Урок русского языка "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка в 3 классе.doc
Урок русского языка в 3 классе Предмет: УМК «Школа России»  В.П.Канакина  «Русский язык»                                                                Класс:   3.                                                                                                                                                                 Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».                                           Тип урока: открытие новых знаний.                                                                                                                  Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.                                                                     Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после  шипящих.                                            Задачи:                                                                                                                                                                 1)познавательные  :                                                                                                                                               – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского  рода путём исследовательской работы учащихся;                                                                                           – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на  конце;                                                                                                                               ­ выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.             2) развивающие:                                                                                                                                                 ­ развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.            3) воспитывающие:                                                                                                                                            создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к  мнению других, умения работать дружно в паре, группе;                                                                               воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе;                                                                               ­ способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.                                                                  Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                          ­  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие  новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                 Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную  деятельность и партнёров.                                                                     Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы,  выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать  друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.                                                                                                 Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения   ­ формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих,  выделять орфограмму, применять правило написания.                                                                                   Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, ИЗО, технология.                                             Базовая технология: технология деятельностного подхода.                                                                         Ресурсы:                                                                                                                                                               ­ основные:                                                                                                                                                           В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  учебник «Русский язык», часть2, М., «Просвещение», 2010. ­  с. 29.        В.П.Канакина. Рабочая тетрадь «Русский язык», часть 2,М., «Просвещение», 2010. – с.19.                       Карточка – тест для индивидуальной работы.                                                                                                  – дополнительные:                                                                                                                                             компьютер, проектор, презентация.                                                                                                                   Литература:                                                                                                                                                        Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. –  Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. –с.224.                                                                                                      Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Москва,   :2007.                                                В.П.Канакина, Г.А. Фомичова «Русский язык». Методическое  пособие. Москва, «Просвещение», 2008.Методы: словесный, наглядный, проблемно­диалогический, частично­ поисковый, практический.  Аннотация:  В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен  существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных  признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления  мягкого знака в именах существительных после шипящих. Дети должны понять, что наряду с  основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского  рода.  Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, тетради, карточки. Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом. Программное обеспечение: «Microsoft Office Power Point». Ход урока    1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.  1.Психологический настрой учащихся.  ­ Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на  весь рабочий день. Пусть урок принесёт вам радость общения. Урок я начну словами французского  писателя Ж.Ж.