Урок русского языка на тему: "Анализ текста"
Оценка 4.6

Урок русского языка на тему: "Анализ текста"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
Взрослым
11.03.2018
Урок русского языка на тему:  "Анализ текста"
В работе представлен поэтапный план проведения анализа текста. идёт теоретический материал, затем - таблица. После прочтения текста студенты должны уметь определить его стиль и тип речи, основную мысль (идею), разделить текст на микротемы, анализировать лексику текста, находить художественно-изобразительные средства. способствует расширению их словарного запаса, познаний в области литературоведения, развитию речи.Студенты испытывают трудности в определении изобразительных средств, используемых в тексте, поэтому данная работа должна осуществляться в комплексе с целью развития навыков нахождения примеров метафор, эпитетов, олицетворения и др.
урокАНАЛИЗ ТЕКСТА.doc
АНАЛИЗ ТЕКСТА Комплексный анализ текста при повторении темы «Сложные предложения с разными видами связи» Тип урока – урок комплексного анализа текста. Уровни изучения текста:  1) коммуникативный;  2) идейно­тематический;  3) структурно­композиционный;  4) лингвостилистический. Учебные цели: повторение синтаксического разбора сложных предложений с разными  видами связи,  выявление лексического значения слов,  проверка орфографических и пунктуационных навыков,  повторение текстовых понятий (тема, микротема, композиция, художественный образ). Общеразвивающие цели: знакомство с творчеством Михаила Чванова. Воспитательные цели: воспитание морально­нравственных категорий, таких, как  смелость, решительность, честность, порядочность; воспитание негативного отношения к  таким понятиям, как трусость, предательство. Тема:  Комплексный анализ текста  «Четверо наедине с горами» Цель: работа с текстом на всех уровнях, развитие речи (лаконичность, яркость,  образность), разъяснение лексического значения отдельных слов, повторение  орфографических и пунктуационных навыков. Оборудование: текст рассказа Михаила Чванова «Четверо наедине с горами»;  стихотворение В.Высоцкого «Песня о друге» и магнитофонная запись «Песни о друге»,  Побудительная мотивация звучит муз.запись 1 куплета из «Песни о друге» В.Высоцкого: ХОД  УРОКА                                                                                                               Если друг                                                                                                                                 оказался вдруг                                                                                                               И не друг, и не враг,                                                                                                                                                а так...                                                                                                               Если сразу не разберешь,                                                                                                               Плох он или хорош, –                                                                                                               Парня в горы тяни –                                                                                                                                          рискни! –                                                                                                               Не бросай одного                                                                                                                                                 его:                                                                                                               Пусть он в связке в одной                                                                                                                                            с тобой –                                                                                                              Там поймешь, кто такой. (Прослушивается запись песни.) Меня всегда волнуют слова этой песни, несмотря на то что я с детства много раз её слышала. ­ Как вы понимаете слова Высоцкого «в связке одной с тобой»? (   Когда   жизнь   одного     зависит   от   жизни     другого,   когда   необходимо   единство.   