Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)
Оценка 4.8

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
28.03.2017
Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе.doc
Урок русского языка в 3 классе Предмет: УМК «Школа России»  В.П.Канакина  «Русский язык»                                                                Класс:   3.                                                                                                                                                                 Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».                                           Тип урока: открытие новых знаний.                                                                                                                  Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.                                                                     Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после  шипящих.                                            Задачи:                                                                                                                                                                 1)познавательные  :                                                                                                                                               – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского  рода путём исследовательской работы учащихся;                                                                                           – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на  конце;                                                                                                                               ­ выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.             2) развивающие:                                                                                                                                                 ­ развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.            3) воспитывающие:                                                                                                                                            создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к  мнению других, умения работать дружно в паре, группе;                                                                               воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе;                                                                               ­ способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.                                                                  Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                          ­  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие  новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                 Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную  деятельность и партнёров.                                                                     Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы,  выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать  друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.                                                                                                 Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения   ­ формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих,  выделять орфограмму, применять правило написания.                                                                                   Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, ИЗО, технология.                                             Базовая технология: технология деятельностного подхода.                                                                         Ресурсы:                                                                                                                                                               ­ основные:                                                                                                                                                           В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  учебник «Русский язык», часть2, М., «Просвещение», 2010. ­  с. 29.        В.П.Канакина. Рабочая тетрадь «Русский язык», часть 2,М., «Просвещение», 2010. – с.19.                       Карточка – тест для индивидуальной работы.                                                                                                  – дополнительные:                                                                                                                                             компьютер, проектор, презентация.                                                                                                                   Литература:                                                                                                                                                        Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. –  Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. –с.224.                                                                                                      Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Москва,   : 2007.                                                В.П.Канакина, Г.А. Фомичова «Русский язык». Методическое  пособие. Москва, «Просвещение», 2008. Методы: словесный, наглядный, проблемно­диалогический, частично­ поисковый, практический.  Аннотация:  В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен  существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных  признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления  мягкого знака в именах существительных после шипящих. Дети должны понять, что наряду с  основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского  рода.  Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, тетради, карточки. Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом. Программное обеспечение: «Microsoft Office Power Point». Ход урока    1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.  1.Психологический настрой учащихся.  ­ Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на  весь рабочий день. Пусть урок принесёт вам радость общения. Урок я начну словами французского  писателя Ж.