Сценарный план урока по теме «Лексика. Фразеология»
Урок русского языка в 6-м классе: "Лексика. Фразеология"
Цели урока:
1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка;
2. Активизировать полученные ранее знания о составе и разделении лексики с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски: о синонимах, антонимах, омонимах;
3. Закрепить умение находить и различать данные понятия в предложенном языковом материале;
4. Научить определять лексическое значение фразеологизмов;
5. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка;
6. Прививать интерес к изучению русского языка;
7. Развивать умение работать в группах;
8. Формировать умение применять на практике полученные знания;
9. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь);
10. Сформировать знания о словарном составе языка;
11. Активизировать творческие способности учеников;
12. Развивать навыки работы с тестами, словарями;
13. Развивать монологическую речь, используя в фразеологические обороты.
Тип урока: урок-повторение изученного материала.
Задачи:
Образовательные:
1. закрепить знания в области лексикологии;
2. тренировать в использовании в речи фразеологизмов.
Развивающие:
формирование познавательных УУД:
1. умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
2. умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие;
3. умение строить логическую цепь рассуждений.
формирование регулятивных УУД:
1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Воспитательные:
формирование коммуникативных УУД:
1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
2. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;
3. владение устной и письменной речью.
формирование личностных УУД:
1. этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Планируемые результаты
Личностные:
1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
2. осознание эстетической ценности русского языка;
3. уважительное отношение к родному языку;
4. стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные:
1. овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2. применение приобретенных УУД в повседневной жизни;
3. адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Предметные:
1. опознавание и анализ основных единиц языка;
2. совершенствовать лингвистическую монологическую речь учащихся;
3. овладеть основными лексическими понятиями.
Оборудование:
1. Учебник : Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.Издательство: Просвещение, 2012 г.;
2. Медиапроектор;
3. Тесты;
4. Фразеологические и толковые словари.
5. Карточки с заданиями.
Структура урока:
1. Организационный этап;
2. Проверка домашнего задания;
3. Целеполагание и мотивация. Постановка задач урока;
4. Актуализация знаний;
5. Работа над проблемой урока;
6. Закрепление;
7. Подведение итогов;
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание
№ |
Этапы урока |
Формируемые УУД, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||||||||
1. |
Организационный этап |
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
УУД: Личностные Коммуникатив-ные.
|
-Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Здравствуйте!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. |
Приветствие учащихся. Запись даты в тетрадях |
||||||||
2. |
Проверка домашнего задания
|
Цель – определить уровень усвоенного материала предыдущей темы.
УУД: Личностные – способность к взаимооценке.
|
Взаимопроверка упражнения 609. |
Ученики меняются тетрадями, проверяют ошибки.
|
||||||||
3. |
Целеполага-ние и мотивация. Постановка задач урока
|
Цель –определить уровень учащихся сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулировать тему
УУД: Личностные Регулятивные Коммуникатив-ные Познавательные |
Слайд 1 Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей
образованности Учитель обращает внимание на эпиграф . Вопросы учителя: «Ребята, как вы понимаете слова Вяземского?», « Соглассны ли вы с этим высказыванием?»
Слайд 2. Ребята, посмотрите на схему и назовите науку, которую мы сегодня будем повторять.
Слайд 3 Ребята, посмотрите на экран и попробуйте расшифровать одну из тем нашего урока. Объясните значение фразеологизмов, которые зашифрованы в картинках.
|
Ученики отвечают на вопросы, дают развернутые ответы, формулируют тему урока
Ученики читают определения понятий в словаре.
Ученики читают определения понятий в словаре.
|
||||||||
4. |
Актуализация знаний |
ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «Лексика. Фразеология»
УУД: Регулятивные, Коммуникатив-ные Познавательные |
Фронтальная беседа по вопросам: 1. Наука, которая изучает словарный состав языка (лексикология). 2. Слова одной и той же части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение (синонимы). 3. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением (антонимы). 4. Слова одной части речи, одинаково звучащие, но различающиеся по значению (омонимы). 5. Скрытое сравнение (метафора). 6. Неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ (олицетворение). 7. Образное использование прилагательных (эпитет). 8. Слова, пришедшие в русский язык из других языков (заимствованные или иноязычные). 9. Слова, употребляемые жителями только одной местности (диалектизмы). 10. Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий (профессиональные). 11. Слова, вышедшие из живого употребления (устаревшие) (архаизмы). 12. Новые слова, появившиеся сравнительно недавно (неологизмы).
1.Простое предложение. Знаки препинания в нём Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Первый месяц осени похож.. на рыж..го хитр..го лиса. Неслышно крадёт..ся он по з..мле ло..ко пряч..т..ся среди веток деревьев. Лишь кое-где сначала м..лькает среди зел..ни его рыж..й хвост. А потом вдруг всё вокруг порыжеет, словно на каждом дерев.. на каждом кустик.. ра( с,сс)ядутся огненные звери. Потом з..лотым д..ждём спрыгнут они на землю и ветер стан..т г..нять их по д..рогам их стаи. На зелёную тр..ву упадут пёстрые лист..я.