Руссо (1712­1778г) « Вы талантливые дети! Когда­нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и  стремиться к их достижению…»  ­ Я желаю вам сегодня убедиться в словах этого писателя. Удачи! В добрый путь за знаниями! ­ Отгадайте загадку: Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины,  Разукрасил все витрины? ­ Мы с вами сегодня напишем картину о зиме, для этого нужно активно и дружно работать, давать  правильные и полные ответы. За правильные и полные ответы на доске будут появляться фрагменты  картины. 2.Чистописание. (Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа)) ­ Послушайте скороговорки и назовите звуки, которые чаще всего повторяются, какими буквами  обозначаются на письме. «У ежа – ежата, у ужа – ужата». (ж) «Птичку напичкали спичками». (ч) «Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей». (щ) «У Сашки в кармашке шишки да шашаки». (ш) ­ Какие орфограммы связаны с этими звуками? ­ Продолжите запись цепочки букв  так, чтобы последняя буква каждой цепочки становилась первой. Жчщш  шжщч чшжщ щчшж … За эту работу вы получаете фон картины. 3. Словарная работа. На доске написаны словарные слова: Берёза, мальчик, тетрадь, рябина, учитель, сегодня, столько, девочка. У. Запишите в тетрадь только те слова, в которых два  мягких согласных звука.Правильный вариант ( самопроверка): берёза, мальчик, тетрадь, рябина, сегодня, девочка. ­ Проверьте, сигналами покажите у кого выполнено так, как на экране. У. Чем обозначается на письме мягкость согласных звуков? (ь, гласными: я, ё, ю, е, и).  4.Актуализация знаний. У. ­ За горами, за долами, За дремучими лесами Есть страна удивительная. Правит этой страной существительное. Существительное? Что это такое? Я хочу о нём узнать. Кто из вас сейчас, ребята, О нём может рассказать? ­ Говорят, оно умеет, Если надо изменяться, А ещё оно умеет, как – то весело склоняться! Может, вы расскажите? На своих примерах нам это покажите? Д. (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?,  обозначает предмет. Имена существительные имеют род – м. р., ж. р., ср. р.: изменяются по  числам (Ед. ч., Мн. ч.)  и  по падежам (склоняются)).  У. – Сколько этих падежей Назови их поскорей Не забудь к ним и вопрос. Д. – И.п. Кто? Что?        Р. П. Кого? Чего?        Д. п. Кому? Чему?        В. П. Кого? Что?        Т. п. Кем? Чем?        П. п. О ком? О чём? У. – Падежи нам надо знать, Чтоб уметь определять Где, какой из них стоит. Каждый пусть определит.  – И ещё давайте с вами Поиграем со словами. Говорят, у них есть род. Каждый нам его назовёт. Сигналы в руки  возьмём,  род и падеж мы назовём. (проверка д/з с помощью сигнальных карточек) 5.Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.  Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»  У. – Вы о жителях страны многое узнали И сегодня на уроке дружно отвечали. Но в стране волшебной этой Есть ещё один секрет. Заключается он в чём, Дайте ясный мне ответ. 6.Воспроизведение знаний о роли мягкого языка в слове. Создание проблемной ситуации.              У. Прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете. Ученье – свет, а  неученье – тьма.Хорошую речь хорошо и слушать. ­ Расскажите о роли Ь в русском языке, для чего он служит, а может быть он нам совсем и не нужен? ­ Найдите в пословицах слова, где он показывает мягкость согласного звука. Запишите слова и  подчеркните мягкий знак. ­ Найдите в пословицах слова, где он отделяет согласную от гласной. Запишите слова, подчеркните   мягкий знак. ­ В какую группу мы отнесём слово РЕЧЬ?  ­ Для чего в нём пишется мягкий знак? ­ Понаблюдаем за словом. ­ На какой звук оканчивается слово? ­ Вспомните, что мы знаем об этом звуке? ­ Если я закрою «Ь» знак, то слово произнесётся так же, как и с мягким знаком или нет? ­ Нужен ли здесь мягкий знак для обозначения мягкости согласного?  ­ А в группу слов с разделительной функцией можем отнести? ­ Что вы можете сказать по данному вопросу? ­ Я предлагаю вам пока оставить это слово и вернуться к нему позже. У. – В государстве, где правит существительное, очень строгие порядки. Здесь не любят лентяев,  нерях, а ещё тех, кто не умеет правильно писать имена существительные. Поэтому давайте проверим,  умеете ли вы правильно писать имена существительные. 7.Пишем под диктовку, к доске пойдут два человека , остальные в тетрадях: Грач, речь, малыш, ночь, вещь, мяч, плащ, мышь. ­ Проверим! ­ Что вы можете сказать об этих словах? ­ Что общего в звучании данных слов? ­ В чём отличие? Проблемный вопрос У. ­Вы, наверное, уже догадались, о чём сегодня на уроке пойдёт речь. Давайте определимся с темой  урока и сформулируем вопрос, на который нам нужно ответить.  (­ «Когда писать мягкий знак у имён существительных на конце после шипящих?») ­ И, конечно же, поставим перед собой учебную задачу. (Будем учиться писать имена  существительные с шипящими на конце).  Поиск решения проблемы 1 задание ­ Возьмите оранжевые карточки и распределите слова в два столбика: существительные ж. р., и  существительные м. р.   Шалаш, речь, печь, луч, дрожь, брошь, горечь, палач, гараж, карандаш. ­ Ребята первого ряда назовут, какие существительные отнесли к ж. р. (Сигналы) ­ Ребята второго ряда назовут, какие существительные отнесли к м. р. (Сигналы) ­ Кто уже может ответить на главный вопрос? (если не могут, ведём поиск дальше). 2 задание ­ Подчеркните шипящие на конце существительных. ­ Что вы заметили? ­ Какой вывод можно сделать? ВЫВОД: У существительных, оканчивающихся на шипящую, в Ж. р. пишется ь, а в М. р. – не  пишется. ­ Вернёмся к слову РЕЧЬ. Почему же в слове речь пишется мягкий знак? 8. Физминутка. Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот,                  наклон,прыжок! Улыбнись, давай дружок! Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх  и сразу вниз, И за парту вновь садись. 9. Работа над правилом. ­ А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике). ­ Конечно, учебник поможет ответить вам на многие вопросы.  Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.  Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.  У. ­ Мы нашли проблемы суть, Не мешало бы сейчас  Нам в учебник заглянуть.  