Ж.Руссо (1712­1778г) « Вы талантливые дети! Когда­нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и  стремиться к их достижению…»  ­ Я желаю вам сегодня убедиться в словах этого писателя. Удачи! В добрый путь за знаниями! ­ Отгадайте загадку: Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины,  Разукрасил все витрины? ­ Мы с вами сегодня напишем картину о зиме, для этого нужно активно и дружно работать, давать  правильные и полные ответы. За правильные и полные ответы на доске будут появляться фрагменты  картины. 2.Чистописание. (Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа)) ­ Послушайте скороговорки и назовите звуки, которые чаще всего повторяются, какими буквами  обозначаются на письме. «У ежа – ежата, у ужа – ужата». (ж) «Птичку напичкали спичками». (ч) «Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей». (щ) «У Сашки в кармашке шишки да шашаки». (ш) ­ Какие орфограммы связаны с этими звуками? ­ Продолжите запись цепочки букв  так, чтобы последняя буква каждой цепочки становилась первой. Жчщш  шжщч чшжщ щчшж … За эту работу вы получаете фон картины. 3. Словарная работа. На доске написаны словарные слова: Берёза, мальчик, тетрадь, рябина, учитель, сегодня, столько, девочка. У. Запишите в тетрадь только те слова, в которых два  мягких согласных звука. Правильный вариант ( самопроверка): берёза, мальчик, тетрадь, рябина, сегодня, девочка. ­ Проверьте, сигналами покажите у кого выполнено так, как на экране. У. Чем обозначается на письме мягкость согласных звуков? (ь, гласными: я, ё, ю, е, и).  4.Актуализация знаний. У. ­ За горами, за долами, За дремучими лесами Есть страна удивительная. Правит этой страной существительное. Существительное? Что это такое? Я хочу о нём узнать. Кто из вас сейчас, ребята, О нём может рассказать? ­ Говорят, оно умеет, Если надо изменяться, А ещё оно умеет, как – то весело склоняться! Может, вы расскажите? На своих примерах нам это покажите? Д. (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?,  обозначает предмет. Имена существительные имеют род – м. р., ж. р., ср. р.: изменяются по  числам (Ед. ч., Мн. ч.)  и  по падежам (склоняются)).  У. – Сколько этих падежей Назови их поскорей Не забудь к ним и вопрос. Д. – И.п. Кто? Что?        Р. П. Кого? Чего?        Д. п. Кому? Чему?        В. П. Кого? Что?        Т. п. Кем? Чем?        П. п. О ком? О чём? У. – Падежи нам надо знать, Чтоб уметь определять Где, какой из них стоит. Каждый пусть определит.  – И ещё давайте с вами Поиграем со словами. Говорят, у них есть род. Каждый нам его назовёт. Сигналы в руки  возьмём,  род и падеж мы назовём. (проверка д/з с помощью сигнальных карточек) 5.Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.  Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»  У. – Вы о жителях страны многое узнали И сегодня на уроке дружно отвечали. Но в стране волшебной этой Есть ещё один секрет. Заключается он в чём, Дайте ясный мне ответ. 6.Воспроизведение знаний о роли мягкого языка в слове. Создание проблемной ситуации.              У. Прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете. Ученье – свет, а  неученье – тьма. Хорошую речь хорошо и слушать. ­ Расскажите о роли Ь в русском языке, для чего он служит, а может быть он нам совсем и не нужен? ­ Найдите в пословицах слова, где он показывает мягкость согласного звука. Запишите слова и  подчеркните мягкий знак. ­ Найдите в пословицах слова, где он отделяет согласную от гласной. Запишите слова, подчеркните   мягкий знак. ­ В какую группу мы отнесём слово РЕЧЬ?  ­ Для чего в нём пишется мягкий знак? ­ Понаблюдаем за словом. ­ На какой звук оканчивается слово? ­ Вспомните, что мы знаем об этом звуке? ­ Если я закрою «Ь» знак, то слово произнесётся так же, как и с мягким знаком или нет? ­ Нужен ли здесь мягкий знак для обозначения мягкости согласного?  ­ А в группу слов с разделительной функцией можем отнести? ­ Что вы можете сказать по данному вопросу? ­ Я предлагаю вам пока оставить это слово и вернуться к нему позже. У. – В государстве, где правит существительное, очень строгие порядки. Здесь не любят лентяев,  нерях, а ещё тех, кто не умеет правильно писать имена существительные. Поэтому давайте проверим,  умеете ли вы правильно писать имена существительные. 7.Пишем под диктовку, к доске пойдут два человека , остальные в тетрадях: Грач, речь, малыш, ночь, вещь, мяч, плащ, мышь. ­ Проверим! ­ Что вы можете сказать об этих словах? ­ Что общего в звучании данных слов? ­ В чём отличие? Проблемный вопрос У. ­Вы, наверное, уже догадались, о чём сегодня на уроке пойдёт речь. Давайте определимся с темой  урока и сформулируем вопрос, на который нам нужно ответить.  (­ «Когда писать мягкий знак у имён существительных на конце после шипящих?») ­ И, конечно же, поставим перед собой учебную задачу. (Будем учиться писать имена  существительные с шипящими на конце).  Поиск решения проблемы 1 задание ­ Возьмите оранжевые карточки и распределите слова в два столбика: существительные ж. р., и  существительные м. р.   Шалаш, речь, печь, луч, дрожь, брошь, горечь, палач, гараж, карандаш. ­ Ребята первого ряда назовут, какие существительные отнесли к ж. р. (Сигналы) ­ Ребята второго ряда назовут, какие существительные отнесли к м. р. (Сигналы) ­ Кто уже может ответить на главный вопрос? (если не могут, ведём поиск дальше). 2 задание ­ Подчеркните шипящие на конце существительных. ­ Что вы заметили? ­ Какой вывод можно сделать? ВЫВОД: У существительных, оканчивающихся на шипящую, в Ж. р. пишется ь, а в М. р. – не  пишется. ­ Вернёмся к слову РЕЧЬ. Почему же в слове речь пишется мягкий знак? 8. Физминутка. Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот,                  наклон, прыжок! Улыбнись, давай дружок! Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх  и сразу вниз, И за парту вновь садись. 9. Работа над правилом. ­ А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике). ­ Конечно, учебник поможет ответить вам на многие вопросы.  Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.  Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.  У. ­ Мы нашли проблемы суть, Не мешало бы сейчас  Нам в учебник заглянуть.  