Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал поможет уточнить и систематизировать знания учащихся об ударении, научиться определять ударение в слове и обозначать его графически, научиться понимать значение ударения в речи, развивать речь; совершенствовать навык письма; расширять кругозор; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся
Иконка файла материала конспект урока (2).docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  "Амвросиевская школа №4"  Амвросиевского района Донецкой Народной Республики Открытый урок  русского языка во 2­Б классе Тема: «Как определить ударный слог?» Подготовила и провела учитель начальных классов: Голосиенко Елена Александровнаг. Амвросиевка 2017г. Русский язык. 2 класс   Тема: Как определить ударный слог?   Образовательные цели:  Уточнить и систематизировать  знания  учащихся  об ударении, научиться определять  ударение в слове и обозначать его графически, научиться понимать значение ударения в речи. Развивающие цели:  развивать речь; совершенствовать навык письма; расширять кругозор; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся; Воспитывающие цели: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать умение общаться в коллективе;  воспитывать эстетический вкус учащихся, любовь к природе. Оборудование  Для индивидуальной работы: рабочая тетрадь, учебник.                                                                                                                                                                                                                   Русский знают все ребята                                                                                                                        В нашей солнечной стране.                                                                                                                        Как прекрасен и велик                                                                                                                        Русский, близкий нам язык!                                                                       Ход урока: I.  Организационный  момент. ­ Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами. Прозвенел для нас звонок Начинается урок Ровно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись, Тихо сели.  II. Актуализация знаний 1.Чистописание. ­ Приготовьтесь к письму.  Я тетрадь свою открою  И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою ­ Откройте тетрадь, запишите  число, классная работа. ­ Для чего каждый урок работаем над чистописанием? (Чтобы правильно и красиво писать) Какую букву будем писать? Дайте характеристику. (Буква «дэ» ­ согласная, имеет звуки    [д ]    и [д ۥ ] ; [ д ] –твердый и мягкий, парный, звонкий.) ­Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «д». Запишите эту букву, как она записана на доске. Ручку я вот так держу.  Сяду ровно, не согнусь За работу я возьмусь.Дд      дд    Дд     дд 2. Орфографическая минутка. Ежи в тишине чащи шипят на шишки. ­Запищите под диктовку. ­ Подчеркните знакомые орфограммы. ­ Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать эти слова? ­ Вертикальной чертой разделите слова на слоги. ­ В каком слове меньше всего слогов? (в предлоге на) ­ В каком больше всего слогов? (тишина) ­ В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? (ежи) ­ Подчеркните основу предложения. 3. Словарная работа. ­ Отгадайте загадку. Стоит матрешка на одной ножке,  Закутана, запутана. (капуста) ­ Какую букву нужно запомнить в слове? (а) ­ Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А. ­ Подберите однокоренные слова. (Капустный, капусточка, капустища, капустник (пирог) ­ Выделите корень, подчеркните букву А. III. Сообщение  темы и целей урока. ­ Внимание! ( Учитель ударяет в бубен) ­ Что вы услышали? (звук) ­ Почему бубен зазвучал? (Был удар по нему) ­ Послушайте, одинаковый ли звук от удара? ( Учитель ударяет по бубну слабее – сильнее)      (Нет, сначала тихо, потом громко) ­ А почему? От чего  зависит сила звука? ( От силы удара) ­ Ударить можно не только в бубен . «Ударить» можно и голосом. ­ Как вы это понимаете? (Значит что­то выделить силой голоса) ­ А кто уже догадался, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? ( Мы сегодня будем говорить об ударении) ­ Чему же мы  должны  научиться? (Определять в словах ударные и безударные слоги)  ­ Мы сегодня говорим про Ударение. ­ Оно прислало нам письмо.        Читают:             «Дорогие   ребята!  Я   хочу,   чтобы   вы   никогда   не   забывали  обо   мне,   поэтому   хочу   раскрыть секрет. Меня можно писать косой черточкой сверху вниз. Тогда я становлюсь похожим на тонкую ручку волшебного молотка. Я словно бью по ударному слогу молоточком и прошу:  « Произнесите ударный слог сильнее, громче!»            