Урок русского языка на тему "Фразеологизмы" 2 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
23.04.2018
урок разработан по программе "Начальная школа XXI века" в соответствии с требованиями ФГОС. Обучающиеся знакомятся с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов, наблюдают за их значением и правильным употреблением в речи. Дети на протяжении урока создают книгу с заданиями по теме.
открытый урок.docx
Класс 2
Тема урока: «Значения фразеологизмов».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными)
сочетаниями слов, наблюдение за их значением и правильным
употреблением в речи.
Задачи урока:
1.
Учебный аспект – знакомство учащихся с фразеологизмами, обучение
нахождению их в речи и правильному употреблению; развитие
коммуникативных навыков, поиск необходимой информации в справочной
литературе, пополнение словарного запаса, развитие умения работать со
словарём.
2.
3.
Развивающий аспект – расширение общего кругозора учащихся,
развитие мыслительной деятельности и коммуникативной компетенции
учащихся;
Воспитательный аспект – воспитание культуры речи, обучение оценке
поступков людей с точки зрения нравственности.
Оформление урока:
Мультимедийная доска, презентация в программе PowerPoint, карточки с
заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Мы не будем писать в тетрадях, как это
обычно делаем на уроках русского языка. Мы сегодня будем с вами
издателями и постараемся создать книгу с заданиями. А название книги, я
думаю, вы мне скажете сами, когда прочитаете стихотворение на доске.
(слайд)
II. Актуализация знаний.
Глеб у доски повесил нос, краснеет до корней волос,
Он в этот час как говорится, готов сквозь землю провалиться,
О чём же думал он вчера, когда баклуши бил с утра?
Чем являются выделенные предложения? А что такое фразеологизмы?
Давайте объясним значение этих фразеологизмов.
(«Повесил нос» – был в плохом настроении, расстроился).
(«Краснеет до корней волос» – испытывает чувство стыда).
(«Сквозь землю провалиться» испытывает сильную неловкость, стыд).
(«Бить баклуши» бездельничать).
III. Сообщение цели и темы урока. Как будет называться наша книга? А с какой целью мы ее будем издавать?
Наверно информация и задания из этой книги помогут ученикам других
классов в изучении этой трудной темы «Значение фразеологизмов». Что мы
сегодня должны узнать на уроке? А для чего в речи употребляют
фразеологизмы?
IV. Наблюдение за значением фразеологизмов. Составление книги.
1 страница
Дома вы готовили сообщения об одном или нескольких фразеологизмах. Это
и будет первыми страницами нашей книги. Где вы находили значение
фразеологизма? (показать словари). На партах у вас лежат листы самооценки.
Найдите строку – 1 страница и оцените себя, как вы потрудились дома
(слайд)
• Засучив рукава + (усердно трудились)
• Спустя рукава v (делали небрежно)
• Сидели сложа руки – (ничего не делали, бездельничали)
А мы переходим к следующей странице.
2 страница Значение фразеологизмов. Какова цель нашей работы?
Расшифруй значение фразеологизма:
Работа в парах. Соедини фразеологизм и его значение
Ни свет ни заря думать
Язык без костей бездельничать
Пускать пыль в глаза близко
Гонять лодыря рано
Держать язык за зубами обманывать
Рукой подать болтливый
Ломать голову молчать
(проверка на слайде)
Обратимся к листам самопроверки, оцените свою работу на строке 2
страница.
• Засучив рукава +
• Спустя рукава v
• Сидели сложа руки –
Физминутка. – Если услышите фразеологизм – приседают девочки, если обычное
словосочетание – мальчики.
золотые руки, золотые зубы;
медвежья услуга, медвежья берлога;
волчий хвост, волчий аппетит;
горькая микстура, горькая правда;
выйти из себя, выйти из комнаты;
А мы переходим к 3 странице.