2 Сложное предложение и знаки препинания в нём Расставьте пропущенные знаки препинания. 1). Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря. (В.Бианки) 2). Неожиданно он увидел впереди малышей которые играли посреди бульвара. (Н.Носов) 3).Рожь уже выколосилась и по ней плыли лёгкие тени облаков. (Г.Скребицкий) 4) Я направился к тому месту где вчера охотники устроили привал. (В.Песков) 5).Неопытный человек скажет что все соловьи поют одинаково. (В.Песков) 6).Он-то и рассказал мне что вчера медведь приходил на пасеку. (В.Песков) 7).Ударили первые морозы и скоро земля потонула в белой пелене метелей.
|
Ученики дают развернутые ответы по вопросам, дополняя друг друга.
Ученики читают определения понятий в словаре.
К доске выходят два ученика и выполняют задание, написанное у доски. Ученики анализирую задания, которые выполнялись у доски.
|
||||||||
5. |
Работа над проблемой урока |
Цель- Закрепить умение находить и различать данные понятия в предложенном языковом материале; Прививать интерес к изучению русского языка; Развивать умение работать в группах УУД Познавательные Образовательные Коммуникативные |
Анализ текста – Упр.612 . «Телецкое озеро» Задания к тексту: 1.Определить основную мысль. 2. К какому стилю речи он относится? 3. Спишите первый абзац. 4. Из остальных частей текста выписать слова с орфограммами, графически объясняя их выбор. 5. Найти слова, употребленные в переносном значении.
Веселая минутка: слайды 4,5,6 I вариант - 4 слайд; I I вариант - 5 слайд; I I I вариант -6 слайд
Анализ текста – Упр.613 . Задания к тексту: 1.Окаких фразеологизмах говорится в тексе? 2.Как бы вы озаглавили текст?
Анализ текста – Упр. 614 Задания к тексту: 1. О каких заимствованных словах говорится в тексте? 2. Какие из них являются неологизмами?
Веселая минутка: слайды 7,8
Ученики разбиваются на 2 группы. 1. «Подбери картинку к фразеологизму» 2. «Веселые картинки»
Посмотрите, правильно ли проиллюстрированы фразеологизмы, и скажите, как вы понимаешь их смысл?
Из истории фразеологизмов: слайды 9, 10, 11, 12
Игра «Крокодил» Задания на карточках: 1. Стоять на задних лапках. 2. Прикусить язык. 3. Попасть не в бровь, а в глаз. 4.Ломать голову. 5.Намылить шею. 6.набрать в рот воды.
|
Ученики читают текст вслух по цепочке, выполняют задания, комментируя их устно
Ученики делятся на группы по вариантам и готовят задания для каждого варианта, после чего все вместе обсуждаем решение.
Ученики читают текст вслух по цепочке, выполняют задания, комментируя их устно .
Каждая группа учеников готовится и дают ответы.
Ученики читают определения понятий в словаре.
Ученики, которые не отвечали в предыдущем задании, читают информацию слайдов и приводят примеры употребления фразеологизмов.
По 3 участника от каждой группы вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.
|
||||||||
6. |
Подведение итогов |
Цель- закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка; УУД Регулятивная Образовательная
|
Выполнение теста по теме «Лексика и фразеология» (тесты в отпечатанном варианте)
1. Найди соответствия. А) однозначные слова------ слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи Б) синонимы --- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением В) антонимы---- слова, имеющие одно лексическое значение Г) лексическое значение ----то, что обозначает слово
2. Отметь словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом значении: А) медные волосы; Б) медный цвет; В) медная руда; Г) медный месяц.
3. Укажи ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении: А) старые туфли, золотое сердце, чистое небо; Б) теплые отношения, старый друг, горький перец; В) каменно сердце, громкая слава, легкий характер.
4. Значение какого слова определено неверно? А) Колчан – сумка, футляр для стрел. Б) Омшаник – сарай для зимовки пчел. В) Литера – одно из средств художественной выразительности. Г) Мичман – воинское звание младших командиров флота.
5. Определи пару слов, не являющихся антонимами: А) снимать – разнимать; Б) сжимать – разжимать; В) сгибать разгибать; Г) сводить – разводить.
6. Отметь строку, в которой все слова являются неологизмами: А) видеоигра, амбар, луноход; Б) дискета, дисковод, гамбургер; В) Интернет, горничная, радиотелефон.
7. Найди соответствия. А) Денница - Палец Б) Ланита - Старание, усердие В) Раченье – Щека Г) Перст - Утренняя заря
|
Ученики выполняют задания в тестовой форме |
||||||||
7. |
Рефлексия |
Цель- осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
УУД Регулятивные Коммуникативные Личностные Познавательные |
Предлагается детям ответить на вопросы: 1. Как я работал? 2. Доволен ли я собой? 3. Что интересного узнал на уроке? 4. Какие затруднения я испытывал? 5. Над чем хотелось бы поработать самостоятельно?
Слайды 13,14 – дети оценивают свою работу фразеологизмами.
|
Ученики отвечают на вопросы. |
||||||||
8. |
Домашнее задание |
|
1. Повторить раздел «Словообразование» 2. Упр.610
|
Записывают в тетрадь домашнее задание |
Приложение:
слайд 1
слайд 2
слайд 3
слайд 4
слайд 5
слайд 6
слайд 7
слайд 8
слайд 9
слайд 10
слайд 11
слайд 12
слайд 13
слайд 14
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.