Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)
Оценка 4.8

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
28.02.2017
Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)
Публикация является частью публикации:
Частица как часть речи.doc
Урок русского языка Тема урока: Частица как часть речи Класс: 7 Цели: 1. познакомить с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста, 2. учить отличать частицу от других частей речи 3. повторить правописание не с различными частями речи Ход урока Дивной  вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка А. Н. Толстой 1. Слово учителя Начнем урок с проверки домашнего задания. Дома вам нужно было повторить орфограмму   «Правописание  не  с   разными   частями   речи».   Эта   орфограмма является   камнем   преткновения   в   русском   языке   (серьезное   препятствие, затруднение, возникающее при выполнении какого­либо дела). Выражение взято из Библии:   камень   преткновения   –   это   камень,   положенный   Богом,   о   него претыкались, т.е. спотыкались неверующие). 2. Словарный объяснительный диктант Нездоровится; неблизкий путь; идет не спеша; задача не решена; не высокий, а  низкий забор;  вовсе не легкий урок; не хотелось спать; не хватает места,  недорогой костюм; дверь не заперта; не у кого спросить; нелепый поступок;  непрочитанная книга; неуклюжий медведь; говорить не умолкая. 3. Ребята, обратите внимание на эпиграф урока  Слайды 1, 2  Вязь – соединение, сплетение нескольких букв в один сложный знак. Проникая в «невидимую сеть русского языка» мы с вами сейчас акцентировали внимание на узкой сфере употребления частицы не. Но частицы – чрезвычайно разнообразная часть   речи.   Наша   цель   познакомиться   с   этой   частью   речи.   Попробуйте   сами сформулировать с помощью слов­подсказок задачи урока. Познакомиться Научиться Знать Слайд 3 4. Сообщение ученицы о частицах Слайд 4 Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula и  употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам  речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их  знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов). Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике  ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин частица употребляется и в  узком значении – для именования конкретной части речи. 5. Самостоятельное изучение параграфа 62 Слайд 5 6. Вопросы: ­ Что такое частица? ­ Какие разряды частиц по значению выделяют? Работа с таблицей Частицы – разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или  эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам. Разряды частиц 1. СМЫСЛОВЫЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ  служат для выражения  вопроса Неужели, ужели, ужель,  разве, ли, ль, что ли Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?..  Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что  ли? ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ  служат для выражения  эмоций Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой,  ну, ну и, просто Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота,  так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!   УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события Вот, вот и, вон, это Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли  к обеду. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ  служат для выражения  отрицания Не, отнюдь не, вовсе не,  далеко не, ни, нет, никак  нет Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не  бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! ­ Готов? ­ Никак нет. УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных  слов Ведь, даже, и, же, уж, ох  уж, всё­таки, а  всё ж  таки, всё, ни, да и Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же  заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё­таки друг. А всё ж  таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы  пойдём домой. УТОЧНЯЮЩИЕ служат  для уточнения смысла  отдельного слова Именно, как раз, ровно,  точно, прямо,  приблизительно, чуть не,  совсем Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду  тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза.  Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не  потеряла деньги. Он совсем замёрз. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ  служат для выделения и  ограничения слов Только, лишь, только  лишь, один лишь, всего  лишь, разве что,  исключительно, почти,  ­то, хоть, хотя бы Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там  только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не  буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему.  Почти всё готово. Только Он­то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз  ты прислушался к советам старших. СО ЗНАЧЕНИЕМ  СОМНЕНИЯ служат для  выражения сомнения Едва ли, вряд ли, как бы,  вроде, разве что, вишь Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы  чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ Будто, будто бы, словно Будто я один виноват! Где­то будто бы слышны раскаты грома. Волны на  Байкале словно на море. УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ Да, так, ладно, хорошо,  так точно, вот именно, а  как же, определённо Да, нехорошо получилось. Так, допустим. ­ Сделаешь? ­ Хорошо. ­  Выполняйте приказ! ­ Так точно! ­ Мы согласны с вами. ­ Вот именно. ­ Свет выключен? ­ А как же! ­ Вы готовы? ­ Определённо. СО ЗНАЧЕНИЕМ  ЧУЖОЙ РЕЧИ Якобы, мол, дескать, ­де Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что,  дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот­де шалопутный, а туда же  лезет! 2. ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ОБРАЗУЮТ УСЛ. И  ПОВЕЛИТ.  НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГ,  СТ.СРАВНЕНИЯ ПРИЛ.  И НАРЕЧИЙ Бы, давай, давайте, пусть,  пускай, более, менее Давай­ка мне скорее эту книгу.   Да здравствует солнце! Да скроется тьма! 7. Работа с текстом ­   Ребята,   сейчас   мы   послушаем   текст   Н.   Сладкова,   попробуем   в   нем   найти частицы и определить их функцию в тексте.  Чтение по ролям текста Н. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» ­ Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке. ­ Неужели дятел?                                            Слайд 6 ­ Нет, вот и не угадал! Еще я ем гусениц и личинок. ­ Как раз гусениц и личинок любят дрозды.  Слайд 7 ­ Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. ­ Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.        Слайд 8 ­ Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. ­ Хорошо! Тогда ты кошка!                             Слайд 9 ­ Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. ­ Ладно, ты – цапля.                                         Слайд 10 ­ Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. ­ Точно, куница!                                                Слайд 11 ­ Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А я  ем  еще почки, орехи,  семена елок и сосен, ягоды и грибы. ­ Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья,  которая сглупу забралась на елку!                                 Слайд 12 ­ Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят  не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только  орешки.                                                                               Слайд 13 8. Вопросы и задания: Послушайте текст. Понравился ли он вам? Чем? Слайд 14 Определите стиль. Дайте обоснование (неофициальность, неподготовленность,  диалог, разговорные слова…). Сравните два предложения:    Слайд 15 Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. Вот еще – лесная мышь! В каком предложении содержание передано сжато, энергично, впечатляюще? Какими средствами? Найдите в тексте аналогичные конструкции. Какая часть речи помогает более точно  и емко показать отношения собеседников? Признаком какого стиля является употребление частиц в данном контексте? Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц? (обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно  не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и  собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы) 9. Место частиц в предложении  Слайд 16 Частицы могут путешествовать по предложению, но их место все­таки строго  определено. Включите в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к разным разрядам. Чемпион – (фран) – победитель в соревнованиях по какому­нибудь виду спорта на  первенство города, страны, какого­нибудь региона, мира. 2. Животное, занявшее I место на выставке, соревнованиях. Я не чемпион (отрицание) Именно я чемпион (уточнение) Неужели я чемпион?(вопрос) Я все­таки чемпион (усиление) Даже я чемпион (усиление) ­ Какое место занимает частица в предложении? (Частица употребляется говорящим  или пишущим перед тем словосочетание или словом, которое важно для  автора) 10. Закрепление материала Выборочный диктант. Выписать из текста частицы   Слайд 17 К грызунам относятся крысы, мыши, белки и даже морские свинки. Всего в мире  живут почти 1700 видов грызунов.  Белка­ грызун с серым или рыжим мехом и красивым хвостом такой же длины,  как все туловище. Полезен ли красивый хвост? Даже очень. Ведь хвост  укрывает от солнца и дождя, помогает рулить в воздухе и балансировать  (сохранять равновесие) на тонких ветвях. Уже в начале осени белка запасает на  зиму жёлуди и орехи. Иногда она не всё находит, тем лучше: на месте тайника  вырастут деревья.  ­ Определите стиль отрывка Восстановительный диктант.  Дополнить  текст необходимыми частицами Слайд 18   В доме Петьки жили разные звери: кошка, собака, черепаха и ….. белочка,  которую он подобрал больную в лесу. Белочку звали Малышка. Она была тёмно­ рыжего, … коричневого цвета.  Малышка была пугливая. … услышит малейший  шорох, сразу прячется.  «…. тебе охота с ними возиться?» – спросил я однажды друга. «Они … мои  друзья», ­ ответил мне Петька.  Слова для справок: даже, почти, неужели, же, лишь,  ­ Определите стиль отрывка ­ Составьте схему 1­го предложения. ­ Объясните орфограммы: темно­рыжего, возиться ­ Объясните пунктограммы в последнем и предпоследнем предложениях 11. Слово учителя Как вы поняли, частицы широко употребляются в текстах разных стилей. Роль  частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту  экспрессивность, емкость, выразительность. Многие русские писатели и поэты  употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал  частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз.  Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»? 12. Рефлексия    – О какой части речи мы говорили сегодня на уроке? – Что нового вы узнали? – В чём отличие частиц от других служебных частей речи? – Какова роль частиц в тексте? – Давайте вернёмся к постановке нашей цели. Достигли ли мы её? ­  Скажите ваше мнение об уроке   Слайд 19 сегодня я узнал… было интересно…  было трудно…  я выполнял задания…  я понял, что…  я научился…  у меня получилось …  я смог…  я попробую…  меня удивило…  мне захотелось…  13. Домашнее задание (на выбор):   Слайд 20 1) Выписать 6 предложений с частицами из басен И. Крылова. 2) Сочинить грамматическую сказку «Жила  – была частица…» Слайд 21

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Частица как часть речи" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2017