А ещё меня можно писать наоборот. Вести чёрточку снизу вверх. Как бы вытягивать ударный слог из слова. Я будто прошу:  « Тяните ударный слог в слове, выделяйте его голосом».           Вообще­то, ребята, пишите меня, как хотите. Хоть как молоток, хоть как дождик. Только никогда обо мне не забывайте. Я ведь не простая черточка, а почти волшебная.                                                                              Ваш друг ­ Знак Ударения». IV. Работа над новым материалом. ­ Откройте учебник на с.67. Прочитайте тему урока. ­ На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? 1.Выполнение упражнения  99, с.67 ­ Чем необычна запись стихотворения? (слова разделены на слоги). ­Что показывает знак над буквами? (ударение)­ Прочитайте строки, выделяя ударение голосом. ­ Запишите слова без деления на слоги. 2. Работа над правилом. ­ Прочитайте правило самостоятельно. ­ Что такое ударение? ­ Как произносится ударный слог? (тянется дольше, произносится громче, сильнее) ­ Слово  ударение  однокоренное слову  ударять.  Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? (по гласному) ­ Сколько ударных звуков может быть в слове? ­ Послушайте стихотворение. Мухо­мухо­мухомор, Уходи в дремучий бор. И сиди там на полянке,  Где живут одни поганки. ­ Приготовьте молоточки – кулачки. Кулачек поможет нам найти ударный слог. ( Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачек на парту при произнесении ударного звука, имитируя удар). V.Физкультминутка. На зарядку солнышко Поднимает нас, Поднимаем руки мы По команде «раз». А над нами  весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде «два».На доске записаны слова (кружки, замок)     ­ Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова. ­ Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете? (Потому что ударение падает на разные слоги.)     Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о посуде, а если поставить на последний слог, то говорится о геометрических фигурах . Во втором слове, если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота. ­ Молодцы! ­ Какой вывод мы можем сделать? ( Ударение может находиться на любом слоге. Ударение может менять смысл слов.)    ­ Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения) ­ Для чего же мы изучаем ударение? Игра «Цветочный магазин»     Я предлагаю им подарить цветы, которые сами соберёте. ( Работают в «Цветочном магазине» по рядам: первый ищет цветы с ударением на 1­ом слоге, второй – на 2­ом, третий на третьем.) ­ Какие цветы собрал первый ряд? Кто не согласен просигнальте  хлопком. ( розы, маки, лилия, ландыши, астра) ­ Второй ряд? (ромашка, пион) ­ Третий? ( одуванчики, васильки) ­ Молодцы вы справились с заданием.    VI. Закрепление изученного материала. 1. Выполнение упр.100, с.68. Самостоятельная работа. ­Каким образом можно определить ударение в слове? ­ Спишите, обозначьте ударение. Взаимопроверка. 2. Работа над словами.  ­ Немного поиграем. Придумайте и запишите слова по условным схемам.                                         ­ Посмотрите на придуманные слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным? ­ Любой Вспомните, как поёт кукушка? Выделяет ли она ударный слог? (Да) ­ Вот видите. Без ударения не обойтись и в природе. ­ Ему приходится много трудиться, а есть ли у него выходной? Давайте посмотрим. ­ Назовите слова в котором один слог. (Дети называют) ­ Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произношении  таких слов? (Нет) ­Какой вывод можно сделать?  ( Если в слове 1 слог, ударение можно не обозначать, второй – если в слове есть гласная ё) ­ Посмотрите  на картинки. Что на них изображено? ( самолёт, орёл, ёлка)  ­Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение.  ­Что заметили?  ( Ё – ударная) ­Верно, буква эта особенная, в словах, где есть эта буква она всегда ударная.  Вот и получилось, что у ударения есть выходные, когда оно не ставится.­ Что же это за слова, давайте повторим, когда ударение ставить не надо. ( Когда в слове один слог, когда есть в слове буква «ё»)   VII. Обобщение.  ­ Что мы изучали на уроке? ­ Как обозначается ударение? ­ Для чего нам ударение? ­ Как определить ударный слог? ­ Когда не ставится ударение? VIII. Итог урока. Рефлексия. ­Оцените свою работу на уроке. Продолжите мои предложения: ­Я понял, что… ­Было интересно… ­Было трудно… ­Мне захотелось… ­У меня получилось… ­На следующем уроке мы… ­  У  вас   на  столе  лежат  картинки   с  героями   мультфильмов.  Возьмите,   пожалуйста,  тот,  который соответствует вашему настроению.  ­ Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Возьмите   улыбающегося героя. ­ Настроение плохое,  задания были трудными, тогда возьмите грустного героя. Спасибо! ­Спасибо всем за урок. Молодцы!

Посмотрите также