Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
12.07.2018
УМК: Школа 2100
Учебный предмет: русский язык
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Учебник: « Русский язык 2 класс». Автор - Бунеев (М.: Просвещение, 2013);
Нетрадиционный урок
Тема: Буква большая – совсем не пустяк. В букве большой – уважения знак!
Тип урока: - сюрприз «открытия нового знания»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
Цель: создать условия для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах и фамилиях.
Задачи урока:
образовательная: формировать знания о правилах написания имён, фамилий людей; учить использовать полученные знания на практике;
развивающая: развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, элементы исследовательских умений.
воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям. Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии.
Планируемые результаты:
Личностные формировать положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные :
Регулятивные - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности, развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Прогнозировать предсто-ящую работу (составлять план).
Познавательные – уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, на основе анализа объектов делать выводы, развиваем умения извлекать информацию из текстов
Коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре
Предметные - уточнить представления о именах собственных закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах и фамилиях людей.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
Учебник: « Русский язык 2 класс». Автор - Бунеев (М.: Просвещение, 2013);
Презентация, мини видеофильмы, демонстрационный материал, дидактический материал, аудиозапись.
урок русского языка МАОУ Привольненская СШ.doc
Класс: второй
УМК: Школа 2100
Учебный предмет: русский язык
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Учебник: « Русский язык 2 класс». Автор Бунеев (М.: Просвещение, 2013);
Нетрадиционный урок
Тема: Буква большая – совсем не пустяк. В букве большой – уважения
знак!
Тип урока: сюрприз «открытия нового знания»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
Цель: создать условия для ознакомления с правилом употребления заглавной
буквы в именах и фамилиях.
Задачи урока:
образовательная: формировать знания о правилах написания имён, фамилий
людей; учить использовать полученные знания на практике;
развивающая: развитие аналитического мышления, памяти, монологической
речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора
учащихся; развитие творческих способностей учащихся,
элементы
исследовательских умений.
воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к
другим людям. Воспитание познавательного интереса к происхождению
своего имени и фамилии.
Планируемые результаты:
Личностные формировать положительного отношение к учёбе и своим
знаниям, развитие творческого воображения, оценивать поступки в
соответствии с определённой ситуацией,
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
Метапредметные :
Регулятивные организация учащимися своей учебной деятельности:
целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и
результатов учебной деятельности,
развивать умение высказывать своё
предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей, Прогнозировать предсто
ящую работу (составлять план). Познавательные – уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на
проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о
значении своего имени и фамилии, на основе анализа объектов делать выводы,
развиваем умения извлекать информацию из текстов
Коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать
взаимопомощь. Развиваем умение слушать и понимать других. Строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять
свои мысли в устной форме. Умение работать в паре
Предметные уточнить представления о именах собственных закрепить
знания о правописании заглавной буквы в именах и фамилиях людей.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
Учебник: « Русский язык 2 класс». Автор Бунеев (М.: Просвещение, 2013);
Презентация,
дидактический материал, аудиозапись.
мини видеофильмы,
демонстрационный материал,
Ход урока
1. Организационный момент:
А сейчас у нас урок
Приготовьтеська вы в срок,
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Друг на друга оглянитесь
Все готовы? Да
Не зевайте!
Руку чётко поднимайте (руку поднимают)
Если сделаете так,
Будет вам сопутствовать удача
И сюрприз в придачу
Море счастья и веселья,
И конечно приключенья.
Целевая установка: Звучит песня «Сюрприз»( видеоролик)
( Сюрприз, сюрприз, Да здравствует сюрприз.
Представляете какое положение,
Всё, что будет с вами, знаете заранее.
Ни к чему тогда волнения, сомнения, Всё на свете предусмотрит расписание.
А мы бросаем скуке вызов,
Потому что, потому,
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому.
Пусть удачи, неудачи,
Пусть полёты вверх и вниз,
Только так, а не иначе,
Только так, а не иначе,
Да здравствует сюрприз).
Не просто сегодня звучит эта весёлая песенка
Что любят все дети на свете? Конечно, сюрпризы.
Давайте поиграем. Вот сейчас мы с вами приготовим для себя сюрприз
Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать».
Вот меня в детстве звали Светочка, а сейчас как зовут? А потом будут звать
бабушка Света. А вас? Повернитесь и назовите друг другу свои имена.
(Парная работа).
Правда, имена у всех красивые? Я даже не ожидала. Вот это сюрприз.