В критической ситуации поступки людей обнажают их сущность) ­Что автор вкладывает в выражение «Плох он или хорош»? (трус или способный на самопожертвование человек) «Есть вещи и хуже войны. Трусость хуже, предательство хуже, эгоизм хуже», –  говорил Хемингуэй. Он же говорил: «Ничто не отбирает больше духа у человека, чем  трусость и страх». ­ А почему трусость и страх отбирает силу духа у человека? ( Человек живёт не только ради себя, но и ради других. Поступки ради других придают  ощущение, что не зря живешь на свете) I  Актуализация ­ Дома вы имели возможность ознакомиться с рассказом М.Чванова «Четверо наедине с  горами», в котором идет речь о человеческих поступках в критических ситуациях. ­ Сегодня тема нашего урока «Комплексный анализ текста по рассказу М. Чванова  «Четверо наедине с горами». Исходя из темы урока, обозначьте его цели (цель такой работы с текстом, уметь): 1. Анализировать произведение с точки зрения содержания и языка 2. Выделять главное (основная мысль, идея) 3. Сравнивать предложения по структуре, интонации, наличию изобразительно­ выразительных средств  4. Делать выводы о роли языковых средств и синтаксических единиц 5. Обобщать    Анализировать текст мы начинаем с его прочтения. (Чтение текста вслух учеником)  ­Какова тема текста?  (Да, именно об этом: о малодушии, о страхе, о трусости, но в то же время и о  смелости и решительности).  Запишем: Смелость и решительность против малодушия и трусости 1. Лексическая работа  альпинист, трусость, предательство, малодушие, совесть,  малодушие­слабость духа, «мало души»; антоним ­великодушие альпинист вызывает ассоциацию с сильным, смелым, мужественным, решительным  человеком. предательство­ совесть­ 2. Объяснение слов, словосочетаний и пословицы: Существуют такие устойчивые словосочетания, как люди с чистой совестью; поступить по совести; для очистки  совести; лежит на его совести;  трус; трусишка;  ­Почему иногда люди, доверяющие друг другу свою жизнь, предают друг друга? ­Почему человек не может подняться над обстоятельствами, над своими слабостями,  перебороть себя, свой страх? Вывод: эгоизм, малодушие, трусость заставляют думать только о себе. Михаила Чванова, автора этого текста, нашего современника, всегда привлекали люди духовно сильные, цельные, характеры отважные и героические, стойко выдерживающие труднейшие испытания, которые посылала им судьба. Зачастую героями его произведения становились именно такие люди. Но в данном тексте один из героев стоял перед проблемой выбора, и сделал он не самый лучший выбор. ­Дома вы составили план текста, прочитайте свои варианты. Какой на ваш взгляд более  точный? ­ Я тоже поработала дома, вы видите мой вариант на слайде. план текста: 1. Четверо шли по леднику. 2. Первый повис над бездной. 3. Второй перерубил веревку. 4. В глазах второго метнулся ужас. 5. Жив! 6. Трудный путь вниз. 7. Угрызения совести. II.  1.Анализ содержания текста.  1.форма работы с учащимися фронтальная ­Какую основную идею выражает автор? Есть ли предложение, в котором она выражена? (Основная идея текста выражена в авторском отступлении, в 5­м предложении 3­го абзаца:  Но от себя никуда не убежишь. В человека, уже однажды предавшего друзей, нет  больше веры). Заголовок носит информативный характер, раскрывает тему текста: «Четверо наедине с  горами».    ­ Назовите ключевые слова.( Ключевые слова текста: ледник, четверо, улыбки, падение, ужас, радость, отчаяние и т.д.) ­К какому типу речи относится данный текст?  ( Повествование ведется от 3­го лица. Текст, написанный в жанре рассказа, отличается быстрой сменяемостью событий, поэтому в большинстве случаев абзацы состоят всего лишь из 1, 2 или 3 предложений). ­ Назовите героев рассказа. Как их называет автор?  Своеобразной  деталью  является  использование  собирательного   числительного  четверо для обозначения единства людей. Но в этом единстве два звена: Первый – Второй, Третий – Четвертый.   Произошло   предательство.   Единство   исчезло.   Теперь   для   называния   героев автор   использует   порядковые   числительные:   Первый,   Второй,   Третий,   Четвертый. Благодаря   такому   называнию   автору   удается   четко   обрисовать   действие   каждого персонажа. Но у каждого из них были свои имена. Сорвавшегося друга окликают по имени: – Вадим!.. ­Автор объединяет Третьего и Четвертого и называет их  двое. Им противопоставляется Второй, он один. Но единство Второй и Четвертый появляется все­таки, когда Третий опускается   в   трещину.   