Урок русского языка на тему "Антонимы" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русский язык 2 класс УМК «Школа России» Учебник: В.П.Канакиной, М. «Просвещение», 2011г. Цели деятельности учителя: создать условия для выявления слов – антонимов, знакомства с этимологией слова антоним, подбирать антонимы к определённому слову, понимать роль антонимов в речи Тип урока комбинированный Планируемые образовательные результаты Предметные результаты: Знания: научатся находить в предложении антонимы. Умения: научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. Навыки: работать со словарём антонимов. Метапредметные результаты: Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: оценка информации. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные результаты: проявляют сотрудничество в разных ситуациях
Иконка файла материала Урок по русскому языку Антонимы.docx
Технологическая карта урока Русский язык 2 класс УМК «Школа России» Учебник: В.П.Канакиной, М. «Просвещение», 2011г. Тема. Антонимы Цели деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательные  результаты Формы обучения Методы обучения Создать условия для  выявления слов – антонимов, знакомства с этимологией слова антоним,  подбирать антонимы к определённому слову, понимать роль антонимов в речи комбинированный Предметные результаты: Знания: научатся находить в предложении антонимы. Умения: научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; аргументировано   отвечать, доказывать своё мнение. Навыки: работать со словарём антонимов. Метапредметные результаты: Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.  Познавательные: оценка информации. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями  партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные результаты: проявляют сотрудничество в разных ситуациях Индивидуальная, фронтальная, парная;  Игровой, проблемный, эвристический, метод контроля результатов обучения, объяснительно –  иллюстративный, Образовательные ресурсы Мультимедиа система, презентация, фрагмент м/ф «Одуванчик – толстые щеки», карточки –  помощники, аудиофайлОрганизационная структура урока Деятельность учителя Деятельность  учащихся Форма контр оля 6 Наблю дение учите ля осуществляемые формируемые действия умения 5 Воспринимать на слух речь  педагога;  планировать  своё действие в  соответствии  с  поставленной  задачей 4 Приветствуют  учителя,  организуют своё  рабочее место,  проверяют  наличие учебных  принадлежностей Проводят  действия в  соответствии со  словами  стихотворения Осознанно  строят  речевые  высказывания Наблю дение учите ля Отвечают на  вопросы Проверят д/з,  оценивают на  полях Подбирают  синонимы Этап урока 1 1.Орга низаци онный  Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения 2 Психологичес кий настрой  2.Пов торен ие  пройде нного 3 Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный  настрой на изучение нового материала.   «Приветствие – Желание»  Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего  соседа, начиная с больших пальцев и говорят:  желаю (соприкасаются большими пальцами);  большого (указательными);  успеха (средними);  во всём (безымянными);  всегда (мизинцами);  и везде! (прикосновение всей ладонью) Вот с таким замечательным настроением мы будем работать на уроке  русского языка.  ­ С какими словами мы познакомились на прошлом уроке?  Обобщение:­ Какие слова называются синонимами? (слова, которые  разные по произношению, а по смыслу очень близкие) ­ Для чего нужны синонимы?                                                                        (Для того чтобы речь наша была точной, правильной, красивой). Давайте проверим д /з  упр.70   ­    1 ученик у доски, взаимопроверка Подбор синонимов: родник, узор, папа, смешной, крошечный3.Мот иваци я  учебно й  деяте льнос ти  учащи хся. Актуа лизаци я  знаний . 4.Пос танов ка  целей  и  задач  урока Постановка  проблемного  вопроса Сегодня я предлагаю вам посмотреть фрагмент из м/ф «Одуванчик –  толстые щеки» и выяснить, что случилась с одним из героев?   ( 47 сек) ­ Что же случилось? Почему Одуванчик так разволновался? ­ Сравните пары слов:   на доске       толстый – тонкий                                                                спокойный – тревожный                                                                 веселится – огорчается.  ­ Что объединяет эти пары слов? (противоположные по значению) Смотрят  фрагмент м/ф Отвечают на  вопросы ­ На прошлом уроке мы изучали слова, близкие по значению –  синонимы. Сегодня мы выяснили, что есть слова,  противоположные по значению. Может быть кто – нибудь знает, как называются эти слова? Определение  темы  Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы) определяют тему  урока Наблю дение учите ля ­ Что  вы хотите узнать об антонимах?            (схема на доске)     ­ Что такое антонимы?  ­ Для чего нужны антонимы?  Отвечают на  вопросы Осознанно  строят  речевые  высказывания Наблю дение учите ля ­ Чему  будете учиться на уроке?                                            ­ Находить антонимы, подбирать антонимы,  правильно употреблять  их в речи.  Принимать и  сохранять  учебную  задачу (перехожу на презентацию)Работают в паре,  учатся  подбирать  антонимы Дети  выполняют  работу  Наблю дение учите ля Осуществлять самоконтроль и оценку  правильности  выполнения  действий Формировать  общее мнение в совместной  деятельности. 5.Рабо та по   дости жени ю  цели  урока Сравнение  животных по  описанию  (подбор  антонимов) Работа в паре Предлагаю поработать в паре  У вас на парте лежит карточка. Сравните тигра и котенка, записав  слова в карточке                         (слайд  1)                                               ТИГР  КОТЁНОК  ­По размеру:                большой     маленький ­По силе:                сильный   слабый ­По характеру:                 злой  добрый  ­В зависимости от  того, где живёт:               дикий  домашний ­  Что мы можем сказать об этих словах? (они противоположные по  значению)  (слайд 2) Обобщение: ­ Чему вы учились, выполняя  это задание?                 (подбирать слова – антонимы) ­  Для чего в речи используют антонимы? (Для того чтобы речь  наша была точной, правильной, красивой). Упражнение в подборе антонимов  и употребление их в речи (презентация, слайд  3) – составление текстов­ Чему вы учились, выполняя  это задание?    Вывод: Антонимы меняют смысл предложений, текстов. Антонимы подчёркивают различие, усиливают его.    (слайд  4) 6.Сохр анение  и  укрепл ение  здоровь я уч­ся 5.Рабо та по  дости жени ю  цели  урока Зрительная  гимнастика Схема зрительно­двигательных траекторий Выполняют   зрительную  гимнастику Формировать  умение  сохранять  свое здоровье инстр укция учите ля Работа с  учебником 2. Работа над определением антонимов  с. 54 3. Страничка для любознательных                                                               О происхождении слов синоним и антоним с. 55 4. Наблюдение над словами­антонимами в тексте      упр. 71 ­ Чему вы учились, выполняя  это задание?    Формировать  общее мнение в совместной  деятельности Наблю дение учите ля Списывают  предложение Читают  определение, о  происхождении,  работают со  словарем6.Сохр анение  и  укрепл ение  здоровь я уч­ся 7.Дом ашнее  задани е 8.Рефл ексия Двигательная  разминка аудиофайл для гимнастики Самостоятельн ая работа     Проверка в  паре Постановка  проблемного  вопроса Подберите антонимы: белый ­черный , одобрять – осуждать, вечер  ­утро, помогать – мешать, одинаковый ­ разный ­ Всегда ли вам  просто подбирать антонимы? ­ Что же делать в случае затруднения?  (спросить у взрослых,  посмотреть в словаре)                                                                                                                            5. Знакомство со «Словарём антонимов»  в учебнике с. 55   (с. 142) ­ Рассмотрите, полистайте. Сможете воспользоваться его  подсказками? 6. ­ Упражнение в подборе антонимов  и употребление их в речи ­  упр. 72 – по вариантам 1 вариант – 1­3 слово, 2 вариант 4 ­7слово Обобщение: ­ Чему вы учились, выполняя  это задание?                        ­ Для чего в речи используют антонимы? Объясняет домашнее задание стр.55 упр. 74     ­ Продолжите предложения На уроке я узнал(а) … . Могу рассказать другим … . Было трудно …  Было интересно … .  Смогли мы выполнить практическую задачу урока: находить,  Формулирова ть своё  мнение и  позицию по  заданной  теме. Наблю дение  учите ля Наблю дение  учите ля Объяс няет дом. задан Выполняют   двигательную  гимнастику Знакомятся со  словарем  антонимов Выполняют упражнение, проверяют  работу друг у  друга и  оценивают. записывают в  дневник д/з. Высказывают свое  мнениеПодбирают слова ­ антонимы Наблю дение учите ля подбирать  антонимы? Сейчас я проверю, чему вы научились. Скажу я слово высоко, А ты ответишь… (низко) Скажу я слово далеко, А ты ответишь …(близко) Скажу я слово потолок, А ты ответишь ...(пол) Скажу я слово потерял, И скажешь ты… (нашел) Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты …(храбрец) Теперь начало я скажу, Ну, отвечай…(конец). Спасибо за урок. ­ А что же Одуванчик, дождался ли он помощи? Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки». ­ Какой важный закон жизни узнал Одуванчик?                                         А вы когда­нибудь смеялись над собой?                                                     А как вы себя чувствуете, если кто­то над вами смеется?                        Какое правило общения  надо помнить? 9.Итог урока