Ι
. Актуализация знаний
Беседа
– Откройте тетрадь
Ой ,а что это у вас в тетради?(отметка и заглавная Буква на карточке)
(Приложение 1)
Минутка чистописания
А вы знаете зачем к нам заглянула Большая буква? (В гости пришла , чтобы
мы её написали)
Давайте напишем эту букву.
Слайд 1 (фамилии и имена детей с заглавными буквами появляются и
исчезают)
Посмотрите, что это происходит с буквами в словах? (Они прячутся)
Слайд 2 музыкальный с записью слов
(Открой глаза, смотри, как изменился мир
Мой друг здесь только ты и я и никого вокруг
Здесь звёзды тают, падая сверху вниз
Малыш смотри, я приготовил сюрприз )
Почему они прячутся от нас? (Они прячут заглавную Букву.) Наверно слова приготовили для нас сюрприз. Как вы думаете? (ответы
детей)
Словарная работа :
А сюрприз это будет слово которое мы сейчас отгадаем
Нам предстоит разгадать кроссворд, который спрятал это слово.
Вы хотели бы узнать это слово? (да)
А как вы думаете ,какое это будет слово?(ответы детей)
Тогда давайте вместе определим ключевое слово урока.
Запишем число. Классная работа.
Я загадаю загадки, а вы их отгадаете.
А отгадки вставим в клетки кроссворда.
Вы любите загадки?(да)
Отгадаете?(да)
Ну тогда слушайте.
1. Определённый порядок букв .
2. Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку.
3. Не огонь, а жжется.
4. Хищный лесной зверёк с рыжим окрасом шубки.
5. Антоним (противоположное по значению) к слову грустно.
6. Ребёнок мужского пола.
7. Плод яблони.
Что вас удивило, когда вы разгадывали кроссворд? (получилось слово
фамилия)
– Так что же такое фамилия? (Это семья, это все вместе: мама, папа, и я)
Верно.
(Мини фильм о фамилиях) А что, вы думаете о происхождении вашей фамилии? (дети рассказывают о
своих фамилиях, что они означают)
Что интересного заметили? (фамилии говорят о ремесле, которым
занимается человек)
А ваши фамилии о чём вам говорят? (ответы детей)
Сейчас пришло время разогреть наши пальчики.
Становимся в круг:
(пальчиковая гимнастика: В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому (Руки согнуты перед собой, ладони
направлены друг к другу, большие пальцы вверх.)
Приходили прямо к дому (Соединить под углом кончики пальцев обеих
рук это «крыша домика».)
Указательный и средний, (Называемые пальцы поочередно соединяются с
большими на обеих руках одновременно.)
Безымянный и последний. (Называемые пальцы поочередно соединяются с
большими на обеих руках одновременно.)
Сам мизинчикмалышок (Пальцы сжать в кулак, выставить вверх только
мизинцы.)
Постучался о порог. (Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кулачками друг
о друга.)
Вместе пальчики друзья, Друг без друга им нельзя. (Ритмичное сгибание
и разгибание пальцев на обеих руках.).
Слайд 3( пальчиковая гимнастика)
Попробуем записать наши имена.(учитель тоже пишет своё имя и фамилию)
Фамилия: то же, что и семья (сюрприз : плакат с фотографиями семей
обучающихся, именами и фамилиями)
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие
нового знания.
Слайд 4 (фото детей их имена и фамилии)
Джабраилова Раяна
Аджалов Руслан
Фалеева Виктория Шарыгина Ирина
А вы, знаете зачем мы написали наши имена и фамилии? (Да, чтобы узнать,
как они пишутся)
А, что необычного в их написании? (Они написаны с большой буквы)
У нас необычный сегодня урок, выяснить надо, кто в классе знаток
Друзья, ученье нас объединяет!
Кто же тему отгадает? (Большая буква в фамилиях и именах)
Сюрприз наш ждёт, скорей вперёд ! Правильно ,ребята.
Какой вопрос возникает у вас?.(Как пишутся имена и фамилии людей?).
Верно. Как же писать нам имена и фамилии. Большую букву писать или
маленькую оставлять? Как же быть?.(различные ответы детей)
Чтобы разрешить наши разногласия, нужно составить план урока.
Давайте, составим план нашего урока.
1. Фамилии и имена.
2. Запись фамилий и имён
3. Что нужно знать, чтобы правильно написать фамилию и имя?
Все ли мы знаем свою фамилию и имя и своего друга?(да)
Я раздам сейчас конверты в них лежит сюрприз для вас. Вы готовы написать
имя своего лучшего друга?(Да) (Приложение2)
(Дети открывают конверты в них половинки сердечек(разрезы одинаковые),
ребята записывают имена и фамилии своего лучшего друга и соединяют их)
Я тоже запишу рядом имя и фамилию своей подруги. (Анализируем
записанное).
