Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"
Оценка 4.9

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
04.03.2018
Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"
Материал поможет уточнить и систематизировать знания учащихся об ударении, научиться определять ударение в слове и обозначать его графически, научиться понимать значение ударения в речи, развивать речь; совершенствовать навык письма; расширять кругозор; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся
конспект урока (2).docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  "Амвросиевская школа №4"  Амвросиевского района Донецкой Народной Республики Открытый урок  русского языка во 2­Б классе Тема: «Как определить ударный слог?» Подготовила и провела учитель начальных классов: Голосиенко Елена Александровна г. Амвросиевка 2017г. Русский язык. 2 класс   Тема: Как определить ударный слог?   Образовательные цели:  Уточнить и систематизировать  знания  учащихся  об ударении, научиться определять  ударение в слове и обозначать его графически, научиться понимать значение ударения в речи. Развивающие цели:  развивать речь; совершенствовать навык письма; расширять кругозор; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся; Воспитывающие цели: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать умение общаться в коллективе;  воспитывать эстетический вкус учащихся, любовь к природе. Оборудование  Для индивидуальной работы: рабочая тетрадь, учебник.                                                                                                                                                                                                                   Русский знают все ребята                                                                                                                        В нашей солнечной стране.                                                                                                                        Как прекрасен и велик                                                                                                                        Русский, близкий нам язык!                                                                       Ход урока: I.  Организационный  момент. ­ Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами. Прозвенел для нас звонок Начинается урок Ровно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись, Тихо сели.  II. Актуализация знаний 1.Чистописание. ­ Приготовьтесь к письму.  Я тетрадь свою открою  И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою ­ Откройте тетрадь, запишите  число, классная работа. ­ Для чего каждый урок работаем над чистописанием? (Чтобы правильно и красиво писать) Какую букву будем писать? Дайте характеристику. (Буква «дэ» ­ согласная, имеет звуки    [д ]    и [д ۥ ] ; [ д ] –твердый и мягкий, парный, звонкий.) ­Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «д». Запишите эту букву, как она записана на доске. Ручку я вот так держу.  Сяду ровно, не согнусь За работу я возьмусь. Дд      дд    Дд     дд 2. Орфографическая минутка. Ежи в тишине чащи шипят на шишки. ­Запищите под диктовку. ­ Подчеркните знакомые орфограммы. ­ Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать эти слова? ­ Вертикальной чертой разделите слова на слоги. ­ В каком слове меньше всего слогов? (в предлоге на) ­ В каком больше всего слогов? (тишина) ­ В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? (ежи) ­ Подчеркните основу предложения. 3. Словарная работа. ­ Отгадайте загадку. Стоит матрешка на одной ножке,  Закутана, запутана. (капуста) ­ Какую букву нужно запомнить в слове? (а) ­ Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А. ­ Подберите однокоренные слова. (Капустный, капусточка, капустища, капустник (пирог) ­ Выделите корень, подчеркните букву А. III. Сообщение  темы и целей урока. ­ Внимание! ( Учитель ударяет в бубен) ­ Что вы услышали? (звук) ­ Почему бубен зазвучал? (Был удар по нему) ­ Послушайте, одинаковый ли звук от удара? ( Учитель ударяет по бубну слабее – сильнее)      (Нет, сначала тихо, потом громко) ­ А почему? От чего  зависит сила звука? ( От силы удара) ­ Ударить можно не только в бубен . «Ударить» можно и голосом. ­ Как вы это понимаете? (Значит что­то выделить силой голоса) ­ А кто уже догадался, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? ( Мы сегодня будем говорить об ударении) ­ Чему же мы  должны  научиться? (Определять в словах ударные и безударные слоги)  ­ Мы сегодня говорим про Ударение. ­ Оно прислало нам письмо.        Читают:             «Дорогие   ребята!  Я   хочу,   чтобы   вы   никогда   не   забывали  обо   мне,   поэтому   хочу   раскрыть секрет. Меня можно писать косой черточкой сверху вниз. Тогда я становлюсь похожим на тонкую ручку волшебного молотка. Я словно бью по ударному слогу молоточком и прошу:  « Произнесите ударный слог сильнее, громче!»            