Урок русского языка на тему "Антонимы" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: " Слова- антонимы". Цель: создать условия для продолжения ознакомления уч-ся с понятием "антонимы", формировать умение находить и подбирать антонимы. Задачи: • обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала. • содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества; • воспитывать аккуратность при письме. Тип урока: получение новых знаний.
Иконка файла материала антонимы1.docx
Тема урока: " Слова­ антонимы".     Цель:  создать   условия   для   продолжения   ознакомления   уч­ся   с   понятием   "антонимы", формировать умение находить и подбирать антонимы.  Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.   содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора  учащихся, обогащению словарного запаса;  способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития  коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;   воспитывать аккуратность при письме.     Тип урока: получение новых знаний.                                        Ход урока. 1. Организация класса. ­Сегодня замечательное утро, я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. ­Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным, вы узнаете для себя что­то новое 2. Проверка домашнего задания Письмо под диктовку. Запишите антонимы Зима, белый, работать, жар, утренний, урок, новый, загадка, свет, короткий, день. Проверка на слайде. 3. Сообщение темы урока. ­ Название темы урока мы узнаем, разгадав кроссворд. Работаем в группах. ­ Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (антонимы) ­На какие вопросы мы можем с вами ответить за наш урок? (что такое антонимы? Для чего  они нужны?) ­Может кто­нибудь уже знает, что такое антонимы? (закрыть доску) ­Сегодня мы продолжим работу с антонимы, и узнаем как правильно использовать их в  нашей речи 4. ­ Итак, приступим  к выполнению задач. ­ Первая наша задача? (дать определение) ­ Где можем найти определение? (в учебнике и словаре) ­ Работа со словарем и учебником (чтение определения) ­ Итог учителя: Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению Историческая  справка. Слово "антоним" ­ произошло от древнегреческих слов " анти" ­ " против" и  "онима"­  "имя". ­Откуда я взяла эту информацию?  ­А как бы вы их назвали по своему? ­Рассмотрите картинки, сравните, подберите к каждой картинке подходящие слова.  (Больной, здоровый, веселится, грустит, слабый, крепкий) ­Что нужно, чтобы быть крепким и здоровым?­На уроке мы не будем забывать про наше здоровье. Работа над новым материалом. Перед вами рассыпаны пословицы. Вам необходимо их собрать и записать в тетрадь. ­Работать будем в парах. ­ Кто напомнит правила работы в паре?(работа в паре, пословицы разрезаны) Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны. Маленькое дело лучше, чем  большое  безделье. Легче друга потерять, чем найти. Ученье – свет, неученье  – тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Самопроверка (по доске) ­Теперь проверим, что у вас получилось. ­ Подберите антоним к слову лёгкий. Тяжелый, трудный. ­ Познакомимся со значением этого слова в толковом словаре. ­ Какой вывод можно сделать? (У разных значений многозначных слов могут быть разные антонимы) посмотрите плакат летучей мыши на стр. 100 ­Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.  Физкультминутка ­А я предлагаю вам сыграть в игру "Наоборот". Скажу я слово высоко,  А ты ответишь… Скажу я слово далеко, А ты ответишь… Скажу я слово потолок, А ты ответишь… Скажу я слово потерял, И скажешь ты… Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты… Теперь начало я скажу, ­ Ну, отвечай… ­ Перед вами лежат карточки. Соедините и запишите слова левого столбика со словами 2  столбика  Найди противоположные значение и проведи стрелки между парами слов­антонимов Добрый                     холодный Быстрый                   медленный Теплый                     темный Радостный                низкий Высокий                   унылый Светлый                   злой ­ Мы с Вами выполнили еще одно интересное задание.  В завершении нашего урока тестирование. Взаимопроверка с доски. 