Автор   объединяет   их:   ...Оба  вздрагивали.   И   оба   напряженно вслушивались в веревку. Но слово оба подразумевает значение и тот, и этот, т.е. каждый сам по себе. ­Вновь единство  четверо  появляется в середине текста – знак соединения звеньев одной цепи. Но Второй все­таки в конце текста существует сам по себе. Из единого целого он уже выпал, он чужой в этом единстве. ­Есть ли еще действующие лица?  Кроме главных героев, в тексте есть и эпизодические герои.  ­В чем парадокс произошедшего в этом эпизоде? Молодая девушка­туристка подарила букет цветов Второму. Букет цветов – это символ. Парадокс заключается в том, что поздравляют не победителя, не героя.  ­ С чем сравнивается этот букет? Почему? В   руках   альпиниста   этот   букет   казался   букетом   страшных   змей.   Автор   использует сравнение, чтобы показать весь ужас произошедшего. ­Какова композиция текста?  ­В начале текста говорится об альпинистах, поднявшихся на горные вершины и теперь благополучно   возвращающихся   вниз.   На   лицах   альпинистов   улыбки.   Но   таким   ли благополучным   было   возвращение?   Случилось   непредвиденное.   Тяжесть   положения   – кульминационный момент – выражена в предложении «Потом – несколько мгновений – была гнетущая тишина». Композиционная структура текста такова, что конец перекликается с началом, она  построена на антитезе: на лицах – улыбки, в глазах – отчаяние. Употребление в конце текста отрицательного наречия говорит о том, что необдуманный  шаг приводит к отчаянию, тупику: Но идти было некуда, и он ошеломленно стоял на  месте. Обобщение на слайде II. 2 . Лингвистический анализ 2. форма работы с учащимися дифференцированно­групповая (использовать памятки на столах) Проанализируйте текст, руководствуясь заданием, сделайте выводы и вслх обобщите. группа №1 1. Вид связи предложений в тексте. 2. Лексические средства связи. Предложения связаны цепной связью, что характерно для текстов­повествований и  рассуждений. Порядок предложений менять нельзя. Необычными   являются  средства   связи  предложений   в   тексте.   Используются   как лексические, так и лексико­грамматические и синтаксические средства. Лексические   средства  –   однокоренные   слова:  улыбались,   улыбки  –   и   формы   слов: улыбаться, улыбались; горы, в горах. Свободные   предложения   связывают   часть   2­го   и   3­го   абзацев.   3­й   абзац   –   авторское отступление. Единоначатие – анафора­ используется в начале нескольких абзацев.      Четверо шли по леднику. В две связки.   Четверо шли по леднику  и молча улыбались друг другу…  Такое единоначатие 1и 2­го абзацев указывает на то, что шли они вместе уже давно.   Трижды  абзацы  начинаются  со  слов  «Третий   и  Четвертый  (путались  в  снегу, бежали, ошеломленно   остановились)».   Этим   автор   показывает   действия   Третьего   и   Четвёртого после того, как Первый сорвался в трещину, а бездействие на то, что веревка перерублена. Несколько   раз   абзацы   начинаются   с   наречия  потом,  которое   указывает   на последовательность   действий:  Потом   началась   пурга.   Потом   они   шли...   Потом   они вышли... – и т.д. группа №2 1. Роль пейзажа в тексте. 2. Средства художественной вызазительности. Описание  пейзажа  в начале,  в середине и в конце текста помогает понять настроение героев. В начале рассказа: Четверо шли по леднику и молча улыбались друг другу: была прекрасная погода...  В середине:  Потом началась пурга. Горы растворились в белой тьме... Первый в отчаянии стал  просить: – Бросьте меня, ребята.  В конце текста используется контраст: Потом они шли по долине среди цветов.Вышли на дорогу, надо радоваться, но с каждым шагом они мрачнели все больше.     Для создания текста автор использует художественно­выразительные средства языка.  Семантически ( по своему значению) не сочетаемые слова:  улыбка корчилась, шуршала тишина показывают трагизм состояния героя.  Эпитеты  создают   художественную   картину   происходящего   (стылое   полотнище, отчаянный вскрик, гнетущая тишина, и т.д.). Эпитет странная улыбка на лице Второго повторяется трижды.  