Вообще, фразеологизмов в русском языке очень много и часто среди них
встречаются близкие по смыслу. Как называются слова близкие по смыслу, по
значению? (синонимы). Сейчас мы как раз поговорим о таких фразеологизмах.
3 страница. Фразеологизмы синонимы. Какую работу мы будем
выполнять на этой странице?
Работа в группах.
У каждой группы на листе записаны фразеологизмы. Вам нужно подчеркнуть
только те, которые имеют определенное значение:
1 группа «Усердно, прилежно трудиться»
2 группа «Бездельничать»
3 группа «Мало»
4 группа «Быстро бежать»
С гулькин нос, сидеть сложа руки, что есть духу, не покладая рук, воробью по
колено, во всю прыть, лодыря гонять, не жалея сил, только пятки засверкали,
бить баклуши, во все лопатки, засучив рукава, со всех ног, до седьмого пота,
мчаться на всех парусах, ловить мух, в поте лица, кот наплакал, сломя голову.
Защита от каждой группы у доски и на слайде.
Обратимся к листам самопроверки, оцените свою работу на строке 3
страница.
• Засучив рукава +
• Спустя рукава v
• Сидели сложа руки –
Фразеологизмы бывают противоположные по смыслу. Как называются слова
противоположные по смыслу? (антонимы). 4 страница. Фразеологизмы – антонимы. Какова цель этой работы?
Сейчас вы будете работать самостоятельно. На цветных карточках вы должны
подобрать к фразеологическим оборотам антонимы из подсказки. И записать.
Заварить кашу –
Засучив рукава
За тридевять земель
Жить своим умом –
Фразеологизмы: рукой подать, жить чужим умом, расхлебывать кашу, спустя
рукава.
Кто справился с заданием, подойдите к листу самопроверки, проверьте свою
работу, в листе самооценки поставьте себе оценку за работу.
• Засучив рукава +
• Спустя рукава v
• Сидели сложа руки
5 страница. Фразеологический зверинец.
– А ещё люди наблюдали за повадками зверей и сравнивали с некоторыми
чертами характера человека. Я приглашаю вас посетить фразеологический
зверинец. (Учитель начинает, а дети дополняют фразеологизм):
Голоден как ...(волк)
Нем как ...(рыба)
Хитёр как ...(лиса)
Грязный как ...(свинья)
Труслив как ...(заяц)
Упрям как ...(осёл)
Здоров как ...(бык)
Болтлив как ...(сорока)
Изворотлив как ...(уж)
Колючий как ...(ёж)
V. Подведение итогов.
Что мы сегодня делали на уроке? С какой целью?
Что такое фразеологизмы?
– Какие бывают фразеологизмы?
– Где можно посмотреть значение фразеологизмов? – Для чего в речи используются фразеологизмы?
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание?
Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Фразеологизмы делают
нашу речь образной, выразительной, эмоциональной
VI. Рефлексия.
Весь урок вы работали с листом самооценки. У вас осталась последняя
строка. Я прошу вас вспомнить свою работу в течение всего урока и
выставить себе итоговую отметку.
• Засучив рукава +
• Спустя рукава v
• Сидели сложа руки
Я соберу ваши работы, проверю и выставлю вам отметки за урок.
VI. Домашнее задание
На дом у вас будет задание на карточках. Вы должны угадать
фразеологические загадки:
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,
вмешиваясь не в свое дело._____
Её заваривают, затевая какоенибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом
расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;
её «просит» рваная обувь, она в голове у вечных путаников.___________
Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в
рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы
нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.______________
Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека,
который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться;
его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.__________
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чтото не понимают; не белье, а
их развешивают чрезмерно доверчивые люди.________________
Урок русского языка на тему "Фразеологизмы" 2 класс
Урок русского языка на тему "Фразеологизмы" 2 класс
Урок русского языка на тему "Фразеологизмы" 2 класс
Урок русского языка на тему "Фразеологизмы" 2 класс
Урок русского языка на тему "Фразеологизмы" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.