Ой, сколько у нас в классе ребят. Сколько фамилий и имён!
Почему они все разные?(потому что у всех разные папы и мамы)
Прочтите фамилии и имена.(дети читают)
Так почему же я написала с большой буквы фамилию и имя, а Яша с
маленькой, а Раяна тоже с большой? (ответы детей)
Кто из нас прав?(ответы детей)
Ответить на вопрос нам поможет наш урок.
Выявление места и причины затруднения.
В связи с чем у нас возникли трудности? (Не знаем точно, как правильно
писать.)
Слайд 5 (проблема урока) С какой буквы писать имена и фамилии ? Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет ответить в
конце урока.
Так вот в конце урока мы увидим, кто же правильно написал имя и фамилию
своего друга.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
А зачем нужно это знать?( Чтобы правильно писать имя и фамилию)
Слайд 6: ( цели урока)
формировать знания о правилах написания имён, фамилий людей;
учить использовать полученные знания на практике;
развивать память и мышление, извлекать информацию,
на основе анализа объектов делать выводы,
умение работать в паре.
способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям.
Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и
фамилии.
Если мы достигнем наших целей, мы всегда правильно будем писать
фамилии и имена людей
Что мы сейчас с вами делали? (Планировали свою деятельность)
_ Сейчас нас ожидает новый сюрприз. Посмотрите, на партах у вас лежит лист
самооценки (Приложение 3), ведь у нас необычный урок, вы должны по
достоинству оценить себя на уроке и получить самый главный сюрприз урока.
Решить самую главную задачу. Научиться писать имена и фамилии. И уже
навсегда подружиться с большой буквой в именах и фамилиях людей, и
никогда не забывать об этом.
_ Сейчас, мы объединимся в 4 группы. У каждой группы карточказадание.
(Приложение 4)
1.Слово фамилия поставьте ударение, подчеркните букву безударного
гласного.
2. Слово фамилия Составьте предложение с этим словом.
3. Слово фамилия. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные
звуки в слове.
4. Слово фамилия. Найдите и подчеркните «хитрый» звук в слове.
(дети выполняют задание по группам)
Молодцы ребята! Все задания выполнили верно. Запомните написание этого
слова. Ваши выступления отметьте в листах самооценки. (стук в дверь)Ребята посмотрите, а кто это к нам пришёл? (Почтальон
Печкин)
Вы знаете этого героя, кто он ? ( Это почтальон Печкин из рассказа
Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино»)
Здравствуете, ребята. Рад с вами познакомиться. Я знаю, что это письмо для
вас, кому оно адресовано неизвестно , потому что я не знаю как пишутся ваши
фамилий. Помогите мне отдать письмо адресату.
Поможем, ребята.(ДА)
Посмотрите на экране написано
Слайд 7 (– Дополните предложение и запишите его: Моя фамилия….
(ответы детей)
Молодцы ребята! И с этим заданием справились успешно. (дети отмечают в
листах самооценки)
_ Что же в письме? Уважаемый Печкин.
Слайд 8 (Дорогие ребята, Егор Крыласов, Савченко Тимур…и т. д.
Поздравляю с праздником Всех мужчин 23 февраля. Желаю здоровья и
успехов в учёбе. Президент России В.В. Путин)
А что обозначают буквы, выделенные на конверте? Как вы поняли? (Это
заглавные буквы в фамилиях и именах людей)
Так как же пишутся фамилии, имена? ( С большой буквы)
Почему некоторые буквы в словах выделены? Что обозначают эти слова?
( Буквы большие, потому что это не просто слова, а это имена и фамилии)
Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы?
(Дети отвечают)
Слайд 9 (Выво
(Печкин)
Спасибо вам ребята, теперь я знаю как пишутся имена и фамилии.
_ Будьте внимательны эти знания нам пригодятся в
физкультминуке (аудиозапись)
Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы приседаете.
Если – с большой буквы – тянетесь вверх. Постарайтесь запомнить женские и
мужские имена. Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Таня, Оля,
тетрадь.
Сколько было названо женских и сколько мужских имён?
Поблагодарим Печкина за поздравительное письмо и пожелаем ему
счастливого пути (Печкин прощается и уходит)
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
Как вы думаете, смогли бы мы теперь выполнить следующее задание?(да)
Что нужно для этого сделать? (открыть учебник и выполнить упражнение)
Работа по учебнику
Проверим наш вывод по упр.148. работаем в малых группах по 2 человека:.