Метафоры:  В глазах Второго метался ужас. В глазах Второго стремительно росло отчаяние.) По глазам определяем внутреннее состояние Второго. Метафорическая образность содержится в предложениях:  Эхо глохло в ослепительно­ белых снегах... Свирепствовала пурга... Ветер вырвал из рук стылое полотнище. Скалы и   пропасти   не   выпускали   из   западни.  Тоскливая   жуть   пурги.   Улыбка   застыла. Зазвенели горы. Метонимическая образность:  Горы растворились в белой тьме.  Сердца колотились в висках.         В тексте много сравнений. (...Натянутую, как струна, веревку; словно букет змей; минуты, долгие, как столетия).  Интересно сочетание эпитета  страшный  с существительным (дорога, сон, змеи, бездна). ...Теперь между ними была страшная бездна – образное сравнение. Синтаксис. ­В тексте много восклицательных предложений с побудительной интонацией, создающих  эмоциональный эффект.  (– Встань! – Не мешай! – Уйди!) группа №3 1. Морфологические средства связи. 2. Синтаксические средства связи. Синтаксический   параллелизм,  используемый   на   всем   протяжении   текста,   является основной фигурой и основным средством связи. Своеобразным является начало следующих абзацев. Трижды абзацы начинаются со слов: Третий и Четвертый (путались в снегу, бежали, ошеломленно остановились). Автор показывает действия Третьего и Четвертого после того, как Первый сорвался в трещину, а бездействие – реакция на то, что веревку перерубили. Используя синтаксический параллелизм, автор намеренно нагнетает действие, указывает на повторяемость происходящего. (Но они не обращали на него внимания. Они не обращали на него внимания) Течение   времени   и   однообразность   происходящего.   (И   уже   давным­давно   потеряли   счет времени. И ожесточеннее всех работал Второй..)              Первые два предложения, из которых состоит 1­й абзац, – это зачин: Четверо шли по леднику. В две связки. Автор использует парцелляцию, чтобы сосредоточить внимание на второй части предложения: В две связки. Во второй раз парцелляция используется для того, чтобы показать бесконечность времени: Тянулись секунды. Складывались в минуты, долгие, как столетия.         ...И снова четверо шли в горах. Час за часом. Один пробивал тропу. Двое несли носилки.­ Парцелляция используется   с   целью   показать   бесконечность,   однообразность   действий.   Действие ограничено   в   пространстве,   но   на   всем   протяжении   текста   бесконечность   времени постоянно подчеркивается:  И уже давным­давно потеряли счет времени. Уже много часов   четверо   кружили   где­то   на   одном   месте.   Но   в   начале   текста   герои   живут, опережая   время:  Четверо   шли   по   леднику,   и   каждый   жил   уже   той   жизнью,   что ждала его внизу. Морфологические средства связи             Предложения с деепричастными оборотами служат для выражения добавочного  действия. (Сбросив рюкзаки, Третий и Четвертый бросились ему на помощь...  Распластавшись на льду, он повис над обрывом.) ­В   большинстве   случаев   для   связи   предложений   используется  местоименная   замена. (Вдруг тот, что шел первым... он шел. ...Но тут появился Второй. Он появился...) ­Средствами связи предложений в данном тексте являются также союзы. (И снова была цепенящая тишина. И снова четверо шли в горах. Но тут появился Второй.) ­Связующим звеном являются отрицательные местоимения. (Никто его не остановил, и даже никто не посмотрел ему вслед. Ничего другого не оставалось делать.) Обилие глаголовпередают динамику (движение) происходящего. ­Временная форма глаголов различна: употребляется и инфинитив (искать, убежать), и настоящее   время   (уходят,   идешь,   наваливается),   и   будущее   время   (не   убежишь, забудешь), и прошедшее время (колотились, метался, стояли). ­Также   различны  видовые   формы   глаголов:   совершенный   вид   (сделал,   покачнулся, взмахнул,   перерубил,   застыла)   и   несовершенный   вид  (стояли,   шли,   улыбались,   не останавливал, вбивал, не удивился , сыпались). Обобщение на слайдах (производить поэтапно) ­Вернемся к целям урока.  Что анализировали?(строение текста, его язык, средства связи Выделяли главное? (тему, идею текста) Сравнивали? ( предложения, абзацы, начало и конец текста) Делали вывод? ( какие языковые средства и для чего используются)  Что обобщали?  