы одного и того же слова: Прогульщикам, прогульщик, прогульщики Однокоренные: Прогульщик, прогуляли, прогуливал, гулял. ­ По какому принципу вы выделили в этих словах корень?  Откройте учебник на стр.175, вам предлагается алгоритм действий при выделении корня.  Зачитайте его. Сформулируйте третий «Закон» корня. «Чтобы правильно выделить корень слова, нужно подобрать однокоренные слова без  приставок или с разными приставками». («Закон № 3») На доске записываются слова:     Подруга – дружный – друзья (г//ж//з). Спор – оспаривать (о//а). Лоб – лбы. День – дня  (о//нулевым звуком), (е//нулевым звуком). ­ Можно ли эти слова назвать  однокоренными и почему? Но ведь это противоречит нашему  второму закону. ­ Эти слова можно назвать однокоренными, ведь в их корнях просто происходит чередование.  Отсюда – третий закон! «В корнях может происходить чередование согласных и гласных звуков или даже  исчезновение гласных, которые называются беглыми» (Закон 4») Обратите внимание на доску. Как­то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым Был он только словом. Это слово – слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада. Вот еще посадки рядом, А вот садовод. С ним садовник идет. Очень интересно гулять в саду словесном. ­ Какие однокоренные слова представлены мною в воображаемом саду? Докажите, что это  действительно однокоренные слова. ­ Ну, что ж, в таком случае составьте, пожалуйста, из слов упр.529 свой цветочек. ­ А теперь проверим, у кого самый пушистый цветок получился. У кого больше лепестков? ­ Одинаковы ли по своему буквенному и звуковому составу корни этих слов? ­ По своему составу чем отличаются представленные слова? ­ А у нас с вами опять гости! В класс входят ученики: ­Здравствуйте, я – гусыня. Это – мои детки гусята, это – мой муж гусь. ­А я их тетя Гусеница! ­ Ребята, возможно ли, чтобы гусеница стала тетей гусятам?  ­ Конечно, нет! Ведь это слова с разным лексическим значением. Обратите внимание на экран: «Найти третье лишнее» Слепой, ослепнуть, слепок Гора, гореть, горный Лететь, летний, полет ­ Каким будет пятый закон? ­«Корни, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения, называются  омонимичными» (Закон № 5) У корней много тайн, много секретов. Иногда они нам задают загадки. Например: какой  корень у слова «вынуть». Если кто­то из вас сможет рассказать мне на следующий урок  историю про корень в слове вынуть, сразу поставлю «отлично». Кроме этого я прошу вас на  следующий урок: Подарите мне букет из цветов, В каждом цвете я увижу любовь, А еще я увижу в них корни: 1 ряд – это ХОД средний ряд – это МИР 3 ряд – корень РОД В чьем цветке лепестков больше станет, Тот получит  «отлично» на память! Возьмите в руки свои карты самоконтроля. Посмотрите, что оказалось для вас наиболее  сложным. Если таковое есть – напишите мне об этом. Найти корень слова, значит, найти внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри  фонаря огонёк. Сегодня на уроке мы изучили очень важную тему. Мне понравилось, как вы  работали. Я увидела вашу заинтересованность темой, понимание, что знание её необходимо в  жизни. Благодарю вас за работу. Работать со словом мы будем с вами на протяжении всех  уроков, да что там уроков  ­ на протяжении всей жизни. Но помните, что в слове есть главная  часть корень, в которой и заключен главный смысл. К словам привыкаешь день ото дня, а они первородного смысла полны, И когда я слышу: ­Извини меня, Это значит, исключи меня из вины. У слова цвет своего огня, Свое первородство, свои рубежи, И когда я слышу: ­Обереги меня, Это значит, берегами меня окружи. У слова есть корни и есть родня Они – не подкидыш под серым кустом. И когда я слышу: ­Защити меня, Это значит, укрой меня щитом. Вслушайся! Вникни! Не позабудь! Оценивание. Карточка самоконтроля У слова свой норов! Свое нутро! И если ты в эту проникнешься суть, Слово тебе сотворит добро! по теме «Корень слова» учащийся должен                              ЗНАТЬ                                                            УМЕТЬ 1. 2. 3. 4. 5. Что такое корень? Что заключено в корне? Как выделять корень в слове? Какие слова называются однокоренными? Какие корни называются омонимичными? 1. 2. 3. 4. 5. Определять корень Определять лексическое значение Выделять корень в однокоренных словах Проверять безударную гласную в корне Подбирать однокоренные слова Что кажется наиболее сложным? ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"

Урок русского языка "Корень слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017