1. Слова, различные по написанию, но близкие по значению – это: А) антонимы Б) многозначные В) синонимы2. Какое из слов является многозначным? А) ручка Б) учитель В) кошка 3. Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении: А) глухой согласный Б) глухой переулок В) глухой голос 4. Подбери антоним к слову злой из слов: А) грязный Б) худой В) добрый 5. Какая пара слов является антонимами? А) метель – вьюга  Б) чистый – грязный  В) хороший – красивый  6. Подведение итогов урока. Рефлексия. ­Наш урок подходит к концу.  ­Скажите, как вы думаете для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной) В начале урока мы ставили перед собой цель. Какую?  ­Как вы думаете, мы достигли ее? ­Чему научились? Рефлексия.  ­ Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам. ­ Ставьте +, если утверждение для вас верно: 1. Я работал на уроке: слушал учителя, поднимал руку, отвечал. 2. На уроке  я сотрудничал с одноклассниками. 3. Я могу дать определение понятию «антонимы». 4. Я научился выделять, определять антонимы в тексте. 5. Я смогу рассказать о том, зачем необходимы антонимы в речи. ­ Кто считает, что у него за урок 5 баллов? У кого 4? Как вы думаете, над чем вам необходимо поработать? Что прочитать еще раз? ­   Наше   с   вами   путешествие   закончилось.   Уверена,   что   завтра   на   уроке   вы   сможете рассказать друг другу о стране….антонимов. Закончим наш урок улыбкой. Спасибо вам за урок. Д./з. с.101 упр. 90, стр.100 891.Я от ветра надуваюсь, Но ничуть не обижаюсь, Пусть меня он надувает, Яхте скорость прибавляет. 2.Он морской, но добрый волк, В синем море знает толк. Приводил во много стран Свой корабль ... 3.Нептун, явно, с кем­то в ссоре, Если так бушует море! Волны самых разных форм… Что же с морем? В море … 4.Плаваю на корабле, Иногда лежу на дне, На цепи корабль держу, судно в море сторожу, Чтобы ветер не угнал, На волнах лишь покачал. 5.Гусеницы две ползут Башню с пушкою везут. 6.Чтоб увидеть мне вдали,  Как проплывают корабли,  В него я быстро погляжу  И всем ребятам расскажу. 7. Шторм на море иль туман, Но где краешек земли Знает каждый капитан. Что горит для них вдали? 8. В тихую погоду Нет нас нигде, Как ветер подует ­ Бежим по воде.Маленькое дело лучше, чем  большое  безделье. Легче друга потерять, чем найти. Ученье – свет, неученье  – тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Маленькое дело лучше, чем  большое  безделье. Легче друга потерять, чем найти. Ученье – свет, неученье  – тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Маленькое дело лучше, чем  большое  безделье. Легче друга потерять, чем найти. Ученье – свет, неученье  – тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Маленькое дело лучше, чем  большое  безделье. Легче друга потерять, чем найти. Ученье – свет, неученье  – тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Маленькое дело лучше, чем  большое  безделье. Легче друга потерять, чем найти. Ученье – свет, неученье  – тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Маленькое дело лучше, чем  большое  безделье. Легче друга потерять, чем найти. Ученье – свет, неученье  – тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.Найди и проведи стрелки между парами слов­антонимов Добрый                     холодный Быстрый                  злой Теплый                     темный Радостный                низкий Высокий                   унылый Светлый               медленный Найди и проведи стрелки между парами слов­антонимов весело                        жарко север                          далеко веселый                      молодой близко                        встал сел                             грустный  холодно                       юг старый                        грустно 1. Слова, различные по написанию, но близкие по значению – это: А) антонимы Б) многозначные В) синонимы 2. Какое из слов является многозначным? А) ручка Б) учитель В) кошка 3. Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении: А) глухой согласный Б) глухой переулок В) глухой голос 4. Подбери антоним к слову злой из слов: А) грязный Б) худой В) добрый 5. Какая пара слов является антонимами? А) метель – вьюга  Б) чистый – грязный  В) хороший – красивыйСлова для справок: Молодой, неправильное, варёное, новый, ненадежный ,сухие.