III   Творческое задание мини­сочинение Второй струсил оттого, что... Первому всегда труднее, потому что... Второму нет прощения, потому что...  (Проверить по 1 ученику с каждой группы) Какие пословицы вам вспомнились, приминительно к этому рассказу? Сам погибай, а товарища выручай. Друг в беде познается. Неверный друг  опаснее врага.   Обобщение по теме урока.  ­ В течение урока мы с вами анализировали художественный текст. Какие критерии для  анализа использовали? Какая группа поработала наилучшим образом, или кто из отдельных учеников был наиболее активен, чьи ответы были наиболее содержательны?  Домашнее задание.  ­Выписать из текста сложные предложения, связанные союзной и бессоюзной связью,  составьте схемы. Приготовиться писать изложение. Четверо наедине с горами      Четверо шли по леднику. В две связки.          Четверо шли по леднику и молча улыбались друг другу: была прекрасная погода, и трудные горы оставались позади. Так могут улыбаться лишь люди, которые много дней шли в горах, связанные одной веревкой, и теперь они благополучно возвращались вниз. Каждый думал о своем. По разным причинам люди уходят в горы. Одни – искать себя. Другие – наоборот: убежать от себя. Но от себя никуда не убежишь. Пока идешь к цели, вроде бы забудешь обо всем, что осталось внизу, – одни только горы. Но стоит повернуть назад, все снова наваливается тебе на плечи.                Четверо шли по леднику, и каждый жил уже той жизнью, что ждала его внизу. Вдруг тот, что шел первым,   покачнулся,   взмахнул   руками.  В   том   месте,   где   он   только   что   шел,  путь   перерезала   огромная трещина. Второго рвануло веревкой, бросило на ледник. Он пытался встать, но его неумолимо волочило к открывшейся   трещине.   Сбросив   рюкзаки,   Третий   и  Четвертый  бросились  ему  на  помощь,  но  бежать  по глубокому свежему снегу было очень трудно. Второй сумел зацепиться за небольшой уступ под снегом, но удержался он на нем лишь мгновение, его снова опрокинуло на спину и поволокло дальше.         Третий и Четвертый путались в снегу и видели, что уже поздно. Но на самом краю трещины Второму удалось воткнуть в лед штычок ледоруба. Распластавшись на льду, он повис над обрывом.                 Третий и Четвертый бежали, теряя последние силы. Вдруг Второй выхватил нож и одним ударом перерубил   натянутую,   как   струна,   веревку.   Третий   и   Четвертый   ошеломленно   остановились,   словно задохнулись горячим  свинцом.  Из трещины  донесся  отчаянный  вскрик, а за ним удары  падающего  тела. Потом – несколько мгновений – гнетущая тишина.            Потом Второй встал и сделал несколько быстрых шагов от трещины. В нерешительности остановился. И снова была цепенящая тишина. Словно горы звенели, и вот­вот что­то должно было лопнуть. Двое стояли в глубоком   снегу  против   Второго,  и  обезумевшие  от   бега   сердца  колотились  в  висках.   В   глазах  Второго метнулся ужас. Он покачнулся, обхватил голову руками и, спотыкаясь, пошел назад к трещине. Остановился на краю, тяжело осел в снегу. Вдруг Третий сорвал с плеча карабин. Он вскинул карабин, но руки его дрожали, и мушка карабина обезумело металась по вершинам гор. Четвертый бросился к Третьему, толкнул его в плечо, грохнул выстрел, и оба, поскользнувшись, упали в снег. Одновременно вскочили...         Второй по­прежнему стоял на краю трещины, и странная улыбка корчилась на его сером лице.  Он ждал решения своей судьбы. Но они больше не обращали на него внимания. Они лихорадочно вбивали в лед крючья и разбирали веревки. – Вадим! – с надеждой крикнул в трещину Третий, но в ответ была гнетущая тишина. Второй в оцепенении стоял в стороне, и улыбка мертвой маской застыла на его лице. Словно очнувшись, он шагнул к ним. – Ребята, что мне делать? – прохрипел он. Но они больше не обращали на него внимания, они разбирали веревки. Они готовились к спуску. – Пристрелите меня!        