Каждая группа делает вывод по своей работе. (элемент исследования)
Вспомни, как пишутся имена людей. Вот фамилии и имена детей.
Которые едут на экскурсию. Как ты будешь составлять список – по
фамилиям или по именам?
Вольнов Игорь, Егорова Ольга, Синельников Алёша, Чащин Гена, Большаков
Олег, Чижиков Вася, Абрикосова Катя, Коньков Андрей, Тальков Петя.
Подчеркни большую букву в именах и фамилиях одной чертой.
Прочитай слова с мягким знаком. Подчеркни ь . Прочитай, где есть слоги
ча,жи. Подчеркни ча. Жи
Что интересного было в этом упражнении? (ответ детей)
Где вы, испытывали трудности?
К какому выводу мы пришли, как мы будем писать имена и фамилии?
Отметьте в листах самооценки.(дети отмечают)
Слайд 10 Послушайте сюрприз, который приготовили наши ребята, они
прочитают для вас стихотворение о большой букве (видеоролик дети читают
стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Сейчас посмотрите на (интерактивную) доску здесь записаны предложения в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению:
одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения
в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии:
ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.
САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ (дети выходят
к доске и выделяют большую букву).
Почему Блинов, Абрикосов написали с большой буквы.
Отметьте в листах самооценки.(дети отмечают)
– Что вам нужно было сделать? (записать предложения, используя все правила
орфографии, написали с большой буквы, потому что это фамилии )
– Удалось вам выполнить задание? (да, мы знаем правило)
– Вы сделали всё правильно или были недочёты? ( Я думаю, что задание мы
выполнили правильно, потому что на уроке мы узнали как пишутся имена и
фамилии людей)
– Вы сами выполнили задание или с чьейто помощью? ( Я сам выполнял…а я
долго думал, но выполнил сам)
Ι
V. Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Вот и закончился урок!
Подведем скорей итог!
Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно
написал имя друга? (отвечают дети)
Почему? (потому что я правильно написал, с большой буквы)
Что интересного вы узнали на уроке? Как пишутся фамилии людей?
(ответы детей)
А теперь, давайте оценим нашу работу. Давайте посмотрим на листы
самооценки.(дети говорят свои результаты)
Поднимите руки, кому на уроке было интересно и понятно!(дети отвечают)
Кому не всё понятно? (дети поднимают руки)
Кому было не интересно и непонятно? (всем интересно)
Спасибо. Мне с вами тоже было интересно и радостно работать. Вы мне
доставили удовольствие от проделанной с вами работы.
Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока? (дети ещё раз
делают выводы)
СЛАЙД 11музыкальная заставка сюрприз (весёлый смайлик с «тортиком») А сейчас для вас сладкий сюрприз(картинки с тортом для каждого, на нём
имя и фамилия с большой буквы) (Приложение 5)
Давайте продолжим фразу:
На уроке я узнал, что… (дети отвечают)
Какие задания я выполнил успешно… (Какие?) (дети отвечают)
Лучше всего у меня получилось….(дети отвечают)
V Домашнее задание:
1. Придумать сказку о Большой букве в своей фамилии
2. Ирина и Надя приготовят рассказ о своей лучшей подруге
3.Приведите примеры слов и запишите их, которые произносятся
одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы.
М
Приложение 1А
СК
Б
Ф
Б
Л
НВ О
Приложение2 Приложение 3
Лист самооценки
Критерии самооценки
выполнили все задания правильно
выполнил всё задание допустил 12 ошибки выполнил правильно половину задания
почти нечего не выполнил
не справился с заданием вообще
не приступал к заданию.
1
2
3
4
Итоговая
оценка
Лист самооценки
Критерии самооценки
выполнили все задания правильно
выполнил всё задание допустил 12 ошибки выполнил правильно половину задания
почти нечего не выполнил
не справился с заданием вообще
не приступал к заданию.
1
2
3
4
Итоговая
оценка
Карточказадание. (Приложение 4)
1.Слово фамилия поставьте ударение, подчеркните букву безударного
гласного.
Карточказадание.
2. Слово фамилия Составьте предложение с этим словом. Карточказадание.
3. Слово фамилия. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные
звуки в слове.
Карточказадание.
4. Слово фамилия. Найдите и подчеркните «хитрый» звук в слове.
(дети выполняют задание по группам)
Приложение 5
Крыласов Егор Кострюков Данил
Колесниченко Никита
Сары Дмитрий
Шарыгина Ирина
Джабраилова Раяна
Фалеева Виктория
Бондаренко Надя
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Урок русского языка МАОУ Привольненская СШ 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.