а) Уч. с. 31 правило. ­ Прочитайте правило про себя. ­ Верны ли наши предположения? ­ Зачитайте, у существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак? ­ На что он показывает? ­ А Что вы можете сказать об именах существительных мужского рода с шипящим звуком на конце? ­ Какую же ещё  функцию выполняет «ь» знак в русском языке? 10.Составление  памятки. ­  Для того чтобы правильно писать существительные с шипящей на конце мы можем воспользоваться  следующей памяткой. (Обсуждение вместе с детьми).  1.Читаю или произношу слово.  2. Определяю часть речи.  3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.  4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.  5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.  6.Если существительное женского рода, то Ь пишу.  ­ Составляем опорную таблицу:  ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ  ж.р.             Ж              м.р.  Ь                 Ш                                    Ч                     Щ ­ Вернёмся к словам, которые мы с вами писали под диктовку. Грач, речь, малыш, ночь, вещь, мяч, плащ, мышь. ­ Пользуясь памяткой объясним написание данных слов. Это задание позволило появиться на нашей картине сугробам. 11. Тренировочные упражнения. б) Уч. с. 32 упр. № 55 (комментированное письмо). За выполнение этого задания – деревья появляются на нашей картине.                              в) Р/т с. 24 упр. № 50 (фронтально) ­ Вставляем пропущенные буквы и объясняем роль мягкого знака. ­ Сколько функций выполняет мягкий знак в русском языке? (3 функции: обозначает мягкость  согласного, разделительную функцию и указывает на род существительного). г) работа на карточках. 12. Игра « Покормите птиц зимой! «Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром унизан весь, Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь». ­ Составьте и запишите предложения из данных слов, вместо знака вопрос, если нужно поставьте Ь,  орфограмму подчеркните.  (работа парами):  по, малыш(?), берегу, бегал, реки.  холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.  на, веселилась, площадке, молодёж(?).  плащ(?), от, защитил, дождя, меня.  отец, багаж(?), вещи, в, сдал.  ­ Проверим! «Трудно птицам зимой. Сугробами засыпаны Дворы, бугры дорожки, Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, ни крошки». ­ Чем мы можем помочь птицам зимой? За выполнение этого задания­ кормушки. 13. Упражнение в изменении числа имён существительных с шипящим звуком на конце и их  правописании. ­ А сейчас нас ждёт новое задание. Прочитайте слова на жёлтых карточках. Обручи, товарищи, овощи, мыши, лучи, лещи. ­ К какой части речи относятся данные слова? ­ В каком числе стоят? ­ Измените существительные, чтобы они стояли в форме единственного числа, и объясните их  написание. Фронтальная проверка. (Сигналы). За эту работу к нам на картину пожаловал снеговик. 14.Тест. 1.Мягкий знак может выполнять:                                                а) 1  работу;                                                     б) 3 работы                                                           в)2  работы. 2.На конце существительных ж. р. после шипящих:    а) всегда пишется Ь;                                       б) не пишется Ь. 3.На конце существительных м. р. после шипящих:                                          а)  пишется Ь;                                                           б) не  пишется Ь. 4.Ь после шипящих на конце существительных указывает:                                 а) на падеж существительных                                      б) на число;                                                                    в) на род имени существительного 5.В каком из этих слов нужно писать мягкий знак:     а) камыш(?);                                                     б) ноч(?);                                                           в) грач(?).         Самооценка (взаимопроверка). 1б, 2а, 3б, 4в, 5б. 15.Самопроверка теста.  ­   Поменяйтесь   карточками.   Взгляните   на   экран,   найдите   ключ   к   тесту.   Проверьте   работу.   За   каждый правильный ответ поставьте  «+», а за неправильный «– «. Верните карточку соседу. Посчитайте все свои знаки «+». А теперь внимание на экран: если у вас 5 плюсов – вы молодец, получаете оценку «5»! Если  4 – очень хорошо – оценка «4»! Если 3 – неплохо! 1 или 2 – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт! Если 0 – сегодня не ваш день, но у вас всё получится!                                                                                                    16.Итог урока.  ­ Вспомните тему нашего урока.                            ­ Какой вопрос мы перед собой ставили?   ­ Какой же секрет мы узнали? (Дети рассказывают правило).                                                                    ­ На конце существительных какого рода пишется мягкий знак?                                          ­ О какой новой роли «ь» в русском языке мы узнали?                                                                                  ­ Мы ответили на поставленный вопрос? 17.Рефлексия.  ­ Тогда я вам сейчас предлагаю побывать на некоторое время скалолазами (альпинистами). Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка  альпиниста. ­Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите своего альпиниста на середину горы. Если вам непонятно написание мягкого знака после шипящих, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов). ­  Урок  мы   начинали  с   того,  что  дарили  друг   другу  улыбки.   Пришло  время   и  на  нашей  картине показать улыбку – поместить солнышко.     ­ Ребята, получилась у нас картина?                                                                 ­ Действительно, она получилась чудесной, потому что мы сегодня с вами хорошо поработали.                                                                            ­ Такая красота есть вокруг нас в жизни?                                                                Любите природу                                                    И солнце и воду.                                                        Любите природу­                                                                  В любое время года!                       ­ Молодцы! Спасибо  всем  за  урок!   18. Домашнее задание. ­ Выучить правило и алгоритм действий. Упр. 56, стр. 33

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017