а) Уч. с. 31 правило. ­ Прочитайте правило про себя. ­ Верны ли наши предположения? ­ Зачитайте, у существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак? ­ На что он показывает? ­ А Что вы можете сказать об именах существительных мужского рода с шипящим звуком на конце? ­ Какую же ещё  функцию выполняет «ь» знак в русском языке? 10.Составление  памятки. ­  Для того чтобы правильно писать существительные с шипящей на конце мы можем воспользоваться  следующей памяткой. (Обсуждение вместе с детьми).  1.Читаю или произношу слово.  2. Определяю часть речи.  3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.  4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.  5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.  6.Если существительное женского рода, то Ь пишу.  ­ Составляем опорную таблицу:  ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ  ж.р.             Ж              м.р.  Ь                 Ш                                    Ч                     Щ ­ Вернёмся к словам, которые мы с вами писали под диктовку. Грач, речь, малыш, ночь, вещь, мяч, плащ, мышь. ­ Пользуясь памяткой объясним написание данных слов. Это задание позволило появиться на нашей картине сугробам. 11. Тренировочные упражнения. б) Уч. с. 32 упр. № 55 (комментированное письмо). За выполнение этого задания – деревья появляются на нашей картине.                              в) Р/т с. 24 упр. № 50 (фронтально) ­ Вставляем пропущенные буквы и объясняем роль мягкого знака. ­ Сколько функций выполняет мягкий знак в русском языке? (3 функции: обозначает мягкость  согласного, разделительную функцию и указывает на род существительного).г) работа на карточках. 12. Игра « Покормите птиц зимой! «Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром унизан весь, Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь». ­ Составьте и запишите предложения из данных слов, вместо знака вопрос, если нужно поставьте Ь,  орфограмму подчеркните.  (работа парами):  по, малыш(?), берегу, бегал, реки.  холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.  на, веселилась, площадке, молодёж(?).  плащ(?), от, защитил, дождя, меня.  отец, багаж(?), вещи, в, сдал.  ­ Проверим! «Трудно птицам зимой. Сугробами засыпаны Дворы, бугры дорожки, Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, ни крошки». ­ Чем мы можем помочь птицам зимой? За выполнение этого задания­ кормушки. 13. Упражнение в изменении числа имён существительных с шипящим звуком на конце и их  правописании. ­ А сейчас нас ждёт новое задание. Прочитайте слова на жёлтых карточках. Обручи, товарищи, овощи, мыши, лучи, лещи. ­ К какой части речи относятся данные слова? ­ В каком числе стоят? ­ Измените существительные, чтобы они стояли в форме единственного числа, и объясните их  написание. Фронтальная проверка. (Сигналы). За эту работу к нам на картину пожаловал снеговик. 14.Тест. 1.Мягкий знак может выполнять:                                                а) 1  работу;                                                     б) 3 работы                                                           в)2  работы. 2.На конце существительных ж. р. после шипящих:    а) всегда пишется Ь;                                       б) не пишется Ь. 3.На конце существительных м. р. после шипящих:                                          а)  пишется Ь;                                                           б) не  пишется Ь. 4.Ь после шипящих на конце существительных указывает:                                 а) на падеж существительных                                      б) на число;                                                                    в) на род имени существительного 5.В каком из этих слов нужно писать мягкий знак:     а) камыш(?);                                                     б) ноч(?);                                                           в) грач(?).         Самооценка (взаимопроверка). 1б, 2а, 3б, 4в, 5б.15.Самопроверка теста.  ­   Поменяйтесь   карточками.   Взгляните   на   экран,   найдите   ключ   к   тесту.   Проверьте   работу.   За   каждый правильный ответ поставьте  «+», а за неправильный «– «. Верните карточку соседу. Посчитайте все свои знаки «+». А теперь внимание на экран: если у вас 5 плюсов – вы молодец, получаете оценку «5»! Если  4 – очень хорошо – оценка «4»! Если 3 – неплохо! 1 или 2 – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт! Если 0 – сегодня не ваш день, но у вас всё получится!                                                                                                    16.Итог урока.  ­ Вспомните тему нашего урока.                            ­ Какой вопрос мы перед собой ставили?   ­ Какой же секрет мы узнали? (Дети рассказывают правило).                                                                    ­ На конце существительных какого рода пишется мягкий знак?                                          ­ О какой новой роли «ь» в русском языке мы узнали?                                                                                  ­ Мы ответили на поставленный вопрос? 17.Рефлексия.  ­ Тогда я вам сейчас предлагаю побывать на некоторое время скалолазами (альпинистами). Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка  альпиниста. ­Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите своего альпиниста на середину горы. Если вам непонятно написание мягкого знака после шипящих, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов). ­  Урок  мы   начинали  с   того,  что  дарили  друг   другу  улыбки.   Пришло  время   и  на  нашей  картине показать улыбку – поместить солнышко.     ­ Ребята, получилась у нас картина?                                                                 ­ Действительно, она получилась чудесной, потому что мы сегодня с вами хорошо поработали.                                                                            ­ Такая красота есть вокруг нас в жизни?                                                                Любите природу                                                    И солнце и воду.                                                        Любите природу­                                                                  В любое время года!                       ­ Молодцы! Спасибо  всем  за  урок!   18. Домашнее задание. ­ Выучить правило и алгоритм действий. Упр. 56, стр. 33