А ещё меня можно писать наоборот. Вести чёрточку снизу вверх. Как бы вытягивать ударный слог из слова. Я будто прошу:  « Тяните ударный слог в слове, выделяйте его голосом».           Вообще­то, ребята, пишите меня, как хотите. Хоть как молоток, хоть как дождик. Только никогда обо мне не забывайте. Я ведь не простая черточка, а почти волшебная.                                                                              Ваш друг ­ Знак Ударения». IV. Работа над новым материалом. ­ Откройте учебник на с.67. Прочитайте тему урока. ­ На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? 1.Выполнение упражнения  99, с.67 ­ Чем необычна запись стихотворения? (слова разделены на слоги). ­Что показывает знак над буквами? (ударение) ­ Прочитайте строки, выделяя ударение голосом. ­ Запишите слова без деления на слоги. 2. Работа над правилом. ­ Прочитайте правило самостоятельно. ­ Что такое ударение? ­ Как произносится ударный слог? (тянется дольше, произносится громче, сильнее) ­ Слово  ударение  однокоренное слову  ударять.  Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? (по гласному) ­ Сколько ударных звуков может быть в слове? ­ Послушайте стихотворение. Мухо­мухо­мухомор, Уходи в дремучий бор. И сиди там на полянке,  Где живут одни поганки. ­ Приготовьте молоточки – кулачки. Кулачек поможет нам найти ударный слог. ( Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачек на парту при произнесении ударного звука, имитируя удар). V.Физкультминутка. На зарядку солнышко Поднимает нас, Поднимаем руки мы По команде «раз». А над нами  весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде «два». На доске записаны слова (кружки, замок)     ­ Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова. ­ Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете? (Потому что ударение падает на разные слоги.)     Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о посуде, а если поставить на последний слог, то говорится о геометрических фигурах . Во втором слове, если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота. ­ Молодцы! ­ Какой вывод мы можем сделать? ( Ударение может находиться на любом слоге. Ударение может менять смысл слов.)    ­ Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения) ­ Для чего же мы изучаем ударение? Игра «Цветочный магазин»     Я предлагаю им подарить цветы, которые сами соберёте. ( Работают в «Цветочном магазине» по рядам: первый ищет цветы с ударением на 1­ом слоге, второй – на 2­ом, третий на третьем.) ­ Какие цветы собрал первый ряд? Кто не согласен просигнальте  хлопком. ( розы, маки, лилия, ландыши, астра) ­ Второй ряд? (ромашка, пион) ­ Третий? ( одуванчики, васильки) ­ Молодцы вы справились с заданием.    VI. Закрепление изученного материала. 1. Выполнение упр.100, с.68. Самостоятельная работа. ­Каким образом можно определить ударение в слове? ­ Спишите, обозначьте ударение. Взаимопроверка. 2. Работа над словами.  ­ Немного поиграем. Придумайте и запишите слова по условным схемам.                                         ­ Посмотрите на придуманные слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным? ­ Любой Вспомните, как поёт кукушка? Выделяет ли она ударный слог? (Да) ­ Вот видите. Без ударения не обойтись и в природе. ­ Ему приходится много трудиться, а есть ли у него выходной? Давайте посмотрим. ­ Назовите слова в котором один слог. (Дети называют) ­ Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произношении  таких слов? (Нет) ­Какой вывод можно сделать?  ( Если в слове 1 слог, ударение можно не обозначать, второй – если в слове есть гласная ё) ­ Посмотрите  на картинки. Что на них изображено? ( самолёт, орёл, ёлка)  ­Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение.  ­Что заметили?  ( Ё – ударная) ­Верно, буква эта особенная, в словах, где есть эта буква она всегда ударная.  Вот и получилось, что у ударения есть выходные, когда оно не ставится. ­ Что же это за слова, давайте повторим, когда ударение ставить не надо. ( Когда в слове один слог, когда есть в слове буква «ё»)   VII. Обобщение.  ­ Что мы изучали на уроке? ­ Как обозначается ударение? ­ Для чего нам ударение? ­ Как определить ударный слог? ­ Когда не ставится ударение? VIII. Итог урока. Рефлексия. ­Оцените свою работу на уроке. Продолжите мои предложения: ­Я понял, что… ­Было интересно… ­Было трудно… ­Мне захотелось… ­У меня получилось… ­На следующем уроке мы… ­  У  вас   на  столе  лежат  картинки   с  героями   мультфильмов.  Возьмите,   пожалуйста,  тот,  который соответствует вашему настроению.  ­ Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Возьмите   улыбающегося героя. ­ Настроение плохое,  задания были трудными, тогда возьмите грустного героя. Спасибо! ­Спасибо всем за урок. Молодцы!

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"

Урок русского языка на тему "Как определить ударный слог?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018