Они не обращали на него внимания. Где­то внизу лежал их товарищ, живой или мертвый. – Не мешай, – устало ответил наконец Четвертый. Но он никуда не уходил. Его присутствие угнетало их, он видел это. Но ему некуда было идти. И он стоял – сгорбившись и низко опустив руки. Третий спустился в трещину. Наконец снизу послышался крик: – Жи­ив! Жи­ив! – и звонкое эхо глохло в ослепительно­белых снегах. Четвертому   хотелось   кричать   от   радости,   но   надо   было   держать   веревку,   и   было   почему­то   противно показывать свою радость перед Вторым. А Второй ссутулился еще больше, теперь ему придется смотреть в глаза не только Третьему и Четвертому, но и тому, что раньше шел первым.            Подъем из трещины был невероятно долгим и трудным. У того, что раньше шел первым, было сломано несколько ребер, рука и нога, и каждое движение причиняло ему сильную боль. Бесчисленные спуски и подъемы...   И   уже   давным­давно   потеряли   счет   времени.   И   ожесточеннее   всех   работал   Второй.   Он   не поднимал   глаз   и   молча   вбивал   крючья.   Рискуя   сорваться,   без   страховки   повисал   на   ледяных   стенах, устраивал очередную перетяжку. Потом тот, что раньше шел первым, на штормовках лежал на снегу. Двое вязали самодельные носилки, а Второй, отвернувшись, стоял в стороне.         ...И снова четверо шли в горах. Час за часом. Один пробивал тропу. Двое несли носилки. И все молчали.  Потом началась пурга. Горы растворились в белой тьме, и не было видно, куда идти. Натыкались на скалы, пятились назад, надеясь обойти их стороной, и снова возвращались на свои следы. Заблудились.         Уже много часов четверо кружили где­то на одном месте. Скалы и пропасти не выпускали из западни. Где­то совсем рядом должна быть тропа, но горы растворились в белой тьме. Третий растянул ногу и носилки нести уже не мог. Тогда ушел Второй. Они ничего не сказали, встал и ушел. Никто его не останавливал, и даже никто не посмотрел ему вслед.          В сумерках стали ставить палатку. Ничего другого не оставалось делать. Шквальный ветер пронизывал насквозь одежду и вырывал из рук стылое полотнище. Потом лежали во тьме сотрясающегося от порывов ветра брезента и вслушивались в тоскливую жуть пурги.      Но тут появился Второй. Он появился внезапно, но никто не удивился его возвращению. – Я нашел тропу, – глухо сказал он.         Теперь группу вел он. Уходил вперед, проверял тропу, возвращался. Снова уходил. И все молчали. И казалось,   что   этой   дороге   не   будет   конца.   И   смерть   уже   была   нисколько   не   страшна.   Она   казалась избавлением, лечь бы на снег и уснуть.             Потом они шли по долине среди цветов. И все, что случилось за перевалом, казалось им зыбким и страшным сном. А может быть, ничего этого и не было, может, это действительно только сон? И хотелось броситься в траву и все забыть, но на носилках стонал тот, что раньше шел первым.             Потом они вышли на дорогу. Надо было радоваться: до ближайшего населенного пункта оставалось около двух километров. Но с каждым шагом они мрачнели все больше. Над ними висела гнетущая тень случившегося, и никто из них не знал, что они скажут людям.                        Потом их догнал автобус. Это были туристы из ближайшего санатория. Они впервые видели настоящих альпинистов, только что спустившихся с гор.      Одна из туристок, молоденькая девушка, подбежала к альпинистам и смущенно сунула одному из них в руки растрепанный букетик придорожных цветов. Тот, что раньше шел вторым, с ужасом смотрел на цветы в своих руках, словно это были не цветы, а букет страшных змей. Губы его мелко и по­детски задрожали. Он покачнулся и пытался куда­то идти. Но идти было некуда, и он ошеломленно стоял на месте. И цветы сыпались на дорогу сквозь обмороженные черные пальцы. (Михаил Чванов)

Урок русского языка на тему: "Анализ текста"

Урок русского языка на тему:  "Анализ текста"

Урок русского языка на тему: "Анализ текста"

Урок русского языка на тему:  "Анализ текста"

Урок русского языка на тему: "Анализ текста"

Урок русского языка на тему:  "Анализ текста"

Урок русского языка на тему: "Анализ текста"

Урок русского языка на тему:  "Анализ текста"

Урок русского языка на тему: "Анализ текста"

Урок русского языка на тему:  "Анализ текста"

Урок русского языка на тему: "Анализ текста"

Урок русского языка на тему:  "Анализ текста"

Урок русского языка на тему: "Анализ текста"

Урок русского языка на тему:  "Анализ текста"

Урок русского языка на тему: "Анализ текста"

Урок русского языка на тему:  "Анализ текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018